Конспект занятия этикет и его история

Обновлено: 02.07.2024

Цель:Формирование у детей знаний и навыков вежливого общения.

Научить детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми.

Развивать творческие способности.

Воспитывать у детей вежливость, учтивость.

Продолжать знакомить детей с правилами этикета;

Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения.

Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках

Форма проведения: игровые упражнения, сюжетно-ролевая игра.

1. Вступительная часть.

- Ребята, а вы знаете, что в каждом из вас есть свое маленькое солнышко. Это солнце – ваша доброта. Добрый человек любит людей, заботиться и помогает им. А все эти качества согревают других как солнце. Предлагаю вам поделиться своим теплом с другими. Как вы думаете, как это можно сделать? (ответы детей)

2. Основная часть.

- А что же такое этикет? (ответы детей). Этикет – это правила поведения, которые помогают людям поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей. Одно из главных правил этикета – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Как вы это понимаете? (ответы детей)

- Правила поведения сопровождают нас повсюду. Поэтому этикет бывает (виды):

Этикет телефонного разговора

Культура внешнего вида

Этикет в общественных местах и транспорте

Подарочный или гостевой этикет

- Давайте остановимся на речевом этикете.

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться …(доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите …( пожалуйста).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы… (спасибо).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь. (до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого… (здоровья).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

- Ребята, а вы знаете, откуда пошла традиция приветствовать друг друга? (ответы детей). Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооруженными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в руке нет оружия. С той поры это стало традицией – дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

1) поздороваться;
2) попрощаться;
3) поблагодарить;
4) вежливо попросить;
5) вежливо отказать;
6) вежливо обратиться.

- Давайте вспомним сказки и мультфильмы и назовём, кто в них вежливый, а кто нет (ответы детей) (Теремок, Кот Леопольд)

-Игра «Антонимы. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить его в хорошее, доброе.

Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Взрослый называет ситуации, а ребёнок молча хлопает если согласен с утверждением, или топает если не согласен с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

Между детьми, с помощью воспитателя, распределяются роли и оборудование для игры.

3. Заключительная часть.

- Да ребята, вежливые и добрые слова и поступки творят чудеса. Они делают людей добрее, лучше.

- Давайте вспомним, что такое этикет? Каких видов он бывает? (ответы детей)

- Вы сегодня очень постарались, молодцы! Спасибо вам за то, что поделились друг с другом своим солнышком!

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

- уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения;

- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета;

- формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование и материалы: письмо, картинки, книги о правилах поведения, об истории этикета, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель. Как им можно помочь?

Дети. Мы можем подобрать картинки, книги, игры и рассказы об истории правил поведения.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы всё хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о правилах приветствия, об истории этих правил. Ребята, для чего люди придумали разные правила?

Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.

Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила. Послушайте стихотворение об этом.

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам!

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера. (Н. Красильников)

Дети. Пожелание здоровья, радости.

Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.

- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель. Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.

А какие ещё слова приветствия вы знаете?

Воспитатель. Молодцы ребята! Мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.

Дети встают в пары и приветствуют друг друга с помощью жестов, а затем рассказывают, каким образом они это сделали (пожали руку, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой).

Воспитатель. Молодцы ребята! Каждое правило поведения имеет свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. А вы хотите узнать, каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?

Воспитатель. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать свое доверие другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападения. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, мужчины снимали или приподнимали шляпу. Для чего они это делали? (показать слайды)

Дети. Это означало, что человеку нравятся эти люди, что ему их приятно видеть.

Воспитатель. Да, ребята, если мужчины снимали или приподнимали шляпы – это обозначало, что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор.

Воспитатель. Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Дети. Чтобы знать их и понимать, быть воспитанными, добрыми.

В синеве ослепительной неба

Вдаль летят и летят журавли…

Слышен запах горячего хлеба -

Драгоценного дара земли.

Август в гаме да посвисте птичьем

Отшумел, отзвенел сгоряча.

Есть в России хороший обычай -

Хлебом-солью гостей привечать.

Может, чуть растерявшись вначале,

Будешь этим всю жизнь дорожить.

…Чтоб тебя хлебом-солью

Это нужно ещё заслужить…

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью?

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любого, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Воспитатель. Этот обычай пришёл к нам из далёкого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угостивший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль – мирный договор между гостем и хозяином.

Воспитатель. Молодцы ребята, я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Дети. Чтобы быть приятным другим.

Воспитатель. Совершенно верно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно – всегда. И везде. Уважительное отношение людей друг к другу - основа многих правил их сосуществования и поведения.

Представлен конспект воспитательного мероприятия (занятия) по этикету и культуре поведения: рассказ об истории возникновения этикета, о развитии этикета в России для обучающихся школьной гостиницы (общежития). Данный конспект можно использовать на классных и воспитательских часах в средних школах, школах-пансионах и интернатах. Конспект предназначен воспитателям, классным руководителям.

Цель мероприятия: Привитие обучающимся интереса в познании и применении этикета.

Задачи:

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за своё поведение через изучение истории этикета;

- ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области


ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: Привитие обучающимся интереса в познании и применении этикета.

- воспитывать у обучающихся чувство ответственности за своё поведение через изучение истории этикета;

- ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; телевизор.

ПРОВЕДЕНИЕ: 9 сентября 2020 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Мотивация. Актуализация опорных знаний. Целеполагание

Тема нашего сегодняшнего занятия очень интересна.

А вот о чём пойдёт разговор - мы сейчас узнаем. Вам необходимо заполнить поля кроссворда. Отвечая на мои вопросы, вы увидите ключевое слово нашей встречи.

Стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. (Экстравагантность).

Кто должен подавать руку для рукопожатия первым: старший или младший по возрасту? (Старший.)

Как одним словом назвать умение уважительно и тактично обращаться и общаться с другими людьми? (Вежливость)

Склонность проявлять любовь к порядку – это… (Аккуратность)

Это - то, как мы ведём себя, обращаемся с другими людьми, как мы говорим, это - часть культуры поведения человека. (Манеры)

Чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в отношениях личных и служебных – это. (Тактичность)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как здороваться со взрослыми?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

А. Усачёв

В современном мире этикет – это не что иное, как свод правил, призванных сделать нашу жизнь приятной и безопасной в общении друг с другом, а также оградить себя и окружающих от нечаянных претензий и обид. Многие из требований, как, например, не хлопать по плечу незнакомого человека, являются вполне очевидными и диктуются самой жизнью, но есть и такие, которые передаются в виде поучений и наставлений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало начал

Так, из слов Одиссея, обращённых к циклопу Полифему, мы узнаём о законах гостеприимства. Странников полагалось не только принять у себя в доме, накормить и обогреть, но и отпустить с подарками. Полифем нарушил священный обычай и был за это наказан.

Греция стала одной из первых стран, где был принят этикет. Там существовал определённый свод правил, были выделены места для обязательных сделок.

Можно сказать, что Греция стояла у истоков этикета…

Проведём викторину:

Центром культурной и деловой жизни древних греков была … (Агора – рыночная площадь в центре города)

Как называлось платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом? (Хитон)

Когда древние греки надевали головной убор? (Собираясь в дорогу)

Любимое занятие древних греков - … (Посещение бани)

Как часто древние греки посещали бани? (Каждый день)

Что прекращали древние греки во время олимпийских игр? (Войны)

Можно ли было женщинам посещать олимпийские игры? (Нельзя)

Назовите особенность питания древних греков. (Трёхразовое питание: два завтрака и обильный обед – проводился вечером).

Почётное место гостя за столом у древних греков располагалось… (Справа от хозяина дома)

Ели древние греки руками. А для чего полагалась ложка? (Для особо жирной пищи.)

Средневековье

Этикет в странах Западной Европы обрёл для себя особо благодатную почву в X-XI веке, с распространением среди привилегированных слоёв общества системы рыцарства. Вследствие этого появился Кодекс чести – свод правил, оговаривавший до мелочей не только нормы поведения, но и предписывающий рыцарю цвет и фасон его одежды, а также родовую геральдическую символику.

В этот период появилось множество новых ритуалов и обычаев, таких, например, как непременное участие в рыцарских турнирах и совершение подвигов во имя дамы сердца. В качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предмета, манерам. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах. Чтобы в полной мере соответствовать своему статусу, рыцарь должен был быть храбрым, благородным и великодушным. Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество.

Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения. Обязанность рыцарей была и забота о сиротах, вдовах, вообще о слабых. Все эти правила диктовались гуманностью.

Вместе с тем, рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед богом, всепрощения, которые проповедовались христианством. Гордыня - один из страшных грехов, считалось важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление - закон этики рыцаря.

Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды на взаимоотношения с равными и подчинёнными постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных отношений, некоторые из которых характерны для европейского общества и в настоящее время.

Главной социальной потребностью стали роскошь и богатство господствующего класса, ответом на которые явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.

Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества. Этикет задавал стандарт не только поведения, но и всей жизни дворянства. Этикет буквально до мелочей регламентировал жизнь двора. Члены семьи монарха должны были строго в определённый час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет регламентировал, на какую высоту, переступая порог, дамы могли поднимать юбки и т.д.

Чтобы усвоить этикет, его правилам начинали обучать детей дворян с раннего детства. Для этого имелся специальный штат профессионалов.

Предлагаю вам взять пустые карточки и заполнить их – записать правила поведения.

3. Допетровская Русь

Этот период развития этикета также был выражен своеобразными нравами и обычаями. Большое влияние на них оказали византийские традиции. Однако бок о бок с ними уживались дикие обычаи языческой старины, приводившие порой в замешательство иностранных послов.

В этот период важное значение на Руси уделялось социальному статусу того или иного человека.

Было принято, например, приезжая в гости к равному себе, въезжать во двор и останавливаться у самого крыльца. Если же хозяин дома был выше рангом, то полагалось останавливаться ещё на улице, и пешком идти через двор. Важного гостя хозяин был обязан встречать стоя на крыльце, равного – в сенях, а того, чей статус ниже – в горнице.

В комнату принято было входить без шапки - её несли в руках, трость же или посох оставляли в сенях. Войдя, гость троекратно крестился на иконы, а затем, если хозяин был выше его рангом, отдавал ему земной поклон. Если же они были равны, то обменивались рукопожатием. Родственники при этом обнимались.

Еда на стол подавалась нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе для украшения. Обязательно гость должен был попробовать все напитки и кушанья, предложенные хозяином.

Мужская и женская одежда в допетровской Руси не имела размеров. В холодное время года носили душегрейки (телогрейки), тулупы и шубы, из обуви – сапоги. Крестьяне же носили лапти, а зимой – валенки.

Мужчины носили бороду или усы, а у женщин были длинные косы.

Эпоха Петра I

История русского этикета времён царствования Петра I во многом напоминает тот путь, который проделали страны Западной Европы, погрязшие некогда, как и Россия, в варварстве и бескультурье. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Пётр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Реформы Петра I затронули все стороны жизни русского общества. Правила поведения вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.

Пётр, как и многие зарубежные монархи, силой заставил подданных следовать нормам цивилизации. Среди высшего общества он ввёл в моду одежду европейского покроя, разрешив ношение кафтанов и армяков лишь представителям низших сословий. В моду вошли пышные парики западного образца, и под страхом внушительного штрафа Пётр I заставил бояр брить также бороды.

Кроме того, благодаря царю коренным образом изменилось положение российских женщин. Если раньше жёны и дочери даже высших сановников обязаны были сидеть по домам, то теперь они стали постоянными участницами всех праздников и торжеств. Женщины стали присутствовать на придворных приёмах и праздниках. Женщины научились танцевать, писать, знали иностранные языки, играли на музыкальных инструментах, знали и соблюдали светские правила поведения. Появились и вошли в обиход правила галантного обхождения с дамами. Это во многом способствовало достижению отечественным дворянством европейского уровня.

Пётр Великий был большим любителем развлечений. По поводу, а иногда и без повода, император часто закатывал пир.

Главным угощением на Масленицу, которую отмечали с большим размахом, были блины.

Задание: Блинная неделя состоит из 7 дней. Вспомните и дайте название каждому дню Масленицы, и расскажите, что необходимо сделать в этот день.

Обучающиеся озвучивают свои ответы.

Внимание, верный ответ:

При Петре I было распространено, в основном, влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменилось французским, которое сохраняется до начала 19 века. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства.

Ярким примером тому может служить образ хорошо знакомого нам со школьной скамьи Евгения Онегина. Достаточно вспомнить, какое большое значение этот повеса придавал своему гардеробу, но в то же время был способен блеснуть в обществе прекрасным владением французского языка и знакомством с античной поэзией.

По свидетельству Пушкина, он умел не только танцевать мазурку, но также разобрать латинский эпиграф, потолковать о поэзии Ювенала и тут же посвятить даме блестящую эпиграмму. Этикет того времени представлял собой целую науку, от постижения которой во много зависела карьера и дальнейшее продвижение в обществе.

Дальнейшая история развития этикета в нашей стране отмечает его подъём на новый качественный уровень в середине XIX века. Это было обусловлено реформами Александра II, открывшими путь к образованию людям самых различных сословий. В стране появилась новая и неизвестная ранее социальная прослойка, именуемая интеллигенцией.

К ней принадлежали люди, не обладавшие высоким положением в обществе, но прекрасно образованные и, в силу воспитания, усвоившие хорошие манеры. Они владели несколькими языками, имели хороший тон в выборе музыки, литературы, живописи, уделяли немаловажное значение обучению светским манерам. Однако, в их среде излишняя вежливость и чрезвычайно скрупулёзное следование правилам этикета, принятым в период прежних царствований, стали выглядеть несколько архаично. Строгое соблюдение норм стало немодным.

Но этикет XIX века предусматривал зато неукоснительное соблюдение моды на украшения, в которых бриллианты и золото уступили место античным камеям, выполненным из слоновой кости или соответствующих пород камня. В дамском обществе стало хорошим тоном носить короткие причёски в память о героинях европейских революций, закончивших жизнь на эшафоте, которым перед казнью коротко подрезали волосы. Также вошли в моду и стали одним из требований этикета кудри или стянутый лентами пучок свободно спадавших волос.

Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырём, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

К хорошим манерам 19-го века относятся следующие:

способность держать под контролем свои слова;

внимательное отношение к окружающим;

обладание чувством такта.

5. Советский период

Ещё одной эпохой этикета можно считать советское время.

Очень хорошим тоном считалось посещение театра, гуляние в парке, увлечение разными видами спорта, посещение кино и цирка.

Нормы приличия в одежде стали очень простыми, без излишних изысков: предпочтительным стилем мужской одежды был деловой костюм и рубашка с галстуком, а женской – строгое платье, блузка и юбка ниже колен. Никакая сексуальность в одежде не допускалась.

Следующие жесты не принято было применять в обществе советского времени (считалось дурным тоном):

теребить одежду, крутить пуговицу;

трогать лицо руками;

вертеть в руках предмет;

6. Современные принципы этикета

Современный человек живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи.

Условно современный этикет можно разделить на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный светский этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приёме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т.п.).

Знание правил этикета остаётся необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Можно выделить несколько принципов этикета:

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений. Это - вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений между людьми, сутью которой является доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя.

Точность - умение ценить своё слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Всё очень разумно, просто.

Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Народные обычаи и традиции - четвёртый принцип современного этикета.

Некоторые нормы и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. И сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте человечества.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Мы с вами сегодня затронули только малую часть развития этикета, мы остановились на главных его эпохах.

История возникновения этикета уходит корнями в глубокую древность. С тех пор, как люди стали жить многочисленными группами, у них появилась необходимость регулировать своё существование некими нормами, позволяющими им с наибольшим комфортом уживаться между собой. Подобный же принцип сохранился и до наших дней.

Хочется добавить, что в постсоветский период в России, наряду с возрождением прежних духовных ценностей, обрели новую жизнь традиции поведения в обществе и межличностного общения. Об интересе к этим вопросам свидетельствует всё большее количество публикаций в СМИ. Презентация наиболее удачных из них зачастую бывает достаточно ярким событием в культурной жизни страны.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

- Довольны ли вы сегодняшним днем?

- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

- Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

- Одежда должна быть чистой.

- Волосы должны быть уложены в прическу.

- Одежда должна быть аккуратной.

- Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

- о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

1. Чего в другом не любишь, - а честь смолоду
2. Береги платье снову, - того и сам не делай.
3. В чужой монастырь - со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, - а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, - что недолго гостит.

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Дети. Да.

Воспитатель. Как им можно помочь?

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о правилах приветствия, об истории этих правил. Ребята, для чего люди придумали разные правила?

Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.

Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила.

Послушайте стихотворение об этом.

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам!

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Дети. Пожелание здоровья, радости.

Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.

1-й ребенок

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2-й ребенок

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель. Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.

А еще какие слова приветствия вы знаете?

Ребенок читает стихотворение.

Ребята, мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.

Воспитатель предлагает детям встать в пары и поприветствовать друг друга с помощью жестов, а затем рассказать, каким образом они это сделали (пожали друг другу руки, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой друг другу).

Воспитатель. Каким образом взрослые люди могут поприветствовать друг друга без слов, кроме тех способов, которые вы назвали?

Дети. Мужчины приподнимают шляпы, мужчина женщине может поцеловать руку.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением вышеназванных способов приветственной жестикуляции.

Воспитатель. Каждое правило поведения имеет свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?

Дети. Да.

Воспитатель. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать свое доверие другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападения. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, мужчины тоже снимали или приподнимали шляпу. Для чего они это делали?

Дети. Это означало, что человеку нравятся эти люди, что ему приятно всех видеть.

Воспитатель. Да, ребята, если мужчины снимали или приподнимали шляпы — это обозначало, что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор. Чтобы вспомнить историю такого правила приветствия, как рукопожатие, предлагаю поиграть в игру.

Нужно разложить по порядку картинки, на которых нарисован один из этапов истории обычая рукопожатия. На первой картинке изображена протянутая невооруженная ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. На второй нарисован средневековый ритуал, включавший в себя вкладывание своих рук в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение. На третьей картинке изображена древняя традиция целовать руку вышестоящему лицу или даме, а равному ее пожимать в знак приветствия. На четвертой — общепринятый приветственный жест рукопожатия. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая- то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной).

В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания о трансформации такого приветственного жеста, как рукопожатие.

Воспитатель. Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Воспитатель читает стихотворение.

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью?

Дети. Да.

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любого, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Дети. Тот, кто угощает хлебом, и тот, кто его пробует, считались друзьями.

Воспитатель. Этот обычай пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угощавший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, испробовавший хлеба, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль — мирный договор между гостем и хозяином.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Читайте также: