Духовная сфера общества 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура и духовная жизнь общества.

Индивид, индивидуальность, личность

Свобода и ответственность

Какие сферы жизни общества вам известны?

Что входит в культурную (духовную) сферу?

Какая наука изучает культуру?

Культура общества является составной частью духовной сферы жизни общества.

Что такое культура?

Определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;

Способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;

Совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;

Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

Степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;

Мера развития человеческой природы.

Культура ( широкий смысл) – все, что создано руками человека.

Виды культуры?

Ученые представляют разные варианты культурных компонентов

Но самый распространённый

Что включается в понятие культура?

Элементы культуры

1. Знаки, символы, понятия , воплощающиеся в языке. Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т. д.).

2. Отношения . В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое отношение к культурным реалиям. Скажем, существуют сообщества, где отношение к старикам, умудренным опытом членам семьи исключительно почтительное. Или, напротив, сообщества, где отношение к детям исполнено заботой и вниманием, которой не встречают старшие их члены.

3. Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может.

4. Нормы и правила . Стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой принадлежит (обычаи и этикет).

Что такое этикет и обычаи?

Функции культуры – какие?

Элитарная (или высокая) культура что это? – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бирюшева Лилия Рамилевна

Чистопольского муниципального Района РТ.

конспект фрагмента урока по обществознанию для 6-х классов

Форма урока : введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: проблемно-диалогический

Цели урока :

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2 . Выделять существенные признаки общества.

3 .Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные -владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект).

3 .Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии ; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи:

Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс).

1.Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Постановка проблемы.

Определение темы урока.

Формулировка проблемы.

2.Актуализация знаний

Вспомним то , что пригодится нам для решения нашей проблемы.

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

- Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

- Какие мы знаем древние общества, государства?

- Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

- Каковы были основные занятия людей?

- На какие группы делились общества?

- Кто и как управлял людьми?

- Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

3.Поиск решения (открытие нового знания)

Работа с текстом в режиме технологии продуктивного чтения.

- Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать.

- Проверьте свои предположения, прочитав текст. Совпали они или нет и в чем.

- Сделайте выводы. (Учитель всячески поощряет монологическую речь учащихся)

Учитель обобщает выводы учащихся :

- Итак, мы сделали

А.вывод о том , что общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

- А теперь давайте посмотрим , что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

(перед детьми раздаточный материал : пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

2.Открыв учебник, самостоятельно изучить материал на стр.12-14.

3.Выявить ошибки (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что. итд)

Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.

Сравниваем наши выводы с авторским на стр.14 учебника. Чьи версии подтвердились?

Применение нового знания.

Первичное закрепление.

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать и сдать учителю для проверки от групп.

А1.Производство материальных благ относится к

А2.Распредели по сферам:

1.нации А.духовная сфера

2.президент Б.экономическая сфера

3.религия В.политическая сфера

4.книги Г.социальная сфера

А3.Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:

Православие,христианство,католицизм,мусульманство,наука,иудаизм,индуизм .

А4.К экономической сфере не относится :

Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.

(количество и сложность вопросов в тесте зависит от уровня класса и времени на уроке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Урок 9. Социальная сфера общества

Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структу­ры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладе­ют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргумен­ты в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою

точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творче­ских способностей через активные формы деятельности; осозна­ние необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Подготовила: Хохлова Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие ученики. Мы изучили одну из интерес­нейших тем нашего курса, пришло время ее повторить.

Вам предстоит выполнить тест, который состоит из заданий трех уровней: задания уровня А - это задания с выбором ответа; задания уровня В - это задания с кратким ответом; задания уров­ня С - задания со свободным развернутым ответом.

II. Выполнение теста
Уровень А

А1. К духовным ценностям относятся:

А2. Система образования регулируется:

A3. К мировым религиям не относится:

А4. Способность личности к моральному самоконтролю на­зывается:

А5. Нормы морали охраняются:

А6. Верны ли следующие суждения о самообразовании? А. Самообразование необходимо для успешного обучения. Б. Самообразованием необходимо заниматься для повыше­ния индивидуального уровня культуры.

оба суждения верны;

оба суждения неверны.

А7. Что не относится к общественным наукам?

А9. К средствам массовой информации относится:

А10. Фундаментом духовной жизни общества является:

В 4. Установи соответствие:

1. Создание художественных образов

2. Выдвижение гипотез

4. Формирование чувства прекрасного

5. Новые достоверные знания

А. Наука Б. Искусство

В5. К моральным нормам относятся:

уважение к другим народам;

преданность и любовь к Родине;

бережное отношение к природе;

любовь к искусству;

честное исполнение долга.

Второй вариант урока

Ситуация. Представители двух планет одновременно открыли в космосе еще одну населенную живыми существами террито­рию. Они сделали это одновременно, но планеты находятся на разном расстоянии от новой - одна является ближайшим соседом, а другая - довольно далеко.

Формируются 3 группы.

Местные жители (они могут подразделяться на неприми­римых фанатиков и разумных). Аборигены находятся на более низкой стадии технического развития, чем пришельцы, поэтому вести успешные боевые действия местные жители не смогут. Их общество построено на традициях и обычаях, у них есть старей­шины и жрецы, вождь и дружинники. В ходе обсуждения ситуа­ции в группе могут возникнуть следующие подходы: вести войну со всеми пришельцами, даже если она приведет к уничтожению всех мирных жителей; попытаться договориться с одной из сто­рон и воевать против другой - тогда в любом случае пришельцев будет уже меньше; начать политику лавирования и стравливания пришельцев между собой, чтобы они истребили друг друга; попы­таться установить мирные отношения, выяснить интересы сторон и найти общие точки соприкосновения; продать часть своей пла­неты в обмен на определенные блага для своего народа.

Ближние соседи (мирные жители и военные отряды). Они находятся на более высоком уровне технического развития, рас­стояние позволяет добраться до новой планеты не только единич­ным отрядам специально подготовленных военных, но и простым

мирным жителям. Поэтому численность пришельцев достаточно велика. На их планете существует проблема перенаселенности, а здесь аборигены занимают лишь небольшую часть имеющейся территории. Возможные позиции: аборигены должны уступить часть территории, им и так достаточно, пусть живут по своим законам, но не вмешиваются в жизнь поселенцев; лучше истре­бить всех местных жителей, потому что они дикари и не дадут спокойно жить пришельцам, тем более сделать это будет не очень сложно; наладить дружеские отношения с аборигенами и при­шельцами с дальней планеты; натравить аборигенов на дальних пришельцев и сполна воспользоваться результатами.

3. Дальние пришельцы (представлены завоевателями-воен­ными). Их цивилизация является самой передовой, но предста­вителей на этой планете не так много, и боевые действия могут быть неудачными. Кроме того, завоеватели не собираются вести серьезное хозяйство, так как планета расположена слишком дале­ко. Возможные позиции: оставить эту планету и не сотрудничать ни с кем; покорить всех и показать свою силу, так как плане­та может пригодиться для дальнейших испытаний; защитить аборигенов от соседей и сохранить их культуру; попробовать договориться.

Учащиеся могут также придумать строй государств, которые они представляют (в первую очередь это касается пришельцев), и от этого будет зависеть их поведение и выбранная стратегия в данной ситуации. Важно рассмотреть выбор стратегии каждой группы. Возможно, первоначально группы выберут свою стра­тегию после небольшого обсуждения, а затем вернутся к этому вопросу после того, как узнают позиции других групп. При этом с игровой точки зрения важно не давать группам возможности соотносить свои позиции друг с другом. Скорее всего, решения групп будут негативно восприниматься другими сторонами (мож­но спрашивать их мнение после высказывания позиции одной группы).

Если все стороны (или одна из них) выберут путь войны или конфликта, то преподаватель должен продолжить ситуацию, ска­зать, что долгие войны и противостояние не привели к решению вопроса, и тогда нужно провести большой конгресс и выработан, общие правила (законы). Группы предлагают по 3 закона, затем обсуждают плюсы и минусы каждого и проводят голосование. Закон становится общим только при согласии всех трех групп.

Предварительно стоит обсудить важные вопросы. Какой язык следует использовать мри встрече? Какие наказания пре­дусматриваются за нарушения законов? Кто должен совершать правосудие?

Если группы сумеют выработать совместные правила и за­коны, то в дальнейшем можно предлагать ситуации с их наруше­нием. Например, аборигены во время охоты случайно наносят ущерб посевам (им было необходимо добыть пропитание, иначе грозила гибель от голода), оскорбление местного бога пришель­цами (в виде грубого высказывания, осквернения культового места), убийство (военные с дальней планеты убили представи­теля другой стороны, приняв его за шпиона, когда тот заблудился и случайно попал в зону военного объекта).

Данное занятие позволит сформировать обстановку заинте­ресованности учащихся в изучении курса, а также даст им воз­можность сделать первые шаги по пути совместной работы для решения поставленной задачи или проблемной ситуации. Вме­сте с тем, могут возникнуть сложности - подобная игра требует много времени; при достаточно высоком уровне конфликтности в классе может возникнуть тупиковая ситуация; учащимся не­обходимо творчески относиться к своей роли, иначе игра будет скучной и формальной; не должно быть давления авторитета от­дельных людей, иначе решение будет принято без учета общих настроений.

Читайте также: