По н павловой котята конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: развивать воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное.

Оборудование: выставка книг по теме; карточки ( текст для речевой разминки, задания, текст сказки и рассказа); презентация к уроку.

I. Организационный момент

– Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Три облака, по настроениям)
– Какое облако выберем?

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

А с водой не знается.

Даёт белое. (Корова)

Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка.

Не корова, а молоко даёт.

С хозяином дружит,

Живёт под крылечком,

Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечких,
Бродит по траве (Овечка)

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Шкако, рокова, сокаба, шалодь, цаво, зако.

– Вам понятно, что прочитали?
– К какой группе животных мы их отнесём?
– А вот конкретно о каких домашних животных мы будем говорить, мы узнаем, отгадав загадки.

2.Отворилась тихо дверь
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род
На охоту вышел …

1.В тени под деревом лежит,
И двор, и сад наш сторожит.
Не то, что настоящий вор –
Прохожий не зайдёт во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт.

III. Проверка домашнего задания

Истории о домашних животных (кошках и собаках)Презентация Полины и Матвея.

IV. Работа по теме урока

Беседа о домашних животных.

– Сейчас вы рассказывали о домашних животных. Подумайте и скажите, а для чего человек заводит у себя в квартире или в доме животных?
– Что человек получает в замен?
– Послушайте стихотворение, я читаю, а вы следите за мной по карточкам.

Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня….
За всё я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!

– Скажите, что же человек получает от своего любимца?

Дружно встаньте, детвора.Отдохнуть пришла пора.
Притворяйтесь-ка совой –Поверните головой.
Притворитесь тучками –Помашите ручками.
Притворитесь свинками И потритесь спинками.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение и обсуждение сказки.

- речевая разминка – игра Ра -ры-ро –ре-ру

Ученики читают сказку.

– А теперь – выборочное чтение. Ответы на мои вопросы найдите в тексте. Прочитайте эти строки.

– Какого друга хотела найти себе собака?
– С кем она пробовала дружить? Почему дружба распадалась? (Всегда находился кто-то сильнее.)
– Кто же оказался самым смелым? (Самым смелым оказался человек).
– Понравилось ли собаке жить вместе с человеком?

2. Работа в группах.

– Соберите картинку и наклейте её. Кто у вас получился?

– Нарисуйте на своих карточках облачко, которое отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

– Чем мы занимались на уроке?
– Чему вы научились?

IX. Домашнее задание

Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня …
За всё я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!

Как собака друга искала

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Огонёк был рыжий-рыжий, как огонь. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Как-то раз их хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Во двор вбежал огромный, злой пёс Буян. Что делать малышам? Умные котята вот что придумали: Снежок подбежал к белой двери и остановился, Огонёк прижался к кирпичной стене, а Уголёк спрятался за ведёрко с углём. Стоит Буян , головой вертит . а котят не видит. Тут и хозяйка вернулась. Чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать. Едят котята, про своё приключение вспоминают и над Буяном смеются.

Рассказ Котята. Н. Павлова

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок — белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.

Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать — не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть… Что тут делать?

И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый — — его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?

Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!

Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать.

Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать положительную мотивацию к учению; интерес к чтению; воспитывать у детей понимание того, что даже слабый может победить сильного и страшного, обладая находчивостью и смелостью.

Личностные учебные действия.

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)

Регулятивные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком

-ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью

Познавательные учебные действия :

-понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. Понимать и соблюдать последовательность действий.

-выразительно говорить. Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову. Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Оборудование:учебник: Чтение.3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.(авт.-сост. С.Ю.Ильина, А.А.Богданова) М.: Просвещение, 2019, интерактивная доска, карточки со словами (для инд-ной работы), учебник,слоговые таблицы (таблица на доске), карточки со словами (умные, сообразительные, хитрые, находчивые, шаловливые), картинки котят.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на работу на уроке

Артикуляционная минутка.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко.

Закрываем рот. Убираем язычок. Даем время для отдыха и расслабления.

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания (найти ответы на вопросы в тексте)

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …КОТ

Усы как щетинка,

на солнышке лежит,

Изучение нового материала

2.Проверка первичного восприятия текста

- Какой жанр произведения: рассказ, стихотворение или сказка?

- Почему так думаете?

-Как звали котят?

Работа со слоговыми таблицами(на доске)

Чтение рассказа учащимися (жужжащее чтение)

Физминутка . ОРУ

Чтение рассказа учащимися(цепочкой)

Работа по содержанию рассказа (беседа по вопросам):

-Какого цвета были котята? Найти в тексте.

-Кого боялись котята? Почему?

-Куда спрятались котята от Буяна?Почему Буян не смог их найти?

-Можно ли назвать котят умными? Как еще их можно назвать?

-Выбрать из слов на доске подходящие. (умные, сообразительные, хитрые, находчивые, шаловливые)

Закрепление.

Выборочное чтение: прочитать строки, в которых говорится о том, кого и почему боялись котята;


Цель: познакомить детей с содержанием нового произведения. Задачи: 1) вырабатывать навыки плавного, осознанного, выразительного чтения; обучать детей выразительно пересказывать текст с опорой на картинный план. 2) коррекция и развитие устной речи учащихся; зрительно-слухового восприятия; памяти, на основе упражнений на воспроизведение; развивать умение на основе наблюдения делать выводы; 3) воспитывать положительную мотивацию к учению; интерес к чтению; воспитывать у детей понимание того, что даже слабый может победить сильного и страшного, обладая находчивостью и смелостью.


Нина Михайловна Павлова - русская советская писательница автор сказок, рассказов и очерков для детей ученый - селекционер доктор биологических наук 27 января (8 февраля) 1897 г. - 15 августа 1973 г.


В формировании интересов ученого и писателя Н. М. Павловой неоценимую роль играла её семья. Мать работала библиотекарем и привила своим детям уважение к книге. Особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов. Отец был для детей примером трудолюбия, прививал детям уважение к труду. М. А. Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик. О.А. Павлова, библиотекарь





Весёлая артикуляционная гимнастика






Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы. Он мурлыча песнь поёт, Только мышь его боится… Угадали? Это …


Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка, Дугою спинка. Днём спит, на солнышке лежит, Ночью бродит, на охоту ходит.


Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Без расчески причесался И умылся без воды, В кресло мягкое забрался И запел на все лады.


Что за зверь со мной играет? - Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапах коготки.


Знакомство с произведением Н. Павлова "Котята". Рассказы о животных


Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.


Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать - не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть. Что тут делать?


И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый - его и не видно.


Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной.


А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?


Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!


Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать. Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.


Вопросы и задания. Как звали котят? Найди в тексте и прочитай, какого цвета котята. Кого боялись котята? Почему? Куда спрятались котята от Буяна? Почему Буян не смог их найти? 5. Можно ли назвать котят умными? 6. Как ещё можно назвать котят?


Пересказ по серии сюжетных картин.




Работа по карточкам.


Пословицы. Зарекалась кошка на стол лазить. Кошке игрушки, а мышке слезки. Доброе слово и кошке приятно. Кошка в дом - радость в нем. Знает кошка, чье мясо съела. Страшнее кошки зверя нет. Ночью все кошки серы. Не все коту масленица. Тянуть кота за хвост.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 821

Конспект урока на тему

учитель-логопед первой категории

Булгакова Ольга Борисовна

- обучать детей выразительно пересказывать текст с опорой на картинный план.

- активизировать предметный словарь и словарь признаков;

- учить подбору синонимов к прилагательным, обозначающим цвет;

- закреплять навык словообразования относительных прилагательных;

- развивать у детей умение использовать в речи сравнения;

- развивать наглядно- образное мышление.

- воспитывать у детей понимание того, что даже слабый может победить сильного и страшного, обладая находчивостью и смелостью.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Осуществлялась межпредметная связь занятия по связной речи с

- ознакомлением с окружающим;

Логопед демонстрирует детям картинку с изображением радуги.

- Какие цвета вы видите?

- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

-Сегодня мы с вами поиграем с цветами. Вы узнаете, как по-разному можно называть один и тот же цвет. Увидите, как иногда, пользуясь своим цветом, прячутся животные.

2) Активизация предметного словаря и словаря признаков. Обучение применению в речи сравнений. Развитие навыка словообразования. Подбор синонимов к прилагательным.

Логопед загадывает детям загадку:

- Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (Цыплёнок)

- Он жёлтый, как что? (Как солнышко, как золото, как песок, как солома и т.д.)

- Как ещё можно сказать о жёлтом цвете, он какой? (солнечный, песочный, золотой)

Логопед загадывает следующую загадку:

- Пушистый и зелёный хвост

На грядке горделиво рос,

Ухватился Ваня ловко:

- Вылезай на свет…(Морковка)

-Она оранжевая, как…(лиса, огонь, кирпич, апельсин и т.д.)

Как ещё можно назвать оранжевый цвет, какой он? (Рыжий, огненный, кирпичный, морковный)





Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

- Она красная, как…(земляника, вишня, коралл, кровь и т.д.)

- Как ещё можно назвать красный цвет, он какой? ( Земляничный, вишнёвый, коралловый, рябиновый)





Логопед загадывает следующую загадку:

- Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

- Он синий, как…(небо, море, сапфир, колокольчик и т.д.)

- Как ещё можно назвать синий цвет? Он какой? (Небесный, лазурный, сапфировый, васильковый).





Логопед загадывает загадку:

- Чёрный, темноты темней,

Нету птиц, его умней.

На высокой ели – вон он.

Это старый, мудрый…(Ворон).

- Он чёрный, как….(ночь, смола, уголь, земля)

- Как по-другому можно назвать чёрный цвет? (Угольный, вороной (конь), смоляной)





Логопед загадывает последнюю загадку:

- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета, для зимы, - другого цвета. (Заяц)

- Он белый, как…(снег, молоко, облако, пух, вата и т.д.)

- Как ещё можно назвать белый цвет? (белоснежный, молочный, светлый).




Развитие зрительного внимания:

Логопед знакомит детей с картиной, на которой изображены персонажи, замаскированные предметами того же цвета, и просит детей найти на картинке Огонька, Уголька, Снежка, Черныша и других героев.


Дети подходят к мольберту, чтобы внимательно рассмотреть картину и находят персонажей.

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Огонёк был рыжий-рыжий, как огонь. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Как-то раз их хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Во двор вбежал огромный, злой пёс Буян. Что делать малышам? Умные котята вот что придумали: Снежок подбежал к белой двери и остановился, Огонёк прижался к кирпичной стене, а Уголёк спрятался за ведёрко с углём. Стоит Буян , головой вертит . а котят не видит. Тут и хозяйка вернулась. Чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать. Едят котята, про своё приключение вспоминают и над Буяном смеются.

Логопед беседует с детьми о содержании сказки:

- Кто главные герои сказки?

- Главные герои - три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок.

- Почему котят назвали Уголёк, Огонёк и Снежок?

- Огонёк был рыжий, как огонь. Уголёк - чёрный, как уголь, а Снежок - белый и пушистый, как снег.

- Почему пса назвали Буян?

- Потому что пёс обижал малышей, дрался и буянил.

- Как по-другому можно было назвать пса?

- Его можно было назвать Драчун, Задира, Забияка.

- Что забыла сделать хозяйка, когда уходила?

- Хозяйка забыла закрыть калитку.

- Кто вбежал во двор?

- Во двор вбежал злой пёс Буян.

- Где спрятались котята и почему?

- Снежок подбежал к белой двери и остановился, потому что белого котёнка не видно на белом фоне. Огонёк прижался к кирпичной стене, так как его шёрстка была рыжая, как кирпич. Уголёк спрятался за ведёрко с углём, потому что цвет его шёрстки был похож на уголь.

- Что сделала хозяйка, когда вернулась?

- Хозяйка чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать.

- Что можно сказать о котятах, какие они?

- Котята умные, сообразительные, находчивые, смышлёные, храбрые, смелые, отважные.

- Пёс сердитый, злой, грубый, задиристый, глупый, трусливый.

Вот идет черный кот,

(Шагаем, высоко поднимая ноги)

Притаился – мышку ждет.

(Приседание, руки к коленям)

Мышка норку обойдет,

И к коту не пойдет.

5) Пересказ сказки. Воспроизведение сказки с опорой на серию сюжетных картин. (Логопед ставит на мольберт картинки, дети вспоминают по одному предложению из текста).










- Пересказ по серии сюжетных картин.

- Как вы думаете, кто из героев сказки был бы сильнее в драке? А кто победил? Почему?

- Можно побеждать не только при помощи кулаков, но и обладая смелостью и находчивостью.

Список использованной литературы:

Иллюстрации к сказке (серия сюжетных картин) Самохваловой П.В., Булгаковой О.Б.

Читайте также: