Конспект занятия число и цифра 5 в средней группе

Обновлено: 02.07.2024

Образовательные задачи: Формировать представление о числе и цифре 5,познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу, учить считать в пределах 5, закреплять умение называть и различать геометрические фигуры.

Развивающие задачи: развивать умение определять пространственное направление от себя, развивать внимание и память; логическое мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию, активность, организованность, желание помочь героям сказки.

Материалы к занятию:

Раздаточный: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с изображением ,1 2, 3, 4, 5 предметов карточки с цифрой 5 по одной на каждого, геометрические фигуры (овал, 3 треугольника) на каждого ребенка. рабочая тетрадь Петерсон.

1. Вводный организационный момент.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель - Ребята, давайте вспомним, сколько времен года в году?

- Какое сейчас время года?

- Перечислите все осенние месяца.

- Какое время года будет после осени?

- Какое время года было перед осенью?

- А какое время года будет после зимы?

- Правильно дети, молодцы.

Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки?

- А где можно посмотреть сказку?

- Правильно, и сегодня я хочу пригласить вас в театр.

– Что нужно сделать, прежде чем занять в театре место? (Купить билет)
– Где покупают билеты? (В кассе.)

– Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир.)

Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель – кассир проверяет билеты.

Воспитатель: - Все зрители на местах, билеты проверены – можно начинать представление.

Дети рассаживаются на стульчики.

Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не может. Позвал дед бабку. А бабка говорит: - Пусть сначала дети мне помогут посчитать ягодки, тогда и помогу тебе дед.

Воспитатель: - Дети, поможем бабушке?

Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребёнка.

– Бабушка собрала 4 землянички.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.
– Внучка собрала столько же ягод черники.
Дети под красными кругами выкладывают синие.
– Сколько ягод черники вы выложили?
– Почему вы выложили 4 синие ягодки?

- Какой ягоды больше, земляники или черники?

Вдруг бабушка нашла ещё одну ягодку земляники. Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.
- Сколько теперь ягод земляники?
Дети хором считают, дотрагиваясь до каждой ягодки: один, два, три, четыре… После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
– Кто знает, какое число следует при счёте за числом четыре?
Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна ягода, две, три, четыре, пять.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
– Как получилось 5 ягод? (Было 4, добавили ещё одну, и получилось 5.)
– Каких теперь ягод больше? (Больше земляничек.)
– Как сделать поровну?
Делается вывод: 5 и 5 поровну.

Бабка: -Спасибо дети , помогли старому человеку ягодку по счетать. Помогу и я деду репку тянуть.

Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.

- На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)

- Сколько всего чашек?

- Число 5 обозначается цифрой 5.

Показ цифры 5. Беседа о цифре.

- Дети, на что похожа цифра 5? (морской конек)

- Цифра пять – с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком,

В школе эту цифру пять,

Дети любят получать.

- Дети, на столе возьмите листочки . Посмотрите, как много разных цифр, найдите цифру 5 и обведите их красным карандашом. А теперь переверните листок и обведите по точкам цифру 5.(рабочая тетрадь Петерсон)

Внучка: - спасибо вам, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5. Помогу и я бабушке.

Воспитатель: - Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Жучка и говорит: - Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть дети отдохнут.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают)

Воспитатель: - Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

Кошка: - Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

Воспитатель: Дети, поможем кошке?

- На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, квадрат).

- На столе у вас лежат геометрические фигуры, из овала и трех треугольников сделайте рыбку.

Кошка: - Молодцы, ребята! Пойду, помогу репку тянуть.

Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

Мышка: - Поиграйте со мной в игру.

Встают в круг и закрывают глаза. Ведущий подходит к кому- нибудь из детей и звенит колокольчиком ( впереди, сзади, слева, справа, вверху, или внизу) Ребёнок называет направление, где звенел колокольчик,

Воспитатель: - Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец.

Дети собираются около воспитателя.
– Где вы сегодня побывали?
– Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей, что ребята научились считать до 5, узнали как записывается число 5, и помогли героям сказки вытянуть репку.
– Молодцы дети.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами от 1 до 5, ульи по 5 штук, пчелки по 5 штук. Презентация животных.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребенка, цветные карандаши, карточка с изображением цифры и малинок. Бубен для игры.

Вводная часть: Дети, сегодня у нас собралось много гостей, давайте с ними поздороваемся и отправимся в путешествие знаний.

Воспитатель: Дети, скажите, а какое сейчас время года?

Дети: Осень (поздняя осень, лесные жители начали готовиться к зиме).

Воспитатель: Давайте посмотрим, как звери готовятся к зиме (слайд шоу зверей: заяц меняет цвет, белка запасает орешки, медведь в берлоге).

Воспитатель: Дети, один из этих лесных жителей сегодня придет к вам на занятие, а вот кто, вы узнаете отгадав загадку.

- В перевалку зверь идет по малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны

Где он спит и видит сны.

Воспитатель: Молодцы. Дети медведь к вам пришел за помощью, он не умеет считать и хочет чтобы мы ему помогли. Поможем медведю?

Основная часть: на доску выставляю по одному улью до 4 (хоровой счет) 1-2-3-4.

Воспитатель: Сколько ульев? (4) Дети, а кто в улье живет?

Воспитатель: Да, улей – это домики для пчел.

Воспитатель: В каждый улей прилетает пчелка.

Воспитатель: Сколько пчелок? (4) (хоровой счет).

Воспитатель: Всем ли пчелкам хватило домиков?

Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве ульев и пчел?

Дети: Их поровну, по 4.

Воспитатель: Дети, прилетела еще одна пчелка. Сколько теперь стало пчелок? (5, хоровой счет).

Воспитатель: Как вы думаете пчел и ульев по прежнему поровну?

Дети: Пчелок стало 5.

Воспитатель: А ульев? (4)

Воспитатель: Что больше 5 пчел или 4 улья?

Воспитатель: На сколько? (1)

Воспитатель: Что меньше 4 улья или 5 пчел?

Воспитатель: На сколько? (1)

Воспитатель: Какое число больше 5 или 4 и на сколько? Какое число меньше 4 или 5 и насколько? (1)

Воспитатель: Как сделать чтобы ульев хватило всем пчелкам?

Дети: Добавить улей.

Воспитатель: Сколько стало ульев? (5 хоровой счет)

Воспитатель: Как получили число 5?

Воспитатель: Да, к числу 4 добавили 1 и получили 5. Вот цифра 5 (на доску выставляю цифру 5).

Воспитатель: Молодцы, медвежонок научился считать, пойдем с нами отдыхать!

Физ. Минутка – музыкальная.

Воспитатель: Отдохнули и за дело. На подносе у вас лежат карточки с цифрами. Что такое цифра? (значение, которое обозначает количество предметов). Положите их перед собой по порядку от 1 до 5. Кладем слева направо (выкладываю цифры на доске от 1 до 5). Посчитаем (хоровой счет).

Воспитатель: Поиграем! Я спрячу бубен за спину, сколько раз я ударю, такую цифру вы и поднимаете! Например: я ударю 1 раз, показываем 1.

Воспитатель: Понятно? Слушаем внимательно.

Воспитатель: Сеня, какую цифру поднял? (2) Почему? Да, я ударила 2 раза. Молодцы!

Можешь пальцы сосчитать

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять

Наши пальцы, пара рук. Вот твое богатство друг (загибаем каждый палец, показываем фонарик).

Воспитатель: Дети, мы про мишку забыли, он загрустил, давайте поднимем ему настроение!

Воспитатель: А вы знаете какие сладости любит медведь?

Воспитатель: А еще он любит малинку. Когда она поспевает?

Воспитатель: Да, летом. Сейчас осень, но мы с вами волшебники, поэтому для мишки соберем малинку.

Воспитатель: У вас на столе лежат тарелочки с малинкой, нужно раскрасить столько ягод, какая цифра написана на тарелочке.

Воспитатель: Какого цвета малина?

Воспитатель: Какой карандаш понадобится?

Воспитатель: Достаньте красный карандаш из коробки и раскрасьте малину.

Воспитатель: Сеня, сколько ягод ты раскрасил? А ты, Соня?

Воспитатель: Молодцы! Сложим все тарелочки на поднос и угостим мишку! Вот теперь он доволен.

Воспитатель: Дети, кто у вас был в гостях? С какой цифрой познакомились? Как получили цифру 5? Какое занятие больше всего понравилось?

Цель: знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5,умение считать до пяти, закрепление геометрических фигур, развитие логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики пальцев рук, воспитываем чувство сострадания и желание помочь героям сказки.

Ход занятия

- Сколько на столе тарелочек? (4)

-Сколько ложек? (3)

- Тарелочек больше или ложек? (Тарелочек больше, а ложек меньше)

- Какое число меньше 3 или 4?

- Какое число больше 3 или 4?

- Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить одну ложку)

- Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)

-Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)

А бабка и говорит:

- Ах, вот еще у меня одна тарелочка.

- Сколько стало тарелочек? (5)

- Как получилось пять тарелочек? (к 4 тарелочкам прибавили еще одну тарелочку, получилось 5 тарелочек)

- Тарелочек 5, а ложек сколько? (4)

- Больше тарелочек или ложек? (тарелочек)

- Число 4 больше 5? (меньше)

- Число 5больше 4? (больше)

- Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 ложку)

- Что мы сделали, чтобы ложек стало 5? ( к 4 ложкам добавили еще 1 ложку)

- Сколько тарелочек? Сколько ложек?

-Спасибо, малыши, помогли старому человеку тарелки разложить. Помогу и я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.

- На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)

На столе лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей. Детям предоставляется самостоятельность. Если никто не сможет правильно выбрать цифру 5, вопросы:

- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число5)

Показ цифры 5. Беседа о цифре.

- Давайте вместе с внучкой обведем на листочках по точкам цифру 5. (работа на листочках).

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5. Помогу и я бабушке.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

Физминутка:

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, квадрат).

- На столе у вас лежат геометрические фигуры , какие? (ромб, треугольник)

- Из ромба и треугольника сделайте рыбку.

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, с какой цифрой познакомились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Автор: Малярова Виктория Олеговна

Организация: МБДОУ д/с №15

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Автор: Святченко Светлана Александровна

Организация: МБДОУ д/с №15

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Цель: познакомить с числом 5 и цифрой 5.

Образовательная задача: прием прибавления единицы на предыдущее число, учить считать в пределах 5, закреплять знания о геометрических фигурах, изучить число 5, написание цифры5.

Развивающая задача: развивать у детей речь, память, внимание, мышление.

Воспитательная задача: воспитывать у детей интерес к математике, воспитывать у детей бережное отношение к наглядным материалам.

Методы и приемы: Словесный- художественное слово, вопросы , ответы, объяснение, указание Наглядный- показ и рассматривание картин Практический- дидактические упражнения Игровой- создание игровой ситуации Демонстрационный материал: карточки с изображением цифры 5.

Раздаточный материал: счетные палочки, математические наборы, карточки с цифрой 5.

Словарная работа : число пять, цифра пять.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

- Посчитайте до 10, обратно.

- Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

- Назовите соседей числа 2, 7, 4.

- Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Возьмите цифры из математического наборв и положите перед собой числовой ряд от 1 до 5.

На доске расположены цифры от 1 до 5. Дети хором называют цифры по порядку. А теперь закройте глазки и не подглядывайте. А я уберу одну из цифр. А вы должны угадать какой цифры не хватает. Будьте внимательны!

Далее воспитатель убирает незаметно одну цифру. Дети должны угадать какой цифры не стало. Упражнение повторяется несколько раз

Физкультминутка:

В понедельник- я купался.

А во вторник- рисовал.

В среду долго умывался

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, прыгал.

Очень долго танцевал.

А в субботу воскресенье

Целый день я отдыхал.

Основная часть

- Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? (4)

- Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку)

- Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5-это тема нашего занятия.

Число 5 обозначается цифрой 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

А теперь давайте возьмем карточки которые лежат у вас на столах. и пропишем цифру 5

Читайте также: