Конспект по литературе ломоносов 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

Тема. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Первая половина XVIII века

События в общественной жизни

События в литературной жизни

2.2. Чтение статьи учебника, посвящённой М.В.Ломоносову, составление плана первой части статьи.

  1. Величественный Север – родина М.В.Ломоносова.
  2. Отец поэта – помор–промышленник.
  3. К морскому делу отца Михайло начал приучаться лет с девяти.
  4. Русский Север – это место удивительной самобытной культуры.
  5. Учиться Михайло начал рано.
  6. Ломоносов решил уйти из дому навсегда.
  7. Ломоносов получил образование в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии.
  8. Талант Ломоносова был огромен.

3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова.

В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.

Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.

Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.

Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.

Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.

4.Работа с учебником. Составление плана второй части статьи, посвящённой Ломоносову.

  1. Поэзия Ломоносова пронизана естественно—научными мотивами.
  2. Трудности в жизни Ломоносова.
  3. Борьба за сохранение российской науки.
  4. Творческое наследие Ломоносова (оды, поэтические отклики, идиллии, лирические стихотворения).
  5. Переводы Ломоносова.

5. Обращение к иллюстративному ряду.

- Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).

Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.

В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.

Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.

Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.

Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.

6. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове.

IV. Подведение итогов урока.

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.

1.Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.

Данный урок поможет учителю сформировать у учащихся представления о уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова.

Урок изучения нового материала по литературе в 6 классе на тему "М. В. Ломоносов "знак бессмертия себе воздвигнул" (образ ученого в произведениях разных видов искусства)". Цель данного урока: формирование представления о гениальной личности М. В. Ломоносова, о его неоценимом вкладе в мировую и отечественную науку, об особенностях его поэтического творчества.

ВложениеРазмер
urok_po_m._v._lomonosovu.docx 301.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Козырева Екатерина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Цель: формировать представление о гениальной личности М. В. Ломоносова, о его неоценимом вкладе в отечественную и мировую науку, об особенностях его литературного творчества.

  1. популяризация достижений М. В. Ломоносова в науках;
  2. развитие навыков работы с текстом, представления информации в разных формах;
  3. развитие умений совместной деятельности учащихся;
  4. поддержание интереса к наукам среди шестиклассников.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, диалог, групповая работа, выразительное чтение наизусть.

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • развивать умение строить логические рассуждения, умозаключения и умения делать выводы;
  • развивать умение учебного сотрудничества, совместной деятельности с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
  • развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владению устной и письменной речью.
  • Совершенствование видов речевой деятельности;
  • Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения;
  • Развитие уважительного отношения к родной культуре;
  • Знание и понимание языка, культуры своего народа.

I.Организационный момент (мотивационный этап)

II. Этап подготовки к изучению нового материала

А) Работа с эпиграфом:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой…

М. В. Ломоносов (1747г.)

Б) Слово учителя:

III. Этап изучения нового материала

А) Работа со вступительной статьей учебника:

Мои замечания, размышления

Родители М. В. Ломоносова

1730 год в жизни ученого

Обучение в Славяно-греко-латинской академии

Обучение в Петербурге

Обучение в Марбурге

Черты характера, качества личности

Область знаний, куда ученый внес свой научный вклад

Б) Слово учителя «биография Ломоносова" (на этом этапе работы учащиеся также работают с таблицей, в краткой форме добавляют свои замечания об услышанном):

Обращение к таблице, обмен впечатлениями.

В) Работа с иллюстративным рядом - изображение ученого:

Л. С. Митропольский – портрет М. В. Ломоносова (1787)

lomonos.jpg

Ф. И. Шубин- бюст Ломоносова (1793)

010-5b.jpg

Гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце

i_071.jpg

Lomonos02.jpg

V. Закрепления полученных знаний – работа в группах

А) Командная игра:

  1. Комплекс наук, изучающих природные условия Земли, её население, экономические ресурсы, а также сферы территориального распространения чего-либо?
  1. Одна из важнейших и обширных областей естествознания , наука о веществах , их составе и строении , их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются?

М. В. Ломоносов провел более трех тысяч опытов и накопил богатый экспериментальный материал для обоснования истинной теории цветов. В своей лаборатории Ломоносов провел в 1756 году серию опытов по прокаливанию металлов, доказав неизменность общей массы вещества при .. превращениях. Так был открыт закон постоянства массы вещества.

  1. Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем?

С помощью телескопа, который сам и построил, М. В. Ломоносов обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

  1. Область естествознания , наука , изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира?

Ломоносов сделал ряд важнейших открытий, прежде всего это касается закона сохранения энергии, известного сейчас как первый закон термодинамики. Созданная им атомно-корпускулярная теория строения материи объясняла причины агрегатных состояний веществ. Ломоносов доказал несостоятельность теории теплорода, он был первым, кто дал современную трактовку молекулярно-кинетической теории теплоты. Одновременно с этим ученый вел разработку приборов, установок для измерения показателя преломления, вязкости и твердости веществ.

  1. Наука, которую используют обученные специалисты для помощи другим в борьбе с определёнными нарушениями в человеческом организме?

Ломоносов был одним их первых ученых, поставивших вопрос о природе физиологических процессов нервной системы. Он описал взаимодействие квантов света с рецепторами сетчатки глаза, подчеркивая мгновенный характер данных процессов. В этих трудах было заложено предвидение основных физиологических механизмов, таких как аксональный транспорт и проведение импульсов по нервному волокну.

  1. Наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом?

Ломоносовым был создателем двух трудов - "Древняя Российская … от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" и "Краткий российский летописец с родословием".О бе эти работы Ломоносова, основанные на тщательном изучении русских и иностранных источников, заложили основы русской историографии и имели большое значение для воспитания патриотизма русского народа.

Дополнительный вопрос для всех команд (команда, верно ответившая первой, получает дополнительный балл):

Наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии? Наука, занимающаяся исследованием всего многообразия языков?

(Литературоведение, лингвистика, филология, литература, родной язык)

  1. Этим словом всегда называют Ломоносова, подразумевая человека, обладающего широким охватом, универсализмом ума и способностями, имеющими применение во многих областях знаний и практической деятельности. (Энциклопедист)
  2. Этот четырехстопный стихотворный размер впервые был использован в истории русского стихосложения Ломоносовым в 1739 году в "Оде на взятие Хотина". (Ямб)

Слово учителя: чаще всего, когда говорят о Ломоносове, то вспоминают о его учёбе, пути за рыбным обозом из Холмогор в Москву, о его поэтических произведениях. Но у Ломоносова очень много научных исследований и изобретений. Это вискозиметр (прибор для измерения вязкости), рефрактометр (для определения показателя преломления света), анемометр , газовый барометр , прибор для определения твёрдости тел , громовая машина , ночезрительный прибор , устройство для подъёма руды и породы из рудника, электрический указатель, четырёхпружинный хронометр и др. Попробуйте и Вы выступить в роли исследователей и догадаться, о чем идет речь:

(на карте отмечена Антарктида)

(Цветное непрозрачное стекло)

VI. Рефлексивный этап - традиционно учащимся предлагается поразмышлять на такими вопросами, как:

  • Что сегодня я узнал(а) нового, интересного и др…
  • Что сегодня я сумел(а) понять…
  • О чем бы мне хотелось узнать поподробнее…(какой вопрос исследовать более детально…)
  • Возвращаясь к эпиграфу урока, что я теперь могу сказать…

VII. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э.



Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа.

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век".

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС.


Конспект урока истории в 9 классе по теме: "Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ . Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, групповое обучение.К конспекту урока прилагаются рабочие листы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. М.В. Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;

воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Первая половина XVIII века

События в общественной жизни

События в литературной жизни

2.2. Чтение статьи учебника, посвящённой М.В.Ломоносову, составление плана первой части статьи.

Величественный Север – родина М.В.Ломоносова.

Отец поэта – помор–промышленник.

К морскому делу отца Михайло начал приучаться лет с девяти.

Русский Север – это место удивительной самобытной культуры.

Учиться Михайло начал рано.

Ломоносов решил уйти из дому навсегда.

Ломоносов получил образование в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии.

Талант Ломоносова был огромен.

3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова.

В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.

Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.

Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.

Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.

Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.

4.Работа с учебником. Составление плана второй части статьи, посвящённой Ломоносову.

Поэзия Ломоносова пронизана естественно—научными мотивами.

Трудности в жизни Ломоносова.

Борьба за сохранение российской науки.

Творческое наследие Ломоносова (оды, поэтические отклики, идиллии, лирические стихотворения).

5. Обращение к иллюстративному ряду.

- Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).

Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.

В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.

Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.

Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.

Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.

6. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове.

IV. Подведение итогов урока.

Я хотел(а) бы узнать…

V. Домашнее задание.

1.Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.


Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Михаил Ломоносов — великий русский философ, поэт, лингвист и общественный деятель XVIII века. Несмотря на крестьянское происхождение ему удалось получить образование в самых лучших университетах Европы и написать много уникальных научных трудов. Благодаря его стараниям был создан Московский университет, в котором обучались талантливые молодые люди всех сословий. Биография Ломоносова довольно интересна, в ней много непредсказуемых событий и внезапных поворотов судьбы.

Детство и юность

Детство ученого Ломоносова

Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.

Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.

Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.

Учебные заведения в биографии Ломоносова

Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.

Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.

Современный вид учреждение где обучался Ломоносов

В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.

Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.

Благодаря московской академии Михаилу удалось получить гуманитарное образование. Однако Ломоносов не хотел останавливаться на этом, поскольку испытывал огромный интерес к естественным наукам. Он решил продолжить свое обучение в Киево-Могилянской академии, однако пробыл там всего несколько месяцев. Постигать основы технических и естественных наук ему посчастливилось в Петербурге, куда его направили после возвращения в Москву из Киева.

Научная деятельность

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

Картина и фото Марбургского университета

Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.

Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.

Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.

В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.

Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.

Ученый Ломоносов занимается изысканиями

Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.

Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.

Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.

Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.

После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.

Личная жизнь Михаила Ломоносова

Елизавета Цильх и Ломоносов

Первое объяснение в любви у молодых людей случилось только через два года после знакомства. Ломоносов не мог не осознавать, что, связывая свою жизнь с немецкой девушкой, ему предстоит столкнуться с множеством проблем и испытаний. К тому же его избранница была другой веры.

В 1739 Михаил с Елизаветой поженились, но в церкви не обвенчались. В этом же году у пары родилась дочь Катерина-Елизавета. Несмотря на то, что она появилась на свет в браке, в метрике было указано, что она незаконнорожденная. Это объяснялось тем, что союз был гражданский, а не церковный.

В мае 1740 года обряд венчания все-таки состоялся. После этого Михаил Васильевич решил, что совместное проживание с супругой будет более благополучным в России, так как на родине он мог заниматься научными изысканиями.

Поскольку у Елизаветы тяжело заболела мать, было решено, что Ломоносов поедет в Санкт-Петербург один, а потом вышлет деньги для переезда. После отъезда мужа Елизавета Цильх родила мальчика, которого назвала Иоханнесом. Малыш появился на свет болезненным и умер спустя месяц. Вскоре скончалась и мать девушки. Трагические события подтолкнули ее к скорейшему переезду.

Елизавета с дочерью и братом прибыла в Петербург в 1743 году. Любовь супругов пережила испытание разлукой. Ломоносов оказался однолюбом, в его жизни больше не было серьезных отношений с другими женщинами.

Младшая дочь Елена Ломоносова была рождена в 1749 году. Она выросла красивой и образованной девушкой, изучала иностранные языки, увлекалась музыкой и литературой, вышла замуж за библиотекаря Имперской библиотеки и родила трех дочек и сына. Однако семейное счастье было недолгим, девушка умерла молодой, когда ей исполнилось только 23 года.

Научное наследие

Ученый Ломоносов демонстрирует изобретения

Выдающийся русский ученый сделал много открытий в области физики, химии и астрономии, на несколько десятков лет опередив западноевропейских деятелей науки. К основным его достижениям можно отнести следующие:

  • Ломоносов внес огромный вклад в развитие учений об электричестве, теплоте, геологии, метеорологии и оптике. Благодаря научным опытам со стеклом ему удалось создать уникальную русскую мозаику, о которой сейчас знает каждый.
  • Он открыл закон сохранения материи, который суммирует все ранее сделанные его наблюдения.
  • С высокой точностью сформулировал все основные принципы кинетической теории газов.
  • Выявил, что северные сияния на самом деле имеют электрическое происхождение. Его авторству принадлежит теория цветов, а также основная теория вертикальных атмосферных течений.
  • Открыл атмосферу у планеты Венера. Это удалось ему благодаря уникальному для того времени отражательному телескопу-рефлектору, который Ломоносов создал своими руками. Уже тогда он был уверен, что солнечная поверхность кипит, а образование хвостов у комет происходит под влиянием энергии Солнца.
  • Много времени уделял развитию русского научного языка, появившегося незадолго до начала научных изысканий известного ученого. Он занимался упорядочиванием иностранной терминологии, адаптируя ее таким образом, чтобы она была максимально понятной и не теряла первоначальный смысл.
  • Написал много произведений в стихотворной форме, а также сделал множество поэтических переводов.
  • Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.
  • Дал ответы на множество вопросов о происхождении большинства минералов и полезных ископаемых.
  • Написал несколько известных научных трудов в области истории.

Самые интересные факты из жизни Ломоносова

Биографию Ломоносова трудно даже сравнить с любым другим представителем интеллигенции XVIII века, посвятившим свою жизнь науке. К самым интересным и неожиданным фактам о талантливейшем русском ученом можно отнести следующие:

  • Михаил обладал буйным нравом. Его настроение очень быстро сменялось с весьма добродушного на слишком яростное. Когда он был чем-то недоволен, мог пустить в ход палку. Известен случай, когда Ломоносов избил трех человек, которые его хотели ограбить.
  • В Германии он обучался искусству фехтования, благодаря чему заслужил уважение у местной молодежи.
  • Ломоносов был причислен к самым выдающимся ученым XVIII века.
  • Он первый научно обосновал существование самого южного континента Земли – Антарктиды.
  • Предпочитал блюда, которые были приготовлены из рыбы.
  • В порыве ярости сломал нос одному академику, с которым у них завязался спор.
  • Говорил на 12 языках, иногда ради шутки мог выдать себя за иностранца.
  • Не отличался опрятностью в одежде, мог не снимать свой любимый халат, даже когда его посещали знатные вельможи.
  • В обычной жизни часто говорил, используя простонародные выражения, мог при желании и вовсе нецензурно выражаться. Однако это не означало, что его речь была бедна. Он с легкостью мог затмить в разговоре любого вельможу самого высокого ранга.

Смерть великого ученого

Два памятника Ломоносову

Скончался Михаил Ломоносов от воспаления легких 15 апреля (4 по старому стилю) 1765 г. в Санкт-Петербурге. На момент смерти ему было всего 54 года, и все надеялись на благополучный исход болезни. Похоронили величайшего российского ученого на Лазаревском кладбище.

Единственным живым прямым потомком, который сейчас живет в Эстонии, является музыкант и режиссер Пэтэр Волконский (1954 г.р)., обладающий довольно большим потенциалом в области актерского мастерства.

Михаил Васильевич Ломоносов – это один из самых талантливы поэтов XVIII века. Его перу принадлежит русская ода высокого гражданского и философского звучания. В копилке его произведений много поэм, сатир, трагедий, поэтических посланий, а также уникальных филологических трудов.

В честь Ломоносова были названы многие научные учреждения по всей стране. Его имя носят также объекты культуры и образования, среди которых Московский государственный университет, Музей Российской Академии Наук, Московская Государственная Академия тонкой химической технологии, Поморский государственный университет, а также огромное количество образовательных учреждений в России и за рубежом.

Увековечить имя гения благодарные потомки решили, назвав в его честь город в Ленинградской области, горные и подводные хребты в Северном Ледовитом океане и на Новой Земле, и даже один из кратеров на Луне.

Читайте также: