Конспект занятия дефектолога с умственно отсталым ребенком младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Занятие направлено на устранение пробелов в знаниях, развитие познавательной сферы и целенаправленного формирования высших психических функций; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления, решать аналитические задачи.

Содержимое публикации

Коррекционное занятие учителя-дефектолога с учащимися с умственной отсталостью в 3 классе.

Учитель-дефектолог Унисьева И.А.

устранение пробелов в знаниях, развитие познавательной сферы и целенаправленного формирования высших психических функций; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления, решать аналитические задачи.

1. Психогимнастика

Качание головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону.

Ленивые восьмерки:нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

-Я буду показывать вам слова, а вы, увидев каждое слово, представите себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. (Учащиеся вспоминают и записывают слова в тетрадях)

Слова для представления:

Фигуру в правом верхнем углу раскрась красным цветом. Фигуру в нижнем правом углу – зеленым цветом, а в левом нижнем – желтым. Фигуру, нарисованную в центре – коричневым.

4. Физминутка.

Раз подняться, подтянуться.

Два согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

5. Задание № 2

Нарисуйте круг слева от квадрата, а треугольник слева от круга. Раскрасьте фигуры.

-Найдите на картинках 10 отличий.

8. Итог занятия.

-На этом наше занятие окончено. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А вы довольны результатом своей работы? Посмотрите на смайлик в нижнем правом углу листа. Раскрасьте смайлик соответствующим цветом: Если ребенок по той или иной причине не доволен своей работой, то необходимо обсудить все не получившиеся моменты и дать установку на успех в будущем

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.


Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

- Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;

- Развитие речи и мышления.

Образовательные:

- Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

- Закрепления понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

- Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

- Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

План занятия:

Продолжение основной части

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами снежинки (цветочки, листочки – зависит от времени года).

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Педагог: Любите ли вы сказки? А что больше слушать или читать? Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке и вспомним любимых героев. Отгадайте загадки.

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж …

Сказку заново прочтёшь!

Она по полю пошла,

В поле денежку нашла,

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук…

Пауков боится Муха,

Муха-…(Цокотуха).

На ней жениться хочет

Слепой и жадный крот,

Мышь над ней хохочет,

А ласточка спасёт!

Подскажи мне, Томочка,

Кто это. (Дюймовочка).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

И румяный…(Колобок).

Педагог: Замечательно!

2. Основная часть

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта. (приложение 1).

Педагог: Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? В каких сказках встречаются такие герои?

Цель: развитию зрительного восприятия.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. (приложение 2)

Педагог: Ребята, повторите за мной: (повторяем 3 раза)(повторяем 3 раем за мной: ит

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Педагог: Молодцы! Продолжаем занятие!

Педагог: Из набора геометрических фигур необходимо сложить изображение по образцу. (Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.) (приложение 3). У вас у всех получилось? В чем испытали затруднение?

Педагог: Сказки мы слушаем и читаем. А сейчас попробуем составить сами. Перед вами картинки, подумайте и составьте по ним рассказ. (приложение 4)

Понравилось составлять рассказы? Какие трудности вы испытали при составлении?

3. Динамическая пауза

4. Продолжение основной части

Педагог: Молодцы! Отдохнули мы на славу! И нас ждут новые гости и задания. Кто же это?

С Пятачком он ходит в гости,

Любит мёд, варенье просит…

Это кто, скажите вслух!

Медвежонок…(Вини -Пух).

«Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно,

Поёт добродушный кот…(Леопольд).

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу.

Даже дырку на картине

Носом сделал…(Буратино)

Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Педагог зачитывает начало предложений, а учащиеся продолжают, что подходит по смыслу.

Грач чёрный, а воробей …

Грач – крупная птица, а воробей…

Грач – перелётная птица, а воробей…

У грача клюв длинный, а у воробья …

Сахар сладкий, а перец …

Зима холодная, а лето … и др.

Педагог: Необходимо назвать, одним словом ряды конкретных понятий: (можно приготовить картинки с обобщающими словами, чтобы все дети участвовали, показывая их, а не говоря)

-берёза, липа, ель…(деревья);

- стол, стул, диван … (мебель).

-чиж, грач, сова, воробей … (птицы).

-ножницы, молоток, пила, грабли … (инструменты)

-шарф, варежки, брюки, пальто … (одежда)

- окунь, карась, сом, щука…(рыбы) и др.

Педагог: Вот и подошло к завершению наше сегодняшнее занятие. Мы очень хорошо потрудились. Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Покажите смайлики, с каким настроением вы занятие.(приложение 5) Спасибо за работу! До новых встреч!

Картинки к заданиям из общего доступа в интернете.

Динамическая пауза – физминутка – автор И.А. Шиенок
















-75%

Опубликовать и скачать методические разработки учителя-дефектолога начальной школы.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






Сенсорные игры в работе с детьми с РАС

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и позволит успешно решить следующие задачи: - переживание приятных эмоц .






Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Задачами учите .






Конспект занятия по сенсорному развитию.






Программа овз

Рабочая программаПериод адаптации осложненный. Первоначально воспринимал все с интересом, повторял то, что делают дети, на приход родственников (мамы, бабушки) реагировал бурными истериками. Сейчас истерики проявляются и без об .






конспект урока по ручному труду "Вот какая елочка!" в 1 классе коррекционной школы 8 вида

конспект урока по ручному труду в 1 классе коррекционной школы 8 вида для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Лепка елочки на картоне. Дети получают понятие "целое" и "части", путем деления валика пластилина на кусочки.. Закрепляется умен .






Занятие разработано для работы с детьми с ТНР (1 класс). Если ребенок не справляется с заданием, ему требуется помощь учителя или тьютера. Цели: - снятие эмоционального напряжения; - установление взаимоотношений с учителем; - концентрация внимания, с .






В методической разработке дается подробный конспект коррекционного занятия с целями,задачами,этапами и видами работы над развитием слухового восприятия и коррекцией произношения у учащихся 3-4 классов школы слабослышащих.






Дидактическое пособие для обучения детей с особыми познавательными потребностями "Забавная математика"

Дидактическое пособие направлено на обучение детей с ТМНР и РАС количественным представлениям и счёту. Дети с особыми познавательными потребностями нуждаются в качественных индивидуально ориентированных пособиях и заданиях. Поэтому разработка учителем ди .






КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР

Одним из ведущих нарушений в усвоении детьми с ЗПР школьных навыков является неполноценность овладения ими письмом и грамматическим материалом по русскому языку. Многочисленность расстройств письменной речи у младших школьников с ЗПР свидетельствует о ва .






Сборник дидактических игр "Дифференциация звуков"

Дифференциация на слух пар звуков в словах в различных играх и упражнениях делает занятие с детьми любого возраста более увлекательным. Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциаци .






Презентация "Весна"

Данная презентация может быть использована при проведении индивидуальных коррекционных занятий по РС и ФП. В презентации представлен текст по теме "Весна", а также вопросы и задания к тексту. Материал может быть полезен учителям- дефектологам.





















Системный характер нарушения зрения и вторичные отклонения в развитии слабовидящих детей.

В настоящее время огромное число детей имеют отклонения в развитии. Среди них большое количество имеют нарушения зрения. Нарушение зрения у детей – это проблема, имеющаяся от рождения или возникшая в результате полученных травм. С помощью зрения челов .






Отчет учителя-дефектолога

По окончанию 1 полугодия для некоторых детей пришлось внести некоторые изменения в рабочую программу. При регулярных занятиях число детей с положительной динамикой значительно увеличилось. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика. На осн .






Отчет учителя-дефектолога

После окончания переподготовки получила диплом учителя-дефектолога и год проработала по этой специальности. По окончанию 1 полугодия после диагностики составила отчет своей работы с детьми. Проводя регулярные занятия проанализировала каждого ученика. И п .






Программа по предмету "Технология. Ручной труд" 1 класс ФГОС






Программа по предмету "Речевая практика" 1 класс ФГОС






Программа по предмету Обучение грамоте (русский язык и чтение) 1 класс ФГОС

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: