Конспект занятия дифференциация звуков с ш в подготовительной группе
Обновлено: 01.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия на тему:
в подготовительном группе
Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш] (Подготовительная группа)
Развитие фонематического слуха;
Сравнение и характеристика звуков;
Закрепление навыков чёткого различения звуков [с] - [ш] в слогах, словах и предложениях;
Развитие фонематических представлений;
Развитие коммуникативных функций;
Развитие памяти, внимания, мышления.
Используемые технологии: игровые, развивающие .
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Ребята, давайте мы с вами вспомним, для чего нужны буквы, а для чего звуки? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).
II. Основная часть.
Ход игры: Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами, догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - . орова. Воспитатель: «Что за слово, подскажите мне, задумал петрушка? (корова). Что же прозвучало не так? Чего не хватает в этом слове? (Звука К, который звучит в начале слова). Продолжаем искать слова: . рибы, . усы, . рыша, . ерево, . ар, . абор. А это какое слово -. арай?
Воспитатель: Ребята, какие бывают звуки?
(Гласные, согласные глухие, согласные звонкие, согласные твердые, согласные мягкие).
Сегодня мы с вами будем сравнивать два звука: С и Ш. Будем различать их в слогах, словах и предложениях.
Артикуляция звука С:
губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет посерединке. Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой, струя воздуха холодная. (Произнести С-С-С).
Стихотворение про звук С:
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти,
Артикуляция звука Ш:
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой.
Стихотворение про звук Ш:
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку,
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам,
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш-Ш-Ш как шелк шуршал.
А теперь посмотрите, кто пришел к нам гости. Щенки Степка и Шарик.
С какого звука начинается кличка Степка? (С)
Какой это звук, что вы о нем знаете?
С какого звука начинается кличка Шарик? (Ш) Какой он?
Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих звуков?
Чем они отличаются?
Где находится язычок при произнесении звука С ? А при звуке Ш?
А работает ли горлышко при произнесении этих звуков?
Предлагаются слова: Сова, шуба, шина, сода, шкаф, шарф, квас, сапог, сундук, шайба.
Отлично справились с заданием.
Ребята, как вы думаете, один звук может заменить целое слово ?
Давайте проверим, я буду кидать вам мяч, называя слово со звуком С, а вы замените его на звук Ш и, получив новое слово, кидаете мяч обратно, начинаем: (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, миска-мишка, каска-кашка, маска-Машка, вас-ваш, нас-наш, крыса-крыша).
Такие слова, ребята, называются ПАРОНИМЫ. Это слова, очень похожие по своему звучанию, близкие по произношению, но имеют разное значение.
Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.
Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный надел каску.
Писатель писал башню. Строитель строит басню.
Кошку зовут маска. В Новый год я надену Машку.
Физкультминутка
Я иду, и ты идешь - раз, два, три (шагаем на месте).
Я пою, и ты поешь – раз, два, три (хлопаем в ладоши).
Мы идем, и мы поем – раз, два, три (прыжки на месте).
Очень дружно мы живем – раз, два, три (шагаем на месте).
Ребята, давайте подарим Степке и Шарику подарки. Вот санки и машина. Санки для Степки нагрузим картинками со звуком С, а машину для Шарика картинками со звуком Ш.
III . Итог занятия.
- Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.
Составила учитель-логопед – Грачёва Е. А.
• Уточнение артикуляции и звучания звуков [С], [Ш];
• Закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
• Учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
• Продолжить формирование навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие фонематических процессов;
• Развитие связной речи (составление предложений, умения отвечать полным ответом)
• Развитие внимания - следование речевым инструкциям;
• Развитие логического мышления; пространственной ориентировки
• воспитание навыков сотрудничества, умения аргументировано объяснить свои действия
Ход занятия
- Поздоровайтесь с гостями разными словами приветствия и познакомьтесь с ними.
- Слушайте и выполняйте внимательно и всё у вас получится … (обязательно) Сядет первый тот, у кого два слога в имени.
(Я Ва-ня. У меня два слога в имени). Теперь те, у кого три слога в имени.
2. Объявление темы занятия.
– Ребята, отгадайте слово по первым звукам картинок, и вы узнаете одного из героев нашего занятия. (см. наглядность)
- Правильно, мишка. Вот игрушка, изображающая белого медведя.
- Какой в этом слове слышим шипящий звук? [Ш]
- Следующая загадка. (Слон)
- Правильно вот он.
- Какой в этом слове слышим свистящий звук? [С]
- Сегодня на занятии мы будет учиться различать звуки [С] и [Ш] в слогах словах и предложениях.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Для чего мы делали упражнения? (Чтобы правильно произносить звук [Ш], [С])
4. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением различных моментов артикуляции.
- Что делают губы, зубы и язык при произношении звука [С]? СХЕМА
- Какая по температуре воздушная струя при произношении звука [С]?
Произношение ПО ПОЛОСКАМ с понижением и усилением звука.
- Что делают губы, зубы и язык при произношении звука [Ш]? СХЕМА
Произношение ПО ПОЛОСКАМ с понижением и усилением звука
- Какая по температуре воздушная струя?
5. Характеристика звуков.
- Расскажите по схеме о звуке [Ш]
- Расскажите по схеме о звуке [С]
6. Дифференциация звуков в слогах.
- Я буду вам говорить слог со звуком [Ш] и бросать мяч, вам нужно изменить слог так, чтобы вместо звука [Ш] появился звук [С] и вернуть мяч с изменённым слогом.
7. Связь звуков и букв.
- Что мы можем делать со звуками? СХЕМА (Слышать и говорить.)
- Что мы можем делать с буквами? СХЕМА (Видеть и изображать.)
- Возьмите Ш и С в ваших коробочках.
Что взяли буквы или звуки?
- Я буду называть слова, если услышите в нём звук Ш поднимаете букву Ш, а если С, то букву обозначающую этот звук. (Машина, маска, каша, шутка, квас, собака, паста).
- Каких слов было больше?
8. Дифференциация звуков в словах.
- Прочитайте слоги на карточках (см. наглядность) соедините их со словами, которые начинаются также.
Ши-сы-ши-сы – потрогаем свои носы.
Ши-сы-ши-сы - погладим волосы.
Ша-са-ша-са – хлопают глаза.
Сы-ши-сы-ши – теперь пощиплем уши.
Су-шу-су-шу – я отлично слышу.
Со-шо-со-шо – у нас всё будет хорошо.
- Слонёнок хочет с вами поиграть.
- Он вас просит вас найти пропавшие в начале слов звуки С и Ш и правильно назвать слова.
Дети должны отгадать и правильно назвать слово, потом выделить (назвать) пропущенный звук. Например: Педагог: - …лон. Что это за слово? Дети: - Слон. Педагог: - Какой звук был пропущен? Дети: - Был пропущен первый звук С.
…уба, …анки, …ыр, …арф, …умка, …каф, …апка, …ок.
- Что добавляли в слова? (Звуки)
- А теперь МИШКА предлагает вам договорить слова. Нужно добавить к словам СОК или ШОК.
- Поя., ме, гребе, воло, поро, малы, но, ку, гор,пу…
- Что добавляли в слова звуки или слоги? (Слоги)
- В какую часть слова? (В конец)
- Выберите из картинок на столе картинки со звуком Ш и С, найдите место звуков на схемах (начало, середина, конец слова).
ПАРЫ КАРТИНОК для каждого ребё нка: мышка-лиса, самолёт-машина, груша-ананас, вишня-редиска.
- СЛОНУ с каким звуком подарим картинки? (Со звуком [С])
- С каким звуком подарим МИШКЕ картинки? (Со звуком [Ш])
9. Работа со словами-паронимами.
- Кто-то из героев сочинил для вас забавные стишки. Если он что-то напутали, давайте их поправим.
На глазах у детворы крысу красят маляры.
И на войну и на парад кашку на голову наденет солдат.
У дедушки моего густы и хороши под носом растут пышные уши.
Наша пушистая киска лакает молочко из мишки.
- Возьмите в коробке буквы. Назовите, у какого какая?
- Догадались, кто ошибки допустил при составлении предложений мишка или слон?
- Правильно. Назовём слово СЛОН по звукам.
Выходим по порядку так, как буквы стоят в этом слове, не забудьте рассказать про свой звук и дать ему условное обозначение.
10. Итог занятия. Рефлексия
- Какие звуки учились различать на занятии?
- Какие игры и задания вам понравились?
- Чему бы вы хотели ещё научиться?
- Оцените себя, как вы поработали на занятии. (Дети прикрепляют на доску смайлы, комментируя свой выбор)
- Наши герои благодарят вас за вашу работу.
- Кто из героев принёс вам в подарок Шоколадки, а кто ириСки?
Наглядность для занятия
1. Картинки для составления слов на карточках для звукового синтеза
3. Схема рассказа о работе артикуляционных органов при произношении звуков [С-Ш]
4. Картинки для артикуляционной гимнастики для звука [Ш]
Бублик Чашка Маляр
5. Картинки для артикуляционной гимнастики для звука [Ш]
Забор Киска сердится Качели
6. Примерная схема для произношения звуков С-Ш с изменением просодических компонентов.
7. Схема характеристики звуков и букв.
8. Слоги на карточке для соединения с картинками, которые начинаются также.
10. Схемы для определения места звука в слове.
11. Смайлы для самооценки детей.
Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.
- Меня зовут Фафа.
- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
- Я не умею произносить только некоторые звуки.
- Но как мы узнаем твоё имя?
- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.
- Как зовут нашу гостью? Саша.
- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.
- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка
2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.
Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)
Какая разница в произношении звуков С и Ш?
3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
са—ша—са шо—со—шо
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
- Говорите, что вы видите.
- Замените звук С на звук Ш.
Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.
миска — мишка
каска — кашка
касса — каша
маска — Машка
6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.
Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).
- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.
7. Подбор предметов к признакам.
Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.
Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.
Составьте с этими словами предложения.
Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.
Цель: Научить дифференцировать звуки [ c ] – [ш].
Коррекционно-образовательные:
-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;
- Закреплять образы букв.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение определять место звука в слове;
-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв (С, Ш,), правильную артикуляционный уклад, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать в коллективе.
-Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, предметные картинки, кубик с артикуляционной гимнастикой, карточки со слогами.
Ход коррекционного занятия
II. Артикуляционная гимнастика.
Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение ( Рис. 1)
III. Введение в тему.
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
За веревку вожу.
Демонстрация картинки (Рис.2)
Рис. 2 Зима в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей
Логопед: Какой первый звук в слове сани?
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
Демонстрация картинки (Рис.3)
Рис. 3 Головные уборы. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей
Логопед: Сегодня мы будем учить различать звуки С-Ш.
Основная часть.
IV. Уточнение артикуляции.
Логопед: Возьмите зеркало (индивидуальные) и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?
Работа по плану артикуляции.
- язык - упирается в нижние зубы
- воздушная струя - холодная
- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку к шеи) .
Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что вы видите?
Работа по плану артикуляции.
- губы округлены, колечком
- зубы – разомкнуты, образуют небольшую щель
- язык – плоский, поднят кверху
- воздушная струя - теплая
- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).
Логопед объясняет характеристику звуков и их различие:
- [с] – согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он бывает твердым и мягким.
- [ш]– согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он всегда твердый.
- звук [ш]- шипит, губы колечком, язык поднимается вверх к небу, воздушная струя - теплая,
- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, воздушная струя холодная.
Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.
Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]?
Читайте также: