Конспект урока зимняя жизнь птиц и зверей

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Темнова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Желтояровская СОШ
Населённый пункт: Амурская область, Свободненский район, село Желтоярово
Наименование материала: конспект урока
Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей
Раздел: начальное образование

Составила: учитель начальных классов

Светлана Борисовна Темнова

с.Желтоярово

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала урока.
-Добрый день ребята. Меня зовут Светлана Борисовна и я сегодня буду вести у вас урок.
Слайд №1

Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной.

Много знает зимний лес

И загадок и чудес.
- Начинаем наш урок. Знакомство с учениками. Ученики настраиваются на работу - С хорошим!
2. Мотивация к учебной деятельности

-
Отгадайте загадку:
Слайд №2

Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зима) Слайд №3
- Как вы догадались? - Каких вы знаете зимующих птиц? - Чем отличается зимняя шерсть зверей от летней? Дети отгадывают загадку. Мороз, лёд, вьюга бывают зимой. Снегирь, воробей, синица, клёст.
3.Инициирование процесса познания

зверей и птиц зимой.

Вывод:
Птицы питаются ягодой, шишкам; мыши зайцы, лоси – растительной пищей; волк, лиса, ласка – другими животными.
6. Рефлексия.

-
Вспомним поставленную цель урока. - Что помогло узнать о жизни животных и зверей? - Как вы помогаете птицам зимой?
Слайд № 10
- У вас на оценочном листе нарисованы 5 ступенек. Каждая ступенька соответствует оценке. На какую оценку вы себя оценили. На ту ступеньку и поставьте себя. -Познакомиться с жизнью зверей и птиц зимой. -Прочитали в учебнике, просмотрели видео ролик. Поделились своими знаниями. Дети рассказывают, как подкармливают птиц. Дети оценивают себя.
7.Д/З

-
Подготовить загадки о птицах и зверях. На этом урок в лесной школе закончился. Спасибо всем.
Слайд № 11

Оценочный лист

Работа в парах (карточка)

Описание животного

Название животного
1.Лесной великан. Медленно бродит по лесу. Его корм ветки, кора деревьев. Волк 2. Довольно крупный хищник. У него очень хороший слух. Заяц 3. Иногда становится добычей лисицы. Но очень быстро бегает. Лось

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Виды работ:
-фронтальная (словесная, наглядная, обмен информацией между учителем и учеником); -парная (взаимопроверка). -групповая
Технологии:
-информационно-коммуникативные (презентация); -здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности); -игровые (сценка); -личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика -дифференцированная работа. Данный урок проходил в 3классе. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения: 1. По виду источника информации:  словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);  наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); 2. По виду учебной деятельности:  проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). На уроке использовались различные
технологии:
информационные компьютерные средства; здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности); игровые (сценка); личностно- ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика; дифференцированная работа. Были применены следующие
формы
познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок начинается с
организационного

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

ВложениеРазмер
zimnyaya_zhizn_ptits_i_zverey.doc 76.5 КБ
zimnyaya_zhizn_ptits_i_zverey.pdf 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Моцная Н.В. _______

ФИ студента: Фаткуллина Анна

ФИО методиста: Горячева С.Л. _______

Время занятия: 9:30 (2)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Цели деятельности учителя:

- знать зимний образ жизни и питания зимующих птиц;

- знать зимний образ жизни и питания зимующих зверей, не впадающих в спячку;

- уметь рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц и зверей;

- уметь представлять проект.

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным;

- развивать интерес к познанию окружающего мира ;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Эмоциональный настрой на работу:

-Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом?

- А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе?

-Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни, улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! :

- Настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний и мотивация

- Ребята, что мы изучаем на уроках окружающего мира?

- Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?

- Изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений?

Подводящий диалог к теме:

- А только ли на жизнь растений могут повлиять изменения в природе. А на что еще?

- Безусловно, изменения в неживой природе повлияли не только на жизнь растений, но и на жизнь птиц, зверей и других животных.

- А вы знаете, как именно изменилась жизнь птиц и зверей с приходом зимы?

- Изучаем природу и все что нас окружает.

- Солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.

- Нет. На жизнь зверей и птиц.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Постановка учебной задачи

- Как думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

- Поставьте цель своей деятельности.

- Отлично. Сегодня мы это с вами узнаем.

- О жизни птиц и животных в природе.

- Слушают тему урока.

- Узнать о жизни птиц и зверей зимой.

Р: целеполагание: постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: иллюстрация, демонстрация

Практический: чтение текста, выполнение упражнения, загадка.

- Ребята, скажите, каких птиц называют зимующими?

Работа по учебнику:

- Откройте учебники на стр. 32 и рассмотрите рисунок. Какие птицы на нем изображены?

- Почему эти птицы не улетают на зиму?

- А каких птиц художник не изобразил, но они зимуют с нами?

- Чем питаются эти птицы, оставшись на зиму с нами?

Работа по карточкам:

- Итак, проверяем. ( По предложению спрашивать любую пару, и сверять у кого так же).

- Молодцы. Хорошо поработали. Сейчас отгадайте загадку.

Кто там прыгает, шуршит

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом.

- Верно. Что вы знаете об этой птице?

Работа по учебнику:

- На что похож клюв клёста?

- Чем питается клёст?

- Когда у них появляются птенцы?

- Правильно. Птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы. Как человек должен помогать птицам, пережить зиму?

Вопросы по проекту:

- Недавно вы делали проект. Как он назывался?

- Расскажите о нем.

- Как сейчас продолжаете работу с кормушкой?

- Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Вы – молодцы. Продолжайте работу дальше.

Работа со схемой на слайде:

- Скажите, а почему зверям также трудно зимой, как и птицам?

- ( на слайде схема)

- Назовите зверей, которые делают запасы на зиму.

- Назовите зверей, которые впадают в спячку.

- Лесные звери очень боятся попадаться на глаза человеку. Если даже они и живут в ближайшем лесу и даже на окраинах города, при приближении человека прячутся или убегают.

- Кто зимой не спит и ищет корм?

Работа с учебником:

- Давайте прочтем текст на стр. 34-35 в учебнике об этих животных.

- Почему эти звери не делают запасы или не ложатся в спячку?

- Сейчас немного разомнемся. Если я называю зверя, который впадает в спячку, то вы приседаете, если зверя, который ищет корм, то поднимаете руки вверх.

Медведь, заяц, волк, сурок, ёж, ласка, суслик, волк, кабан, барсук.

- Тех, которые не улетают на юг зимой.

- Дятел, поползень, королёк, пищуха.

- У них есть условия для того, чтобы не улетать.

- Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки.

- Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых, спрятавшихся в трещинах коры деревьев. Воробьи, вороны и галки всеядны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задача урока :

Обобщить материалы о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей; прививать стремление, помогать животным пережить зиму.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

РегулятивныеУУД: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать в паре.

Предметные УУД: узнать отличительные особенности внешнего вида некоторых зимующих птиц; понять, как разные птицы и животные зимуют, чем питаются.

Планируемый результат : усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Базовый учебник: Окружающий мир А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Цель: дать понятие о зимнем образе жизни птиц и зверей не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям.

  • Обучающие: обобщить материал о зимующих птицах, находить изучаемых птиц на рисунке учебника, наблюдать за птицами города.
  • Развивающие: развивать интерес к живой природе.
  • Воспитательные: прививать стремление помогать животным переживать зиму.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.

Целевые установки урока:

  • знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;
  • узнавать зверей по описаниям;
  • знать об образе жизни и питании зимующих птиц;
  • находить изучаемых птиц на рисунках учебника;
  • наблюдать за птицами города;
  • определять их с помощью атласа-определителя;
  • продолжить подкармливать птиц.
  • осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.
  • учебник, рабочая тетрадь к учебнику;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (Приложение 1).

Поставленные задачи на уроке реализованы через проблемно-деятельностный подход, т.е. обучение организовано таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начат с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, целей урока, для этого был использован занимательный материал.
Адекватно задачам урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, перед учениками были поставлены посильные познавательные задачи.
Для активизации мышления учащихся использовались система вопросов на основе их личного опыта, создавались проблемные ситуации, использовался ПК. Была создана ситуация психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами: через прямое требование; связывая изученный материал с жизнью школьника; с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. Ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.

В нашем классе красота,
Гости к нам пришли сюда.
Поздоровались учтиво.

– Улыбнитесь друг другу, желая хорошего настроения.

Улыбаясь обещаем:
Будем мы внимательны,
Отзывчивы, старательны.
А чтобы урок пошёл кажому впрок,
Активней в работу включайся дружок.

а) Проверка домашнего задания:

– На какие группы делятся все растения?
– Какие бывают деревья, кустарники?
– Как зимуют деревья и кустарники?

– Какие растения зимуют под снегом зелёными?
– Почему они не замерзают?

Подвести итог. Оценки.

Деревья, кустарники, травы.
Лиственные и хвойные.
Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. На многих растениях: рябине, клене, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимуют с зелёными хвоинками.
Травянистые растения: зеляника, клюква, пшеница.
Снег для этих растений — теплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

а) А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.

– От кого прячутся звери и птицы?

– Отгадайте загадки и вы узнаете, какие птицы прилетают к нам зимовать:

Красногрудый, чернокрылый,
любит зёрнышки клевать,
с первым снегом на рябине,
он появится опять.

– А вот еще один гость.

Пусть я серенькая птичка,
У меня дрзья привычка
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда
Хохолок мне путь укажет.


Перелетные.
Из-за нехватки корма.
Зимующие, осёдлые — такие птицы постоянно живут у нас, осели на определенном месте.
Они могут найти корм.

– Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 32.

Проверка по образцу.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочи погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зйке поскакать,
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

– Молодцы! Все правильно.
А подробнее об этих животных, почему одни звери запасают корм, а другие нет, вы узнаете дома, прочитав материал в учебнике на странице 34-35.

– Ребята, как мы можем помочь птицам и животным в это холодное, суровое время?
– Поднимите руки у кого дома есть кормушки?
– Я спокойна, что вы, ребята, не оставите птиц в беде. А они доставят вам радость в любое время года.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что нового вы открыли для себя на уроке?
– Как бы вы оценили свою работу? (смайлики)

– Давайте закончим урок словами:

Наша умная головка
Думала сегодня ловко
Ушки все услышали
Глазки посмотрели
Ручки все исполнили
А ножки посидели

Читайте также: