Когда слово употребляется в переносном значении конспект урока 5 класс
Обновлено: 01.07.2024
Автор: Мищенко Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Привольненская СОШ
Населённый пункт: посёлок Привольный, Ростовская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Тема: "Когда слово употребляется в переносном значении"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Когда слово употребляется в переносном значении.
Цели урока: - дать понятие о переносном значении слова;
- сформировать умение различать прямое и переносное значения слов,
находить слова с прямым и переносным значением слов в тексте.
Материально-техническое оборудование: мультимедийная доска.
ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
- что такое прямое и переносное - различать прямое и переносное
значение слова значение слов;
- находить в текстах слова с
прямым и переносным значением.
Проверка домашнего задания.
А) Устный словарный диктант.
Осм…трет…ся, скри(п,б)ка, ус…ный, ч…до, п…еса, ключ…, вещ…, (не)
видеть, р…доват…ся, ул…тать, коро(п,б)ка, о(т,д)гадать, кирпич…,
Б) Беседа с классом по вопросам:
- Ребята, на предыдущем уроке мы занимались однозначными и
- Давайте вспомним, какие слова называются однозначными и какие слова
называются многозначными? Приведите примеры.
(предполагаемые ответы: швейная игла – игла ели – игла ежа;
железнодорожное полотно – полотно пилы – льняное полотно; ствол
пушки – ствол дерева; нос лодки – человеческий нос многозначные; тюль,
шомпол, диалог, монолог - однозначные)
- Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?
(под номерами перечислены все значения).
III. Изучение нового материала.
А) - Ребята, никто из вас не задумывался о том, почему у слов возникает
третье значение? Как это происходит? Это тоже тайна. Попробуем в неё
проникнуть (объявление темы урока, целей урока).
Б) Обратимся к лингвистическому тексту (упр. 254), выполним задания к
1. Чтение 1 и 2 абзацев текста. Объяснение.
2. Работа с 3 абзацем. Вопросы:
- В каком столбике словосочетания имеют в своём составе прилагательные с
прямым значением? А в каком – с переносным значением?
- Как оценивают они человека? Как описывают его? (образно, ярко)
Вывод: слова в переносном значении не только информируют нас о
предмете, но и образно, ярко описывают его.
- Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и
выразительности русского языка: в нём очень много слов, которые
употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.
В) Работа над составлением схемы (схема на мультимедийной доске).
- Продолжаем работу, составим схему, запишем её в тетради и дополним
человек уснул дождь уснул
ослепительный свет ослепительная красота
мягкий хлеб мягкий характер
IV. Закрепление нового материала.
А) Работа с текстом (текст на мультимедийной доске).
Степь ожила после грозы. Звенели вверху бесчисленные жаворонки, остро
пахли травы. Вдали на востоке погромыхивал затихающий гром. Это была
последняя радость степи, и люди знали об этом. Днём и ночью на огромных
степных просторах не прекращалась работа. Совхозы спешили заготовить
сено, пока травы не погорели от жары. Через неделю в степи, далеко одна от
другой, замаячили высоченные скирды сена.
Определите тему текста (степь после грозы).
Главная мысль текста (степь ожила после дождя).
Найдите в тексте глаголы-сказуемые, употреблённые в переносном
значении. Запишите их в тетрадь.
Вывод: перенос наименования происходит, если у предметов, явлений,
действий есть какое-либо сходство, например, травы не погорели от
жары, как от огня; замаячили, т.е. как маяки появились в степи. В
художественных произведениях слова с переносным значением
используются как выразительное средство.
Ребята, вы, наверняка, бывали летом с родителями в степи. Коротко
опишите, что вы видели. Составьте и запишите предложения. Если
возможно, употребите слова в переносном значении. Составьте
предложения, в которых бы о степи, травах, летнем громе или дожде, её
обитателях говорилось бы как об одушевлённых предметах.
Б) Работа с тестами (тесты на мультимедийной доске).
1. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?
А) идёт на пользу;
Б) идёт на попятную;
В) идёт на работу;
Г) из головы не идёт. 1В
2. В каком примере выделенное слово используется в переносном
А) железная миска;
Б) серебряные часы;
В) золотое сердце;
Г) жестяная ложка. 2В
3. В каком примере оба словосочетания содержат в своём составе слова,
употреблённые в переносном значении?
А) ледяная глыба, ледяной взгляд;
Б) море пшеницы, голубое море;
В) копирует чертёж, копирует походку;
Г) ветер уснул, пик успеха. 3Г
В) Выполнение тренировочных упражнений.
Выполнение упражнения 257.
Найти слова, употреблённые в переносном значении.
Записать в тетрадь второй абзац, выделить грамматические основы.
V. Подведение итогов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-priamoie-i-pieri.docx
Урок русского языка в 5А классе
( УМК: Разумовская М.М., Львова С.И. и др.,Русский язык. 5 класс.) Учитель Болдырева О.Ф. 15.11.2018.
Цель . Познакомить учащихся с прямым и переносным значением слов, выяснить способы переноса значения слов.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, обогащать их словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
Воспитательные : воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к слову.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в паре, умения оценивать ответы своих одноклассников, п ривитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой (осуществлять поиск и сбор информации), постановка и решение проблемы. Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку, взаимопроверку, корректировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, владение разными формами речи.
Предметные: Ознакомление со способами образования переносного значения слова. Отработка первичных умений и навыков учащихся.Умение различать прямое и переносное значение слова, использовать в речи слова в переносном значении, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок применения новых знаний на практике
Технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация.
Понятия: прямое, переносное значение
I. Оргмомент.Запись даты и вида работы в тетрадях. Слайд 2
II. Актуализация опорных знаний.
1. Опрос с элементами викторины. Слайд 3
Словарный состав языка называется _____________
2. То, что обозначает слово, называется ___________
3. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется _______________________
4. Слово, имеющее два и более значений, называется ________________________________
5. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется_________________
а) сумка, предназначенная для того, чтобы носить книги и тетради (портфель);
Б) несколько связанных друг с другом по смыслу и грамматически предложений (текст);
В) расположение букв в определенном порядке (алфавит);
Г) контрольный момент в слове, вызывающий сомнения в написании (орфограмма);
Д) собрание засушенных растений (гербарий);
Е) разговор двух лиц ( диалог);
Ж) раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов (орфоэпия).
-Что помогло вам так быстро определить и назвать слово? Легко это было или нет? Почему?
-Какие слова называются однозначными, какие – многозначными?
III . Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово учителя . Прежде чем мы определим тему урока, я хочу задать вам вопрос . Какой праздник мы будем отмечать 25 ноября? (День Матери).
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
- Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
- Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
( Имя прилагательное, Разберите это слово по составу, выделение орфограмм и подбор проверочных слов).Запись в тетради и у доски.
-Составьте с этим словом словосочетания и запишите.
- Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. Слайд 5
Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Учащиеся называют цели урока под руководством учителя)
IY.Решение проблемной задачи.
1.Чтение материала параграфа Слайд 6
- Объясните значение первого словосочетания, второго.
- Почему одно и то же слово употребляется в этих далеких друг от друга значениях? (Ответ. Вещи из железа прочные, крепкие, здоровье может быть крепким, вот и стали его называть железным.)
- Что общего в этих словосочетаниях?
- Как вы думаете, каковы причины переноса значений? ( Ответ. По сходству).
Вывод о прямом и переносном значении ( Слайд презентации, схема)
Y. Первичное закрепление.
Подбор синонимичных выражений ( выполняется в парах): свирепый зверь- свирепый мороз, серебряное кольцо- серебряный голосок, плывет спортсмен- плывут тучи, ребенок улыбается- солнце улыбается, девушка грустит- березка грустит
Учитель. Предлагаю вам немного отдохнуть перед дальнейшей работой на уроке.
Корней Чуковский записывал высказывания малышей, не знавших переносного значения слов.
Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
– А я тогда не пойду на улицу.
-А чтоб меня морозы не ударили.
3. Мама выстирала рубашку и попросила сына повесить ее сушить на солнышке. Сын ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка.
YII. Отработка полученных знаний. Выполнение заданий.
1.Замени одно из существительных прилагательным в переносном значении с взаимопроверкой..
Золото, пора; сталь, мускулы;. волк, аппетит; свинец, тучи;
Работа в паре . Составить словосочетания с прямым и переносным значением со словами: огненный, тяжелый, хмурое, открытая, острое
Работа с загадками (устно).
-Есть в загадках слова в переносном значении?
Дедушка мост мостит без топора и без ножа. (мороз)
Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь).
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (береза).
3.Работа с учебником.
Упр.256. Выразительное чтение. Тема текста.Основная мысль. Озаглавить текст. Выполнить задания к упражнению.
YIII. Подведение итогов. Рефлексия.Оценки.
Продолжите фразу:
Слово имеет …… и …. значение
Перенос названия происходит, если….
Сегодня я узнал(а), …
Я задумался(ась) о том, что …
У меня особенно получилось…
Я не понял(а), почему…
Оцените свою работу, продолжив фразу:
На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
Я думаю, что мог бы работать ….
-Я думаю, с вами не произойдут такие конфузы,как с малышами из книги К.Чуковского и героями стихотворения Агнии Барто
Мне не хватает теплоты, -
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась:
- Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: - Я поняла! –
И тащит одеяло.
- Почему дочь не поняла свою мать?
- О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном добром отношении)
- Скажите, а это важно понимать другого человека?
- В каком случае это слово имеет прямое значение? (во втором), а переносное – (в первом).
IX. Д.З. Выучить параграф учебника.Упражнение257, или сочинение о маме с использованием слов в переносном значении(по выбору)
1. Чем отличается прямое значение слова от переносного.
2. Тропы, основанные на использовании слов в переносном значении.
Олицетворение – художественное средство, заключается в переносе свойств живого на неживое.
Метафора – художественный приём, который заключается в употреблении слов в переносном смысле на основе какого-либо сходства, сравнения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы видите обручальные кольца.
Перенос значения происходит, когда между предметами есть сходство. Например, в словосочетаниях железный столб – железные нервы. В первом случае слово железный используется в прямом значении, то есть столб, который сделали из железа. Во втором случае прилагательное железные употреблено в переносном значении, то есть нервы крепкие, как железо. Основание для переноса значения – сходство предметов по их крепости, устойчивости.
Использование слов в переносном значении делает нашу речь выразительнее. Вспомните это стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева:
Зима недаром злится,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Глаголы злится, стучится и гонит относятся к зиме и весне, то есть к неодушевлённым предметам, но в этом стихотворении времена года оживают, и поэт использует глаголы, чтобы показать нам это волшебное оживление. Такой приём называется олицетворение. А в этом отрывке из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета оживает буря:
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.
Почему мы считаем, что олицетворение основано на использовании слов в переносном значении? Возьмём слово злая. Злым в прямом значении может быть живое существо, но поэт хочет передать нам образ сильной, страшной бури, поэтому наделяет её человеческими качествами. Олицетворение заключается в переносе свойств живого на неживое.
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
О месяце говорится, что он скользил. Может ли месяц скользить на самом деле? Нет, но для того чтобы передать плавность его движения по небу, поэт использует этот глагол.
А вот пример из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина:
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Воздух, конечно, не может литься, но именно этот глагол, использованный поэтом в переносном смысле, помогает передать мысли автора.
Метафора – художественный приём, который заключается в употреблении слов в переносном смысле на основе какого-либо сходства, сравнения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Выберите словосочетание, в котором прилагательное использовано в переносном значении.
1. каменные столбы;
2. каменная скульптура;
3. каменное сердце;
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Правильный ответ:
3. каменное сердце
Сортировка элементов по категориям;
В одной группе должны быть словосочетания с прямым значением прилагательного, в другой – с переносным.
Зелёное яблоко; зелёный юнец; пылающий румянец; пылающий костёр; тяжёлый чемодан; тяжёлый взгляд.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Словосочетания даны парами, значит, одно из прилагательных используется в прямом значении, а другое – в переносном. Рассмотрим эти пары: зелёное яблоко; зелёный юнец – яблоко зелёного цвета, юный, неопытный человек. Пылающий румянец; пылающий костёр – щёки, которые краснеют от смущения или радости, костёр, который пылает. Тяжёлый чемодан; тяжёлый взгляд – чемодан, который тяжело поднимать, недобрый, хмурый взгляд.
Знакомство учащихся с понятием о прямом и переносном значении слова, научить определять в каком значении употребляется слово.
Содержимое разработки
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Когда слово употребляется
Подготовила учитель русского языка
МБОУ СОШ № 5 п. Новозарянский
Октябрьского (с) района
Масленникова Татьяна Валерьевна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием о прямом и переносном значении слова, научить определять в каком значении употребляется слово.
образовательная:учиться определять прямое и переносное значение слова;учиться использовать слова в прямом и переносном значении;
развивающая: обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке явлений и фактов;
воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
Предметные: определять прямое и переносное значения слов; находить слова в переносном значении, в том числе в художественных текстах; подвести учеников к представлению об олицетворении.
Метапредметные: умение анализировать информацию, сравнивать языковые факты, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Формы работы: в парах, обсуждение, самостоятельная, самоконтроль,
Методы работы: наблюдение над языковым материалом, анализ, самоанализ, рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстративный материал: презентация, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной домашней работы, материал для рефлексии.
Постановка темы и задач урока через проблемную ситуацию.
- Ребята, отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
СЛАЙД 1 СО СЛОВАМИ.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
-А как вы это поняли?
(Цветок обладает свойствами живого существа, бабочки).
- Какие слова указывают на это?(Спал, проснулся, спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился, улетел).
- Сможет ли цветок выполнить эти действия?(Нет).
- Что общего между бабочкой и цветком?(Яркие, нежные, красивые).
- Загадка построена на признаке схожести. Действия бабочки перенесли на цветок.
- А вот что об этом говорит толковый словарь.
СЛАЙД 2С ТОЛКОВАНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ
Находиться, пребывать в состоянии сна.
Быть в состоянии полного покоя, неподвижности.
Быть пассивным, вялым; бездействовать.
Не проявлять, не обнаруживать себя (о чувствах, способностях).
Быть безлюдным, затихшим.
- Как вы думаете, слово СПАТЬ многозначное или однозначное?
- Сколько у него значений?
- Какое значение у этого слово самое главное?(Первое).
- Используем ли мы это слово в других значениях?(Да).
- У остальных значений есть пометка ПЕРЕНОСНОЕ. Посмотрите.
СЛАЙД 3 С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ПЕРЕНОСНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
Находиться, пребывать в состоянии сна.
Перен. Быть в состоянии полного покоя, неподвижности.
Перен. Быть пассивным, вялым; бездействовать.
Перен. Не проявлять, не обнаруживать себя (о чувствах, способностях).
Перен. Быть безлюдным, затихшим.
- В каком значении используется слово СПАТЬ в стихотворении?
(Находиться, пребывать в состоянии сна).
- А можем ли мы использовать этот глагол для характеристики осеннего леса?(Да.Лес спит зимой).
-В каком значении употребляется слово СПАТЬ?
(В значении быть в состоянии покоя. Птицы улетели, деревья и кусты остановили свой рост до весны).
- Главное значение слова СПАТЬ – находиться в состоянии сна.
- Обратите внимание на пометки к остальным значениям: переносное, это значит, что слово употребляется в переносном значении.
3. Формулировка цели и задач урока.
- О чем мы с вами говорим?(О прямом и переносном значении слов).
- К чему будем стремиться на уроке?(Определять прямое и переносное значение слова, использовать слова в прямом и переносном значении).
Работа по теме.
- Запишите в тетради число, классная работа.
Когда слово употребляется в переносном значении. (Записывают вместе с учителем тему).
- Работа в парах. Устное задание.
- На каждой парте карточка с заданием. Ребята, у вас несколько минут, чтобы в парах подготовиться к ответу.Подчеркните слова в переносном значении.
Сравните два отрывка. Что обозначает слово золотой?
Белка песенки поет
Да орешки все грызёт;
А орешки не простые,
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.И. Никитин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет?
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.С.А. Есенин.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна.С.А. Есенин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет?
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.С.А. Есенин.
2. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись…А.С. Пушкин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово поет?
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.С.А. Есенин.
2. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала мне старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.С.А. Есенин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово поет.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. С.А. Есенин.
2. Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово спать.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.С.А. Есенин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
- Как образовалось переносное значение?
Что мы сейчас увидели?
МИКРОИТОГ: Переносное значение появилось на основе сходства признаков предметов, действий, состояний природы и состояний человека.
4. Физминутка. СЛАЙД 4 СО СЛОВАМИ
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
Солнце только лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Работа с учебником.
- Ребята откройте учебники на странице 91, обратимся к упражнению 256 (1). Прочтем задание вслух. Выполним устно.
Самостоятельная работа в тетрадях. СЛАЙД 5
Запишите в два столбика словосочетания: в один – с прямым, во второй – с переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
- При помощи таблицы проверьте работу. СЛАЙД 6
Прямое значение
Переносное значение
-Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки.
- Сколько ошибок? Где допущены ошибки?
- Почему слово Олимпийские в первой колонке написано с большой буквы?
Если не хватает времени, можно опустить.
- Упражнение из учебника. Стр. 91, упражнение 257 (3 - устно). Определите, в прямом или переносном значении употреблены глаголы.
6. ИТОГ УРОКА.
- Ребята, что сегодня на уроке вы узнали?
- А чему вы сегодня научились?
- Когда слова используются в переносном значении?
7. РЕФЛЕКСИЯ + 8. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
- При помощи цветов и бабочек мы увидим, какой результат у нашего урока.
- Какую оценку ты бы поставил себе за урок и почему? (Учитель корректирует отметки).
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Я хочу предложить вам творческое задание на карточках.
Выпишите из стихотворения слова с переносным значением.
-75%
Читайте также: