Конспект урока изъявительное наклонение глагола 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Нам дан во владение самый богатый, меткий,

могучий и поистине волшебный русский язык.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что значит — разноспрягаемые глаголы?

• Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть?

2. Практическая работа

Вежливо приглашая других к еде

Я ем, мы будем есть, мы поедим

III. Мотивация учебной деятельности

— У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

— А мы,— заявили две другие формы,— обозначаем действия не совершающиеся.

— Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

— А я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя: работа с таблицей

Действие, которое действительно происходило или будет происходить

Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие

Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное

Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее

Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы

Времени не выражают; обладают особыми формами:

3 л. ед. ч. В сочетании с частицами пусть, да

Писал, пишу, буду писать; написал — напишу

Я пел бы, если бы имел голос

Пусть всегда будет солнце

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 72—73)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Осложнённое списывание

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывает луна. Лунный свет пронизыва..т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.

(И. К. Айвазовский)

1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы.

2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы.

4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения.

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Постоянный ли признак глагола — наклонение?

• В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры.

• Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 185 (письменно).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение".

Тема. НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

формировать умение определять вид, время, наклонение глагольной формы, умение изменять глаголы в изъявительном наклонении по временам; уместно употреблять глагольные формы в зависимости от речевой ситуации;

Этапы урока

Организационный этап.

Проверка домашнего задания.

О б р а з е ц. Только гудение пчёл нарушало (ч т о?) безмолвие (В. п.).

1. В море вспыхнул светлый мост, ярко дыш__т брызги звёзд. Месяц ночь осв__бодил, месяц море п__бедил. 2. За морем з__ря погаса__т, слива__тся с синею далью. Последние искры бр__са__т с какою-то тайной печалью. 3. Кто здесь рылся? Может, гномы строят царские х__ромы? 4. Фее платье п__двенечное дал к__л__кольчик п__левой, сулил* ей счастье беск__нечное, зв__нил в цветок свой голубой. 5. Со(?)нце утре(н/нн)им светит светом, чистый снег с__ребрит окно. (К. Бальмонт).

Определите значение выделенных слов. Подберите к ним сло­ва-синонимы.

Сформулируйте правила, которые вы использовали, вставляя в слова пропущ. буквы.

Этап актуализации изученного материала.

Два учащихся должны пройти определенное количество шагов, отвечая на вопросы учителя. Вопросы учащимся задаются поочередно. Если ответ верный, ученик делает шаг вперед, аргументирует свой ответ, если ошибается — остается на месте. В случае затруднения можно воспользоваться помощью команды (учащихся со своего ряда).

— Согласны ли вы, что глагол в начальной форме:

представляет глагол в словаре;

изменяется по лицам;

имеет постоянный признак вид;

может быть возвратным/невозвратным;

может быть в прошедшем, настоящем или будущем времени;

может быть переходным/непереходным;

имеет формообразовательные суффиксы -ть, -ти, -чь;

Я буду называть глаголы. Когда вы услышите глагол в неопределенной форме, выполните то действие, которое он называет.

Учусь, улыбнуться, бережет, верим, моргать, держу, нахмуриться, рисуешь, мяукать, слушаете.

Экспресс-тест.

Выпишите из предложения подлежащее: С обрыва открывается чудесный вид.

К полученному слову добавьте безударную гласную сказуемого: Зимой светает поздно.

Допишите формообразоват. морфему глагола петь.

Возьмите приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.

Выделите следующие морфемы:

приставку в слове написать;

корень в слове переход;

словообразовательный суффикс в слове клеить;

формообразовательную морфему в слове веселить.

— Какие слова у вас получились? (Увидеть и находить.). Определите постоянные признаки инфинитива. Составьте с получившимся словом предложение, подчеркните как член предложения (форму изменять нельзя).

III. Изучение нового материала.

Анализ лингвистической сказки.

— Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? Почему не понравились осталь­ные? Давайте вспомним, какие глаголы в своей речи употребляют мальчики. По какому признаку можно их рас­пределить?

Старший сын

Средний сын

Младший сын

Сделал бы, смог бы, помог бы

Принеси, намочи, протри

Обозначают действия, жела-емые или возможные при определенных условиях

Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу

Обозначают действия, которые происходят, происходили или бу-дут происходить на самом деле

Что обозначают глаголы из каждой группы? Какие глаголы называют действия, к которым гово­рящий побуждает своего собеседника? Какие глаголы обозначают действия, которые могут произойти при определенных условиях? Кто из сыновей действительно помог маме? Какие из этих глаголов обо­значают реальные действия? Все глаголы употреблены в значении определенного наклонения: изъ­явительного, условного и повелительного. В форме какого наклонения употреблены глаголы первой группы? второй? третьей?

Рассмотрите схему в упр. 98, охарактеризуйте знач-е глаголов в формах разных наклонений.

IV. Закрепление.

— Исправьте ошибки, объяснив принцип размещения слов в столбцах.

б) Изучение нового материала. Работа с учебником на с. 60.

— Сегодня мы подробно остановимся на глаголах в форме изъявительного наклонения.

Заполните таблицу, используя теорет. сведения на стр. 60, схему, предложенную в упр. 101.

действие, которое реально происходило, происходит или будет происходить

ходил, смотрю, бежит

в) Закрепление изученного материала.

Рассмотрите схемы образования форм прошедшего времени в упражнении 104, теоретиче­ских сведениях на стр. 63. Как образован глагол прошедшего времени в стихотворении?

Сказал[о] ← сказа-(ть) + -л-; желтел[и] ← желте-(ть) + -л-.

г) Упражнение 107. точки зрения образования формы прошедшего времени лишними являются глаголы: 1) вырасти (нулевой суффикс); 2) ждать (суффикс -л-); 3) утонуть (суффикс -л-, сохранение суффикса -ну-); 4) устать (суффикс -л-).)

д) Упражнение 111. (Можно образовать формы простого будущего времени от глаголов совершенного вида: заявить, лечь, осложнить, разбить, вымыть, заплести, защитить, принести, перепахать.)

1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой
девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.

2. Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.

Ответ: врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет — от того и упадет.

Ответ: над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские, вооруженные до зубов силы не справятся.

V. Контрольно-оценочный этап.

Выполнение контрольного упражнения.

Измените данные глаголы по временам (по одной форме пр., настоящего и будущего времени).

Вариант 1: оклеить, пройти, отвыкать, возникнуть, ждать.

Вариант 2: защищать, зацвести, оглохнуть, взять, петь.

VI. Рефлексивный этап.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью слайда: наклониться вперёд — недоволен, сделал не все, что мог; поднять руку — неплохо поработал, но мог бы лучше; аплодисменты — добился успеха, доволен своим результатом.

VII. Этап предъявления домашнего задания.

§ 11—12, выполнить упражнение 112 или найти стихотворение, где употреблены глаголы всех трех временных форм (на выбор).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"

Урок русского языка.

Презентация к уроку русского языка "Различение глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени"

Презентация к уроку.


Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола".


Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой.


Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Наклонение глагола, Изъявительное наклонение глагола."


Различение глаголов изъявительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени

Папка с материалом для проведения урока состоит из 4-ёх частей:- цели и задачи урока, предполагаемые умения и навыки;- ход урока с дидактическим материалом;- приложение с доп.дидактическим материалом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Изъявительное наклонение глагола "

ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование у учащихся понятия о наклонениях глагола, о формах изъявительного наклонения; закрепление умения находить нужную информацию в тексте.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие речи, умение логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Осуществлять нравственное воспитание.

ТИП УРОКА: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

ВИД УРОКА : урок-путешествие

Оборудование: флипчарт, картины, таблица

I . Организационный момент.

II . Работа по теме урока. Слово учителя. -Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами необычный урок - урок- путешествие. А позвала нас в дорогу вот эта пригласительная на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием. А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. А вот и первая преграда. Не пустят нас с вами в город Глаголов, пока ключики к этим замкам не подберем. А ключи –это ваши правильные ответы на задания.

1.ЗАМОК . Что такое глагол?

2. ЗАМОК. Что такое инфинитив?

3. ЗАМОК

Найти среди данных слов глаголы?

дворец, играть, просьба, сказка, оригинальный, выполню.

( После выполнения заданий учитель открывает доску, где крупно написано:

4."Город Глаголов. Улица Наклонений"

III .Объявление темы урока и целей. Начнём изучение изъявительного наклонения. Формирование новых понятий и способов действия. Знакомство с теоретическим материалом.

Изъявительное наклонение. Наклонение – одна из грамматических категорий глагола. Эта категория обозначает, насколько реально действие, о котором говорится в предложении и которая обозначена глаголом. В русском языке есть три наклонения: изъявительное, повелительное и условное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, по видам.

Например: пишу - настоящее время, писал - прошедшее время, буду писать - будущее время .

Работа по таблице

IV .Применение. формирование основных умений и навыков.

1.Образуйте возможные формы изъявительного наклонения от данных слов:

НАПИСАТЬ , БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ

2.Составьте предложения, употребляя глаголы изъявительного наклонения

3.Чтение текста, ответы на вопросы.

Выполнение задания текста: Из текста выпишите глаголы изъявительного наклонения, составьте и напишите 2 предложения с ними.

4.Образуйте от данных глаголов формы СВ и НСВ:

- Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль:

1. приставку в слове УВИДЕТЬ

2. окончание в слове ДУМАЕТ

3. . возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ

4. приставку в слове ПОДПИСАЛ

5.корень в слове СКАЗКА

6. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ

- Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Давайте отблагодарим жителей чудесного города.

Я буду читать предложения, а вы найдите предложения с глаголами изъявительного наклонения:

1. В гостях веди (пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..) , куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай ( повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит ( изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

А теперь попрощаемся с жителям города Глаголов . Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим. -А теперь нам пора возвращаться домой.


Открытый урок в 7 классе. Наклонение глагола. в школах с казахским языком обучения.

Содержимое разработки

Урок русского языка 7 класс

Учитель Манарбек Б

Тема: Наклонение глагола .Изъявительное наклонение глагола (с презентацией)

Тип урока. Урок исследование.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова).

6ЛР: распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

1.Запишите дату урока, строчку оставить для темы урока, ключевых слов.

2. Закончите начатые утверждения ( можно использовать материал из интеллект-карты):

Глагол – это…

Глагол как часть речи обозначает …

Разноспрягаемые глаголы – это…

Переходные глаголы сочетаются с …

Непереходные глаголы – это…

6)Глаголы с суффиксом –ся (-сь) являются…

– Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия? (Морфологические признаки глагола.)

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Цель: закрепление изученного материала

Работа по учебнику, использование презентации

1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.

Догорает холодный пасмурный день.

Редко проглянет холодный луч солнца.

Поставил задачу – выполни!

Увидел, что обижают слабого, заступись!

Ты решишь эту задачу?

Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.

Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

V. Открытие новых знаний. (6-7 мин)

2. Прочитайте текст вслух; определите стиль, докажите.

-Какая основная мысль текста?

Выпишите из текста предложение с глаголами изъявительного наклонения простого будущего времени (какого вида эти глаголы?)

Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI.Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

3. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

2) А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький

Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3.Представлять информацию в разной форме (таблица, схема).

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Осуществлять работу в паре, договариваться о совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

V.Выходной контроль.

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

4. Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка.

1.В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

Спал, говорите, уходи, сказал бы;

Ответил, смотрел, смотри, смотрю;

Плакала, ответил, говорю, буду молчать;

4)Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу

2.В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

Угостит, вышлите, решил бы, бегите;

Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;

Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал;

4)Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы

Слово жжет хуже огня.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

Малое слово большую беду творит.

Сначала подумай, потом говори.

5)Доброе слово режет сталь.

4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

3)Действия, которые кто-то требует или просит выполнить

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, выборочного, изучающего).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах, воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VII.Подведение итогов.

– Что нового узнали? Чему учились?

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

– Что будем делать на следующих уроках?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя? Подсчитайте количество баллов, набранное за урок.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII.Дифференцированное домашнее задание (2 мин.)

1Всем – выучить правило на стр. 114


-75%

Читайте также: