Гласные и согласные звуки обозначение их буквами 2 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Как определять согласные звуки.

2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 112 - 113.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]


Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.

Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?

[р] – воздуху мешает язык и слышен голос

[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум

[м] – воздуху мешают губы и слышен голос

[п] – воздуху мешают губы и слышен шум

[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос

[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум


3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:


4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:

буква бэ – звуки [б] [б’]

буква вэ – звуки [в] [в’]

буква гэ – звуки [г] [г’]

буква дэ – звуки [д] [д’]

буква жэ – звук [ж]

буква зэ – звуки [з] [з’]

буква и краткое – звук [й’]

буква ка – звуки [к] [к’]

буква эль – звуки [л] [л’]

буква эм – звуки [м] [м’]

буква эн – звуки [н] [н’]

буква пэ – звуки [п] [п’]

буква эр – звуки [р] [р’]

буква эс – звуки [с] [с’]

буква тэ – звуки [т] [т’]

буква эф – звуки [ф] [ф’]

буква ха – звуки [х] [х’]

буква цэ – звуки [ц]

буква чэ – звук [ч’]

буква ша – звук [ш]

буква ща – звук [щ’]

5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.


6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:

1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.

2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.

3. Согласный без гласного не образует слог.


Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Твёрдый-мягкий

Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.

жар - жарь, пыл – пыль, банька – банка, полка – полька, уголь – угол, вес – весь

Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.

жар - жарь, пыл – пыль, банька – банка, полка – полька, кон - конь, вес – весь

Задание. Скороговорки

Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.

Лера велела Вере не реветь.

Воинов у воеводы видимо-невидимо.

Дина дыню не доела,

Дыня Дине надоела.

Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.


Лера велела Вере не реветь.


Д-Н

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развивающие – развитие фонематического слуха, мышления, воображения и грамотной связной речи.

- практические – развивать умения составлять звуковые схемы слов; классифицировать буквы и звуки по признакам.

- воспитательные – воспитывать культуру общения в классном коллективе, в группе и в парах, создавать условия для личностного роста каждого учащегося.

- работа в группах;

Для учителя – учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, карточки-изображения Ани и Вани, таблички со словами (звуки, буквы, гласные, согласные, звуковые схемы слов, наборное полотно, буквы алфавита).

Для учащихся – материал для работы в группе – слова с пропусками букв, звуковые схемы, клей, сигнальные карточки), тетрадь, учебник, карточки задания для парной работы, карточки со словами для составления звуковых схем, ручка, карандаш.

Организационный момент. (приветствие гостей на уроке, посадка – сначала девочки, затем мальчики).

Психологический настрой.

- Знаете, что произошло сегодня утром?

Я по улице шагала и улыбки собирала

Собрала целый возок,

Улыбнись и ты дружок!

Актуализация и систематизация знаний.

(на доске изображения Ани и Вани, буквы алфавита гласные и согласные, размещенные вразброс), на каждой парте карточки-задания.

- Аня и Ваня получили посылку от Ивана Ивановича Самоварова, где находились эти буквы.

В, М, Н, К, Б, О, А, Э, У

- помогите Ане и Ване поделить буквы между собой. По какому признаку можно разделить буквы?

(на гласные и согласные) – на партах аналогичные карточки задания, стрелочками карандашом распределите буквы на согласные и гласные.

- подарите Ане и Ване еще по две буквы. (дописывают)

- придумайте слова, начинающиеся с букв, обозначающие гласные звуки:

Орел, аист, эму, утка.

- а теперь с букв, обозначающие гласные звуки:

Ветер, мыло, небо, король, болото.

Фронтальная работа с классом.

На доске появляются две карточки: звуки и буквы, знак вопроса.

- какой умный вопрос можно задать? (Чем различаются звуки и буквы)

-что мы знаем о звуках? (звуки мы слышим и произносим)

- как жужжит шмель? Ж-ж-ж-ж

- как воет ветер? У-у-у

-что мы знаем о буквах? (мы их видим и записываем)

-можем ли мы изобразить звуки на письме? (да) – с помощью чего? (с помощью букв)

– выложите на наборном полотне:

- шипение змеи (выкладывают из букв Ш-ш-ш);

- рычание мотора (выкладывают из букв Р-р-р).

- какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

На доске появляются под табличкой звуки – две карточки: гласные и согласные и знак вопроса.

- какой умный вопрос можно задать? (чем различаются гласные и согласные звуки).

- что мы знаем о гласных звуках? Как они произносятся? (поются, тянутся, произносятся с голосом без преграды).

- что мы знаем о произношении согласных звуков? (произносятся с шумом, встречая преграду, мешает язык, зубы, губы).

Этап определения цели урока

- как думаете с чем сегодня будем работать на уроке? ( с гласными и согласными буквами и звуками)

- а разве вы их не знаете? (знаем)

-тогда какова цель нашего урока? (закреплять знания о буквах и звуках, развивать умения различать их).

4. Минутка чистописания. Работа в тетради.

Проверка посадки, наклон тетради.

- открываем тетради, записываем число, классная работа. Что заметили в названии месяца и в названии работы? (это словарные слова ОКТЯБРЬ, КЛАСС).

Найдите закономерность, продолжите ряд.

Раздается материал для работы в группах.

Работа в группах.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Аня и Ваня приготовили для вас загадочные слова. Рассмотрите их, как думаете, что необходимо с ними сделать? (вставить пропущенные буквы гласных и согласных звуков). По готовности, поднять сигнальную карточку.

- в каком случае легче догадаться, какое слово загадано? (когда нужно вставить только гласные) почему? (их меньше в слове).

-как мы обозначаем гласный в звуковой схеме? (открытый ротик, прикрепляют на доску под табличкой гласные).

- что еще интересного знаем о гласных? (есть те, которые смягчают предшествующий согласный – и, е, ё, я, ю).

- как мы обозначаем согласные звуки в схеме (закрытый ротик – согласный твердый и закрытый ротик с дугой – согласный мягкий, прикрепляют таблички).

-приведите примеры только того слова, где встречается твердые согласные (молоко).

- только мягкие согласные (день).

ВЫВОД. Работаем по схеме на доске.

- Звуки делятся на (гласные и согласные), гласные я, ю, е, и, ё (смягчают предыдущий согласный). Различают согласные (твердые) и согласные (мягкие).

6. ФИЗМИНУТКА

7. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником. Фронтальная работа. С. 44 упр. 52. (на слайде слова) у каждого на парте карточки со словами.

Ворона, утка, сила, мама, сорока, калина.

Первые три слова разбираем вместе.

- Рассмотрите схемы слов в учебнике, возьмите в руки карандаш и над каждым словом укажите номер соответствующей схемы. По готовности рука на локоток.

- по центру пишем Упражнение 52.

Индивидуальная работа. Дифференцирование задания.

- Макаренко Данила, Мельникова Татьяна, Губкина София, Жижерин Данил приводят примеры только для 3,4,5 схем. Вниз проставляем номера схем 3,4,5. Приведите примеры слов только для этих схем.

-Все остальные вниз проставьте номера от 1 до 5. Для каждой схемы запишите по одному слову.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Взаимопроверка, взаимооценка (меняются тетрадями) над правильно указанными словами для схем ставят +, не правильными –

9. Рефлексия (на слайде)

Я знаю, все что мы слышим называется ….….. речи.

Я знаю, что звуки можно обозначить ……… .

Звуки речи различают на ………….. и ………….. звуки .

Я потренировался(ась) в различении ………….. звуков, а так же согласных ……… и согласных ………… звуках.

Оцените свою работу за урок. Поставьте соответствующий смайлик на полях тетради.

10. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Те, кто считает, что у них все получилось на уроке, запишите задание Р.Т. с. 20 упр. 34.

Те, кто считает, что им нужно потренироваться запишите Р.Т. с. 20 упр. 33.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: предметные:

овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктационных) и правилах речевого этикета.

проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу

понимают причины успеха в учебной деятельности

метапредметные: регулятивные :

определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

высказывают своё предположение (версию) ;

владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивирование к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

иш ши мишка шипы

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Постановка учебной задачи

- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Незнайки.

- Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.

- Как мы используем алфавит?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

1.Работа с алфавитом. (упр.121.) (Слайд 5)

- Назовите по очереди все буквы алфавита.

- Для чего надо знать алфавит?

Называют буквы алфавита, отвечают на вопросы.

Называют буквы правильно. Объясняют, где может пригодиться алфавит.

2. Словарно – орфографическая работа (Слайд 6)

- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.

Усваивают написание непроверяемого слова.

3. Запись букв по алфавиту.(рабочая тетрадь №75).

- Впишите пропущенные буквы алфавита.

Вписывают пропущенные буквы на доске и в рабочей тетради.

Осуществляют классификацию букв по заданному критерию.

Нежный маленький бутон,

Свернут туго – туго он.

Солнце луч ему протянет,

И бутон гвоздикой станет.

Осуществляют профилактику утомления.

4. Развитие речи.

( упр.123), (Слайд 8)

- Рассмотрите картинки, прочитайте слова, объясните их значение, запишите слова в алфавитном порядке.

- Составьте предложения к каждому рисунку.

Объясняют значения слов, распределяют картинки в алфавитном порядке на доске, записывают слова и предложения.

Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют предложения к рисункам.

- Отгадайте загадку. Что обозначает это слово?

- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.

Отгадывают слово, запоминают его написание.

Усваивают написание непроверяемого слова.

6. Палиндром. Дифференцированное задание. (Слайд 10)

Знакомит с палиндромом, предлагает из данных слов составить и записать палиндром.

- На баклажан нажал Кабан.

Учатся составлять палиндром. Умеют работать коллективно.

7. Запись слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарем. (упр.125) (Слайд 11)

- Прочитайте на доске текст о словарях.

_ Выполните упражнение 125.

- Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?

- Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.

- Проверьте написание слов и их расположение в алфавитном порядке по словарю.

Читают текст на доске. Выполняют задания упр.125: вставляют пропущенные буквы, располагают слова в алфавитном порядке. Сверяют написание слов и расположение в алфавитном порядке с орфографическим словарем.

Осуществляют правописание словарных слов и самопроверку с помощью орфографического словаря. Привлекают знания алфавита.

V. Закрепление знаний и способов действий. Работа

по ИД (Слайд 12)

- Распределите названия месяцев на две группы и запишите их в алфавитном порядке.


Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Ход урока:

I. Организационный момент. Этический заряд.

- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

II. Постановка темы урока:

- Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… - Что все это такое звучало? (речь)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- А предложения? (из слов)

- А слова? (из слогов)

- А, слоги? (Из звуков)

- И все, это какая была речь? (устная)

- А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

- Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

- Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III. Работа над новым материалом:

1) Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- На какие две группы они делятся? (на гласные и согласные)

- Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.

Гласные звуки и буквы (конспект урока)

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

Стереть с доски лишние буквы.

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)

- Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

- Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)

- И так вы записали гласные буквы.

- А сколько в русском языке гласных звуков? (6)

- А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)

- Запишем эти звуки (а, о, у, и, ы, э) (В квадратных скобках)

- Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного? (и)

- Как же так, букв 10 , а звуков 6?

VI. - Расшифруйте запись, вычлените слова

- Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)

- Все ли слова можно перенести? (язык)

- Что можно сказать о лексическом значении этого слова?

- Что вы ещё знаете о значении этого слова?

- Значит это слово какое? (многозначное)

- Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).

- Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)

- Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ - 4 буквы, 5 звуков. Почему?

VII. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 90 упр. 137.

- Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)

- Что вы о них знаете?

- Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)

- Всегда ли они дают два звука? (Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)

- Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).

- Сделайте транскрипцию, напишите кол- во звуков и букв).

- Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд. (Записать с транскрипцией).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Урок русского языка.

Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник русского языка, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.

I. Организационный момент. Этический заряд.

- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

II. Постановка темы урока:

- Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… - Что все это такое звучало? (речь)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- А предложения ? (из слов)

-А слова? (из слогов)

- А, слоги? (Из звуков)

- И все, это какая была речь? (устная)

-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

-Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III . Работа над новым материалом:

1) Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите? ( 33)

-На какие две группы они делятся? ( на гласные и согласные)

- Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

Стереть с доски лишние буквы.

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)

- Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

- Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)

- И так вы записали гласные буквы.

- А сколько в русском языке гласных звуков? (6)

-А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)

-Запишем эти звуки (а,о,у,и,ы,э) (В квадратных скобках)

- Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного ? (и)

-Как же так, букв 10 ,а звуков 6?

VI. - Расшифруйте запись, вычлените слова

-Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)

- Все ли слова можно перенести? (язык)

-Что можно сказать о лексическом значении этого слова?

- Что вы ещё знаете о значении этого слова?

- Значит это слово какое? (многозначное)

- Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).

- Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)

-Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ - 4 буквы,5 звуков. Почему?

VII. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.90 упр. 137.

-Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)

-Что вы о них знаете?

- Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)

-Всегда ли они дают два звука? ( Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)

-Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).

- Сделайте транскрипцию, напишите кол-во звуков и букв).

- Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд.(Записать с транскрипцией).

VIII. Физ. минутка.

Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками. Постарайтесь сосчитать количество гласных и согласных звуков названных мной. Итак, руки на пояс: [э], [а], [ф], [у], [т”], [н], [ы], [и], [с”], [о]. (6 гласных звуков, 4 согласных).

IX. Работа с диском.

X. Палиндром

- Посмотрите, на доске написаны слова. Составьте из них предложение.

(подсказка, последнее слово на месте).

Море кит на романтик. Запишите: - Кит на море романтик.

- Прочитайте внимательно, что можно сказать? (Это палиндром)

-Подчеркните все глазные буквы. Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного.

XI. Работа с учебником

Стр. 91 упр.138.

-Запишите первую пословицу.

(Разбор предложения) .Выписать словосочетания (по времени)

Д/З стр. 91 упр.138 . Оценки.

X. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите тему нашего урока.


-75%

Читайте также: