Гласные и согласные звуки обозначение их буквами 2 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Как определять согласные звуки.
2) Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – этот звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 112 - 113.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1.Произнесите звуки [Ш] и [С]. Определите, как проходит воздух при произнесении звуков [Ш] и [С]
Согласные – это звуки, при произнесении которых струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Эти звуки состоят из шума или из голоса и шума.
Произнесите и другие согласные звуки, например: [р], [ж], [м], [п], [л], [т]. Почувствуйте, как проходит струя воздуха во рту, что ей мешает? Что слышно во время произнесения звука: шум? Голос? Шум и голос?
[р] – воздуху мешает язык и слышен голос
[ж] – воздуху мешают язык и немного зубы, слышен голос и шум
[м] – воздуху мешают губы и слышен голос
[п] – воздуху мешают губы и слышен шум
[л] – воздуху мешают язык и губы, слышен голос
[т] – воздуху мешают язык и губу, слышен шум
3. Согласных звуков 36. Их обозначает 21 буква. Объясняется эта разницу тем, что в русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки, которые обозначаются одной и той же буквой. Например:
4. Название буквы отличается от произношения обозначаемых ею согласных звуков. Потренируйтесь правильно называть буквы и произносить звуки:
буква бэ – звуки [б] [б’]
буква вэ – звуки [в] [в’]
буква гэ – звуки [г] [г’]
буква дэ – звуки [д] [д’]
буква жэ – звук [ж]
буква зэ – звуки [з] [з’]
буква и краткое – звук [й’]
буква ка – звуки [к] [к’]
буква эль – звуки [л] [л’]
буква эм – звуки [м] [м’]
буква эн – звуки [н] [н’]
буква пэ – звуки [п] [п’]
буква эр – звуки [р] [р’]
буква эс – звуки [с] [с’]
буква тэ – звуки [т] [т’]
буква эф – звуки [ф] [ф’]
буква ха – звуки [х] [х’]
буква цэ – звуки [ц]
буква чэ – звук [ч’]
буква ша – звук [ш]
буква ща – звук [щ’]
5. А ещё нужно запомнить, что согласные не могут самостоятельно образовать слог. Им обязательно нужен гласный. В слоге гласный должен быть один, а вот согласных может быть несколько.
6. Подведём итог – чем же согласный звук отличается от гласного? Основных признаков три:
1. Выдыхаемый воздух, выходя изо рта, встречает преграду.
2. В отличие от гласного согласный произносится с голосом и шумом или с шумом.
3. Согласный без гласного не образует слог.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Твёрдый-мягкий
Прочитайте пары слов. Сравните. Какими согласными звуками они отличаются? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.
жар - жарь, пыл – пыль, банька – банка, полка – полька, уголь – угол, вес – весь
Подсказка: Обращайте внимание на гласные после согласных.
жар - жарь, пыл – пыль, банька – банка, полка – полька, кон - конь, вес – весь
Задание. Скороговорки
Прочитайте скороговорки. Определите, какие согласные звуки они учат правильно произносить? Соедините скороговорку с буквами, обозначающими согласные звуки, которые затруднительно произносить в этой скороговорке.
Лера велела Вере не реветь.
Воинов у воеводы видимо-невидимо.
Дина дыню не доела,
Дыня Дине надоела.
Подсказка: Произносите скороговорку несколько раз.
Лера велела Вере не реветь.
Д-Н
- развивающие – развитие фонематического слуха, мышления, воображения и грамотной связной речи.
- практические – развивать умения составлять звуковые схемы слов; классифицировать буквы и звуки по признакам.
- воспитательные – воспитывать культуру общения в классном коллективе, в группе и в парах, создавать условия для личностного роста каждого учащегося.
- работа в группах;
Для учителя – учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, карточки-изображения Ани и Вани, таблички со словами (звуки, буквы, гласные, согласные, звуковые схемы слов, наборное полотно, буквы алфавита).
Для учащихся – материал для работы в группе – слова с пропусками букв, звуковые схемы, клей, сигнальные карточки), тетрадь, учебник, карточки задания для парной работы, карточки со словами для составления звуковых схем, ручка, карандаш.
Организационный момент. (приветствие гостей на уроке, посадка – сначала девочки, затем мальчики).
Психологический настрой.
- Знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала и улыбки собирала
Собрала целый возок,
Улыбнись и ты дружок!
Актуализация и систематизация знаний.
(на доске изображения Ани и Вани, буквы алфавита гласные и согласные, размещенные вразброс), на каждой парте карточки-задания.
- Аня и Ваня получили посылку от Ивана Ивановича Самоварова, где находились эти буквы.
В, М, Н, К, Б, О, А, Э, У
- помогите Ане и Ване поделить буквы между собой. По какому признаку можно разделить буквы?
(на гласные и согласные) – на партах аналогичные карточки задания, стрелочками карандашом распределите буквы на согласные и гласные.
- подарите Ане и Ване еще по две буквы. (дописывают)
- придумайте слова, начинающиеся с букв, обозначающие гласные звуки:
Орел, аист, эму, утка.
- а теперь с букв, обозначающие гласные звуки:
Ветер, мыло, небо, король, болото.
Фронтальная работа с классом.
На доске появляются две карточки: звуки и буквы, знак вопроса.
- какой умный вопрос можно задать? (Чем различаются звуки и буквы)
-что мы знаем о звуках? (звуки мы слышим и произносим)
- как жужжит шмель? Ж-ж-ж-ж
- как воет ветер? У-у-у
-что мы знаем о буквах? (мы их видим и записываем)
-можем ли мы изобразить звуки на письме? (да) – с помощью чего? (с помощью букв)
– выложите на наборном полотне:
- шипение змеи (выкладывают из букв Ш-ш-ш);
- рычание мотора (выкладывают из букв Р-р-р).
- какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
На доске появляются под табличкой звуки – две карточки: гласные и согласные и знак вопроса.
- какой умный вопрос можно задать? (чем различаются гласные и согласные звуки).
- что мы знаем о гласных звуках? Как они произносятся? (поются, тянутся, произносятся с голосом без преграды).
- что мы знаем о произношении согласных звуков? (произносятся с шумом, встречая преграду, мешает язык, зубы, губы).
Этап определения цели урока
- как думаете с чем сегодня будем работать на уроке? ( с гласными и согласными буквами и звуками)
- а разве вы их не знаете? (знаем)
-тогда какова цель нашего урока? (закреплять знания о буквах и звуках, развивать умения различать их).
4. Минутка чистописания. Работа в тетради.
Проверка посадки, наклон тетради.
- открываем тетради, записываем число, классная работа. Что заметили в названии месяца и в названии работы? (это словарные слова ОКТЯБРЬ, КЛАСС).
Найдите закономерность, продолжите ряд.
Раздается материал для работы в группах.
Работа в группах.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Аня и Ваня приготовили для вас загадочные слова. Рассмотрите их, как думаете, что необходимо с ними сделать? (вставить пропущенные буквы гласных и согласных звуков). По готовности, поднять сигнальную карточку.
- в каком случае легче догадаться, какое слово загадано? (когда нужно вставить только гласные) почему? (их меньше в слове).
-как мы обозначаем гласный в звуковой схеме? (открытый ротик, прикрепляют на доску под табличкой гласные).
- что еще интересного знаем о гласных? (есть те, которые смягчают предшествующий согласный – и, е, ё, я, ю).
- как мы обозначаем согласные звуки в схеме (закрытый ротик – согласный твердый и закрытый ротик с дугой – согласный мягкий, прикрепляют таблички).
-приведите примеры только того слова, где встречается твердые согласные (молоко).
- только мягкие согласные (день).
ВЫВОД. Работаем по схеме на доске.
- Звуки делятся на (гласные и согласные), гласные я, ю, е, и, ё (смягчают предыдущий согласный). Различают согласные (твердые) и согласные (мягкие).
6. ФИЗМИНУТКА
7. Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. Фронтальная работа. С. 44 упр. 52. (на слайде слова) у каждого на парте карточки со словами.
Ворона, утка, сила, мама, сорока, калина.
Первые три слова разбираем вместе.
- Рассмотрите схемы слов в учебнике, возьмите в руки карандаш и над каждым словом укажите номер соответствующей схемы. По готовности рука на локоток.
- по центру пишем Упражнение 52.
Индивидуальная работа. Дифференцирование задания.
- Макаренко Данила, Мельникова Татьяна, Губкина София, Жижерин Данил приводят примеры только для 3,4,5 схем. Вниз проставляем номера схем 3,4,5. Приведите примеры слов только для этих схем.
-Все остальные вниз проставьте номера от 1 до 5. Для каждой схемы запишите по одному слову.
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
Взаимопроверка, взаимооценка (меняются тетрадями) над правильно указанными словами для схем ставят +, не правильными –
9. Рефлексия (на слайде)
Я знаю, все что мы слышим называется ….….. речи.
Я знаю, что звуки можно обозначить ……… .
Звуки речи различают на ………….. и ………….. звуки .
Я потренировался(ась) в различении ………….. звуков, а так же согласных ……… и согласных ………… звуках.
Оцените свою работу за урок. Поставьте соответствующий смайлик на полях тетради.
10. Инструктаж по выполнению домашней работы.
Те, кто считает, что у них все получилось на уроке, запишите задание Р.Т. с. 20 упр. 34.
Те, кто считает, что им нужно потренироваться запишите Р.Т. с. 20 упр. 33.
Планируемые результаты: предметные:
овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктационных) и правилах речевого этикета.
проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимают причины успеха в учебной деятельности
метапредметные: регулятивные :
определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
высказывают своё предположение (версию) ;
владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им;
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Мотивирование к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание
иш ши мишка шипы
Выполняют письмо по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
III. Постановка учебной задачи
- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Незнайки.
- Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.
- Как мы используем алфавит?
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1.Работа с алфавитом. (упр.121.) (Слайд 5)
- Назовите по очереди все буквы алфавита.
- Для чего надо знать алфавит?
Называют буквы алфавита, отвечают на вопросы.
Называют буквы правильно. Объясняют, где может пригодиться алфавит.
2. Словарно – орфографическая работа (Слайд 6)
- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.
Усваивают написание непроверяемого слова.
3. Запись букв по алфавиту.(рабочая тетрадь №75).
- Впишите пропущенные буквы алфавита.
Вписывают пропущенные буквы на доске и в рабочей тетради.
Осуществляют классификацию букв по заданному критерию.
Нежный маленький бутон,
Свернут туго – туго он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
Осуществляют профилактику утомления.
4. Развитие речи.
( упр.123), (Слайд 8)
- Рассмотрите картинки, прочитайте слова, объясните их значение, запишите слова в алфавитном порядке.
- Составьте предложения к каждому рисунку.
Объясняют значения слов, распределяют картинки в алфавитном порядке на доске, записывают слова и предложения.
Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют предложения к рисункам.
- Отгадайте загадку. Что обозначает это слово?
- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.
Отгадывают слово, запоминают его написание.
Усваивают написание непроверяемого слова.
6. Палиндром. Дифференцированное задание. (Слайд 10)
Знакомит с палиндромом, предлагает из данных слов составить и записать палиндром.
- На баклажан нажал Кабан.
Учатся составлять палиндром. Умеют работать коллективно.
7. Запись слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарем. (упр.125) (Слайд 11)
- Прочитайте на доске текст о словарях.
_ Выполните упражнение 125.
- Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?
- Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.
- Проверьте написание слов и их расположение в алфавитном порядке по словарю.
Читают текст на доске. Выполняют задания упр.125: вставляют пропущенные буквы, располагают слова в алфавитном порядке. Сверяют написание слов и расположение в алфавитном порядке с орфографическим словарем.
Осуществляют правописание словарных слов и самопроверку с помощью орфографического словаря. Привлекают знания алфавита.
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа
по ИД (Слайд 12)
- Распределите названия месяцев на две группы и запишите их в алфавитном порядке.
Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
II. Постановка темы урока:
- Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… - Что все это такое звучало? (речь)
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- А предложения? (из слов)
- А слова? (из слогов)
- А, слоги? (Из звуков)
- И все, это какая была речь? (устная)
- А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)
- Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)
- Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)
III. Работа над новым материалом:
1) Актуализация знаний.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- На какие две группы они делятся? (на гласные и согласные)
- Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.
IV. Самоопределение к деятельности.
На доске записаны буквы:
у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.
- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).
Стереть с доски лишние буквы.
- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).
- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)
- Напишите их в алфавитном порядке.
Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
- Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)
- И так вы записали гласные буквы.
- А сколько в русском языке гласных звуков? (6)
- А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)
- Запишем эти звуки (а, о, у, и, ы, э) (В квадратных скобках)
- Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного? (и)
- Как же так, букв 10 , а звуков 6?
VI. - Расшифруйте запись, вычлените слова
- Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)
- Все ли слова можно перенести? (язык)
- Что можно сказать о лексическом значении этого слова?
- Что вы ещё знаете о значении этого слова?
- Значит это слово какое? (многозначное)
- Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).
- Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)
- Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ - 4 буквы, 5 звуков. Почему?
VII. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 90 упр. 137.
- Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)
- Что вы о них знаете?
- Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)
- Всегда ли они дают два звука? (Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)
- Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).
- Сделайте транскрипцию, напишите кол- во звуков и букв).
- Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд. (Записать с транскрипцией).
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Урок русского языка.
Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Оборудование: учебник русского языка, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.
I. Организационный момент. Этический заряд.
- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
II. Постановка темы урока:
- Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… - Что все это такое звучало? (речь)
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- А предложения ? (из слов)
-А слова? (из слогов)
- А, слоги? (Из звуков)
- И все, это какая была речь? (устная)
-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)
-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)
-Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)
III . Работа над новым материалом:
1) Актуализация знаний.
- Сколько букв в русском алфавите? ( 33)
-На какие две группы они делятся? ( на гласные и согласные)
- Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.
IV. Самоопределение к деятельности.
На доске записаны буквы:
у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.
- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).
Стереть с доски лишние буквы.
- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).
- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)
- Напишите их в алфавитном порядке.
Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
- Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале, книги в библиотеке, слова в словаре)
- И так вы записали гласные буквы.
- А сколько в русском языке гласных звуков? (6)
-А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)
-Запишем эти звуки (а,о,у,и,ы,э) (В квадратных скобках)
- Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного ? (и)
-Как же так, букв 10 ,а звуков 6?
VI. - Расшифруйте запись, вычлените слова
-Запишите эти слова, разделив для переноса (язык, книга, ручка). (Удоски)
- Все ли слова можно перенести? (язык)
-Что можно сказать о лексическом значении этого слова?
- Что вы ещё знаете о значении этого слова?
- Значит это слово какое? (многозначное)
- Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).
- Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)
-Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ - 4 буквы,5 звуков. Почему?
VII. Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр.90 упр. 137.
-Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)
-Что вы о них знаете?
- Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)
-Всегда ли они дают два звука? ( Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)
-Приведите пример. (ель, юла, июнь, ёрш, семья, маяк).
- Сделайте транскрипцию, напишите кол-во звуков и букв).
- Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд.(Записать с транскрипцией).
VIII. Физ. минутка.
Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками. Постарайтесь сосчитать количество гласных и согласных звуков названных мной. Итак, руки на пояс: [э], [а], [ф], [у], [т”], [н], [ы], [и], [с”], [о]. (6 гласных звуков, 4 согласных).
IX. Работа с диском.
X. Палиндром
- Посмотрите, на доске написаны слова. Составьте из них предложение.
(подсказка, последнее слово на месте).
Море кит на романтик. Запишите: - Кит на море романтик.
- Прочитайте внимательно, что можно сказать? (Это палиндром)
-Подчеркните все глазные буквы. Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного.
XI. Работа с учебником
Стр. 91 упр.138.
-Запишите первую пословицу.
(Разбор предложения) .Выписать словосочетания (по времени)
Д/З стр. 91 упр.138 . Оценки.
X. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему нашего урока.
-75%
Читайте также: