Китай индия 10 класс всеобщая история конспект

Обновлено: 07.07.2024

Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию с дравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды появились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам.

Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые юрода. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели цивилизации неизвестна. Одни ученые предполагают, что постепенно ухудшался климат, другие — что Инд изменил свое течение и перестал орошать поля горожан, третьи — что на города стали наступать джунгли.

Во 2 тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоариев) — двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Харапскую цивилизацию. Теперь доказало, что первые города погибли за 500 лет до прихода ариев. Тем не менее, арии вели жестокие войны с дравидами, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывается в священных книгах ариев — Ведах — сборниках гимнов в честь богов. Со временем шло слияние ариев с местными народами. Завоеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на языке ариев.

Варны и касты.

После прихода ариев на севере Индии образовались многочисленные государства во главе с вождями ариев — раджами. Особенностью общества ариев было его деление на варны, но основным занятиям и обязанностям — жрецы (брахманы), воины и правители (кшатрии)и скотоводы (вайшии). После прихода в Индию перегородки между варнами стали непроходимыми. Члены третьей варны помимо скотоводства начали заниматься земледелием и ремеслом. Появилась и четвертая, низшая варна шудр — слуг. В нее входили местные жители, признавшие власть ариев.

Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и нечистот, палачи). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.

Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в Ману. Ману — прародитель всех людей, установивший порядки на земле. Законы Ману не являлись законами о наказаниях за преступления, подобно законам Хаммурапи. Это сборник, Устанавливающий правила повеления. В законах определялись взаимоотношения членов различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могущественнее брахманов. Встречались и богачи среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, со временем появилось немало обедневших брахманов, ведущих нищенскийобраз жизни.

Индийское общество.

В долине Ганга росли ячмень, пшеница и хлопок. Здесь впервые научились выращивать сахарный тростник. Всюду славились индийские хлопчатобумажные ткани. Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались в совместном владении всей общины. Часто индийцы работали всей "общиной.

Индийские государства.

В середине I тысячелетия до н.э. западные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государство. После долгой борьбы правитель государства Магадха захватил некоторые соседние царства. Так в Индии возникла первая Держава. Развитие хозяйства в большом государстве значительно ускорилось. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти вМагадеки пришел кшатрий Чандрагупта, основавший государство и династию Маурьев.

Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при внуке основателя новой династии царе Ашоке (268 — 231 гг., до н.э.). Ему удалось завоевать почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Ашока известен не только как завоеватель, но и как мудрый справедливый правитель. Были снижены подати, отменены слишком суровые законы, приняты меры против злоупотреблений должностных лиц. Открывались больницы и приюты для бедных. После смерти Ашоки началось ослабление державы Маурьев и ее распад, который ускорило нападение соседей. В I в. н.э. в области, где соприкасаются Индия, Афганистан и Центральная Азия, возникла Кушанская держава. Ее правителям удалось покорить значительную часть Северной Индии. Позже индийцам удалось освободиться от их власти. К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые затем вновь были объединены под властью государства Магалхи.

Зарождение древнекитайской цивилизации.

Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они заселили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли.

Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые поселения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов было необходимо не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах.

Государства Шан и Чжоу.

В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с соседями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей.

Объединение Китая.

Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель, в правление Цинь Шихуанди были увеличены подати с населения малейшее преступление в рабство обращали не только преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах.

На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие опустошительные набеги на Китай. Синь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила.

Государство Хань.

Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань.

Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый (период существования государства Хань стал временем расцвета (хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на (западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель.

Общество и управление в Древнем Китае.

Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания.

Семья считалась в государствах Чжоуи Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков.

В государстве Хань но многом сохранился порядок управления созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к своим отцам, а жители страны так же относились к чиновникам.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Конспект урока по всеобщей истории в 10 классе на тему

Цель. Сформировать систему представлений о средневековой Индии, изучить периодизацию средневековой Индии, дать характеристику социополитическому устройству Индии, проанализировать строение общества, ознакомить с религией и культурой Средневековой Индии; создать условия для развития умений анализировать материал, работать с иллюстрациями, сравнивать однотипные явления; содействовать в ходе урока воспитанию познавательного интереса к предмету; уважительного отношения к истории других стран.

1. Организационный момент

2. Проверка д/з

Работа по карточкам (тестовые задания)

- Каковы особенности Средневековья на Востоке?

- Как возник ислам?

- Дайте краткую характеристику Арабского халифата

-Мы с вами уже рассмотрели период Средневековья в Западной Европе, Византии, перешли к Востоку. Познакомились с исламским миром с эпоху Средневековья. И продвигаясь дальше по карте, назовите страну, которую мы будем с вами изучать на уроке. (ответы учащихся)

Также, как и при изучении других стран мы уделим внимание следующим вопросам: периодизация, государственное устройство, строение общества, экономическое развитие, культуру и науку Индии.

4. Актуализация опорных знаний учащихся

Индия – одна из самых прекрасных стран мира. Уже с детства каждый из вас начинает узнавать, что - то об Индии. Сначала это всемирно известные сказки, а затем рассказы Киплинга и других писателей. И поэтому эта страна, как мне кажется, очень интересная и волнующая. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна и в этом ее красота.

Современная Индия – это страна, интенсивно развивающаяся и уверенно идущая в будущее. В этом немалую роль сыграло сотрудничество России и Индии, что открывает большие возможности для обеих стран в будущем. И нужно начинать его с культурного обмена.

- Что на данный момент мы знаем об Индии из географии, литературы, истории?

5. Восприятие и осознание нового материала

1. Вехи истории.

2. Социополитическое устройство

3. Касты и община

4. Религия и культура

1. Вехи истории.

1. Расставить в хронологической последовательности существования государственных образований на территории Индии

- Империя Великих Моголов

- Исламское государство Бахмани, индусское государство Виджаянагар.

- Многочисленные государства в Северной Индии

Запиши в правильной последовательности вехи истории Индии, их хронологические рамки, дайте краткую характеристику каждому периоду.

(империя Гуптов IV - VI вв

Многочисленные государства в Северной Индии VII - XII

Делийский Султанат – XIII - XVI вв

Исламкое государство Бахмани, индусское государство Виджаянагар – XIV - XVI вв.)

2. Социополитическое устройство

- Скажите, можем ли мы сказать, что политическое устройство Индии отличалось от стран Западной Европы, Византии, Арабского халифата.

- В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и короткие периоды централизации власти. Мусульманские завоевания полностью изменили устройство Индии.

Поработав в группах, давайте дадим анализ социополитического устройства каждого из них.

Работа в группах.

1 группа – социополитическое устройство мелких княжеств;

2 группа – социополитическое устройство крупных централизованных государств;

3 группа – социополитическое устройство государства после мусульманского завоевания

3. Касты и община

- Особенностью индийского общества было сохранение варно-кастовой системы, возникшей еще в Древнем мире.

Рассмотрите иллюстрации, попытайтесь сформулировать определение, что такое варны, назовите, какие варны существовали в Индии

Глава IV. Современный мир. (2 часа)

Тема 25. Глобализация и новые вызовы XXI в.

Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы.

Тема 26. Международные отношения в конце XX - начале XXI в.

Тема 27. Культура и искусство в XX – нач.XXI в.

Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального (философия жизни, психоанализ).

Формирование новой художественной системы периода модернизма (1880—1960-е гг.). Рождение искусства авангарда, провозглашающего полную свободу творческого самовыражения (абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.).

Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература.Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.).

Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества. Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе.

Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Введение государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в деревне. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.

Великая российская революция 1917 г.

Первые революционные преобразования большевиков

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлых уроках мы с вами знакомились с тоталитарными режимами 1930е г. Италия, Германия, Испания. Давайте вспомним признаки тоталитарного режима.
2.1.Перейдем к опросу.
Вопросы для устного фронтального опроса:
Вопросы: Германия
1.Какую цель правительство ставило в экономике, на что направлена, какие органы создавались. Закон об организации национального туда.

общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне.

Закон об организации труда (январь 1934) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции.
2.Внешняя политика Германии
Вопросы: Италия

1. Создание корпоративной системы, что было сделано, какую функцию выполняла

2. Присутствуют ли общие черты в фашизме Италии и Германии

-не был принят испанским народом;

-движение не смогло обрести массовой социальной базы;

-режим был навязан военной силой при помощи фашистких государств;

-сохранить режим мог Франко прежде всего при помощи террора, неприкрытого насилия над обществом;

-жестокий контроль над прессой;

-чтобы стереть классовые различия

-понятие рабочий и предприниматель заменили словом производитель.

2.Левый лагерь- представлен разнородными партияи.

Партии: исрп, кпи, социалистическая партия Католонии, нкт

правый лагерь-коалиция правых и консерваторов –сэда.

фашисткие организации-объединившиеся в испанскую фалангу.

3.-консерваторвативные силы, монархисты, фалангисты и военщину организация заговора против республики.

-центр заговора традиционно консервативные области Испании и Марокко.

-республиканскому правительству пришлось создавать свою регулярную армию.

-в состав входили добровольцы из разных стран, интернациональные бригады, что позволило отстоять Мадрид.

-в первый год удалось сохранить блок партий Народного фронта, привлечь к сотрудничеству синдикалистов.

3. Работа над темой урока
3.1.Учитель: Парижская мирная конференция не удовлетворила ожидания колониальных народов и зависимых стран. В планы колониальных держав не входило предоставление независимости своим колониям. А для крушения колониальной системы не создавалось международных условий.
Вспомним что означает понятие Модернизация словарь с.340

Модернизация- это
1.процесс социальных изменений и реформ в обществе;
2. процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу;

3. сознательная установка на проведение преобразований в обществе с учетом опыта других стран

Учитель: Страны Востока ставили для себя одну общую основную задачу:

Как вы думаете, какую? (В тетрадь)

- вырваться из зависимости;

-встать на путь ускоренного социального и политического развития
Данные проблемы смогла преодолеть только Турция, при помощи революции.

Революции в Турции

1906 – 1908гг. – младотурецкая революция.

1918 – 1923 гг. – Кемалистская революция: Революция названа именем лидера Мустафы Кемаля.
Вывод:Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата. И вступила на путь капиталистического развития.
Что касается революции в Китае, то она не была на столько успешна и решила только одну задачу –свержение маньчжурской династии.

Ирак в 1932г. и Египет в 1936г. обрели независимость, однако присутствие английских войск сохранялось.
3.2. Работа с текстом учебника с.101-103

Записывают в тетрадь Причины отставания:

сопротивление традиционных обществ внешним влияниям;

сложность поиска синтеза (соединения) местной традиции и опыта Европы;

политика колониальных держав: подавление и угнетение.

3.3. Практическая часть: Работа с текстом учебника пар.12.

Читайте также: