Электробезопасность в повседневной жизни конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Дать представление детям об электричестве. Способствовать закреплению у детей навыков безопасной работы с электробытовыми приборами.

Задачи: Расширять и закреплять знания правил осторожности с электробытовыми приборами.

Ход занятия

-Здравствуйте ребята! попробуйте угадать, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

По тропинкам я бегу, без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме свет.

К дальним сёлам, городам, кто идёт по проводам?

Светлое величество, это …

Ответ: Электричество.

В наше время невозможно представить себе жизнь без электричества, оно есть в каждом доме. Откуда же берётся электричество? Оно вырабатывается на гидроэлектростанциях, и подаётся по специальным проводам, как вода по трубам.

-Как вы думаете, в природе существует электричество?

-Правильно, молния, это и есть электричество.

В наших домах очень много электрических приборов, без которых мы уже не можем представить свою жизнь. Попробуйте угадать, что это за приборы.

Что за чудо, что за ящик?

Сам-певец, и сам-рассказчик,

И к тому же заодно

По материи сную,

Всюду острый нос сую.

Ох и злюсь я, и шиплю.

Мятых о-очень не люблю.

Он охотно пыль вдыхал,

Не болел и не чихал.

В этом маленьком предмете

Поселился тёплый ветер.

В нашей повседневной жизни мы зажигаем свет, включаем телевизор, храним дома продукты, в холодильнике, стираем вещи в стиральной машине, гладим утюгом, сушим волосы феном. Всё это невозможно было бы представить без электроприборов и электричества.

Однако, большое количество электроприборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

Для безопасного их использования, нам необходимо соблюдать ряд общих правил, при пользовании электричеством и электроприборами :

1. Не засовывать посторонние предметы в розетки.

2. Не использовать неисправные электроприборы.

3. Не браться за провода электроприборов мокрыми руками.

4. Не вскрывать электроприборы, включённые в сеть.

5. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы.

6. Не пользоваться в ванной, вблизи воды, электроприборами.

7. Мыть лампочки можно только в выключенном состоянии.

8. Не включать в одну розетку несколько электроприборов.

9. Не оставлять на ночь в розетках зарядные устройства.

-Ну вот ребята мы и познакомились с вами с основными правилами эксплуатации электричества и электроприборов в наших домах. Надеюсь, вы все будете их соблюдать, и в вашем доме не будет возникать опасных ситуаций.

-И запомните ребята, при возникновении пожароопасных ситуаций, необходимо звонить по номеру телефона 01 или 112.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ И ВНЕ ДОМА

Подготовила воспитатель ГПД

МОУ "Гимназия информационных технологий №61"

Цель: ознакомить младших школьников с правилами электробезопасности в быту и вне дома.

- объяснить, почему нельзя приближаться к трансформаторным подстанциям и оборванным проводам линий электропередачи,

- как правильно отойти от лежащего на земле провода на безопасное расстояние,

- формировать культуру безопасного поведения с электроприборами,

- ознакомить с правилами электробезопасности в грозу,

- воспитывать бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, кусочки бумаги, ручка, карандаш, кусок шерстяной ткани, воздушный шарик.

Форма проведения: воспитательное мероприятие, инструктаж.

I Вступительная часть.

1. Отгадывание загадок . Слайд 2

Читают дети:

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.

Электричество

— Без чего не зажжется в доме свет? (Ответ детей)

— О каких тропинках идет речь? (Ответ детей)

Без зубов, а кусается. (Электрический ток)

— Что значит "без зубов, а кусается"? (Ответ детей)

Он бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:

Он энергию принес.

— Можно ли из содержания загадок сделать вывод, о чем сейчас пойдет речь?

Сегодня на уроке мы будем говорить об электричестве и электрическом токе. Обратим внимание на правила безопасности, пренебрежение которыми приводит к электротравматизму.

Воспитатель: Современная жизнь немыслима без электричества. Электричество окружает нас повсюду: дома, на улице, в школах и детских садах. Мы настолько привыкли к безопасности и надёжности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от зарядного устройства для телефона или электрочайника, мы не задумываемся о том, что это может быть очень опасно.

На самом деле электроэнергия таит в себе смертельную опасность особенно для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, нарушает правила поведения вблизи энергообъектов, не умеет обращаться с бытовыми электроприборами.

II Основная часть

1. Назовите предметы, которые вы видите на экране. Слайд 3

— Как одним словом их можно назвать? Какие еще электроприборы вы знаете?

— Какими бытовыми электрическими приборами вам приходилось пользоваться?

— Какие правила обращения с электроприборами надо выполнять? (Ответ детей)

2. Составление памятки "Правила обращения с электрическими приборами". Слайд 4

3. Посмотрите на следующий слайд. Слайд 5

— Что за предмет "с глазами" вы видите на стене? (Электросчетчик)

Как вы думаете, о чем он предупреждает нас? (Ответ детей)

Воспитатель: Очень часто в розетку мы включаем сразу несколько электроприборов. Например: телевизор, утюг, стиральная машина, холодильник, компьютер. А этого делать нельзя. Потому что перегретая розетка тоже может стать причиной пожара или короткого замыкания.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

— Почему названные вами приборы называются электрическими? (Ответ детей)

— Что же такое электричество? (Ответ детей)

Воспитатель: Слово электричество от греческого слова elektron - янтарь.

Одним из первых, чьё внимание привлекло электричество, был греческий философ Фалес Милетский , который еще в VII веке до н. э. обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь приобретает свойства притягивать лёгкие предметы.

— Подобный опыт можем провести и мы. Слайд 6

(Опыт 1 )

Берем карандаш или ручку, трем о кусочек шерстяной ткани, затем подносим его к мелким бумажкам, положенным на стол, и увидим действие электричества (бумажки начинают шевелиться).

(Опыт 2 )

Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому притянулся к стене. А волосы наэлектризовались и шевелятся вслед шарику.

Воспитатель: Еще вы могли наблюдать, что когда снимаете вязаный свитер, раздается треск, а в темноте заметны даже искры. Это электроны, которые живут в нас, становятся сильнее от трения о шерсть.

Такое электричество называется статическим. Оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в электроприборах.

Позже учёные установили, что электричество – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Но, когда электронов накапливается много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Вот почему электрический ток может перемещаться на большие расстояния.

— Как электричество попадает в дом, мы узнали из загадки. Откуда же оно приходит в провода? (Ответ детей) Слайд 7, 8

Воспитатель: Воздушные линии электропередачи напряжением 35 и 110 киловольт передают электроэнергию в города и поселки.

Воздушные и кабельные линии электропередачи напряжением 6,10 киловольт отвечают за электронапряжение внутри городов и сельских населенных пунктов.

Линии электропередачи напряжением 380 вольт обеспечивают электроэнергией многоквартирные жилые дома, а 220 вольт - отдельные квартиры.

Все эти линии получают электроэнергию от подстанций.

Подстанции делятся на подстанции высокого класса напряжения 35 киловольт и выше и трансформаторные подстанции напряжением 6,10 киловольт.

— Наверное, многие задавали вопрос своим родителям, что это за домик стоит во дворе? Этот, казалось бы, безобидный с виду домик, совсем не домик, а целая трансформаторная подстанция.

— Кто знает, что же такое трансформаторная подстанция? (Ответ детей) Слайд 9

Воспитатель: Трансформаторная подстанция – это энергетическое оборудование, предназначенное для повышения или понижения напряженя в электрической цепи и для распределения электроэнергии. Именно с помощью этого оборудования электричество попадает через воздушные и кабельные линии электропередачи в наши дома. Наша жизнь становится светлее и интересней.

Воспитатель: Воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты все это – энергообъекты.

Все энергообъекты несут в себе реальную опасность для жизни! Для предотвращения случаев электротравматизма, сохранения жизни и здоровья соблюдайте правила поведения вблизи энергообъектов.

— Как узнать, что рядом опасный энергообъект? (Ответ детей)

Воспитатель: Для предотвращения случайного проникновения в электроустановки, а значит предотвращения поражения электрическим током людей, существуют специальные знаки и плакаты. Слайд 10

Они вывешиваются или наносятся на опоры воздушных линий электропередачи любого напряжения, двери различных электрощитов, в которых находится электрооборудование, на ограждениях и заборах, огораживающих электроустановки. Наличие таких знаков подразумевает запрет проникновения со стороны населения в электроустановки или подъем на опору линии электропередачи.

Знаки предупреждают человека об опасности поражения электрическим током. Пренебрегать ими, а тем более снимать и срывать их – недопустимо.

— К печальным последствиям приводят игры вблизи воздушных линий электропередачи и трансформаторных подстанций.

Давайте попробуем выработать правила запрета, которые помогут сохранить нам жизнь. (Ответ детей) Слайд 11,12

— Ребята, вы обращали внимание, к чему крепятся провода? (К высоким столбам - опорам)

— Для чего опоры делаются такими высокими? (Слайд 7,8)

Воспитатель: Для того, что по проводам электричество течёт под очень высоким напряжением, достигающим сотни тысяч вольт. Чтобы никто, даже случайно, не мог дотронуться до проводов, их и подвешивают высоко в небе на специальных опорах. А чтобы в провода не ударила молния, над ними вешают специальный провод – громоотвод.

— Как избежать беды и что делать, если уже попали в "электрическую лужу"? (Ответ детей)

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ В ГРОЗУ

Воспитатель: Вначале урока мы говорили с вами о статическом электричестве. Т.е. электричестве, которое возникает от трения.

Молнии в тучах возникают по тому же принципу. Внутри тучи трутся друг об друга кусочки льда. В туче образуется настолько мощный заряд, что электроны начинают прыгать между ним и землей, между ним и другой тучей – происходит электрический разряд, такой горячий, что он раскаляет воздух, происходит взрыв, и мы слышим гром. Слайд 14

— Что бывает первым – молния или гром? (Ответ детей)

Первой мы всегда видим молнию, потому что электричество очень быстрое, гораздо быстрее, чем звук. В облаках происходит электрический взрыв – мы видим вспышку, а звук от взрыва опаздывает. Когда видишь молнию, можно отсчитать секунды до грома – чем их больше, тем дальше от вас гроза. А когда гроза прямо над вами, молния и гром грохочут одновременно. Нужно помнить, что молния – не только очень красивая, но и очень опасная. Она редко бьет в человека, но это случается, поэтому есть простые правила поведения в грозу.

— Кто-то может назвать эти правила? (Ответ детей) Слайд 15

Лучше всего прятаться от грозы дома. Закрыть окна и двери и обязательно выключить электроприборы из розетки.

— Почему нужно выключать электроприборы? (Ответ детей)

Молния – это сильное электричество. Если она попадет в дом, а у вас включен телевизор, электричество в проводах может резко возрасти, и телевизор сгорит изнутри.

— Зачем нужно закрывать окна, как вы думаете? Кто из вас слышал о шаровой молнии? (Ответ детей) Слайд 16

Это та же молния, что на небе, только в виде летающего сгустка энергии, электрического шара. Шаровая молния реагирует на движение. Она гоняется и сжигает все, что движется, поэтому нет смысла убегать от нее. Если к вам в комнату залетела шаровая молния, лучше всего застыть на месте, не шевелиться и стараться не дышать. Она медленно покружит и улетит в окно или дверь, или уйдет в розетку. Но не бойтесь, шаровая молния – очень, очень редкое явление.

— А если вдруг гроза застала на улице? Где можно прятаться в грозу, а где нельзя? Слайд 17

Молния бьет в те предметы, которые кажутся ей вкусными. Она любит все большое и высокое, ведь чем ближе оно к небу, тем попасть проще. Это деревья, башни, навесы, опоры ЛЭП. Еще молния любит все железное – строения, теплицы, водонапорные башни, навесы. Молния любит воду – реки, озера, все мокрое. Причем молния чувствует воду и металл не только на земле, но и под землей. В старину место разряда молнии в землю указывало, где зарыт клад и где лучше рыть колодцы – ведь молнию притягивают закрытые под землей металлические сокровища и скрытая вода.

Поэтому не надо прятаться под отдельным деревом или в речке, не надо залезать на дерево или вставать под навес. В лесу лучше всего от грозы спрятаться в кусты. Ну а безопаснее всего во время грозы – в машине. Изнутри она отделана материалами, не пропускающими электричество. Поэтому молния, которая ударит в машину, по потокам воды спустится в землю, и сидящие внутри ничего не почувствуют.

А вот человек в поле – самая высокая точка, аппетитная для молнии. Как же спрятаться от грозы в поле? Лучше всего залезть в куст. Если кустов нет – присесть на корточки, сгруппироваться и стать как можно меньше и незаметнее, плотно сдвинуть ноги. Не забудем снять с себя все железное, отойти подальше от велосипеда или зонтика – они оба из железа и притягивают молнии. И обязательно нужно выключить мобильный телефон – он излучает электромагнитное поле, которое тоже притягивает молнии.

III Заключительная часть

1. Дети читают стих.

Электричество

Электричество, конечно, очень помогает —
Без него компьютер в игры не играет,
Телевизор не покажет детям передачу,
Электричка не поедет вечером на дачу,
Не зажжётся в Новый год огоньками ёлка,
И не испечёт пирог нам микроволновка.
Электричество наш друг — это всем известно,
Но опасность все же есть, я скажу вам честно:
Провод и электрощит не хватай рукою,
Обойди-ка ты его лучше стороною.
И в электропылесос
Не засовывай свой нос.
Не запихивай в розетку
Пальцы, гвозди или ветку.
С электричеством полезным мы, конечно же, друзья,
Но скажу вам откровенно: с ним шутить совсем нельзя!

2. Давайте вспомним правила электробезопасности. Слайд 18

3. Тест. Слайд 19, 20

Ребята, ответьте на вопросы теста и сложите цифры стоящие перед выбранным ответом. Если получилось 128 баллов, значит, вы никогда не нарушите правила электробезопасности, и для вас энергия всегда будет другом!

Если ты видишь , что оборванный провод лежит на земле или сильно провис,

что ты сделаешь?

1) Не стану приближаться к нему на расстояние ближе 8 метров, отойду, позвоню по телефону 101 или сообщу об этом взрослым.

3) Позвоню своим друзьям и позову их посмотреть на мою находку.

Можно ли залезать на опоры воздушных линий электропередачи, заходить на территорию или внутрь трансформаторных подстанций?

4) Если очень хочется, то можно, но чтобы не видели взрослые.

5) Нельзя ни в коем случае.

6) Можно, если не страшно. Если страшно, то лучше не надо.

О чем говорит этот знак?

7) В этом районе часто бывают грозы с громом и молнией.

8) Осторожно! Электрическое напряжение.

9) Стрелочка указывает – здесь под землей находится клад.

Можно ли набрасывать предметы на электрические провода на улице?

10) Можно, я так часто делаю и ничего не случилось.

11) Можно, только очень осторожно.

12) Нельзя, это очень опасно.

Если вы решили порыбачить с друзьями, какое место нельзя выбирать для ловли?

13) Под проводами линии электропередачи.

14) Где в прошлый раз ничего не поймали.

15) Где поблизости нет рыбаков.

Ты идешь на рыбалку с удочкой на плече и проходишь под проводами воздушных линий электропередачи. Что ты сделаешь?

16) Не забудешь поднять удочку повыше и проверить, достает ли она до проводов.

17) Ничего не станешь менять, как лежала удочка на плече, так пускай и лежит.

18) Опустишь удочку параллельно земле, чтобы ни в коем случае не приблизилась к проводам.

Безопасно ли залезать на высокие деревья, в ветвях которых проходят провода воздушных линий электропередачи?

19) Небезопасно. С высокого дерева очень больно падать.

20) Проходят электропровода или нет, не имеет значения.

21) Залезать на такие деревья очень опасно, потому что можно получить удар электротоком.

Когда ты закончил пользоваться электроприбором, ты отключаешь прибор из электросети.

22) Резко дергая руками за провод, чтобы быстрее отключить от сети.

23) Придерживая розетку, аккуратно вынимаешь вилку электроприбора.

24) Прихватив металлические ножницы, начинаешь подковыривать ими вилку

в розетке, чтобы не застревала.

Можно ли трогать электроприборы, изолированные провода, вилки, розетки мокрыми руками?

25) Можно, заодно и пыль вытрется.

26) Можно, это не имеет значения, какими руками трогать.

27) Нельзя, это смертельно опасно.

"Правила обращения с электрическими приборами"

Вы не должны самостоятельно заменять электролампы и предохранители, производить ремонт

электропроводки и бытовых приборов. Пусть это сделают старшие или специалист - электрик!

Нельзя браться за провода электроприборов мокрыми руками, тянуть за провод вилку

из розетки, открывать крышки выключателей и штепсельных розеток.

Очень опасно пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками, кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с поврежденными обуглившимися и перекрученными проводами. Вы не должны проходить мимо подобных фактов.

Своевременно сообщайте взрослым о повреждениях!

Необходимо знать, что бытовые электроприборы и переносные светильники предназначены

только для пользования в помещениях с сухими и токонепроводящими полами и вдали от металлических труб и конструкций, имеющих связь с землей. Поэтому в ванных комнатах и на балконах, помещениях с бетонными полами опасно пользоваться феном, переносными электроинструментами, утюгами, электрочайниками, настольными лампами.

Нельзя включать в сеть и пользоваться на открытом воздухе электроприборами, так как земля - хороший проводник электричества, и при каких-либо неисправностях прибора человек может оказаться под действием электрического тока.

Энергообъекты –

не место для детских игр

Категорически запрещается:

Ø Влезать на опоры ВЛ, приставлять к ним лестницы и другие предметы;

Ø Проникать за ограждение, внутрь или на крышу трансформаторных подстанций;

Ø Открывать дверцы электрических щитков;

Ø Залезать на крыши домов и сооружений, а также деревьев, если вблизи проходят линии электропередачи.

Важно знать, что попасть под напряжение можно и не касаясь токоведущих частей, а только приблизившись к ним. Воздушный промежуток между электроустановкой и телом человека будет пробит током высокого напряжения.

Чтобы отдых не превратился в беду

Летом, отправляясь в поход, на дачу или в лес опасно останавливаться на отдых вблизи воздушных линий электропередачи.

Категорически запрещается вблизи ВЛ устанавливать палатки, разводить костры, делать причалы для лодок, удить рыбу.

Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в кроне деревьев или вблизи от них. Не прикасайтесь к таки деревьям не раскачивайте их, особенно в сырую погоду! Они служат проводником электрического тока.

Каждый должен знать , что земля – это фактически проводник. Поэтому, стоя на земле и коснувшись любыми частями тела или токопроводящими предметами оголенного или поврежденного провода, человек включается в цепь прохождения электротока и у него остается мало шансов на жизнь. Помни об этом, проходя с поднятым вверх удилищем под линиями электропередачи.

Оборванный провод таит опасность

Увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров.

Чтобы избежать беды, нужно твердо помнить:

- нельзя прикасаться к провисшим и оборванным проводам воздушных линий электропередачи, радиотрансляции и связи;

- проходя вблизи воздушных линий электропередачи, необходимо убедиться, что на вашем пути нет провисших и оборванных проводов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

безопасности при работе с электричеством; с действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током.

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса к профессии;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения, чувство коллективизма

формирование умения работать с литературой, добывать и перерабатывать

информацию; умения слушать, вести краткую запись;

умение работать в коллективе;

формировать техническую грамотность обучающих.

Межпредметные связи:

2. Производственное обучение

Учебно-методический комплекс занятия:

Методы обучения: словесный (беседа, диалог), наглядный, репродуктивный, демонстрационный.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Лекция-беседа.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: таблицы

ОК 1- способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 - способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4 - способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

План занятия

Повторение пройденной темы прошлого урока.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Систематизация и обобщение изученного материала.

Ход занятия

Организационный этап – 5 мин

Подготовка обучающихся к работе на занятии

Приветствие, проверка готовности к уроку

Повторение основного материала – 10 мин.

Фронтальный опрос по изученной теме с помощью карточек-заданий.

Изучение нового материала -20 мин

Цель: сформировать знания об основных причинах поражения током, правилах техники безопасности при работе с электрическим током, действием электрического тока на организм человека, атмосферным электричеством, мерами первой помощи при поражении током.

Преподаватель: Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе. Электрический ток находит широкое применение в промышленности, на транспорте, в быту и различных учреждениях.

Основные причины поражения током.

Меры предосторожности при работе с электрическим током.

Действие электрического тока на организм человека.

Атмосферное электричество (молния).

Первая помощь при поражении током.

Основные причины поражения током.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности. Если этого не делать, ваша жизнь будет подвергаться опасности. Прежде всего, надо знать очаги электроопасности. Тело человека – проводник. Если случайно человек “включит” свое тело в сеть, то не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Как же человек может “включить” себя в сеть? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Человек, стоящий на хорошо изолирующем основании (например, на сухом деревянном полу), одновременно прикоснулся к двум оголенным проводникам, находящимся под напряжением. В этом случае через тело человека, его сердце и легкие пройдет ток от одной руки к другой. Это приведет к нарушению деятельности сердца и легких. При напряжении между проводами свыше 36 В (если не будут приняты меры по быстрому отключению тока) поражение током в большинстве случаев смертельно.

Пример 2. Человек, стоящий на хорошо изолирующем полу, одновременно коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением, и металлического предмета, соединенного с землей, например батареи водяного отопления или водопроводного крана. В этом случае ток пройдет от руки через сердце и легкие к другой руке. Результат будет такой же, как и в первом случае: при напряжении сети свыше 36 В возможен смертельный исход, если быстро не будет отключен ток.

Пример 3. Человек, стоящий на хорошо проводящем основании, например на влажной земле или бетонном полу, коснется оголенного провода, находящегося под напряжением. Ток пройдет через тело человека от места соприкосновения с токоведущим проводом через сердце и легкие к ногам. Результат поражения аналогичен двум первым из рассмотренных примеров. Поэтому никогда не следует подходить к оборванным проводам, лежащим на земле.

Пример 4. Человек, держащий в руках электрический прибор, внутри которого питающий его провод или обмотка прибора касается корпуса, одновременно коснулся заземленного предмета. Ток пройдет через тело человека в землю.

Подведем итоги.

Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.

Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящимся под напряжением и соединенным с землей.

Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.

Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Преподаватель подводит итог: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются:

неисправность приборов или средств защиты;

замыкание фазовых проводов на землю;

нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами.

Значит, необходимы технически совершенные электроустановки и средства защиты от поражения электрическим током, а также соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила техники безопасности?

Меры предосторожности при работе с электрическим током.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами техники безопасности: все работы, связанные с монтажом и ремонтом электрической сети, производить при полном снятии напряжения. Независимо от того, к какому напряжению подключены электроустановки, их ограждают для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяют защитные средства. Например, используют изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки; специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками; приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами (обучающийся демонстрирует защитные средства).

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные полы), без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

Во влажных помещениях необходимо использовать напряжение не выше 42 В, в особо опасных не выше 12 В.

Преподаватель подводит итог: Много сделано, и многое делается в области охраны труда, но считать положение благополучным преждевременно. Данные по авариям и электротравматизму говорят о том, что большой процент несчастных случаев поражения током происходит со смертельным исходом. А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.

Действие электрического тока на организм человека.

Ещё раз напомню, что тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое воздействие.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. (На столах у обучающихся таблица “Действие электрического тока на человека” Приложение 1).

Считают, что электрический ток вызывает паралич сердца. Интересно, что сила тока 0,05 – 0,1 А представляет наибольшую опасность для человека. При силе тока, значительно большей 0,1 А смерть не наступает, но возможны тяжелые ожоги. В литературе описаны случаи, когда во время казни на “электрическом стуле” сильный ток не давал сразу желаемого эффекта и человек буквально начинал гореть, прежде чем наступала смерть.

Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержания алкоголя в крови и т.д. Сухая огрубевшая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от пальцев ноги, до пальцев руки или от пальцев одной руки до пальцев другой, может быть равно 10 5 Ом. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным 1500 Ом. Нетрудно определить, что каждому из этих случаев соответствует свое смертельное напряжение, 10000 В и 150 В соответственно.. При условиях, ослабляющих изолирующую способность кожи (мокрые руки, ранения, большие поверхности контактов),смертельными могут быть напряжения 100-120 В и даже меньшие. Поэтому в ряде производств для массовых профессий применяется низкое напряжение. Например, при электромонтаже используют паяльники, рассчитанные на напряжение 24 В. В сырых помещениях разрешается работать при напряжении не более 12 В, в сухих помещениях – от 36 В до 42 В.

Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. Но самыми уязвимыми у человека являются так называемые аккупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказаться даже напряжение 10-15 В.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используют в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д. Посредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевания; у больного при этом возникает судорожный припадок, по истечении которого он засыпает. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Преподаватель подводит итог: Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.

Атмосферное электричество (молния).

Каждый из вас неоднократно наблюдал грозу, видел молнию и слышал гром. Что такое молния? При движении воздуха воздушные различные потоки в результате соприкосновения электризуются. Одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) - отрицательно. В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра – молния. Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для человека. Её удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.

Надо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящую металлическую мачту, деревянный столб или дерево. Поэтому, находясь в поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ.

Для защиты одиноко стоящих сооружений используют молниеотвод. Молниеотвод защищает пространство на поверхности земли в радиусе, примерно равном высоте молниеотвода.

Первая помощь при поражении током.

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.

При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами или деталями, сам является проводником электрического тока. Поэтому необходимо принять меры предосторожности. Оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы одежды одной рукой. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажитесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего подающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, на непроводящую ток подстилку или надеть резиновые перчатки. Можно предложить пострадавшему попробовать самому отделиться от земли: например, подпрыгнуть над полом.

Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.

Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.

В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы Закрепление нового материала.

Вопросы для фронтальной проверки изученного материала.

1. Какие действия может оказывать электрический ток на человека?

2. Назовите местные электротравмы.

3. На какие степени подразделяются электрические удары?

4. Что влияет на сопротивление тела человека?

5. Назовите три критерия электробезопасности.

6. Как продолжительность тока влияет на степень поражения человека электрическим током?

7. Как путь прохождения тока влияет на степень поражения человека электрическим током?

8. Как можно освободить человека от действия электрического тока?

5.Систематизация и обобщение изученного материала.

Задание на дом. И.С.Туревский, Раздел 3, стр.177-187

Дано определение что такое электрический удар.Правила которые необходимо выполнять по электробезопасности в повседневной жизни.

ВложениеРазмер
правила электробезопасности в повседневной жизни 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема 6. Электробезопасность в повседневной жизни Подготовил Преподаватель-организатор ОБЖ Бевзюк И.Г Лицей № 387 им Н.В. Белоусова г. Санкт-Петербург

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач.


элективный курс "Химия в повседневной жизни"

Программа элективногокурса предназначена для учащихся 10-11-х классов универсального профиля. Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии.

Безопасное использование веществ и химических реакций в повседневной жизни
Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Вопросы безопасности при проведении уроков особенно важны для занятий по физике и химии. На этих предметах изучаются явления, которые содержат в себе потенциальную опасность для человека. В то же врем.

Проценты в повседневной жизни

Презентация к научно - исследовательской работе по математике.

История повседневной жизни Англии XVI– начала XVIIвека через призму работ В. Шекспира.

















golosovanie.jpg





Правила электробезопасности в повседневной жизни

Правила электробезопасности в повседневной жизни

Коварная особенность электрической энергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха, цвета, и обнаружить ее человек не может, т.к. для этого у него нет специальных органов чувств.

Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Опасная ситуация возникает тогда, когда он, с одной стороны, касается неисправной изоляции или металлического предмета, оказавшегося случайно под напряжением, а с другой - земли, труб центрального отопления и других заземленных предметов.

Ниже приведены правила, повседневное соблюдение которых поможет не только предотвратить несчастный случай, но и явится хорошей профилактикой возникновения пожара в вашем доме.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ.

1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке.

2. Не вставляйте штепсельную вилку в розетку мокрыми руками.

3. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть электронагревателе.

4. Не пользуйтесь электроприборами с поврежденной изоляцией.

5. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных негорючих подставок.

6. Не пользуйтесь предназначенной для помещений бытовой электротехникой (чайник, утюг, настольная лампа и др.) в других местах, где нет пола, не проводящего электрический ток. (Земляной пол может стать причиной электротравмы).

7. Не оставляйте без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

8. Не используйте бумагу или ткань в качестве экрана или абажура электролампочки.

9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Также помните, что прикасаться к провисшим или лежащим на земле проводам всегда опасно - можно попасть под действие электрического тока в результате повреждений на линиях электропередач.

Опасно влезать на крыши домов и строений, где вблизи проходят электрические провода, на опоры (столбы) воздушных линий электропередач; не меньшую опасность представляют игры под такими линиями.

Знайте, что проникновение детей, подростков в распределительные устройства, на трансформаторные подстанции, в силовые щитки грозит смертельной опасностью.

Читайте также: