Конспект занятия для детей с тнр осень

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Бессонова Ольга Ивановна

Населенный пункт: г. Хабаровск

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 4 - 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

- развивать координацию речи с движением;

Общая продолжительность занятия: 20минут.

Ход занятия
I. Организационный момент. [Формирование умения подчинять своё поведение правилам].
Логопед: Вспомните правило поведения на занятии.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Введение в тему.
1. Отгадывание загадок. [Активизация и расширение словаря по теме. Развитие мышления, речевого слуха.]

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, кто придёт сегодня к нам в гости на занятие. Слушайте внимательно. Слайд 2
Если листья пожелтели,
Дождик льёт как из ведра.
Сапоги мы все одели,
Шапки, куртки, свитера.
Если зелень остаётся,
Лишь на ветвях сосен.
Это время года называют – Осень.
Логопед: Молодцы! Правильно! К нам в гости пришла Осень. Сегодня мы с вами будем говорить об осени, о том, что происходит осенью в природе.

III. Работа по теме.
1. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.]

Логопед: Осень очень хочет узнать, что вы знаете о ней. Она предлагает вам с ней поиграть. Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы Осени. Слайд 3
Логопед: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Наступила осень.
Логопед: После, какого времени года приходит осень?

Дети: Осень приходит после лета.
Логопед: Какое время года придет после осени?

Дети: После осени придет зима.
Логопед: Какое время года придет после зимы?

Дети: После зимы придёт весна.
Логопед: Так, сколько же у нас времён года? Слайд 3

Дети: Четыре времени года.
Логопед: Вспомните и назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Слайд 4
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите признаки осени.

Дует, дует ветер!
Дует, задувает!
Желтые листочки
С дерева срывает
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
Логопед: Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Дети: Падают с деревьев, кружатся.
Логопед: Как называется это явление?

Дети: Листопад.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели осенние листочки, и они предлагают вам с ними поиграть. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Слайд 6

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочки. (Упражнение выполняется три – четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи).

Физкультминутка. Слайд 7

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели .

И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал.
листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Завертел их, закружил .

И на землю опустил. (Дети садятся на свои места.)

Листочек упал на дорогу. (На машину, на скамейку, на пенек, на забор, на песочницу, на горку).
Логопед: Какие же вы молодцы! Вы очень хорошо выполни все задания Осени! Ну вот, пришло время прощаться. Осень благодарит вас за помощь и прощается с вами до следующих встреч.

IV. Итог занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, в какие игры играли, что им было интересно делать. Оценивается работа детей.

-Мы многое сегодня узнали и повторили.

- Какое задание для вас было интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- А какое было самым лёгким?

- Как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете внимательно слушать и старательно выполняли все задания. Молодцы!

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

- Ребята, про какое время года это стихотворение? (про осень).

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим с вами про это удивительное время года! А почему оно удивительное? ( листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, собираем урожай на огороде). Молодцы!

- У меня три корзинки. В первую кладем фрукты, во вторую – овощи, которые растут в земле, в третью – овощи, которые растут на земле.

- давайте вспомним, что происходит в природе? (опадают листья, дует ветер)

- Ребята, у вас есть листочки, вам нужно найти свое дерево.

- С какого дерева твой листочек? (с клена, дуба, березы, рябины)

- Значит он какой? (кленовый, дубовый, березовый, рябиновый)

Раз, два, три, Удары по коленям пальцами обеих рук

четыре, пять, Левая - с мизинца, правая - с большого.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: Ударяют то ладонями, то к у лачками.

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)

- Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)

- Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

- Ребята! Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

- А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

- Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)

- Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)

- Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)

- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)

- Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. ( Дети встают в круг, руки над головой в кольцо.)

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели, (Бег по кругу.)

И на землю тихо сели, (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали, руки в стороны.)

Повертел их, покрутил (Покружились.)

И на землю опустил. (Присели.)

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если хмуро – хмурая,

Если по небу плывут серые, темные облака – облачная.

Если солнечно – солнечная,

Если ясно – ясная.

Осень (какая?) - … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т.д.)

- Ребята! Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты, ягоды, грибы)

А теперь закончите предложения.

В поле собирают урожай (чего?) - … (Пшеницы)

В огороде собирают урожай (чего?) - … (Овощей)

В саду собирают урожай (чего?) - … (Фруктов)

В лесу собирают урожай (чего?) - … (Ягод, грибов)

3. Итог занятия. Рефлексия

- В чьем царстве мы побывали?

- Какая она Осень?

- Что собирают осенью?

- Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов, ягод, грибов)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности.


В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года.


Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: Уголок природы, как средство повышения речевой активности. Посев семян травы для кошек.

Материал может быть полезен воспитателям детских садов.

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д.


Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С].


Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образование наречий от прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие цели:

- закреплять навык деления слов на слоги

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадки. Слушайте внимательно.

Время года отгадай

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Осень, туча, листопад, слякоть, непогода, ветер.

5. Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осень)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? ( осенью)

Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибыю)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Зайчик родился весной и ни разу еще не видел осень. Просит детей рассказать, какая она - осень. (Рассказы детей)
Какие изменения происходят в природе осенью?

Осень (Елена Эрато)

Осень - грустная пора,
Вот и дождь идёт с утра.
По стеклу дождинки
Сбегают, как слезинки,
Плачет осень, вот беда,
Стала улица пуста.
Теперь все ребятишки
Читают дома книжки.

Моросит, льет, капает, идет … (дождь). (Ребенок находит карточку с изображением дождя и дарит зайчику)
• Если на улице дождь, то погода, какая? (дождливая)
• После дождя на улице как? (сыро) Значит погода какая? (Сырая)
Ой, ребята, сейчас нас вымочит дождь. Превратите эту фигуру в тот предмет, который нас спасет от дождя.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень –очень рад он увидел листопад

Зайчик никогда не был осенью в городе Давайте ему расскажем какая осень в городе.

Рассмотрите картину скажите какое время года? Почему вы так решили? Где происходит событие в городе или деревне? Как вы догадались? Кого вы видите на картине? Какого цвета листья? Как ведут себя люди? Составление сюжетного рассказа о приметах осени в городе. У нас получится небольшой рассказ.

Развитие мелкой моторики

Давайте спросим у зайчика, что он узнал об осени?
(Воспитатель и дети делают обобщающий вывод)

Читайте также: