Конспект занятия по математике в старшей группе сложение

Обновлено: 06.07.2024

- Ребята, вы знаете эти знаки? - Как они называются? (плюс и минус)

- Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?

(3 квадрата больших и 2 квадрата маленьких.)

- Ребята, сколько будет, если отнять от 5 квадратов 3 больших квадрата? (2 маленьких квадрата.)

- Если мы отнимем 2 маленьких квадрата от 2-х маленьких квадратов, сколько получится? (Правильно, 0 квадратов.)

- А если от 5 квадратов отнимем 1 большой квадрат, сколько останется квадратов? (Останется 2 больших квадрата и 2 маленьких квадрата.)

А теперь давайте попробуем прибавлять квадраты, какой мы будем ставить знак? («Плюс.)

- Молодцы! Все верно!

-Данил попробует выйти ко мне и к 1-му маленькому квадрату прибавить еще 1 маленький квадрат! – Сколько Данил, получится всего квадратов? (получится 2 маленьких квадрата) – Молодец, верно!

Теперь нужно к 2 маленьким квадратам прибавить 3 больших квадрата, сколько всего получится квадратов? (всего получится 5 квадратов) – Молодцы!

И последнее задание, слушайте внимательно: к 2-м большим квадратам прибавить 1 большой квадрат, получится. (3 больших квадрата)

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

1-ое задание:

- Нужно ежику на его иголки положить 5 яблок, и ежик пополз домой, пока он полз, он потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока). – Молодцы, правильно! Ползет ежик дальше, и потерял еще 2 яблока, сколько у ежика осталось яблок? (Одно яблоко.)

- Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге, пока возвращался домой.)

2-ое задание:

- Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернутся и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока), дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока).

- Ребята, но ежик дополз до того места от куда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко) – А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)

- Что нужно сделать, как вы думаете?

(Добавить одно яблоко.)

- А где мы его возьмем, если его нет?

3-ие задание:

- Посмотрите у каждого из вас лежит белое яблоко на столе, давайте мы с вами его раскрасим, и отдадим своему ежику, что бы он не расстраивался!

- Приступайте к работе!

(Каждый ребенок раскрашивает свое яблоко и вешает его на своего ежика.)

- Кто приходил к нам в гости?

- Если мы прибавляем, то какой нужен знак?

- А если отнимаем?

- Что мы раскрашивали сегодня?

- Зачем мы это делали? (помогали ежику вернуть свое яблоко).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого итогового занятия по математике для старшей (подготовительной) группы.

Тема: Представление действия сложения и вычитания на наглядной основе. Решение задач на сложение и вычитание. Воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов по образцам контурного характера

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ

План-конспект открытого занятия

Для детей группы №1

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

Педагог: Максимович Светлана Николаевна

Дата: 29.03.2017г.

Возраст детей: 6 лет

г. Евпатория, 2017г.

Обучающая: продолжать знакомить дошкольников с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними; учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание; продолжать формировать представления о геометрических фигурах; читать выражение с использованием знаков +, -, =.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности; развивать интерес к математике.

Воспитательная: воспитывать стремление к знаниям, усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Форма организации обучения: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: игровой, наглядный, объяснительно - иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Материал к занятию:

Раздаточный материал: числовой ряд (для каждого ребёнка); счётный материал (камни, счётные палочки, пирамидки), карточки с математическими знаками (+,=).

Демонстрационный материал: числовой ряд; изображение воробья; карточки с цифрами 0 и 1; иллюстрации к задачам.

Ход занятия:

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Организация рабочего места. Повторение правил поведения на занятии.

Вводная часть (7 мин.)

- Ребята, к нам на занятие пришёл гость. Отгадайте загадку.

«Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,

крохи собирает,

По полям кочует –

(На доску вешаю карточку с изображением воробья)

- И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.

«- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва

за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил.

- Сколько же животных было? Кто из вас, ребята, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.

(Отмечаю на доске при каждом правильном ответе детей одно деление под цифрами).

- Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)

- А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.

Далее воспитатель читает стихотворение про цифру 10:

«Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Основная часть (20 мин.)

Работа в тетради (2 мин.)

- Теперь запишем цифру 10 на доске. Запомните ребята, цифра 10 – это двузначное число, т. е. цифра состоит из двух знаков: 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.

(Дети работают в тетради)

Состав числа 4, 5 (3 мин.)







Дети самостоятельно заполняют домики. Два ребёнка у доски.

Ты малыш, воробей, (соединяем и раскрываем несколько раз большой и указательный пальцы, остальные сжаты)

На улице не робей. (потереть ладони)

По кормушке клювом бей, (стучим пальцами рук по столу)

Наедайся поскорей! (ладони сжаты крепко в кулаки)

Дети в тетрадях самостоятельно решают примеры на сложение и вычитание. Потом по-очереди читают записи.

Решение простых задач на сложение и вычитание. (7 мин.)

Детям предоставляется серия картинок, по которым они составляют условие задачи и её решение, которое впоследствии записывается в виде примера на доске (см. Приложение 1).

Решение задач в тетради с печатной основой (стр. ). Запись решения.

Работа с геометрическим материалом. (3 мин.)

Дети (по группам) воссоздают из геометрических фигур плоскостные изображения предметов по образцам контурного характера (см. Приложение №2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками.

Продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько, на котором по счету месте?;

учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Образовательные:

- закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и

- упражнять в умении объединять части в целое, в множество, сравнивать

целое и множества;

- упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и

- умение давать развернутый ответ на вопрос задачи.

2. Развивающие:

-развивать связную речь, мелкую моторику, графические навыки;

- развивать внимание, память, инициативность, логическое мышление

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к математике;

- создавать у детей радостное настроение;

- формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы;

- вызывать эмоциональный отклик.

Игровой (Использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстраций, карточек, схем, счетных палочек).

Словесный (напоминающие, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал: мяч, числовой ряд, карточки с числами, геометрические фигуры, предметные картинки: животные, счетные палочки, тетради, карандаши.

Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы будем решать интересные задачи. Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мячик, и дети по очереди отвечают на вопросы:

- Сколько времен года? (4)

- Вспомните, какое сейчас время года? (зима)

- Сколько частей суток? (4)

- Сейчас утро или вечер? (утро)

- Сколько дней недели? (7)

- Какой сегодня день недели? (вторник)

- Какая цифра стоит между 3 и 5? (4)

- Какая цифра стоит между 7 и 9? (8)

Молодцы, вспомнили, а сейчас предлагаю вам сесть за столы.

Ребята, сегодня мы будем решать задачи, считать, играть.

В-ль - Обращает внимание на изображение на доске и проговаривает загадку:

Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать,

Поросят осталось .. (пять)

Что нам известно? (У корыта было 6 поросят, 1 поросёнок улёгся спать) Сколько поросят осталось, как узнать? (Надо посчитать)

Ребёнок выходит к доске и составляет решение загадки, а затем все вместе прочитывают запись: 6-1 = 5 (шесть минус один равняется пяти). Затем предлагает детям записать в тетради.

В-ль - Обращает внимание на изображение на доске и проговаривает загадку:

Плюс мама - лайка.

Что нам известно? (6 щенят, 1 мама - лайка) Сколько всего собачек, как узнать? (Надо посчитать)

Ребёнок выходит к доске и составляет решение загадки, а затем все вместе прочитывают запись: 6+1 = 7 (шесть плюс один равняется семи). Затем предлагает детям записать в тетради.

4. Физкультминутка с пальчиками.

В кулачок свернулись,

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь!

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один,

Снова в домиках мы спим

Предложить детям сосчитать, сколько карандашей нарисовано в тетради.

Вопросы и задания.

Напишите в квадрате, сколько карандашей нарисовано. (10)

Какое число написали? (10). Почему? (Потому что на рисунке 10 карандашей.)

Закрасьте третий по счету карандаш синим цветом, пятый — зеленым, седьмой — желтым,

На котором по счету месте желтый карандаш? (На седьмом.) Зеленый? (На пятом.)

6. Физкультминутка: Кто живет у нас в квартире.

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

7. Задания со счетными палочками.

Ребята, скажите, какие геометрические фигуры вы знаете (треугольник, квадрат, прямоугольник)

Вопросы и задания.

Выложите из счетных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник.

Из скольких палочек получился треугольник? (Из трех.) Квадрат? (Из четырех.) Прямоугольник? (Из шести.)

Выложите из пяти палочек два треугольника.

Выложите из семи палочек два квадрата.

Кто нарисован? Из каких геометрических фигур составлен зайка?

Вопросы и задания.

Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлен зайка.

Сколько фигур закрасили? (восемь)

Сколько закрасили треугольников?(шесть)

Сколько закрасили квадратов?(один)

Сколько закрасили четырехугольников?(один)

Какое было занятие? (занятие математика)

Что мы делали? (мы решали задачи, выкладывали геометрические фигуры из счётных палочек, делали физминутки).

Занимались хорошо. Занятие окончено. Всем спасибо.

Самоанализ НОД Титовой Е. А.

Длительность 25 мин. /соот. требованиям САНПИНа.

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

1. Образовательные:

- закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и

- упражнять в умении объединять части в целое, в множество, сравнивать

целое и множества;

- упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и

- умение давать развернутый ответ на вопрос задачи.

2. Развивающие:

-развивать связную речь, мелкую моторику, графические навыки;

- развивать внимание, память, инициативность, логическое мышление

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к математике;

- создавать у детей радостное настроение;

- формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы;

- вызывать эмоциональный отклик.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: мяч, числовой ряд, карточки с числами, геометрические фигуры, предметные картинки: животные, счетные палочки, тетради, карандаши.

Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и познавательно.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на ее я использовала мотивацию выполнить все задания.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами для данного возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. На протяжении всей НОД я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.






- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у круга?
- Что вы знаете о квадрате?
- Назовите предметы, которые состоят из этих фигур.
- Дорисуйте фигуры так, чтобы получились предметы.

(дети на доске выполняют задание)
- Какие у вас получились предметы? (часы, зеркало, дерево, телевизор, мяч)
2)



- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Круг) Объясни, почему. (Все остальные - четырехугольники)
3)



- Одна из фигур отличается от всех других. Какая по счету? (Четвертая) Чем она отличается? (Все фигуры зеленые, а она красная)




Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Какая она по счету? Покажите цифру. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?
5)







Задачи о лесных жителях:
1)На полянке в день весенний
Под высокою сосной
К медвежонку в день рожденья
Собрался народ лесной:
Ежик, волк, енот, барсук,
Заяц, лось, лисенок – друг.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех гостей!
(Покажите цифру)
2)Белка сушит на веревке
Два грибка и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке? (Покажите цифру)
8.Подведение итога занятия



Воспитатель:
- Детки, на какие станции мы совершили путешествие?
- А кому из вас, какая станция понравилась больше всех?
- А давайте с вами посчитаем все вместе до 10 и обратно.
- Молодцы, ребята, с вами было интересно путешествовать. Всем спасибо!
- За хорошую работу на занятии Мудрая сова вам приготовила подарок - раскраски с цифрами.

Читайте также: