Конспект занятия краснодарский край

Обновлено: 05.07.2024

Программные задачи: Продолжать обогащать знания детей о понятии – малая родина, закреплять желание знать особенности культуры и истории Кубани. Познакомить детей с историей образования города Екатеринодара и станиц края. Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: Малая родина, Кубань, грамота, предки, казаки, курень, хата, Екатеринодар, урочище.
Предварительная работа: Чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток о родном крае, беседы с детьми, разучивание стихотворений, кубанских народных игр.
Методы и приемы: Беседа, вопросы и ответы, рассматривание иллюстраций, открыток, художественное слово, игры.
Материалы: Глобус, иллюстрации, открытки, фотографии, папаха, подкова.

- Ребята, я хочу вас пригласить в небольшое , но интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Глобус).
- Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь! Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Называется он – глобус, уменьшительная модель нашей земли. Давайте повнимательнее его рассмотрим и загадка покажется простой. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Моря, океаны, реки). Коричневым и желтым? (Горы и пустыни). Зеленым?(Леса и долины). Белым? (Ледники).
- На земле живет очень много народов. Я назову страну, а вы народ, который там живет.
В Америке – (американцы),
В Англии – (англичане),
Во Франции – (французы),
В Белоруссии - (белорусы),
В Украине - (украинцы),
В России – (россияне).

- Молодцы! А теперь давайте найдем на глобусе нашу Родину – Россию. Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками. Послушайте стихотворение, оно вам понравится.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями полными,
За реки разлитые в пламени синем,
Тебя по–славянски назвали Россией.

- Россия, это наша большая, замечательная Родина. Но у каждого человека есть место, где ему особенно тепло, уютно, хорошо, где жили и живут его предки. Недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, дедушек и бабушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
(Родственники, родня, родичи, предки).
- Правильно, дети, близкие предки – это ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня я вам расскажу историю возникновения Кубани. Присаживайтесь рядком, да послушайте ладком.
- 500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди (скифы, меоты, греки), затем Кубань населяли адыги. Позже царица Екатерина II подарила землю кубанскую казакам за верную службу и переселила их для охраны границ южного царства. Увидев кубанскую землю, казаки обрадовались, земля была покрыта степями, поросшими густой травой, ковылем, терновником.
Долго шли казаки, наконец, подошли к высокому берегу реки Кубани.

Там, где выгнула русло река,
Как подкову у глинистой кучи,

На высоком берегу реки Кубань, в урочище Карасунский кут заложили переселенцы крепость, построили укрепление, с нее и начался город Екатеринодар. Ему суждено стать столицей казачьего края. А затем, построили еще сорок станиц по всей земле кубанской. Строительство велось по плану. В центре станицы- площадь, церковь, школа. Хаты-курени строились из местных природных материалов: хвороста, камыша, глины , соломы. Хаты белили, чтобы было красиво. Так и жили казаки; наши предки, выращивали хлеб, сажали сады, виноградники, растили скот. А самое главное охраняли южные границы от набегов врагов. Земля кубанская стала еще красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья. (Показ иллюстраций Екатеринодара, станиц, домов, убранства старых хат - куреней, одежды казаков и казачек).

-А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
-Ты подкову получай, на вопросы о Кубани быстро отвечай!
(Дети получая подкову, отвечают на вопросы, которые воспитатели дают из папахи).
1. Где мы живем?
2. Как по-другому называется наш край?
3. Назови главный город Краснодарского края?
4. Как он раньше назывался?
5. В честь кого он был назван?
6. Сколько лет Екатеринодару?
7. Кто населял Кубань раньше?
8. Для чего подарила Екатерина II землю казакам?
9. Как называется самая главная улица Краснодара?
10. На какой реке стоит Екатеринодар?
11. Какие города и станицы вы знаете?
12. Как называется наша станица?
- Молодцы, ребята! Теперь вы можете рассказать о том, что вы сегодня узнали своим друзьям и родителям. А сейчас София и Макар расскажут стихотворение.

С. –Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там вечер просторный и песня простая.
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают.
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться!
М.- Люблю тебя, край мой, простор Краснодарский,
И труд хлебороба, и песни, и пляски.
И пыль под копытами на ипподроме,
И яркую лампочку в маленьком доме,
Улыбку и радость на лицах казачьих,
Суровых и смуглых, простых, но горячих.
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.

- А сейчас я расскажу вам стихотворение о нашей замечательной станице:

Я люблю тебя, станица,
Хоть не Родина ты мне,
За поля твои пшеницы,
И вишневые сады.
Ты ночами снилась часто,
Сновидения сбылись.
Я хочу, чтоб оставалась
Ты такой, какая есть!
Ты живи, не обижайся,
Что кому-то не нужна.
Не всегда и людям сладко,
Тем, что сердцу дорога.
Возвращаются ведь птицы,
Как на Родину к тебе.
Расцветай, живи станица,
Ты нужна не только мне.

Цель: воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Краснодару.

1. развивать интерес к прошлому и настоящему своего края;

2. воспитывать любовь и чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная подготовка : рассматривание альбомов и открыток с изображением, достопримечательностей и улиц города и края, знакомство с гербом, флагами Краснодара и Кубани, слушание гимна Кубани.

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что у каждого жителя Земли есть своя Родина. Это место, где он родился и живёт. Как называется наша малая родина?

-Да, мы с вами живём в Краснодарском крае, для нас он родной. С детских лет человеку близко и дорого, то место, где он родился, рос, учился и сделал первые шаги в самостоятельную жизнь. Для нас таким местом стал Краснодарский край.

-Кто из вас знает, как еще называют наш край? Почему?

-Верно, наш край называют Кубанью. Это название главной реки края. Я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю.

(2 слайд) - работа с картой.

Краснодарский край (Кубань) - самый южный регион России. Краснодарский край граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Грузией. Кубань - край двух морей : Азовского и Черного.

(3 слайд) - Флаг и герб Краснодарского края.

Значение цветов флага Кубани:

синий - цвет мира,

малиновый - благополучия и радости,

зеленый - цвет дружбы.

(4 слайд) – Гимн Кубани.

(5 слайд) – По местам боевой славы.

В грозные годы Великой Отечественной войны все, от мала до велика, считали своим долгом сражаться за свободу Родины. Проявляя небывалое мужество и героизм, волю и верность Родине, Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации и полными кавалерами ордена Славы стали 338 уроженцев Кубани.

Малая земля г. Новороссийск,

Новороссийск – он город славы!

Победы отпечаток здесь.

Следы войны остались с нами

И голос тех далёких лет…

Когда здесь люди умирали

И защищали честь свою,

Мы помним всех погибших в том бою.

Всё то, что сделали для нас Вы

Забыть нельзя никак

Вы наши жизни отстояли

И это не пустяк!

Мы с вами плавно перемещаемся в город Тимашевск. кто не знает о подвиге русской матери Степановой Епистинии Федоровны и ее девяти сыновей, которые грудью стали на защиту Родины. Ее старший сын Александр погиб в годы гражданской войны. В боях на Халкин-Голе в 1939г. был убит Федор. В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в фашистских застенках, в партизанском отряде погибли Василий, Иван, Илья, Филипп, Александр. Самому младшему Александру за подвиг при форсировании Днепра в 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Павел пропал без вести. Получила мать похоронку и на Николая. Однако вернувшись с фронта, через некоторое время он умер от полученных на войне ран. Годами ждала Епистиния Федоровна с войны сыновей, но они не вернулись. В 1975 г. в Тимашевске был открыт музей, а через семь лет на хуторе 1-го Мая состоялось открытие мемориального Дома-музея семьи Степановых. Здесь мать в фотографиях собрала под одной крышей всех своих детей. В музее хранится то, что долгие годы так берегла она — письма сыновей с фронта, баян, скрипку, на которых они играли, тетрадь со стихами Павла, ноты, написанные рукой Василия.

На больших руках усталой матери

Умирал её последний сын.

Полевые ветры тихо гладили

Серебристый лен его седин.

Гимнастёрка с воротом распахнутым

Задубела пятнами на нём.

Опадала кровь его огнём.

— Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,

Я ль тебя, родной, не берегла?.

Кудри эти белые,

Силу богатырскую дала.

Думала — сойдутся в жизни праздники…

Ты последней радостью мне был!

А теперь твои закрылись глазоньки,

Белый свет в ресницах

Увидав её слезинку грустную,

Обступили мать среди полей

Девять бед, разбивших сердце русское,

Девять павших в битве сыновей.

Стыли танки, громом раскурочены,

Заступали кони повода.

. Встала мать в селе на главной площади

И окаменела навсегда

(10 слайд) – Кубань – житница России.

Казаки очень любят свою землю и нежно о ней заботятся. Именно поэтому Кубань называют всероссийской житницей, жемчужиной России. Наиболее почетная профессия у нас в крае, конечно, хлебороб. В любую погоду: в снег, дождь, нестерпимую жару - он заботится о том, чтобы на нашем столе всегда был душистый каравай.

(11-14 слайд)Курорты Кубани: Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Новороссийск, Ейск.

(15 слайд) – Этнографический комплекс "Атамань" – крупнейший и единственный в своем роде в России музей под открытым небом.

В 2014 году в городе Сочи прошли Зимние Олимпийские игры 2014. Наши спортсмены выиграли 33 медалей в различных видах соревнований, это самое большое количество медалей из всех стран-участниц.

1. Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)

2. Новая посуда вся в дырах. (решето)

3. Желтый шар сыплет жар. (солнце)

4. Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушник)

5. Длинная палка в железо нарядилась, в работе пригодилась. (лопата)

6. Стали парни в ряд, проходить не велят. (плетень)

Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наш Краснодарский край. С днём рождения, любимый наш край!

Чтение стихов о малой родине.

Ты – Кубань, ты – наша Родина

Нет тебя прекрасней.

Нет земли богаче и щедрей,

Ты – жемчужина страны моей!

Хороши кубанские просторы,

Плодородна щедрая земля,

Нивы необъятные, как море,

Край казачий – Родина моя!

Люблю тебя, мой край пшеничный.

Люблю тебя, казачья стать.

Ты жаворонок над станицей,

Ты мой кумир и моя мать!

Ты красив и весел,

Край хлебов и песен,

Край наш, Краснодарский.

Вот мы и совершили увлекательную экскурсию по краю. Вы многое узнали о Кубани, о ее истории и традициях. Я думаю, что где бы вы не оказались, вы всегда будете любить и помнить свою малую родину.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия в подготовительной группе

Цель непосредственно образовательной деятельности:

Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на красоту окружающего мира.

- учить радоваться новому облику нашей малой родины;

- формировать представление о животном и растительном мире Кубани;

- познакомить детей с историческим прошлым родного края,

- развивать память, мышление, зрительное восприятие;

- интерес к историческому прошлому Кубани;

-воспитывать нравственные качества, уважение и гордость за свою малую родину.

Проведена предварительная работа:

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на мелодию песни, какая она разудалая, раздольная, широкая, красивая, такая, как наши кубанские степи, могучая, как наши высокие горы. Мы любим свой край, он особенный. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. Родина, Кубань - эти слова неразрывно связаны друг с другом.

До 19 века Кубань представляла собой не распаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось, она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться ее плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли ее поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. А что еще стали сажать вслед за пшеницей?

Дети: Стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить из него масло. Еще сажали кукурузу.

Воспитатель: Где впервые на Кубани были посажены виноградники?

Дети : Первые виноградники были посажены на Тамани, там подходящая для этого почва.

Воспитатель: Чем еще занимались кубанцы, что выращивали?

Дети: Занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А еще яблоки, груши, персики, абрикосы.

На полях растут картофель, капуста помидоры, огурцы.

Воспитатель: Ребята, теперь вы, наверное, уже представляете, какова наша необъятная страна, край, где мы живем. Как называется столица Краснодарского края?

Дети: город Краснодар.

Воспитатель : А как называется главная река?

Дети : Кубань - река

Воспитатель: Кубань берет свое начало высоко в горах и несет свои воды в Азовское море. Недаром наш край тоже называют Кубанью, как и нашу полноводную широкую реку.

Богат наш край, все у нас растет, зреет и в саду, и в поле, и в огороде. Отгадайте, про что я сейчас говорю.

1.В поле - метелкой,

В мешке - жемчугом. (Веник)

2. Как во поле, на кургане

Стоят девушки с серьгами. (Овес)

3. Мала малышка - золотая кубышка (Просо)

4. У закутанных девиц ветер волос шевелит (Кукуруза)

5. Из земли вырастаю, весь мир одеваю (Лен)

Воспитатель: Загадки вы разгадали, молодцы. А знаете ли вы, что кубанская земля - очень древняя. Она богата плодородной почвой, богата полезными ископаемыми: мрамором, рудой, газом.

В лесах обитает множество животных. Каких животных вы знаете и можете назвать?

Дети: Кабан, волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель: А в горах живут редкие кавказские зубры и леопарды.

На Кубани есть заповедники, где люди - егеря ухаживают и охраняют животных от браконьеров.

Ребята, вызнаете кто такой егерь, браконьер.

У водоемов можно встретить ондатру, выдру, енота. А какая рыба водится в наших реках, озерах, лиманах?

Дети: Судак, сом, сазан, карп, карась, щука, толстолобик, тарань.

Воспитатель: Молодцы, рыб знаете, как заправские рыболовы.

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора.

Воспитатель: Молодцы с заданием справились.

Воспитатель: Ребята, мы очень много говорили о нашем прекрасном городе и крае, вы узнали много нового и интересного, познакомились с историей Кубани, теперь вы можете рассказать о нашем городе своим друзьям, знакомым, родителям.

Слайд №20, 21, 22.23.24,25,26

Воспитатель: давайте полюбуемся видами города Краснодара. Что вы можете сказать?

Дети: Город стал очень красивым, много многоэтажных домов, все они разные. Стало больше цветов на улицах, фонтанов, зеленых парков, скверов.

Воспитатель: А какое стихотворение вы знаете, расскажите.

Высокое небо, Кубани прибой.

Это мой город родной.

Воспитатель: Ребята, вы каждый день приходите в детский сад. По дороге вы видите, как идет строительство, как растет наш город. За последние годы наш город стал еще лучше, еще краше, еще богаче. Люди, которые живут в нашем крае, стараются, чтобы он был самым красивым и чистым. Для этого и нам с вами, его жителям нужно поддерживать чистоту и порядок, не сорить, не бросать и не оставлять мусор в неположенных местах. О городе, как о своем родном доме, нужно заботиться всем: и взрослым и детям. Ведь в нашей заботе наша любовь и уважение. Каждый, кто родился и вырос на Кубани, любит свою Родину, она у каждого из нас лишь одна. Прочитайте, пожалуйста стихотворение о Родине, которое вы знаете.

В жизни нам дана

Здесь моя судьба,

Радость и борьба.

Видно так и быть

Здесь мне век прожить.

До конца дружить,

До конца любить.

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья.

Больше не скажешь,

Здесь земля моя.

Воспитатель: Замечательное стихотворение, слова идут от самого сердца. И хочется сказать вам, ребята, чтобы и вы также любили свою Родину, свою Кубань, чтобы всегда помнили, что Родина у нас одна.

Воспитатель: Как называется столица Краснодарского края?

Как называется река? Какая рыба водится в реках, лиманах озерах? Чем занимались кубанцы, что выращивали?

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет.Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы (региональный компонент) г.Краснодара и городов Краснодарского края

Задачи:
• Образовательная.
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края. Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани.
Способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к народному творчеству.
• Развивающая. Оформлять речевое высказывание,используя словарь,накопленный по теме.Анализировать предложенный взрослым материал,сравнивать признаки,выделять главные.Высказывать суждение по теме,используя личный опыт,впечатления .Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать мелкую моторику, творческую активность.

Воспитательная. Воспитывать любовь к родной земле , чувство взаимопомощи, сплоченности, умение действовать согласованно, сообща.

Материалы Наборы открыток,глобус,наглядный мтериал,стихи,фонограмма песен,речевой материал по теме,разрезные картинки,мягкая игрушка Лунтик,конверт с письмом.Рассада цветов,леечки,лопатки и грабельки.
• Методы и приемы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, рассматривание цветных иллюстраций, физминутка,продуктивная деятельность детей,подведение итогов

Словарная работа: Активизировать речь детей, обучая использовать слова: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар,Родина,казак,казачка,краснодарец,подворье,плетень
Правильное применение детьми пословиц и поговорок:
Родина любимая, что мать родимая.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
На родной сторонке и камешек знаком.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родину мать ничем не заменишь

Основной игровой персонаж Лунтик

1 часть.
Организационный момент.
Все на месте?
Все в порядке?
Тогда начинаем!

Работа с глобусом, картой.
Воспитатель:
-Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники) .
-Давайте мы с вами представим, что мы путешественники.

- Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран(демонстрация глобуса). Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной.
Ребята, как эта страна называется? (Ответы детей.)
Нужно найти нашу страну и Краснодарский край на глобусе.

Письмо: «Дорогие ребята! Меня зовут Лунтик. ..Я живу на луне .Один мальчик из вашего детского сада . прислал мне приглашение в гости,он предложил мне узнать узнать все о том,что за люди живут на Кубани.
Чтобы я прилетел к вам закройте глаза и произнесите вместе 3 раза крибли – крабли - бумс.
Появляется мягкая игрушка-Лунтик

Лунтик. Здравствуйте ребята! Я очень хочу узнать как вы любите свой край родную Кубань. Расскажите мне о своем родном городе и крае,о своей Родине.

Ребенок
Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает

Основная
Ребенок.
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо,
Кубани прибой.
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье –
Это мой край родной.
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья.
Большего не скажешь,
Здесь земля моя.

Звучит фонограмма песни "Распрягайте,хлопци. "
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: казаки.
Ребенок:
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.

Снежана прочитала стихотворение Ивана Вараввы
для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. : Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и

Воспитатель: Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи.
Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар.
В честь кого был назван! Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам.
Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
А вскоре его переименовали в Краснодар.

Лунтик рассматривает,ребята поясняют.
Проверим:
• Какую картинку собрали команды?
• На какой площади находится фонтан?
• Какие памятники мы можем увидеть на иллюстрациях

III. Заключительная часть
Лунтик
Молодцы ребята! Вы помогли мне поверить, что вы хорошо знаете и любите свой край родной. Ваши добрые сердца и улыбки я запомню надолго!!А сейчас мне пора возвращаться домой. Прилетайте в следующий раз ко мне в гости,на луну!
Воспитатель:
Ну что,ребята,понравилось вам наше занятие?
Что вы запомнили?
Что нового узнали?

Читайте также: