Политическая борьба гражданское общество социальные движения конспект урока 11 класс история

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Сербен Л.К.

Место проведения :г .Холмск, МОУ №9, 11 класс Б

Дата проведения:
Пояснительная записка.

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б.Н.Чичерин)?
Задачи урока:
Обеспечение понимания ключевых понятий темы;
развитие мыслительной деятельности учащихся, критического мышления;
формирование гражданской и коммуникативной культуры, социальных компетентностей учащихся.


Основные понятия темы:
Гражданское общество;
Гражданин;
Гражданская активность;
Государство;
Общественные организации;
Демократия;

I. Организационная часть урока ( 1 мин).

2. Мотивация: (На экране фото видных деятелей культуры, граждан спешащих по своим делам, пенсионеров гуляющих в парке, молодых мам с детьми, военных)

Учитель: Ребята , кто или что изображено на экране?

Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живёт?

Ответы учеников: ( Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определённого уровня культуры. Уважение к себе за лояльность, честный труд, исполнение долга).

Учитель: Кто или что могут обеспечить данные ожидания? ( Ответы учеников)

Так какая тема сегодняшнего урока? Развитие гражданского общества

Вы правы, все то о чем мечтает человек, изображенный на нашем экране, рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает, и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для вас, молодых людей вопросах мы поговорим

Как высчитаете, какая проблема характерна для сегодняшнего общества России?

Определение проблемы урока : Есть ли в России гражданское общество?

Учитель: работаем в парах и в 4-х группах.

Гражданское общество - система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению; система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных - индивидуальных или коллективных - интересов и потребностей.

Гражданское общество - сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданское общество - многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства.

Гражданское общество-это сфера самовыражения свободных граждан в форме добровольно созданных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Учитель:
Выделите единую основу для всех данных понятий;общие признаки гражданского общества.

( негосударственные объединения, независимые от государств).

Учитель: выделите общие для ГО признаки, основные черты.

Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.)

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Однако все были едины в одном: гражданское общество не возникает по мановению волшебной палочки, оно возникает на определенном этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией

Вы в группах готовили домашнее задание: принципы формирования гражданского общества, признаки, его структуру и функции. Давайте дадим ответы на эти вопросы.

1гр. Принципы: частная собственность на средства произв.одства; индивидуальная свобода и самостоятельность личности; справедливость законов и неукоснительность их выполнения; свобода формирования общественного мнения; народный суверенитет, верховенство и полновластие народа; осведомленность граждан о деятельности государства и общества.

Учитель: какие выводы сделаете из этой схемы?

Ученики: возникновения гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной , личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих принципах.

Учитель:— кроме принципов есть еще предпосылки, - какими они могут быть?

Ученики: предпосылки - экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;

Социальные: большой удельный вес среднего класса;

Политико-правовые: политический плюрализм; юридическое равенство граждан; обеспечение прав и их защита;

Культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

Учитель: Какие функции ГО?

Ученики: 3)гр. Функции гражданского общества:

--реализация гражданами своих интересов;

---защита гражданами своих прав;

---участие в социализации и воспитании граждан;

---содействие гуманистическому развитию всей политической системы.

Учитель: 4) А какова структура ГО? Предлагаю изучить её на основе структуры гражданского общества нашего города.

Выступление учащихся 4 группы.

Спикер 4 группы.

политические партии, общественно-полит организации, благотворительные фонды, АО, союзы предпринимателей, кооперативы, спортивные общества, независимые СМИ, органы местного самоуправления, церковь, семья.

Учитель: одним из составляющих структуры ГО являются муниципалитеты—органы местного самоуправления. Обратимся к Конституции РФ, чтобы определить их основные принципы и полномочия в структуре гражданского общества. Ст. 12 Конституции РФ; гл 8 ст. 130,ст.131.1 ,ст. 132 .1

(Ученики работают со ст. Конституции)

2)во- вторых, принцип использования многообразия форм в процессе осуществления местного самоуправления. Согласно Конституции местное самоуправление осуществляется как непосредственно, путем участия населения в референдумах, выборах, собраниях, так и через выборные и др. органы местного самоуправления.

4) принцип невмешательства и недопустимости подмены деятельности органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Учитель: сделаем выводы:

Ученики делают выводы: таким образом, мы видим, что местное самоуправление -это форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии, гражданского общества. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными).

Учитель: давайте ознакомимся с тем кругом вопросов, которые решали наши местные органы самоуправление в лице администрации Холмского городского округа за 2 последние месяца.(2 группа провела анализ их работы)

2группа представляет презентацию- 6 слайдов.

Спикер 2 группы.

Вывод: за последний месяц Холмский муниципалитет решал вопросы организации ярмарок для обеспечения жителей города продукцией с/х выращенной в районе, оперативно решались возникшие чрезвычайные ситуации по потере жилья и имущества во время пожара пос. Правда.

Идет реконструкция выселенного аварийного дома по ул. Советская5, заменена мемориальная доска на памятнике воинов – освободителей на ст. Николайчук. Построена спортивная площадка в сош№6.

Вывод учащихся:Таким образом, мы видим как граждане в рамках закона, а также в собственных интересах самостоятельно управляют значительной частью общественных дел социальной, экономической и культурной сфер города.

Учитель: Вернемся к проблеме урока: есть ли в России гражданское общество?

В ходе наших дебатов я попрошу заполнить таблицу, где отметьте аргументы в пользу гражданского общества и аргументы, которые говорят о его несостоятельности, чтобы после обсуждения определить свою позицию в решении проблемы.

1.Спикер 1 группы:

Нам стало интересно, что думает интернет сообщество по вопросу есть ли гражданское общество в России? Мы проанализировали обсуждение блогерами данной темы и вот самые интересные на наш взгляд мнения.

Нету, и пока нету предпосылок для его создания. Не только со стороны государства,но также и общество ещё не готово вступить в гражданское общество. Не хватает нам гражданской активности.

Вот такой имеем пессимистический ответ интернет - сообщества, на вопрос ли есть ли гражданское общество в России?

Ученик : а как видят проблему наши сограждане?

Мы провели опрос среди 30 респондентов нашего 3 микрорайона в возрасте от 16 до 50 лет.

Вопросы:1.Знаете ли вы что такое гражданское общество?

а) знаю ; б) слышал, но не знаю; в) ничего не знаю

ответили-11 ответили12 ответили-7

2.Сформировалось ли гражданское общество в России:

ответили - 7 ответили- 20 ответили-3

3.Участвовали (уете) ли вы сами в работе общественных объединений?

Ответили- 4 ответили-26

4)Желали бы вы, чтобы проблемы, которые возникают в жизни Холмского городского округа, разрешались быстро и качественно?

Вывод: холмчане имеют представление о гражданском обществе, но не могут с уверенностью ответить на вопрос: сложилось ли оно в России. Однако, 35 % уверены, что оно есть, 100% респондентов желают быстрого и качественного решения проблем жизнедеятельности города. А в основном и интернет сообщество и наши респонденты сомневаются о наличии гражданского общества в России.

Учитель: Так есть ли гражданское общество в России?

Предлагаю обсудить этот вопрос.

Поэтому есть все условия для развития гражданского общества - может чуть – чуть не хватает инициативы самих индивидов.

2 .Я не согласен с данной позицией. О какой свободе СМИ мы говорим, когда у нас они все карманные - или государственные или каких –нибудь медиа магнатов –олигархов .Сегодня власть держит СМИ под колпаком .

4.. Гражданское общество есть – пример тому волонтеры со всей России, которые телами закрыли город Комсомольск –на- Амуре во время наводнения летом 2013г. И не дали реке Амур затопить его, а вода доходила до 9 метров и люди выстояли и построили поселки для потерявших жилье в Хабаровском, Уссурийском крае, Еврейской автономии на деньги собранные 1 каналом ОРТ разве это не гражданское общество? А как сегодня общество поддерживает президента во внешне политическом курсе. Как доверяет и гордится президентом России!.

6. У нас в городе много рынков, магазинов, частных такси, парикмахерская на каждой улице, в собственности граждан жилье, у нас в городе появился средний класс ,который имеет свой бизнес, хорошее жилье, учит детей за границей , там же 2-3 раза в год отдыхает. Мы свободны в выборе Я считаю,что сейчас идет формирование ГО.

8. нас вертикальные связи закрыты. Элита не впускает чужих-----Сынки чиновников все при власти , все при чинах –простому человеку без связей не обойтись. Поэтому о сформированном ГО говорить рано.

9. У власти всегда будет элита, как самая образованная, активная часть общества – так есть во всем мире. И это не мешает развитию ГО. Но правящей элите нужно определиться, служит ли она российскому народу, или только преследует свои собственные корыстные интересы. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество

10.В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

И еще у нас слабые институты гражданского общества. Посмотрим на общественные организации. Прежде всего, нет реально действующих массовых профсоюзов ,а те что есть занимают позицию власти.. По-настоящему независимые от власти профсоюзы, активно отстаивающие интересы шахтеров, докеров, авиадиспетчеров, летного состава гражданской авиации возникли в начале 90-х годов. Однако стараниями власти им не дали превратиться в реальную силу. Нынешние их последователи малочисленны и не способны защищать интересы наемных работников какой-либо отрасли — их влияние распространяется на одно или несколько предприятий. влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества. Считаю, что ГО проходит стадию становления.

11.Считаю, что в настоящее время интернет является обьединящим началом для формирования гражданского общества. Пример волонтеры которые являются одной из наиболее значимых активных групп общества. Интернет апдекватного, учитывающего интересы всех сторон демократичного открыто гражданского общества. Поэтому формирование гражданского общества идет.

Я считаю. что гражданского общества в России нет .

Причинами отсутствия в чистом виде гражданского общества в России есть:

1.Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действуют лишь формально.

2.Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд.

3.Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки и социального обеспечения

А любое правовое государство должно быть демократическим и социальным, стремящееся обеспечить каждому гражданину достойную жизнь.

Оно основано на главных принципах:

Учитель : так существует ли гражданское общество в России ?

Что вы отметили в таблицах? К какому выводу пришли?(2-3 ответа) Обратимся к высказыванию Б.Н.Чичерина

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" ) .Вы правильно сказали –когда мы вы давим из себя раба и лакея—вот тогда мы построим правовое государство и гражданское общество.

Рефлексия :1)какой вывод для тебя было более убедительным? 2) Как ты оцениваешь свое участие в дебатах—

Д/ з: ученики получают материалы тренировочных заданий ЕГЭ по данной теме ,эссе тема по выбору.

Рабочий лист по теме " Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения "предназначен для организации познавательной деятельности обучающихся при изучении темы в рамках курса всеобщей истории . Материал может быть использован при изучении данной темы в 10 , 11 классах по учебному пособию О.С. Сороко-Цюпа , А.О. Сороко-Цюпа.

Оценить 1095 0

Рабочий лист по теме:


По мере изменения социальной структуры западных обществ и роста благосостояния на первый план выдвигаются мировоззренческие основы политических идеологий , ранее скрытые за классовыми, имущественными и другими противоречиями.

Ознакомившись с материалом учебника , укажите , какими новыми идеями обогатились программы партий , соответствующих идейно – политическим направлениям , указанным на рисунке ( партия + идея).

Политический спектр.

Политический спектр как условная схема деления на левых и правых служит для определения различных партий и идеологий по отношению друг к другу в общей расстановке политических сил.

Изучив содержание схемы , представленной в учебнике , установите соответствие между направлением и партией.

1- правые а. анархисты

2- левые б. коммунисты

в. христианские демократы

д. социал – демократы.

3.Мировоззренческие принципы политических идеологий.

Проанализировав содержание одноименной таблицы параграфа , продолжите следующие суждения :

- консерватизм признает конфликты в обществе …..

- социализм понимает неравенство ….

- либерализм считает высшими ценностями…

4. Гражданское общество.


Для дальнейшей детализации данного понятия заполните сегменты диаграммы , включив в нее различные структуры гражданского общества.


5.Социальные движения.

Бурный расцвет организаций гражданского общества привел к активизации общественных движений. Чтобы понять многообразие социальных движений, необходимо заполнить следующую таблицу, сопроводив ее выводом о роли социальных движений в формировании постиндустриального общества.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

С 1960-х годов стала падать
популярность политических организаций.
Сокращалась численность профсоюзов,
люди реже приходили на выборы.
Население крупных стран интересовали
различные добровольные объединения.

1990 год
82 %
населения
53 %
населения
39 %
населения
Участвовали
в деятельности
хотя бы одной
гражданской
ассоциации

Организации третьего сектора —
это добровольческие организации, которые
не получали прибыль, действовали вне
государства, были основаны на добровольные
пожертвования.

Добровольческие организации
1
Защита
интересов разных
социальных групп.
2
Обеспечение
прав граждан.
3
Возрождение
национальных
культур.
4
Охрана
окружающей
среды и
животных.

Выступления молодёжи
показали, что граждане США
и Европы готовы к новой роли.
Они устали от бюрократии и
вмешательства государства.

В 1960-е годы США планировали
провести подземные ядерные испытания.
Это вызвало волну протестов, так как
люди были обеспокоены угрозой
землетрясения или цунами.
Протесты проходили на границе США и
Канады.

Экологическое движение
1
Выступление
против
загрязнения
окружающего
мира.
2
Указание на
опасность
атомного,
химического и
биологического
производства.
3
Стремление
к демократии.
4
Стремление
к сокращению
военного
бюджета.
5
Борьба за
уничтожение
всех видов
атомного и
химического
оружия.

К мирному пути решения национального
вопроса пришли в Чехословакии.
После референдума, обсуждения и
подготовки всех необходимых документов
были созданы Чешская Республика и
Словацкая Республика.

Ольстерский вопрос
Существует не только проблема
присоединения Ольстера к
Ирландии, но и конфликт между
католиками и протестантами.

Второй Ватиканский Вселенский собор
католической церкви (1962–1965)
1
Отказ церкви от поддержки какой-либо
политической системы.
2
Признание законности частной и
государственной собственности.
3
Поддержка социальных прав
трудящегося населения.
4
Принятие решения об отмене
инквизиции.
5
Отказ от отлучений от церкви.
6
Принятие решения о ликвидации
индекса запрещённых книг.
7
Отказ от обязательности латыни при
ведении богослужений.

1
Призывал к преодолению бедности.
2
Призывал к утверждению достоинств
личности.
3
Призывал к упрочению единства
всех христиан.
4
Призывал к признанию науки в
достижении истины.
5
Принёс извинения от имени церкви
за действия инквизиции.

Общественные движения стали
следствием демократизации
общества, утверждения прав
граждан.
Они стали результатом
противоречий, возникших при
переходе от индустриального
общества к информационному.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлен конспект урока по Всеобщей истории для 9 класса. Урок построен с применением различных еодов работы. Для проведения урока необходимы наглядные материалы (возможно использовать презентацию или мел и доску для самостоятельного схематичного изображения основных тезисов).

Рожкова Валерия Борисовна

Учитель истории и обществознания

- Рассмотреть динамику развития социальных движений в XX веке.

- Рассмотреть основные направления социальных движений второй половины XX века.

- Формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль

- Формирование умения составлять схему на основе текста

- Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, к гражданскому обществу как важной составляющей правового государства.

Средства обучения:

Подготовка к уроку.

Добрый день. Запишите тему урока и план.
План:
1. Развитие гражданского общества в 1890 – 1960-х гг.

2. Социальные движения в 1960 – 2000 е гг.

Готовятся к уроку. Записывают тему урока, дату и план в тетрадях.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами рассматривали политическое развитие 1970- 2000 х. гг.

- Какие причины существовали для смены курса экономической политики? Почему был взят курс на консервативно-реформистский тип экономической политики?

- Какие изменения происходили в политической сфере в ХХ веке?

Ответы на вопросы учителя.

Изучение нового материала.

1. Развитие гражданского общества в 1890 – 1960-х гг.

2. Развитие социальных движение в 1960 – 2000- е гг.

Назовите главные черты гражданского общества в рассматриваемый период?

- Совершенно верно. А как партии смогли поделить различные объединения между собой?

Спасибо. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в первой половине ХХ века всё еще значительную роль играли политические партии в жизни общества. Однако с 1960-х ситуация начинает меняться. Давайте проследим эти изменения и составим схему.

- Итак, что же происходит с 1960-х годов? Какие изменения вы выделили?

Верно, теперь гражданское общество не было заинтересовано в участии в политических организациях. Однако, на смену политических, приходят другие объединения. Чем характеризовались эти объединения? Какие отличия были от политических организаций?

Теперь давайте на основе прочтенного пункта составим схему. (Приложение 1)

Появляются новые организации в обществе. Таким образом можно выделить несколько видов социальных движений характерных для второй половины ХХ века:

Этническое и национальное.

В конце урока все должны сдать таблицу на проверку.

Этническое и национальное

Появляются с 1960-х

Первая партия в 1973 г.

Ваши таблицы проверю и выставлю оценки. Результаты сообщу на следующем уроке.

Ребята, таким образом, главным итогом изменений в социальной сфере является проявление новых форм борьбы за свои интересы. Граждане больше заинтересованы в защите своих личных интересов, нежели защита политических прав.

Читают текст учебника.

- политизация и идеологизация общественной и частной жизни

- влияние партий на общество

- Консерваторы контролировали христианские профсоюзы, анархисты руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Социалисты и коммунисты – профсоюзы рабочих. Фашисты опирались на общества фронтовиков и т.д.

- Начинается падение популярности политических партий, люди не заинтересованы в политической жизни страны, не хотят участвовать в выборах. Общество ищет иные формы взаимодействия.

- С 1960-х гг. появляются новые организации, которые учитывают интересы частного характера, они более уже чем политические объединения. Например общества взаимопомощи, в защиту потребителя и др. Эти движения отражают стремление к взаимопомощи, к защите интересов индивидуума, в отличие от политических партий, которые представляли интересы как правило какой-либо части (слоя) общества.

Читаете параграф 21. Вопрос 3 – письменно. (Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Определите главные отличия.)

Записывают домашнее задание.

Список использованной литературы:
1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. М.; Просвещение, 2011.


Приложение 1.

Читайте также: