Государство и его функции конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
  • Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
  • Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
  • Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
  • же приоритет государственной власти внутри страны.
  • Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
  • Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
  • Материально-технические средства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

  • органы правопорядка (полиция, суд);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Вооружённые силы РФ;
  • органы межгосударственных отношений.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, ее закрепления и применения в практической деятельности средствами проблемного обучения.

Тип урока: комбинированный.

Цели по содержанию:

  • способствовать формированию понятий: функции государства, правотворческая, правообеспечительная, правоохранительная, внутренние и внешние функции государства;
  • способствовать развитию мышления при работе с текстом;
  • давать характеристику внутренних и внешних функций государства;
  • анализировать текст;
  • выделять основные факторы, определяющие направления деятельности государства.
  • способствовать развитию мышления при работе с текстом;
  • формировать умения: выделять главное, систематизировать, классифицировать, аргументировать;

Воспитательные – создать условия для:

  • культуры общения
  • ответственности за результат своей работы

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа с рабочим листом).

Ход урока

Просит назвать основные понятия, которые встретились в тексте, обозначить, что для учеников явилось новым, неизвестным и т.д.
Организует обсуждение положений, которые вызвали наибольшие затруднения или были непонятными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Государство, его функции и формы.docx

Государство, его функции

В широком смысле : государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории.

В узком значении : государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.

Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

- территория , очерчивающая границы государства;

- суверенитет – полномочия верховной власти внутри страны и независимость на международной арене;

- наличие политической публичной власти , выступающей от имени народа и специального слоя профессионалов-управленцев;

- монополия на легитимное применение силы;

- право на издание законов и иных нормативных актов.

Теории происхождения государства :

1) Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен) : рассматривает государство как продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблима.

2) Патриархальная теория (Аристотель, Р. Филмер) : государство рассматривается как большая разросшаяся семья, где глава государства является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным и заботится об их благополучии.

3) Договорная теория происхождения государства (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) : государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству. Государство, в свою очередь, должно следить за порядком в обществе.

4) Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович) : государство возникает как аппарат для управления порабощенными народами и территориями.

5) Органическая теория (Г. Спенсер) : государство – организм, продукт социальной эволюции. Подобно естественному отбору в природе выживают наиболее приспособленные государства.

6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) : объясняет происхождение государства социально-экономическими причинами.

Государство играет очень важную роль в общественной жизни и выполняет определенные функции.

- экономические : установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; непосредственное осуществление экономической деятельности;

- фискальные : установление и сбор налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; контроль за денежным обращением;

- социальные : установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, пособия); обеспечение занятости; развитие здравоохранения;

- правоохранительные : охрана прав и свобод граждан; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; профилактика правонарушений;

- экологическая : принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

- функция развития культуры, науки и образования : государственная поддержка; обеспечение свободы всех видов творчества; охрана интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и др.

основные направления деятельности государства на международной арене:

- использование вооружённых сил для решения внешнеполитических задач государства;

- дипломатическая деятельность для реализации геополитических и глобальных интересов страны;

- стимулирование международной экономической деятельности, защита и поддержка экономических интересов страны за рубежом;

- интеграция, сотрудничество и укрепление связей со странами в экономической, политической, культурной и иных областях.

Форма государства это организация, устройство и осуществление государственной власти. Форма государства включает в себя три элемента: форма государственного правления; форма территориально-государственного устройства; форма государственного (политического) режима.

форма государственного устройства, т.е. деление государства на составные части

унитарное; федеративное; конфедеративное

форма государственного (политического) режима , т.е. совокупность методов и приемов, при помощи которых осуществляется власть государственными органами

1) Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования её органов. По форме правления государства делятся на монархии и республики:

а) Абсолютная монархия – верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, шейх, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Хотя в настоящее время в этих государствах могут существовать парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер (Бутан, Бруней, Катар, Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия) .

б) Конституционная , или ограниченная монархия – власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции. В конституционной монархии, в свою очередь, выделяют дуалистическую и парламентскую. Признаки дуалистической монархии :

- монарх выполняет функции реального главы государства;

- существуют парламент и правительство как высшие органы власти;

- некоторые члены парламента назначаются монархом;

- правительство несёт ответственность лично перед монархом;

- монарху принадлежит право вето и право роспуска парламента. (Кувейт, Иордания, Непал) .

Признаки парламентской монархии :

- власть монарха ограничена парламентом;

- парламент избирается народом;

- правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;

- правительство несёт ответственность перед парламентом;

- действует принцип разделения властей;

- монарх выполняет только представительские функции. (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания и др.) .

а) президентская республика , её признаки:

- президент избирается на определённый срок: путем прямых выборов (Бразилия, Египет) , косвенными выборами (США, Аргентина) ;

- президент возглавляет исполнительную власть, нет поста премьер-министра;

- правительство несёт ответственность перед президентом;

- действует принцип разделения властей;

- у президента нет права роспуска парламента, а у парламента – права смещать правительство;

- парламент может использовать механизм импичмента – отрешения президента от власти.

б) парламентская республика , её признаки:

- президент избирается парламентом и выполняет представительские функции, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства;

- исполнительная власть возглавляется премьер-министром;

- правительство формируется парламентом, и несет перед ним ответственность (Италия, Германия, Греция, Индия) .

в) смешанная республика , которая соединяет в себе президентскую и парламентскую формы правления:

- главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделён широкими полномочиями;

- правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом;

- парламент не может сместить президента, а президент может распустить парламент. (Франция, Финляндия. Россия)

2) Государственно-территориальное устройство – организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого со своими составными частями, урегулированная нормами права. Его формы: унитарное, федеративное государство и конфедерация.

а) унитарное государство – это территория, разделённая на административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство представляет собой единое образование с общими для всей страны органами законодательной и исполнительной власти, единой судебной системой и конституцией. Разновидности:

- централизованное государство (Великобритания, Швеция, Дания) – отсутствуют выборные органы на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать вопросы местного значения; функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы.

- децентрализованное государство (Франция, Италия, Испания) – предоставляет крупным регионам широкую автономию: они имеют собственные парламенты, правительства и административно-управленческие структуры, однако, в отличие от субъектов федерации, их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в финансовую зависимость от центра.

- сверхцентрализованные государства характеризуются жёстким контролем по вертикали (Индонезия, Таиланд, Польша) . К данным государствам относят и государства, в которых произошёл военный переворот и установлен военный режим – местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

б) ф едеративное государство – форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Субъектами федерации могут быть штаты, республики, провинции, кантоны и др. Признаки:

- территория федерации состоит из территорий её субъектов;

- верховная власть принадлежит федеральным органам, но компетенции федеральных органов и органов субъекта разграничены конституцией;

- субъекты обладают правом иметь свои органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

- двухпалатный парламент – существует палата, представляющая интересы субъектов парламента. (США, Россия, Канада, Бразилия, Австрия, Германия)

в) конфедерация – временное объединение различных независимых государств для решения определенных, политических, военных, экономических целей (В разное время конфедерациями были США, Нидерланды, СНГ) .

Типы антидемократических политических режимов :

- официальная идеология , которая претендует на тотальный охват всех без исключения сторон общественной и частной жизни; интересы и свободы личности подчиняются интересам государства;

- монополия на власть одной политической партии , сама партия – под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь); идёт процесс сращивания правящей партии с госаппаратом;

- система террористического полицейского контроля , который осуществляется за всем обществом, средствами массовой информации;

- централизованный контроль экономики : плановая экономика признаётся как наиболее рациональная и эффективная.

Предпосылки возникновения тоталитаризма :

- глубокий кризис экономической и всей общественной жизни государства;

- нестабильная внешнеполитическая обстановка.

а) Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, устранение частной собственности и всякой автономии личности. Но социалистической системе присущи и гуманные политические цели, несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации.

в) Национал-социализм возник в Германии в 1933 году, его цель – мировое господство арийской расы. Если в коммунистических системах агрессия направлена против классового врага в своём государстве, то в национал-социализме – против других народов.

- автократизм (самовлатие) – небольшое число носителей власти (один человек или группа лиц);

- опора на силу – в случае необходимости власть может принудить граждан к повиновению;

- монополизация власти и политики – недопущение политической оппозиции и конкуренции, возможно существование ограниченного числа партий и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

- невмешательство в неполитические сферы – отказ от тотального контроля над обществом;

- цензура над средствами массовой информации – разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе в целом;

Причины сохранения авторитаризма :

- сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные формы социальной жизни;

- сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры;

- значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения (буддизм, ислам);

- экономическая отсталость;

- неразвитость гражданского общества.

Виды авторитарных режимов :

б) военно-диктаторские режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, распространением коррупции, снижением социальной активности граждан ( большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания );

в) теократический режим – сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана ( Иран после революции 1979 г. );

г) национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в политической элите национальной группы; в этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп ( Узбекистан, Туркменистан, Казахстан );

д) конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы ( современная Мексика );

е) деспотический режим – высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры;

ж) персональная тирания – власть принадлежит лидеру, и отсутствуют её сильные институты ( режим С. Хусейна в Ираке, режим М. Каддафи в Ливии ).

Д емократический режим – способ функционирования политической системы, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

2) Либеральная теория демократии ( Т. Гоббс, Дж. Локк ): рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.

3) Теория прямой демократии ( Ж.-Ж. Руссо ): отрицает принцип представительности, демократия – прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю.

4) Элитарная теория демократии (И. Шумпетер, В. Парето, Г. Моска) : исходит из того, что общество изначально делится на тех, кто управляет (элита) и тех, кем управляют. Элита выполняет функции представительства интересов большинства населения.

5) Теория социалистической демократии объясняет демократию как форму классового господства и имеет две традиции: ортодоксальную и реформистскую. Ортодоксальная традиция исходит из того что демократия существует при социализме, а при коммунизме демократия отмирает вместе с государством (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) , реформистская традиция рассматривает демократию как соглашение разнородных социальных сил (Э. Бернштейн, К. Каутский) .

6) Теория партиципаторной (соучастие) демократии ( К. Пейтман, К. Макферсон) : признаёт необходимость участия широких слоёв населения не только в выборах и референдумах, но и непосредственно в политическом процессе – подготовке и принятии политических решений и контроле над их выполнением.

Условия для возникновения и существования демократии :

1) экономические условия – частная собственность, принадлежащая широкому слою собственников и защищённая законом;

2) социальная основа – сложившийся и осознающий свои интересы средний класс, составляющий большинство населения страны;

3) политические предпосылки – плюрализм мнений, многопартийность, разделение властей;

4) духовная основа – широкий доступ к культуре, образованию, информации всех слоёв населения.

Характерные черты демократического политического режима :

- реализация принципа разделения властей;

- выборность ветвей власти путём всеобщих прямых выборов при тайном голосовании;

- высокая степень развитости гражданского общества;

- правовое государство;

- политический и идеологический плюрализм;

- наличие легальной оппозиции;

- наличие независимых СМИ;

- правовая гарантия политических прав и свобод.

1) прямая ( непосредственная ) демократия , когда народ непосредственно принимает политические решения, ее институтами являются референдумы, собрания, митинги, демонстрации, обращения в органы власти;

2) представительная демократия , когда народ имеет возможность осуществлять власть через своих представителей в различных представительных органах, среди которых особую роль играет парламент.

- максимальная степень свобод способна повлечь за собой потерю нравственных ориентиров, культурную деградацию и как следствие – беззаконие и тиранию, поэтому демократия возможна лишь в условиях развитого правосознания всего общества;

- политические лидеры могут использовать различные способы манипулирования общественным мнением в своих корыстных целях, избежать этого можно при условии открытости политических процессов, а также активности, самостоятельности и развитой правовой культуры граждан;

- подчинение меньшинства большинству создает возможность тирании большинства, во избежание чего предусматривается делегирование полномочий государственного правления небольшому числу граждан, избираемых всеми остальными;

- информационные технологии, с одной стороны, создают новые каналы связи общества с институтами власти, с другой – обеспечивают возможность тотального контроля над гражданами.

Полиархия – тип политического правления в современном обществе, который характеризуется высокой терпимостью по отношению к оппозиции, а также относительно широкими возможностями влияния граждан на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами.

Читайте также: