Волшебство слова 1 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: карточки, презентация.

Добрый день, ребята, приготовились – руки подняли вверх. Все дружно скажем:

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

- Ребята, у нас сегодня гости– посмотрите , улыбнитесь и тихонечко садитесь!

Кл. час сейчас начнём

И беседу поведём

О словах о важных,

Скромных и влиятельных .

Работаем в паре.

У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.

Слон муравью уступает дорогу;

- Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: Привет!

А его сосед ушастый

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: - Извини!

-Перечислите подчеркнутые слова. Как можно назвать эти слова ? ( вежливыми)

- Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть ,

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали. прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.Только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

- Ребята что лежит в этой коробке?( Не видно , она закрыта.)

- А как можно узнать? ( Засунуть руку в окошечко и потрогать Дети на ощупь по одному находят предметы.)

- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

(Этот предмет мягкий, тёплый.)

_ Мягкий, как что?( Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

_ Что ты почувствовал, когда его гладил? ( Мне было тепло, приятно, мне, казалось, что это, что-то доброе, хорошее.)

_ А у кого возникли другие ощущения? ( Не знаю что-то колючее, с иголками.)

_ Что же ты почувствовал? ( Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

_ Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи волшебные слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Вежливы вы должны быть со взрослыми, не забывать о вежливости и в обращении друг с другом.

Проведём игру. Ведущий просит вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

-похлопайте в ладоши, пожалуйста;

-поднимите руки вверх, пожалуйста;

-сядьте за парты красиво, пожалуйста.

Работа в парах ( на листочках)

Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.

Какие вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю

Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой

мирить, если я обидел друга и дружить.

хочу помириться, я могу сказать

Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста

быть гостеприимными, когда ко

мне приходят гости я всегда

Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или

к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, скажите..

начните фразу со слов

Проверяем .Зачитывают. Кто не согласен?

Игра “Вежливо - невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы т опаете ногами. Начнем.

- Поздороваться при встрече

- Толкнуть и не извиниться

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место старшим.

- Не вставать на обращение учителя.

- Помочь поднять упавшую вещь.

- Не уступить место в транспорте.

- Помочь подняться по лестнице.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Дед про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил.

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы … (спасибо).

В чем проявляется вежливость?

- Как можно определить, вежлив человек или нет?

Поступок - последнее звено цепочки. Начало же определяют мысли человека. Прежде чем совершить поступок, человек его обдумывает: что и как он будет делать. Добрые мысли – добрые поступки, злые мысли – злые поступки.

Решение проблемных ситуаций. (работа в паре )

Не только слова должны быть у нас вежливы, но и поступки добрыми.

Что узнали нового?

Что такое вежливость?

- Нужно ли человеку быть вежливым?

— В чем проявляется настоящая вежливость?

. От вас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях.

Учитель: -кому понравилось на занятии, похлопайте, пожалуйста, громко-громко и улыбнитесь друг другу, а кому не понравилось – взгрустните, но недолго.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Слова, противоположные по значению.

Цель: углубить представления о словах, противоположных по значению.

образовательная: активизировать употребление слов-антонимов, формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания. развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать, делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

Предметные: Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные : формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные : освоение способов речевого общения. Познавательные : систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные : формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Оборудование: учебник, мет. пособие, оформление на доске, карточки.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

- Давайте вспомним правила посадки во время письма.

(Тетрадь наклонно положу, ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь).

Дд с соединениями.

- Подчеркните самую красивую букву.

III . Самоопределение к деятельности.

-Откройте учебник на с.33 и прочитайте тему урока с доски. Сформулируйте цель.

IV . Работа по теме урока(с.33-34).

Упр. №64 Творческая переменка

Творческая переменка позволяет решать целый ряд задач. Исправляя неточности, которые допустил Ваня, заполняя в библиотеке читательскую заявку на книги, учащиеся прежде всего обнаруживают свою читательскую культуру: знают ли они сами правильные названия этих книг. Наряду с этим первоклассники развивают умение подбирать слова, близкие по значению, и соотносить их по смысловым, эмоциональным, стилистическим оттенкам. Не менее важно, что учащиеся на примере мастеров искусства слова учатся творческому обращению со словом.

— Издавна народ наделял черный цвет и само слово черный значением плохой , связывал с понятием зла. Слышали ли вы такие выражения: задумал черное дело , возникли черные мысли , настал черный день ? Как вы их понимаете?

Наоборот, белый цвет означал чистоту, красоту, доброту. Какие девушки в сказках обычно сравнивались с белыми лебедушками? (Красивые, добрые, хорошие.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

o формировать у детей элементарные умения общения посредством вежливых слов.

o помочь детям осознать значение волшебных слов посредством игр, ситуаций;

o ознакомить детей с правилами дружеских отношений, умением строить отношения;

o формировать умения анализировать поступки других и собственные действия с учетом нравственных оценок;

o расширять активный словарь;

o воспитывать уважительное отношение к окружающим.

I. Вводная часть

II. Основная часть

1. Чтение стихотворений и нахождение в них волшебных слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Тихонечко, удобно сели, положите руки перед собой, спину выпрямите. Дети, когда мы вошли и увидели гостей, что мы сделали? (поздоровались)

А какое это слово? (вежливое, волшебное)

Сегодня мы и поговорим о волшебных словах, о правилах вежливости, о том, как становится радостнее и теплее, когда мы произносим и слышим волшебные слова.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Тихонечко, удобно сели, положите руки перед собой, спину выпрямите. Дети, когда мы вошли и увидели гостей, что мы сделали? (поздоровались)

А какое это слово? (вежливое, волшебное)

Сегодня мы и поговорим о волшебных словах, о правилах вежливости, о том, как становится радостнее и теплее, когда мы произносим и слышим волшебные слова.

II. Основная часть.

Письмо от Феи и сверток.

«Дорогие ребята!

- Посмотрите, какая страна? (грустная)

Посмотрим, что же у нас получится, когда мы вернем все вежливые слова.

1. Ребята, послушайте стихотворение и назовите волшебные слова, которые услышали.

Добрые слова не лень

Повторять нам каждый день,

Только выйдем за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу:

Всем идущим на обед.

Всех домой спешащих к чаю.

Эти слова в разговоре полезны

С ними легко на прогулке и дома,

Будет полезно их слышать любому.

Дима разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Но Дима нашелся, взглянув им в глаза.

И мама молчит, улыбается даже:

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

- Какие волшебные и вежливые слова услышали?

Поднимите, пожалуйста, руки.

Будьте добры опустите руки.

Поднимите, пожалуйста, правую руку.

Опустите, пожалуйста, правую руку.

Будьте добры, хлопните 3 раза.

Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо, ребята! Молодцы! Все были внимательными.

Вам нужно внимательно выслушать меня и в конце стихотворения подсказать всем вместе потерянное слово.

Выглянет солнышко, спрячется тень.

Если с улыбкой сказать…(добрый день).

Дед про внучку говорил: «Экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу – очень рада,

Только вот молчит как рыба,

А должна сказать …(спасибо)

Если мама нас бранит за шалости,

Мы ей говорим…(прости, пожалуйста).

За чаем, обедом и ужином

Приветливо, а не сердито,

Сказать обязательно нужно

Приятного … аппетита!

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо).

Мальчик вежливый и грамотный

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

Встретил Настю я на улице сейчас.

Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс,

Но при встрече с Настенькой

Не услышал слова …(здравствуйте).

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова …(извините).

Начиная день, так просто и мудро

Говорить знакомым…(доброе утро).

Уходя, обернись на прощанье

Что ты должен сказать… (До свиданья)

Какие еще мы нашли слова (перечислить)?

- Придумывать прозвища другим…(невежливо)
- Поздороваться при встрече…(вежливо)
- Толкнуть, не извиниться…(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)
- Обращаясь ко взрослому, не встать…(невежливо)
- Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)
- Взять билет в автобусе…(вежливо)
- Разговаривать громко в общественном месте…(невежливо)
- Мальчикам в помещении не снимать головные уборы…(невежливо)
- Уважительно говорить о других…(вежливо)
Молодцы!

5. Просмотр и обсуждение ситуаций. (Презентация)

Теперь вам надо поискать слова в этом волшебном зеркале. Вы должны внимательно посмотреть и отгадать, какое волшебное слово спрятано в этом зеркале.

1. Дети сидят за накрытым столом. Расскажи как надо вести себя за столом?

(За столом нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо)

2. Дети заходят в класс к учителю.

Что говорят при встрече? (Здравствуйте)

А кто должен сказать здравствуйте первым? С взрослыми всегда надо здороваться первыми.

3. Дети выходят из класса. Какие слова говорят при расставании? (до свидания)

4. Просит книгу. Как можно попросить книгу? (дайте, пожалуйста, эту книгу)

Какими словами можно поблагодарить? (большое спасибо, спасибо).

5. Спит в кроватке. Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? (спокойной ночи)

6. Один плачет, другой гладит по голове.

Как вы думаете, что произошло с мальчиком, который плачет?

(его обидели, а вежливый человек должен пожалеть)

А что если его обидел этот мальчик? (Должен сказать прости, пожалуйста, извини)

Какие ребята были в волшебном зеркале? (вежливые)

Сила волшебных слов зависит от того как ты их скажешь. Волшебные слова надо говорить тихо, ласково, глядя в глаза, к кому обращаешься.

VII. Итог.

Вот какие мы молодцы. Хотела нас перехитрить Баба Яга, а мы справились со всеми заданиями.

Ребята мы с вами нашли все волшебные слова и выполнили просьбу Феи. А теперь подарим эти слова Фее. Ребята, возьмите по одному цветочку, раскрасьте его и подарите нашей стране, чтобы она засияла. (Украшают страну - цветок, бабочку) А пока вы будете украшать, я предлагаю вам посмотреть небольшое послание от Феи про маленького котёнка, которого зовут Тимка.

Онлайн-книги

Обобщить первые представления о малых фольклорных жанрах (загадка, пословица, считалка, детская песенка);
закрепить умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы;
учить выделять загадки разного типа: загадки-вопросы, загадки-описания, в которых указываются признаки предмета;
обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами имен нарицательных и собственных.

Читайте также: