Конспект в преддверии смуты конспект 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.

ВложениеРазмер
konspekt_istoriya_16.10.docx 25.8 КБ
v_predverii_smuty.pptx 950.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 7 классе

Автор: Ковзик Глеб Олегович.

Должность: учитель истории и обществознания.

Дата проведения: 15.10.2015

Цель: Формирование знаний о причинах Смутного времени в России в XVI-XVII вв.

Задачи: 1.Образовательные: Объяснить учащимся причины возникновения Смуты в России в XVI-XVII вв.

2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с текстом; Умение анализировать, обобщать факты, работать с историческим источником, умение выделять главное .

3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны.

  1. Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  2. Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.
  3. Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Основные термины и понятия: заповедные лета, урочные лета, Смута, патриаршество.

- Учебник « Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. М.: 2015 – 304 с. ;

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-совершенствование.

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания.

-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?

-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

-Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли.

-Отсутствующих в классе нет.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Актуализация деятельности учащихся

Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.

-Ребята, давайте вспомним материал прошлого учебного года. У нас, как вы помните, чем закончилась тогда история России?

-Скажите, чем прославился Иван IV Грозный? Назовите основные события и черты его правления.

Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

-(предполагаемые ответы) Закончилось правлением Ивана IV.

-Правил жестко, деспотично, стремился к абсолютной власти.

-Ливонская война (1559-1583), Завоевание Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств.

-Привело к всеобщему упадку в стране.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную .

Освоение общемирового культурного наследия.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Объяснение нового материала.

Учитель сообщает учащимся основные знания по данной теме, рассказывает про состояние государства и общества накануне Смуты, а также правления двух царей – Федора Ивановича и Бориса Годунова. Попутно записываются новые термины.

В дальнейшем, проводится работа с текстом учебника.

Учащиеся слушают лекцию, попутно записывая важные моменты и новые термины.

Также учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в учебнике.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Закрепление изученного материала.

Учитель дает учащимся два мнения историка о личности Годунова и Федора Ивановича для анализа и составления таблицы.

-А теперь, ребята, после всего изученного вам следует решить тест из восьми заданий. Приступаем самостоятельно к работе, по окончанию один зачитает свои ответы для оценки.

Учащиеся решают поставленную задачу и добровольно дают на проверку c оцениванием.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

устанавливать причинно-следственные связи;

Подведение итогов урока

Учитель дает детям возможность подвести итоги урока. Двум учащимся дается слово для краткого рассказа пройденного материала и высказывания собственного мнения.

-Что же мы сегодня изучили, ребята? Пусть кто-нибудь из желающих сделает выводы и выскажет свое мнение.

-Замечательно. На следующий урок домашнее задание: в тетради дать оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова, опираясь на материал учебника.

Учащиеся подводят итоги урока и делают выводы.

Мы изучили состояние Русского государства в период до Смутного времени, а также правление царя Федора Ивановича и Бориса Годунова. Выделили основные причины Смутного времени.

Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность .

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В преддверии смуты.

ПЛАН РАБОТЫ: Определение понятия Смуты. Состояние Российского государства накануне Смуты. Причины наступления Смутного времени в России в XVI-XVII вв. Царь Федор Иоаннович Романов и Борис Годунов: сходства и различия. Подведение итогов.

Личность царя Федора Ивановича Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу . Его называли " освятованным царем", свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле . В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности.

Личность царя Бориса Годунова В первое время по смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя Борису Годунову. Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Федора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре. По своему происхождению он принадлежал к большому, хотя и не первостепенному боярству. С восторгом отзывались о наружности и личных качествах царя. Находили в нем и некоторые недостатки: он цвел добродетелями и мог бы древним царям уподобиться, если бы зависть и злоба не омрачили этих добродетелей. Его упрекали в ненасытном властолюбии и в наклонности доверчиво слушать наушников и преследовать без разбора оболганных людей, за что и восприял он возмездие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762.".


План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый. "

Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта.

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор.


План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе


План-конспект урока "Смута" по Истории России.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point.


Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани.


План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий конспект урока может быть использован при преподавании истории в 7 классе.

Конспект урока по истории России в 7 классе.

Показать причины и суть смутного времени, его последствия

Развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

План: 1. Причины и суть Смутного времени. 2. Царствование Лжедмитрия 1. 3. Боярский заговор. 4. Выступление Ивана Болотникова. 5. Лжедмитрий 2. 6. Вторжение войск Польши и Швеции.

1. Пресечение законной династии.

2. Хозяйственная разруха.

3. Ужесточение политики закрепощения крестьян.

4. Увеличение налогов

5. Массовые народные волнения

6. Противоречия между боярами и дворянами

7. Ослабление центральной власти.

Неожиданным подарком судьбы для авантюриста стала внезапная смерть царя Бориса. В апреле 1605 года в Москве умер Борис Годунов, передав трон своему молодому и неопытному сыну Федору. Уже в мае на сторону самозванца перешли правительственные войска, и он начал свое триумфальное шествие к столице.

В Москве сторонниками Лжедмитрия было спровоцировано восстание против царя Федора Годунова, которое закончилось низложением и гибелью молодого царя и его матери. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву.

Лжедмитрий торжественно короновался в Москве под именем Дмит­рия Ивановича. 1605-1606 гг – правление Лжедмирия 1. Любопытно, что Мария Нагая признала в нём своего погибшего сына. Первоначально народ приветствовал Лжедмитрия, однако вскоре новый царь сумел вызвать недовольство во всех слоях прежде всего московского населения. Царь не соблюдал православных обрядов, не чтил традиционно русского уклада жизни (носил польское платье, брил бороду, редко посещал церковь). Не вызвала одобрения и свадьба Лжедмитрия на дочери польского магната Ма­рине Мнишек. Марина не приняла православия, прези­рала русские обычаи. Молодая царская чета окружила себя поляками, которые чувствовали себя хозяевами в Москве. Самозванец, понимая шаткость своего положения, пытался заручиться поддержкой влиятельного московского боярства, для чего вернул из ссылки тех, кто попал в опалу при Борисе Годунове (Бельских, Шуйских, Романовых). Однако они отказали Лжедмитрию в поддержке и предпочли наблюдать за дальнейшим развитием интриги со стороны.

Лжедмитрий оказался лишенным чьей бы то ни было помощи. Казаки и крестьяне ожидали от него льгот, прежде всего разрешения крестьянского выхода — перехода от одного помещика к другому. Однако самозванец не мог этого сделать, так как понимал, что подобная политика приведет к столкновению с помещиками. Польские шляхтичи и католические священники требовали выполнения данных им обещаний, в частности, передачи части земель Польше и обращения Руси в католичество. Лжедмитрий не пошел на эти шаги, оттолкнув своих прежних покровителей.

Василий IV был Рюриковичем из рода князей Шуйских, восходившего к великому князю владимирскому Андрею Ярославичу, брату Александра Невского и, таким образом, сыновьям Ивана Грозного приходился одиннадцатиюродным братом. Он давно и упорно шел к власти, не брезгуя ничем. В 1591 г., будучи в составе следственной комиссии, он подтвердил, что Дмитрий погиб от несчастного случая, после прихода к власти Лжедмитрия Шуйский присягнул ему, признав в нем чудесно спасшегося царевича, позже, когда уже он сам вступил на престол, по его настоянию было решено канонизировать царевича, чтобы предотвратить появление новых самозванцев, и тогда Шуйский заявил, что тот был зарезан.

4. Выступление Ивана Болотникова. Читаем с. 15-17. Почему стало возможным появление Лжедмитрия 2, почему его поддержал народ? Состав участников восстания? Совпадали ли их интересы? На какие меры пошел Шуйский, чтобы заручиться поддержкой дворян? Чем закончилось восстание?

Положение Василия Шуйского усложнилось. Он не решился опереться на силу народа. В поисках спасения он заключил договор со шведским королем (февраль 1609) и получил военную помощь. За это он уступил шведам город Корелу с уездом. Весной 1609 года русско-шведская армия под командованием Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Понтуса-Делагарди освободила от тушинцев целый ряд городов и уездов. Но русско-шведский союз дал повод польскому королю Сигизмунду III вступить на русские земли, т.к. Речь Посполитая и Швеция находились в состоянии войны.

Осенью 1609 года армия Сигизмунда III появилась под Смоленском, который оставался верным Василию Шуйскому. Началась длительная осада города. Жители Смоленска во главе с боярином Шеиным сумели организовать сопротивление и в течение долгого времени защищали город.

Ситуацией воспользовались и шведы, они захватили Новгород и добивались признания шведского принца русским царем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивать умение работать с учебной информацией, видеть причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать деятельность политических деятелей данного исторического периода, давать им характеристику через работу с ИКТ.

Определить историческое значение избрания Бориса Годунова на царство.

Выявить какие события явились прологом Смутного времени, какими причинами была вызвана Смута.

Прививать у учащихся личностный взгляд, оценку событий периода Смутного времени.

Основные понятия : Смутные времена или Смута

Важнейшие даты :

1584-1598 гг.- правление Федора Иоановича

15 мая 1591 г.- смерть царевича Дмитрия.

1601-1603 гг.- неурожайные годы в стране.

1603 -1604 гг.- Восстание казаков под предводительством атамана Хлопка Косолапа.

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач

Конец царской династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова.

3. Подготовка к изучению нового материала

У нас в России с 2004 г. 4 ноября празднуется День народного единства или День примирения и народного согласия.

Кто знает, каким историческим событиям посвящен этот день?

Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В этот день российскими народными войсками была освобождена Москва. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. И сегодня мы перенесемся во времени в эпоху, которая предшествовала данным событиям

Сегодня у нас пойдет речь об одном из сложнейших периодов истории России – Смутных временах.

4. Изучение нового материала

В Смуте выделяется четко два периода:

Работа с учебником (стр. 8)

? Каковы предпосылки (причины) Смуты?

Последствия разорения страны в период опричнины ( 1565–1572 );

Кризис династии (пересечение мужской ветви правящего княжеско-царского московского дома)

Кризис власти: усиление борьбы за верховную власть среди знатных боярских фамилий. Появление самозванцев

Претензии Польши на русские земли и престол

Голод 1601 – 1603 гг.

Конец династии Рюриковичей

? Почему конец царской династии Рюриковичей повлек Смуту в государстве? (царь – наместник Бога на Земле)

Правление Бориса Годунова

Правление Бориса Годунова – 1589 – 1605 гг.

В 1598 г. Земский Собор ( высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века , собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов 1549 ) провозгласил БГ царем.

Расправа с боярской оппозицией (ссылка бояр Романовых 1600)

Частичное разрешение крестьянских переходов

Бесплатная раздача хлеба

Восстание казаков, холопов и крестьян под предводительством атамана Хлопка Косолапа (1603 – 1604)

Вопрос: Почему фигура Бориса Годунова после пресечения царствующей династии Рюриковичей так и не смогла сплотить вокруг себя разные слои русского общества?

Работа микрогрупп с документом. (стр. 11 – 12)

Ответы на вопросы

? Какую характеристику можно дать Борису Годунову как правителю?

5. Подведение итога

6. Закрепление учебного материала

7. Рефлексия

8. Дом.задание.

П. 1, вопросы к параграфу

На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:

события смутного времени

Первый период смуты.

Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты.

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты.

Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.

В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Смутное время

Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Альтернативная хронология этапов Смутного времени.

смутное время кратко

смута во времени

Конспект урока по истории России в 7 классе на тему «Смутное время«.

Читайте также: