Употребление причастий в речи конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели:

  • выявить роль причастий в речи;
  • научить правильно употреблять причастия в речи.
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных.
  • воспитывать любовь к родному краю.
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Основные методы: проблемный, исследовательский.

Урок разработан по технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Время проведения 90 минут.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Дидактический материал: рабочая карта урока, карточки, презентация к уроку, выборочная презентация для школьников /слайды № 2,3,4,7,9, 17/.

Урок проходит в компьютерном классе.

Ход урока

I. Организационный момент /слайд № 2/.

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

II. Стадия вызова.

1. Работа с текстом /слайды № 3-4/.

Задания: прочитайте текст, заполните таблицу, определите тему, основную мысль, стиль, тип текста:

2. Основная мысль текста

Тундра Кольского полуострова — это горы или возвышенности, заросшие ягельником и кустарниками. Карликовые заросли, засыпа(н,нн)ые снегом, и редкие деревья не являются преградой для северных ветров. Долгая зима на полуострове снежная и метельная. А летом тундра украше(н,нн)а серебристыми коврами ягельников, зелене..щими перелесками, голубе..щими блюдами озер, узорчатыми жилками ручьев и речек. А какие бурлящие на реках водопады! На Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

2. Проверка работы с текстом /слайд № 5/.

- Назовите тему текста. (Тундра Кольского полуострова.)

- Определите основную мысль. (Тундра прекрасна.)

- Есть другие варианты?

- Определите тип речи. (Описание.)

- К какому стилю речи относится текст? (Художественному.)

- Какое слово в тексте было для вас новым? (Падун.)

- Можно объяснить значение слова, исходя из текста?

- Обратимся к словарю Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь Кольских поморов” /слайд № 6/.

- Прочтём словарную статью.

- Запишите слово в словарь.

3. Оценка работы школьников. Самопроверка /слайд № 7/.

- Если вы сделали все задания верно, поставьте “5”, если есть 1 ошибка или неточность в определении темы текста, основной мысли и т. д., поставьте “4”, если 2 ошибки – “3”.

(Учащиеся ставят отметки в рабочие карты /слайд № 9/, 3 консультанта отмечают в таблице “Шкала затруднений”, какие задания вызвали затруднения; класс в это время проверяет, правильно ли вставлены пропущенные буквы /слайд № 8/.)

Учитель обращает внимание учащихся на шкалу затруднений /слайд № 10/, на которой отмечено количество ошибок:

Ряды тема основная мысль тип стиль
1 + 1 1 1
2 + + + 1
3 + + + +

- Кто допустил ошибку при определении основной мысли, типа текста, стиля? (Учитель даёт детям карточки домой для отработки данных умений.)

- С какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы в тексте? (Н и НН в причастиях, гласная в суффиксах причастий). Правило.

- Назовите причастия, какую роль они играют в данном тексте?

4. Проведём лингвистический эксперимент: уберите причастия из текста /слайд № 4/. (Школьники выполняют работу на компьютере.)

- Как изменился текст? /Стал невыразительным, скучным /слайд № 11/.

III. Стадия осмысления содержания.

- Итак, тема нашего урока “Употребление причастий в речи”.

1. Педтехника “Мудрые совы” /слайд № 12, 13,14/.

Учащимся по группам для обработки предлагается распечатанный текст.

  • Задание 1 группе: найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной.
  • Задание 2 группе: найдите и запишите в тексте ту информацию, которая является для вас новой.
  • Задание 3 группе: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста.

Текст

М.В. Ломоносов говорил о причастии: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

Это свойство причастия заключать “в себе имени и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например, картина прилёта лебедей, описанная И. Соколовым-Микитовым: “Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины.

Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.

Там, где нужны торжественность, величавость, там мы всегда встретим причастие:

Между городом и горою,
На которой лежат облака,
Мчится злая,
Любимая мною,
Несмолкающая река.
(А. Решетов.)

Но в обычной разговорной речи причастия, к сожалению, редки. Об этом писал ещё А. Пушкин: “Причастия. обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

2. Проверка выполнения задания /слайд № 15/.

- Какая информация в тексте была для вас известной?

- Какая информация в тексте была для вас новой?

- Основная мысль текста? (Выразительную краткость причастий необходимо использовать в своей речи).

Оцените работу членов группы, выставите отметки в рабочую карту /слайд № 9/.

3. Работа с офтальмотренажером /слайд № 16/.

IV. Первичное осмысление учебного материала.

1. Работа с карточкой: устраните речевой недочёт (повтор слова который), заменив его причастием /слайд № 17/.Школьники работают на компьютере.

Над светлым северным морем гудят ветра, которые отличаются друг от друга своими характерами. Налетит шапошник, закажет все пути-дороги одинокому баркасу, который плутает под низкими тучами. Подтянет полуночник, начнёт трясти зябь, которая лежит на волнах.

Из-за Мурманска сорвётся норд, который не любит шутить. Зато попутный поможет лодчонке, которую безжалостно гнал обедник.

2. Самопроверка /слайд18/. Выставление отметок в рабочую карту.

- Как изменился текст? /Стал образным, выразительным/.

Итак, используя причастия, нужно помнить правила их употребления /слайд 19/:

Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.

Определяемое слово – строго до или после причастного оборота.

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Причастия не имеют формы будущего времени.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие.

От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.

V. Первичное закрепление.

1. Работа с упражнением, карточкой.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов.

I вариант – упражнение в учебнике № 225 стр.83,

II вариант – карточка. Один учащийся работает у доски.

Карточка /слайд № 20/, для школьников карточка распечатана.

1. Убегавшие олени от человека-хищника нашли защиту у нового человека-хозяина.

2. Зимой олени уходят в горы, где снежный покров бывает тоньше сдуваемый ветром.

3. А летом оленье стадо опускается в лес на древние тропы, протопанных в ягельном бору.

4. Сотрудники заповедника, встретящие оленей после зимовки, оберегают дикое стадо.

5. Неспешно идут в запряжке уставаемые за долгую зиму ездовые олени.

2. Взаимопроверка / I вариант - по ключу в учебнике, II вариант – слайд № 21/. Выставление отметок в рабочую карту /слайд № 9/.

3.Комплекс упражнений “Танцуйте сидя” /слайд № 22/.

4. Творческое задание /слайд № 23/.

Написать сочинение-миниатюру на тему “Первый снег”, используя словосочетания: падающий хлопьями, искрящийся на солнце, поражающий белизной, летящие снежинки, укрыта покровом (слайд 24).

Проверка выполнения задания: чтение мини-сочинений.

VI. Информирование о домашнем задании /слайд № 24/.

Выучите правила употребления причастий;

  • 1 вариант - на тему “Зимний отдых в сопках”;
  • 2 вариант - на тему “Жизнь северных зверей зимой”.

VII. Подведение итогов.

- Поставьте итоговую отметку за урок в рабочую карту /слайд № 9 /.

- Кто получил “5”, “4”, “3”?

VIII. Рефлексия /слайд № 25/.

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим выразительные возможности причастий, попробуем определить роль причастий в художественном тексте, проведём работу по предупреждению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.

Действительно, в причастии заложены признаки глагола и прилагательного. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.

4. Употребление причастий в речи.

Как правило, причастия имеют оттенок книжности и употребляются преимущественно в письменной речи.

В речи образованного человека обязательно должны присутствовать причастия. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет одновременно обозначить признак и действие, обогащает речь, придаёт фразе лёгкость и полноту. Использование причастий делает нашу речь энергичнее и выразительнее.

5. Знакомство с правилами употребления причастий.

С употреблением причастий в речи часто возникают трудности, поэтому нужно запомнить следующие правила:

- зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием;

- определяемое слово может стоять строго до или после причастного оборота;

- причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже;

- причастия не имеют формы будущего времени;

- нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть; в однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения.

6. Выполнение упражнений.

Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении формы причастия. Запишите получившиеся предложения, расставьте и объясните постановку знаков препинания. Обозначьте встретившиеся орфограммы в суффиксах причастий.

1. Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

2. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

3. Берёзы, колеблющие ветром, тихо шелестели.

4. Грибоедов показал, как Чацкий клеймит позором людей, стремящимся любым способом завоевать расположение богатых и всемогущих.

5. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

6. На опушке леса стояли деревья, осыпавшие сусальной позолотой.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Запишите предложения, объясните постановку запятых.

1. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

2. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

3. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицины.

4.. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

Задание 3. Исправьте ошибки в построении предложений. Запишите предложения, расставьте знаки препинания при причастных оборотах.

1. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

2. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

3. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

4. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

5. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

Учащимся предлагается закончить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал (узнала)…

- Сегодня на уроке я научился (научилась) …

Ребята! Вы справились с предложенными заданиями. Уверена, что вы будете правильно употреблять в своей речи причастия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11.12.2018. 7 класс.

Тема . Употребление причастий в речи.

Планируемые результаты :

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий, правило постановки знаков препинания при причастном обороте; правила употребления причастий в речи ; уметь находить причастия, конструировать предложения с причастными оборотами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные ).

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные).

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, р аботать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные ).

Оборудование :раздаточный материал ,иллюстрации,аудиозапись

1. . Организационный момент.

Проверка настроения: прием “Мордашки” (на доске -3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

2.Мотивация учебной деятельности.

Озарить – ярко осветить.

3.Актуализация знаний.

Для этого вспомните, пожалуйста, что такое причастие? Дайте определение этой части речи .

1)Задание у доски :

Подберите к словосочетаниям

Шумящий поток -

Желтеющую кувшинку –

Колющийся шиповник –

Белеющим туманом –

Спеющая малина -

-А на какие две группы делятся причастия ?

2)Цифровой диктант со словосочетаниями:

умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2 - страдательное причастие.(1-2-2-1-2-1-2-2).

Нам сегодня предстоит достаточно много поработать, поэтому необходимо вспомнить основные правила , касающиеся причастий.

Какие же это орфограммы?

- Вспомните условия выбора Н-НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий.

3)Задание у доски :

гружёный состав — гружённый углем состав , писаная красавица — писанная маслом картина ,копчёная курица — копчённая на дыму курица; вязаные носки — вязанные бабушкой носки.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ, обрадовалась, подскочила к нему и сказала умоляюще:

- Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетется очень ПОЛНОЕ ПРИЧАСТИЕ с зависимыми словами, а за ним – другое ПОЛНОЕ ПРИЧАСТИЕ, с союзом А (противопоставлением). Увидев НЕ они только отмахнулись, сказав грубо:

- Ну тебя! – и пошли дальше.

НЕ совсем потеряло надежду и хотело было заплакать, как вдруг увидела, что прямо к ней несется изо всех сил очень СТРАННОЕ ПРИЧАСТИЕ и громко кричит:

-Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую.

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели веселую песенку. И тут им встретилось одинокое (иными словами, ОДИНОЧНОЕ) ПРИЧАСТИЕ. Оно сказало невесело:

- Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом А, я совершенно одинокое ОДИНОЧНОЕ ПРИЧАСТИЕ.

- Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или противопоставление с союзом А, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

4)Задание у доски :

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка.

- Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах!

4.Самоопределение к деятельности .Определение темы ,постановка целей и задач.

М.В. Ломоносов говорил о причастии: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

Это свойство причастия заключать “в себе имени и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например, картина прилёта лебедей, описанная И. Соколовым-Микитовым: “Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины.

Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.

Там, где нужны торжественность, величавость, там мы всегда встретим причастие:

Но в обычной разговорной речи причастия, к сожалению, редки.

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим выразительные возможности причастий, попробуем определить роль причастий в художественном тексте, проведём работу по предупреждению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.

5.Работа по теме урока .Первичное усвоение новых знаний.

Действительно, в причастии заложены признаки глагола и прилагательного. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.

Употребление причастий в речи.

Как правило, причастия имеют оттенок книжности и употребляются преимущественно в письменной речи.

В речи образованного человека обязательно должны присутствовать причастия. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет одновременно обозначить признак и действие, обогащает речь, придаёт фразе лёгкость и полноту. Использование причастий делает нашу речь энергичнее и выразительнее.

2) Знакомство с правилами употребления причастий.

С употреблением причастий в речи часто возникают трудности, поэтому нужно запомнить следующие правила:

- зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием;

- определяемое слово может стоять строго до или после причастного оборота;

- причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже;

- причастия не имеют формы будущего времени;

- нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть; в однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения.

6.Первичное закрепление .

Выполнение упражнений.

Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении причастий. Запишите получившиеся предложения, объясните постановку знаков препинания.

1. Берёзы, колеблющие ветром, тихо шелестели.

2. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

3. На опушке леса стояли деревья, осыпавшие позолотой.

4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

5. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

6.Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

5. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

6. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

7. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

8. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

Если вы услышите имя прилагательное ,вы хлопаете в ладоши один раз.Если вы услышите причастия,будут раздаваться более продолжительные аплодисменты.

(не забудьте .что прилагательное можно легко заменить синонимичным прилагательным ,а причастие – только сочетанием местоимения который с глаголом).

Летящая бабочка –летучая мышь, отстающий ученик -отсталые взгляды ,образованный человек –образованное общество ,горячий чай –горящий костер,кипящий чайник –кипучая деятельность ).

7.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Разноуровневые задания.

Задания по выбору учащихся.

1в. Творческий диктант (вставить причастный оборот).

Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. Прижались к земле кусты … .

Может быть, воодушевит вас на создание текста это стихотворение о зиме:

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней,

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней. Г.Скребицкий.

- Прочесть текст без причастий и с причастиями. Как причастия меняют те

2в. Творческое задание .э

Написать сочинение-миниатюру на тему “Первый снег”, используя словосочетания: падающий хлопьями, искрящийся на солнце, поражающий белизной, летящие снежинки, укрыта покровом

Проверка выполнения задания: чтение мини-сочинений.

3 в.Списать текст ,найти причастия и подчеркнуть их.

Между городом и горою,
На которой лежат облака,
Мчится злая,
Любимая мною,
Несмолкающая река.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из записи на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование урока: система мультимедиа,таблицы,фишки.

Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников).

.1.Мотивационный этап урока

А признак предмета;

Б действие предмета;

В признак предмета по действию.

2)Причастию присущи признаки.

А глагола и прилагательного;

Б прилагательного и наречия;

В местоимения и прилагательного

3)Краткие страдательные причастия образуются от.

А действительных причастий;

Б страдательных причастий;

В действительных и страдательных причастий.

4)Причастие с зависимым словом - это.

А простое предложение;

Б причастный оборот;

В придаточное предложение.

5)Причастный оборот является.

А согласованным определением;

Б несогласованным определением;

В обстоятельством.
2.Проверка опережающего задания по группам.
Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты.
Группа"Орфографисты"
Задание:Определить у причастия признаки глагола и прилагательного.

Средняя школа имени Ж.Каражигитова Открытый урок по теме:

Средняя школа имени Ж.Каражигитова

Открытый урок по теме:

"Употребление причастий в речи"

Учитель:Жубанова Р.О

Класс:10казахский

Дата:12.02.2014

Атырау-2014

Цели урока: обучающие : -знать морфологические признаки причастия; -уметь находить причастия среди других частей речи; -различать действительные и страдательные причастия,хорошо знать суффиксы причастий; развивающие: -развитие самостоятельной деятельности учащихся -развитие словарного запаса учащихся воспитательные: -воспитание интереса к изучению русского языка -воспитание любви к искусству. Тип урока: соревновательный . Методы: словесно-иллюстративный,частично-поисковый. Оборудование урока: система мультимедиа,таблицы,фишки. Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников). Ведущие,наблюдатели групп.

-знать морфологические признаки причастия;

-уметь находить причастия среди других частей речи;

-различать действительные и страдательные причастия,хорошо знать суффиксы причастий;

развивающие:

-развитие самостоятельной деятельности учащихся

-развитие словарного запаса учащихся

воспитательные:

-воспитание интереса к изучению русского языка

-воспитание любви к искусству.

Тип урока: соревновательный .

Методы: словесно-иллюстративный,частично-поисковый.

Оборудование урока: система мультимедиа,таблицы,фишки.

Класс разделен на 2группы:”Орфографисты”(7учеников),”Морфологисты”(7учеников).

Ведущие,наблюдатели групп.

ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

ОТГАДАЙ

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.

I.1. Мотивационный этап урока : 1)Причастие обозначает. А признак предмета; Б действие предмета; В признак предмета по действию. 2)Причастию присущи признаки. А глагола и прилагательного; Б прилагательного и наречия; В местоимения и прилагательного 3)Краткие страдательные причастия образуются от. А действительных причастий; Б страдательных причастий; В действительных и страдательных причастий. 4)Причастие с зависимым словом - это. А простое предложение; Б причастный оборот; В придаточное предложение. 5)Причастный оборот является. А согласованным определением; Б несогласованным определением; В обстоятельством.

I.1. Мотивационный этап урока :

А признак предмета;

Б действие предмета;

В признак предмета по действию.

2)Причастию присущи признаки.

А глагола и прилагательного;

Б прилагательного и наречия;

В местоимения и прилагательного

3)Краткие страдательные причастия образуются от.

А действительных причастий;

Б страдательных причастий;

В действительных и страдательных причастий.

4)Причастие с зависимым словом - это.

А простое предложение;

Б причастный оборот;

В придаточное предложение.

5)Причастный оборот является.

А согласованным определением;

Б несогласованным определением;

2.Проверка опережающего задания по группам. Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты. Группа

2.Проверка опережающего задания по группам. Каждая группа получила опережающее задание по защите теоретических понятий о причастии.Регламент выступления-3минуты. Группа"Орфографисты" Задание:Определить у причастия признаки глагола и прилагательного.

прилагательное

Причастие Свойства прилагательного Свойства глагола 1. Обозначает признак предмета 2. Изменяемость по (Какой?) засохший (лист) 1. Сохраняет в признаке предмета значение действия родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды) 2. Изменяемость по (Что делающий? Что сделавший?) 3. Способность согласования с существительным: засыхающий – засохший (лист) падежам – лежащего (кота). видам – зеленеющий (сад) освещающему (лучу) - м. р., 3. Способность управлять существительным: и временам – зазеленевший (сад) ед. ч., Д. п. (мальчик) пишущий (что?) 4. Возвратность: упражнение (В. п.) готовящийся ( к выступлению артист)

Свойства прилагательного

Свойства глагола

1. Обозначает признак предмета

2. Изменяемость по

(Какой?) засохший (лист)

1. Сохраняет в признаке предмета значение действия

родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды)

2. Изменяемость по

(Что делающий? Что сделавший?)

3. Способность согласования с существительным:

засыхающий – засохший (лист)

падежам – лежащего (кота).

видам – зеленеющий (сад)

освещающему (лучу) - м. р.,

3. Способность управлять существительным:

и временам – зазеленевший (сад)

(мальчик) пишущий (что?)

готовящийся ( к выступлению артист)

Группа

Группа"Морфологисты" Задание:Определить,с помощью каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия.

*Действительное * Страдательное

II. Найдите в предложениях причастия, выпишите, определите морфологические признаки I. “ Орфографисты” 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. II. “Морфологисты” 1. Прочитанная книга лежала на полке. 2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

II. Найдите в предложениях причастия, выпишите, определите морфологические признаки

I.Орфографисты”

1. Внимание охотников привлёк растущий на

опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

II. “Морфологисты”

1. Прочитанная книга лежала на полке.

2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток

и полетели в сторону озера, сверкающего

зеркальной гладью.

III. Логико – поисковая работа Группа “Морфологисты” Группа “ Орфографисты ” № № Поисковые задания Поисковые задания 1 1 Какие суффиксы следует использовать, чтобы от каждой групп глагола образовать действительные причастия прошедшего времени: Ответы 2 Ответы Можно ли к слову пылающим задать два вопроса? 2 сказать бежать Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт. Спрячьте запятую, не меняя смысла словосочетаний: Эти словосочетания запишите в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Какой признак вы выбрали? 3 3 Песня, затихающая вдали Выделенное слово нарисовать бросить В каком из причастий больше морфем? В каком из причастий больше морфем? Рыбаки, возвращающиеся поздно Перегруженный, смотрящий Сомневающийся читатель Выслушанный отпущенный сделать мучить Забиваемый гвоздь Дороги, строящиеся по-европейски Видимый глазом Выросший цветок Размешанный раствор Залаявшая собака

III. Логико – поисковая работа

Какие суффиксы следует использовать, чтобы от каждой групп глагола образовать действительные причастия прошедшего времени:

Можно ли к слову пылающим задать два вопроса?

Перед пылающим костром сидел капитан Смоллетт.

Спрячьте запятую, не меняя смысла словосочетаний:

Эти словосочетания запишите в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Какой признак вы выбрали?

Песня, затихающая вдали

В каком из причастий больше морфем?

В каком из причастий больше морфем?

Рыбаки, возвращающиеся поздно

Дороги, строящиеся по-европейски

IV. Работа по учебнику II группа Упражнение 208 От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы. Погасить, замешать, замесить, отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить. I группа Упражнение 207 От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы. Любить, возбуждать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать.

IV. Работа по учебнику

От данных глаголов образуйте

страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.

Погасить, замешать, замесить, отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы.

Любить, возбуждать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать.

V.Цифровой диктант со словосочетаниями: умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. 1- действительное причастие; 2 - страдательное причастие.

V.Цифровой диктант со словосочетаниями:

умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2 - страдательное причастие.

VI. Лексическая тема “Искусство”. Ключевые слова: искусство, живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино. Упражнение 205 1,2 абзац – I группа 3,4 абзац – II группа Задание: прочитайте текст, изложите основную информацию, составьте 3-4 вопроса.

VI. Лексическая тема “Искусство”.

Ключевые слова: искусство, живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец, театр, кино.

Упражнение 205

1,2 абзац – I группа

3,4 абзац – II группа

Задание: прочитайте текст, изложите основную информацию, составьте 3-4 вопроса.

VII.Синтаксический разбор предложения. “ Орфографисты” Калиныч провел нас в избушку,увешанную пучками сухих трав. “ Морфологисты ” Волнуется желтеющая нива.

VII.Синтаксический разбор предложения.

Калиныч провел нас в избушку,увешанную

пучками сухих трав.

Волнуется желтеющая нива.

VIII.Решение логической задачи. Представьте,что глагол находится в пункте А, а прилагательное в пункте Б.Прошу отметить,где находится причастие: ближе к прилагательному или глаголу. глагол прилагательное

VIII.Решение логической задачи.

Представьте,что глагол находится в пункте А,

а прилагательное в пункте Б.Прошу отметить,где

находится причастие: ближе к прилагательному или

Ответ: А-Аб-аб.Причастие ближе к глаголу,так как имеет больше идентичных признаков с глаголом.

А-Аб-аб.Причастие ближе к глаголу,так как имеет больше идентичных признаков с глаголом.

Читайте также: