Конспект занятия дифференциация звуков с ш в подготовительной группе

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия на тему:

в подготовительном группе

Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш] (Подготовительная группа)

Развитие фонематического слуха;

Сравнение и характеристика звуков;

Закрепление навыков чёткого различения звуков [с] - [ш] в слогах, словах и предложениях;

Развитие фонематических представлений;

Развитие коммуникативных функций;

Развитие памяти, внимания, мышления.

Используемые технологии: игровые, развивающие .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте мы с вами вспомним, для чего нужны буквы, а для чего звуки? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).

II. Основная часть.

Ход игры: Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами, догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - . орова. Воспитатель: «Что за слово, подскажите мне, задумал петрушка? (корова). Что же прозвучало не так? Чего не хватает в этом слове? (Звука К, который звучит в начале слова). Продолжаем искать слова: . рибы, . усы, . рыша, . ерево, . ар, . абор. А это какое слово -. арай?

Воспитатель: Ребята, какие бывают звуки?

(Гласные, согласные глухие, согласные звонкие, согласные твердые, согласные мягкие).

Сегодня мы с вами будем сравнивать два звука: С и Ш. Будем различать их в слогах, словах и предложениях.

Артикуляция звука С:

губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идет посерединке. Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой, струя воздуха холодная. (Произнести С-С-С).

Стихотворение про звук С:

Распластай язык пошире,

Кончик к нижним зубкам ближе,

Посредине языка струйку воздуха пускай,

Улыбнись и просвисти,

Артикуляция звука Ш:

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха теплая, звук глухой.

Стихотворение про звук Ш:

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка чашечку,

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмем зубам,

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш-Ш-Ш как шелк шуршал.

А теперь посмотрите, кто пришел к нам гости. Щенки Степка и Шарик.

С какого звука начинается кличка Степка? (С)

Какой это звук, что вы о нем знаете?

С какого звука начинается кличка Шарик? (Ш) Какой он?

Сегодня мы с вами будем сравнивать эти звуки. Что общего у этих звуков?

Чем они отличаются?

Где находится язычок при произнесении звука С ? А при звуке Ш?

А работает ли горлышко при произнесении этих звуков?

Предлагаются слова: Сова, шуба, шина, сода, шкаф, шарф, квас, сапог, сундук, шайба.

Отлично справились с заданием.

Ребята, как вы думаете, один звук может заменить целое слово ?

Давайте проверим, я буду кидать вам мяч, называя слово со звуком С, а вы замените его на звук Ш и, получив новое слово, кидаете мяч обратно, начинаем: (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, миска-мишка, каска-кашка, маска-Машка, вас-ваш, нас-наш, крыса-крыша).

Такие слова, ребята, называются ПАРОНИМЫ. Это слова, очень похожие по своему звучанию, близкие по произношению, но имеют разное значение.

Ребята, помогите мне найти ошибку в предложениях.

Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный надел каску.

Писатель писал башню. Строитель строит басню.

Кошку зовут маска. В Новый год я надену Машку.

Физкультминутка

Я иду, и ты идешь - раз, два, три (шагаем на месте).

Я пою, и ты поешь – раз, два, три (хлопаем в ладоши).

Мы идем, и мы поем – раз, два, три (прыжки на месте).

Очень дружно мы живем – раз, два, три (шагаем на месте).

Ребята, давайте подарим Степке и Шарику подарки. Вот санки и машина. Санки для Степки нагрузим картинками со звуком С, а машину для Шарика картинками со звуком Ш.

III . Итог занятия.

- Ребята, какие сегодня звуки мы сравнивали? Чем они отличаются?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.

Составила учитель-логопед – Грачёва Е. А.

• Уточнение артикуляции и звучания звуков [С], [Ш];

• Закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].

• Учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.

• Продолжить формирование навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;

• Развитие артикуляционной моторики;

• Развитие фонематических процессов;

• Развитие связной речи (составление предложений, умения отвечать полным ответом)

• Развитие внимания - следование речевым инструкциям;

• Развитие логического мышления; пространственной ориентировки

• воспитание навыков сотрудничества, умения аргументировано объяснить свои действия

Ход занятия

- Поздоровайтесь с гостями разными словами приветствия и познакомьтесь с ними.

- Слушайте и выполняйте внимательно и всё у вас получится … (обязательно) Сядет первый тот, у кого два слога в имени.

(Я Ва-ня. У меня два слога в имени). Теперь те, у кого три слога в имени.

2. Объявление темы занятия.

– Ребята, отгадайте слово по первым звукам картинок, и вы узнаете одного из героев нашего занятия. (см. наглядность)

- Правильно, мишка. Вот игрушка, изображающая белого медведя.

- Какой в этом слове слышим шипящий звук? [Ш]

- Следующая загадка. (Слон)

- Правильно вот он.

- Какой в этом слове слышим свистящий звук? [С]

- Сегодня на занятии мы будет учиться различать звуки [С] и [Ш] в слогах словах и предложениях.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Для чего мы делали упражнения? (Чтобы правильно произносить звук [Ш], [С])

4. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением различных моментов артикуляции.

- Что делают губы, зубы и язык при произношении звука [С]? СХЕМА

- Какая по температуре воздушная струя при произношении звука [С]?

Произношение ПО ПОЛОСКАМ с понижением и усилением звука.

- Что делают губы, зубы и язык при произношении звука [Ш]? СХЕМА

Произношение ПО ПОЛОСКАМ с понижением и усилением звука

- Какая по температуре воздушная струя?

5. Характеристика звуков.

- Расскажите по схеме о звуке [Ш]

- Расскажите по схеме о звуке [С]

6. Дифференциация звуков в слогах.

- Я буду вам говорить слог со звуком [Ш] и бросать мяч, вам нужно изменить слог так, чтобы вместо звука [Ш] появился звук [С] и вернуть мяч с изменённым слогом.

7. Связь звуков и букв.

- Что мы можем делать со звуками? СХЕМА (Слышать и говорить.)

- Что мы можем делать с буквами? СХЕМА (Видеть и изображать.)

- Возьмите Ш и С в ваших коробочках.

Что взяли буквы или звуки?

- Я буду называть слова, если услышите в нём звук Ш поднимаете букву Ш, а если С, то букву обозначающую этот звук. (Машина, маска, каша, шутка, квас, собака, паста).

- Каких слов было больше?

8. Дифференциация звуков в словах.

- Прочитайте слоги на карточках (см. наглядность) соедините их со словами, которые начинаются также.

Ши-сы-ши-сы – потрогаем свои носы.

Ши-сы-ши-сы - погладим волосы.

Ша-са-ша-са – хлопают глаза.

Сы-ши-сы-ши – теперь пощиплем уши.

Су-шу-су-шу – я отлично слышу.

Со-шо-со-шо – у нас всё будет хорошо.

- Слонёнок хочет с вами поиграть.

- Он вас просит вас найти пропавшие в начале слов звуки С и Ш и правильно назвать слова.

Дети должны отгадать и правильно назвать слово, потом выделить (назвать) пропущенный звук. Например: Педагог: - …лон. Что это за слово? Дети: - Слон. Педагог: - Какой звук был пропущен? Дети: - Был пропущен первый звук С.

…уба, …анки, …ыр, …арф, …умка, …каф, …апка, …ок.

- Что добавляли в слова? (Звуки)

- А теперь МИШКА предлагает вам договорить слова. Нужно добавить к словам СОК или ШОК.

- Поя., ме, гребе, воло, поро, малы, но, ку, гор,пу…

- Что добавляли в слова звуки или слоги? (Слоги)

- В какую часть слова? (В конец)

- Выберите из картинок на столе картинки со звуком Ш и С, найдите место звуков на схемах (начало, середина, конец слова).

ПАРЫ КАРТИНОК для каждого ребё нка: мышка-лиса, самолёт-машина, груша-ананас, вишня-редиска.

- СЛОНУ с каким звуком подарим картинки? (Со звуком [С])

- С каким звуком подарим МИШКЕ картинки? (Со звуком [Ш])

9. Работа со словами-паронимами.

- Кто-то из героев сочинил для вас забавные стишки. Если он что-то напутали, давайте их поправим.

На глазах у детворы крысу красят маляры.

И на войну и на парад кашку на голову наденет солдат.

У дедушки моего густы и хороши под носом растут пышные уши.

Наша пушистая киска лакает молочко из мишки.

- Возьмите в коробке буквы. Назовите, у какого какая?

- Догадались, кто ошибки допустил при составлении предложений мишка или слон?

- Правильно. Назовём слово СЛОН по звукам.

Выходим по порядку так, как буквы стоят в этом слове, не забудьте рассказать про свой звук и дать ему условное обозначение.

10. Итог занятия. Рефлексия

- Какие звуки учились различать на занятии?

- Какие игры и задания вам понравились?

- Чему бы вы хотели ещё научиться?

- Оцените себя, как вы поработали на занятии. (Дети прикрепляют на доску смайлы, комментируя свой выбор)

- Наши герои благодарят вас за вашу работу.

- Кто из героев принёс вам в подарок Шоколадки, а кто ириСки?

Наглядность для занятия

1. Картинки для составления слов на карточках для звукового синтеза

3. Схема рассказа о работе артикуляционных органов при произношении звуков [С-Ш]

4. Картинки для артикуляционной гимнастики для звука [Ш]

Бублик Чашка Маляр

5. Картинки для артикуляционной гимнастики для звука [Ш]

Забор Киска сердится Качели

6. Примерная схема для произношения звуков С-Ш с изменением просодических компонентов.

7. Схема характеристики звуков и букв.

8. Слоги на карточке для соединения с картинками, которые начинаются также.

10. Схемы для определения места звука в слове.

11. Смайлы для самооценки детей.

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (. апка, . ипы, ква. насо. , . анки, . ина, . уба, шала. . утки, . ова, . ода, . умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

I. Организационный момент.





Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

- Меня зовут Фафа.

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Но как мы узнаем твоё имя?

- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

- Как зовут нашу гостью? Саша.

- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.


Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.


Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка


2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

- Говорите, что вы видите.

- Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

мискамишка

каскакашка

кассакаша

маскаМашка

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Цель: Научить дифференцировать звуки [ c ] – [ш].

Коррекционно-образовательные:

-Упражнять в умении дифференцировать звуки в произношении и на слух;

- Закреплять образы букв.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать умение определять место звука в слове;

-Развивать слуховое внимание, восприятие, зрительный образ букв (С, Ш,), правильную артикуляционный уклад, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать умения работать в коллективе.

-Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, предметные картинки, кубик с артикуляционной гимнастикой, карточки со слогами.

Ход коррекционного занятия

II. Артикуляционная гимнастика.

Дети кидают кубик по очереди и выполняют выпавшее артикуляционное упражнение ( Рис. 1)


III. Введение в тему.

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

За веревку вожу.

Демонстрация картинки (Рис.2)


Рис. 2 Зима в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей

Логопед: Какой первый звук в слове сани?

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму.

Демонстрация картинки (Рис.3)


Рис. 3 Головные уборы. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей

Логопед: Сегодня мы будем учить различать звуки С-Ш.

Основная часть.

IV. Уточнение артикуляции.

Логопед: Возьмите зеркало (индивидуальные) и произнесите звук [с]. Что происходит с нашим ротиком?

Работа по плану артикуляции.

- язык - упирается в нижние зубы

- воздушная струя - холодная

- голосовые связи не вибрируют (проверяем тактильно, приложив руку к шеи) .

Логопед: А теперь произнесите звук [ш]. Что вы видите?

Работа по плану артикуляции.

- губы округлены, колечком

- зубы – разомкнуты, образуют небольшую щель

- язык – плоский, поднят кверху

- воздушная струя - теплая

- голосовые связки не работают, горлышко не вибрирует (проверяем тактильно, приложив руку к шеи).

Логопед объясняет характеристику звуков и их различие:

- [с] – согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он бывает твердым и мягким.

- [ш]– согласный звук. Горлышко молчит значит звук глухой. Он всегда твердый.

- звук [ш]- шипит, губы колечком, язык поднимается вверх к небу, воздушная струя - теплая,

- звук [с]- свистит, язык упирается в нижние зубы, губы улыбаются, воздушная струя холодная.

Логопед: А теперь я беззвучно произнесу звук, а вы отгадаете, что это за звук по артикуляции.

Логопед: Чем обозначаются звуки на письме? Какой буквой мы обозначаем звук [с] а какой звук [ш]?

Читайте также: