Конспект занятия дисграфия 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

! Тест содержит семь заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни одного.

! Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.

! После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.

1. Составь предложения и запиши их.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу._______________________________

кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.________________

пруду, к, ведёт, коня, Алёша.___________________________________

Петров, живёт, Миша, деревне, у, в, бабушки.____________________

2. Спиши, правильно раскрыв скобки.

Тропинка (с)пускалась (с)горы.________________________________

Цветы (под)резали (под)корень._______________________________

Лиса (до)бралась (до)курятника._______________________________

3. Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках.

Погода какая? (дождь)_______________________________________

Песня какая? (печаль)_______________________________________

День какой? (тихо)_________________________________________

Утро какое? (ясность)_______________________________________

Друг какой? (верность)______________________________________

4. Допиши окончания слов.

Голуб….. лужа, поздн…. листопад, ленив…. течение, вечерн…. мгла, детск…. театр, ночн…. разбойник, хлебн…. растение, длинн….. ноги.

5. Вставь пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Хор…шо в л…су. П…ют ч…жи. Св…стит иволга. Л…сные тр…пинки т…нисты. Маленькое болото зат…нуло ряской. В т…ни цв…тут фиалки.

6. Вставь пропущенную букву.

Душ…стый, рыж…к, хиж…на, дощ…тый, печ…тать, печ…льный, печ…рка, щ…плый, ч…гунный, внуч…та, прощ…льный, кувш…нка, пруж…на.

7. Измени слова так, чтобы в них появились сочетания ЧК-ЧН.

молоко - ___________________ лиса - _____________________

носки - ____________________ скука - _____________________

дочь - ______________________ цветы - ____________________

яйцо - _______________________ удача - _____________________

синица - ____________________ звук - ______________________

Максимальная оценка за весь тест – 21 баллов.

Автор: Гайнуллина Эльвира Зайнулловна

Фамилия, имя диагностируемого _____________________________________

Для работы тебе необходимо иметь ручку.

Тест содержит семь заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни одного.

Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.

После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.

1. Составь предложения и запиши их.

Бурёнка, на , паслась, корова , лугу._______________________________

кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик , и, Васька.________________

пруду, к , ведёт, коня, Алёша.___________________________________

Петров, живёт, Миша, деревне, у, в, бабушки.____________________

2. Спиши, правильно раскрыв скобки.

Тропинка (с )п ускалась (с)горы.________________________________

Цветы (под )р езали (под)корень._______________________________

Лиса (до )б ралась (до)курятника._______________________________

3. Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках.

Погода какая ? (дождь)_______________________________________

Песня какая? (печаль)_______________________________________

День какой? ( тихо)_________________________________________

Утро какое? ( ясность)_______________________________________

Друг какой? (верность)______________________________________

4. Допиши окончания слов.

Голуб….. лужа, поздн …. листопад, ленив…. течение, вечерн …. мгла, детск…. театр, ночн …. разбойник, хлебн …. растение, длинн ….. ноги.

5. Вставь пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Хор… шо в л…су. П …ют ч… жи . Св … стит иволга. Л… сные тр …пинки т… нисты . Маленькое болото зат … нуло ряской. В т…ни цв …тут фиалки.

6. Вставь пропущенную букву.

Душ… стый , рыж…к, хиж …на, дощ … тый , печ …тать, печ … льный , печ … рка , щ … плый , ч… гунный , внуч …та, прощ … льный , кувш … нка , пруж … на .

7. Измени слова так, чтобы в них появились сочетания ЧК-ЧН.

молоко - ___________________ лиса - _____________________

носки - ____________________ скука - _____________________

дочь - ______________________ цветы - ____________________

яйцо - _______________________ удача - _____________________

синица - ____________________ звук - ______________________

Максимальная оценка за весь тест – 21 баллов.

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические задания, заполняют кроссворд. Основные задачи данного ресурса:

1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.

2. Совершенствование навыка чтения.

3. Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного мышления.

4. Развитие умения подбирать антонимы к словам.

6. Совершенствование буквенного гнозиса.

7. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие умения работать с кроссвордом.

ВложениеРазмер
konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_korrekcii_smeshannoy_formy_disgrafii_dlya_uchashchihsya_5-6_klassov_po_teme_voda.doc 324 КБ

Предварительный просмотр:

Авдеева Елена Анатольевна ,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

Грамматическая: Правописание сложных слов, собственных имён существительных.

Цель: коррекция смешанной формы дисграфии

1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.

2.Совершенствование навыка чтения.

3.Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного мышления.

4.Развитие умения подбирать антонимы к словам.

6.Совершенствование буквенного гнозиса.

7. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие умения работать с кроссвордом.

Оборудование: карточки с заданиями, ручки, тетради, индивидуальные кроссворды для заполнения

- Соотнеся буквы с закрашенными клетками и соединив их последовательно слева направо и снизу вверх, прочитайте загадку и попробуйте её разгадать.

(В результате работы уч-ся читают загадку: Что в гору не вкатишь? (воду))

Если учащиеся затрудняются в ответе на загадку, то можно предложить подсказку:

- Ответ на загадку можете прочитать в нижнем левом углу, двигаясь слева направо.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

- Вы будете работать с кроссвордом, выполнять различные задания, и вписывать ответы в клетки кроссворда по горизонтали . ( Актуализация знаний уч-ся: вертикаль, горизонталь).

2. Работа с кроссвордом

- Прочитайте загадку, пропуская между словами ООО. Отгадку впишите в клетки кроссворда.

( Учащиеся читают загадку:

Его работа в глубине на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его неловок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд.

(Ученики записывают в клетки кроссворда слово-отгадку: водолаз .)

- Выделите корни, какая соединительная гласная? - о

2 ЗАДАНИЕ Совершенствование слогового анализа, синтеза; развитие зрительного внимания.

- Соберите только слоги синего цвета, двигаясь слева направо и сверху вниз, запишите загадку в клетки ниже, а отгадку - в кроссворд.

( Учащиеся записывают загадку : Кругом вода, а с питьём беда. Отгадка: вода)

3 ЗАДАНИЕ Работа с антонимами.

- К выделенным словам подберите антонимы, прочитайте загадку, впишите отгадку.

Ночь и день молчит , а голос не устаёт.

(В результате работы уч-ся читают: День и ночь кричит, а голос не устаёт. Записывают отгадку: водопад )

- Выделите корни, какая соединительная гласная? - о

- Закончите пословицу, выбрав подходящее слово

Вода и камень - обтекает

(Ответ: Вода и камень точит .)

- Как вы понимаете эту пословицу? Запишите выбранное слово в клетки кроссворда ( точит)

- Подберите антонимы к словам.

МЕЛКИЙ (ПРУД) - _________________ (глубокий)

ДАЛЁКИЙ (ОСТРОВ) - ___________________ (близкий)

ГРОМКИЙ (РУЧЕЙ) - ______________________ (тихий)

ХОЛОДНАЯ (ВОДА) - _____________________ горячая)

- Выберите слово-антоним, в котором 5 букв. ( – тихий)

- К чему подходит это слово, если мы говорим о воде? ( - Тихий океан)

- Выберите и запишите только русские буквы в каплях.

(В результате работы уч-ся получают слово: гидросфера) .

-Что такое гидросфера? ( - водная оболочка Земли)

-Когда так говорят?

Рак – это животное, которое называют индикатором чистой воды. Как вы думаете, почему?

- Выберите прилагательное среднего рода, подберите к нему существительное .

- Красное море – это самое солёное море.

- Названия рек, морей, океанов как пишем? (- с заглавной буквы)

- Впишите название моря в клетки кроссворда.

- Выделите общий звук из названий картинок, переставьте буквы, обозначающие эти звуки в соответствии с номерами.

( В результате работы учащиеся получают слово: Антарктида .)

- Антарктида – это материк, который не имеет рек. ( Внимание на заглавную букву)

(В результате работы получается слово: Нил)

- Нил – это самая длинная река в мире. Запишите название этой реки в клетки кроссворда.

- Соединив буквы в направлении, указанном стрелками, вы получите название самого большого озера в мире.

(В результате работы уч-ся получают слово: Каспийское )

Волны что делают? (- плещут)

Запишите этот глагол в клетки кроссворда.

« Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

- Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте название летнего праздника, связанного с водой, водными играми, купанием.

(В результате работы учащиеся записывают: День Ивана Купалы)

- Празднуется этот день в июле.

(В результате заполнения всего кроссворда по вертикали учащиеся читают слово: водохранилище)

3. Беседа о бережном отношении к воде.

- Мы порой тратим воду напрасно . Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?

Течёт река издалека…
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаём…
Река становится ручьём!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая тема: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

Грамматическая тема: правописание имён собственных.

Лексическая тема: сказки.

Цель: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять приобретённые детьми произносительные умения и навыки в спонтанной речи.

Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Развивать просодические компоненты речи (выразительность, темпо- ритмическую организацию, мелодический компонент).

Уточнять знания о сказках и сказочных героях.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык чтения и письма путём тренировочных упражнений.

Совершенствовать понимание прочитанного на материале предложения с деформированным речевым материалом.

Развивать операции мышления (анализ, синтез, абстрагирование).

Развивать сенсомоторные функции, слуховое и зрительное внимание и память.

Воспитательные:

Развивать коммуникативные умения.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи в процессе коллективной работы.

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Воспитывать интерес к учебной деятельности, к логопедическим занятиям.

Формировать навыки самоконтроля.

Используемые педагогические технологии:

1. Игровые технологии.

2. Здоровьесберегающие технологии.

2.1. Использование техники Су–Джок.

2.2. Динамические паузы.

2.3. Зрительная гимнастика.

3. Технологии развивающего и личностно ориентированного обучения.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя-логопеда.

Логопед: - Попробуйте отгадать, о чём пойдет речь на занятии.

На доске висит плакат. Дети составляют слово из букв по предложенному алгоритму из фигур.



█ ▌ ▼ ►









Логопед: - Отгадайте тему викторины.

Сказки, сказки – ярмарка чудес.

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо-тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

Логопед: - Сегодня мы вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у их героев. Сказочные герои приготовили нам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце занятия узнаем, кто из вас является лучшим знатоком сказок.

Логопед: - А теперь давайте узнаем, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.

Логопед даёт каждому конверт с картинкой, на которой изображён сказочный персонаж, разрезанной на 8 частей. Ученики собирают картинку, называют сказочных героев и вспоминают сказку, в которой они упоминаются (Буратино, Незнайку, Вини-Пуха, Красную Шапочку, Чиполлино, Карандаша, Совы). Логопед вешает изображения данных сказочных персонажей на доску в определённом порядке с помощью магнитов (с обратной стороны написаны задания викторины).

II. Основная часть. Закрепление знаний, полученные учащимися на логопедических занятиях.

Логопед: - А теперь начинается сказочная викторина. Будем по очереди заходить в гости к нашим героям, отвечать на вопросы и выполнять задания (снять изображение персонажа и прочитать задание).

Логопед: - Переставь местами буквы так, чтобы получилось имя сказочного персонажа. Как мы будем писать эти слова?

Ученик: - Эти слова пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные.

Каждому ученику даётся карточка. Составляют слова из букв и записывают их в тетрадь.

Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук.

Логопед: - Надо дополнить имя литературного героя. Я говорю слово, бросаю вам шарик, а вы покатываете шарик между ладонями, заканчиваете имя героя и бросаете шарик мне.

Краткое описание: Тема: Дифференциация приставок и предлогов. Цели занятия: Развитие фонематических процессов. Развивать орфографическую зоркость. Совершенствование навыков чтения и письма слов с приставками и предлогами. Уточнить конкретно- пространственное значение предлогов и пр

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза


Подготовила и провела:

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Тема: Дифференциация приставок и предлогов.

Цели занятия:

Развитие фонематических процессов.

Развивать орфографическую зоркость.

Совершенствование навыков чтения и письма слов с приставками и предлогами.

Уточнить конкретно- пространственное значение предлогов и приставок.

Развитие мелкой и общей моторики.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Логопед предлагает учащимся посмотреть налево, направо, назад и сказать,

что на занятии присутствуют гости, чтобы дети не волновались; всё у них

получится, всё будет хорошо.

- Назвать и указать какой пиктограмме соответствует ваше настроение. /слайд/

2. Повторение материала прошлого занятия.

-Мы с вами будем продолжать работать над дифференциацией приставок и предлогов.

-Вспомните, что такое приставка и предлог?

-Что вы знаете о написании приставок и предлогов?

/ Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов.

Она стоит впереди корня и на письме всегда пишется слитно./

/Предлог - часть речи, самостоятельное слово, которое служит в предложении

для связи слов. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно

вставить другое слово или вопрос./

3. Развитие фонематического восприятия.

Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися материала.

- Логопед предлагает открыть тетради, написать число.

Графический диктант.

Ученики по очереди записывают слова и словосочетания, диктуемые учителем,

рисуя вместо предлогов, слов, слов с приставками - геометрические фигуры.

пришёл в магазин

делал из бумаги

в тетради записали

выбежал с девочкой из школы

прокатился на санках с горки

пробежал по листьям

бегал в лесу за зайчиком

Проверяют на компьютере.

4. Развитие навыка определять написание приставок и предлогов.

В русском языке есть одинаковые предлоги приставки.

- На листочках слова с предлогами и слова с приставками разного цвета прикреплены

в кабинете в разных местах.

- Записывают в 2 столбика.

Проверка на компьютере.

слово с приставкой слово с предлогом

зашёл за другом

подбежал под яблоню

налетел на дерево

поехал по дороге

долетел до Москвы

отплыла от берега

-Ученикам даются карточки с заданиями, нужно правильно по смыслу

выбрать словосочетания: Записать в тетради. Проверка на компьютере.

спрыгнуть по лесу спрыгнуть с крыльца

зайти от поезда зайти за другом

походить под диван походить по лесу

отойти с крыльца отойти от поезда

подлезть до моря подлезть под диван

доехать за другом доехать до моря

прочитать из дерева прочитать про друзей

изготовить про друзей изготовить из дерева

5. Физкультминутка.

- Слово приставкой - приседают, слово с предлогом - прыгают,

слово без приставки - наклоны вперёд.

( бегал, в воде, загремел, на небе, дошёл, иду, в поле, упал, к лесу, трещит, бежит,

перед домом, прочитал, цветёт, в школе, выучил, летаю, пишу, под столом).

6. Работа с предложением (карточки).

- Даются карточки с предложениями, где нужно раскрыть скобки, вместо точек

вставить нужный предлог и записать правильно в тетради.

Каждый ученик делает по 2 предложения.

Выделяют приставку в слове и в кружочек- предлог.

Проверка на компьютере.

Машина (за)ехала ….гараж. Машина заехала в гараж.

Мама (по)шла …. магазин ….продуктами. Мама пошла в магазин за продуктами.

Брат (с)делал кормушку ….досок. Брат сделал кормушку из досок.

Дети (по)шли ….лес ….грибами. Дети пошли в лес за грибами.

….саду (рас)цвели красивые тюльпаны. В саду расцвели красивые тюльпаны.

Мышка (у)бегает ….кошки. Мышка убегает от кошки.

Мы (про)читали сказку …. Золушку. Мы прочитали сказку про Золушку.

…..лесу охотники (у)видели медведя. В лесу охотники увидели медведя.

7. Развитие мышления и связной речи.

Карточки с кроссвордами /животные, цветы/. Картинки с ответами на компьютере.

- Нужно со словами придумать предложение, употребляя слово с приставкой и предлог.

Белка Рита гладиолус

Мышка Груня ландыш

Ёжик Тишка ромашка

Котёнок Мурзик гвоздика

8. Итог занятия. Рефлексия

- Назвать и указать какой пиктограмме соответствует ваше настроение

(сравнение пиктограмм в начале и в конце занятия) /слайд/

- Логопед предлагает учащимся красным карандашом в своих тетрадях

напротив каждого задания поставить +, если им задание понравилось, и они

с ним справились, - ,если задание выполнялось с затруднениями.

- О чём мы говорили на занятии?

- Что нового узнали?

- С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо /грустное, весёлое/.

Читайте также: