Конспект занятий по математике в средней группе путешествие в город считалово

Обновлено: 03.07.2024

Легезина Елена Николаевна

ФКДОУ №143 г. Саратов

Воспитатель
НОД по познавательной деятельности ФЭМП в средней группе

Цель: обобщить полученные знания о геометрических фигурах, счете в пределах 5, соотнесение цифры с числом, о частях суток, о соотнесении цифры и числа.

Задачи:

образовательные: закреплять прямой счёт в пределах 5; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.Упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов; в различии частей суток.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

развивающие: развивать любознательность, память, логическое мышление, развивать двигательную активность.

воспитательные: воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, музыка, набор геометрических фигур, раздаточные листы с заданиями, карандаши.

Предварительная работа воспитателя: изготовление презентации, подготовка раздаточного материала для каждого ребенка.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

  • развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Оборудование: билетики с нарисованными геометрическими фигурами, домики из геометрических фигур, цифры, дидактические игры.

Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель: Что такое математика?

Воспитатель: На математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине.

Воспитатель создает проблемную ситуацию.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости житель страны Математики – принц Пять. Посмотрите внимательно на него. Кто мне опишет его внешность и костюм?(молодой человек с длинными тёмными волосами и в синем плаще, украшенном звёздами, на ногах сандалии).

Воспитатель: Принц Пять принес нам подарки (пятиугольник и цветок с пятью лепестками). А как вы думаете, зачем он нам принес эти предметы? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Принц Пять приглашает нас совершить путешествие в Страну Математики.

Дети, на чем можно ездить? (ответы)

А поедем мы с вами на автобусе.

Воспитатель раздает детям билетики с геометрическими фигурами. Дети садятся на стульчики со своей геометрической фигурой.

Спросить, почему ребенок сел именно на это место.

2. Организационно-практический этап

Воспитатель: Мы приехали в страну Математики (воспитатель подводит детей к мольберту).

Посмотрите, какие здесь необычные домики. Они построены из геометрических фигур. А каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.

Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).

Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.

Посмотрите, а здесь есть фигура, которую нам принес принц Пять. Как она называется? (ответы детей).

А вы знаете, что из нее тоже может получиться домик. (показ домика из пятиугольника).

Воспитатель: Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на улицах в стране Математики располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.


Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь, ребята, пойдем дальше. В стране Математики живут не только цифры и геометрические фигуры, но и животные.

Воспитатель показывает белочку.

Посмотрите, кто это? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Белочка собирала грибочки. Но она так торопилась домой, что грибочки рассыпались, шляпки оторвались. Помогите, пожалуйста, Белочке подобрать шляпку грибочка к ножке, а то она только начала учить цифры.


Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли Белочке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов на полянке! Они тоже необычные, у них внутри написана какая-то цифра (5). Скажите, что это за цифра? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте соберем цветочки в две корзиночки. Красные цветы – в одну корзинку, а синие – в другую.


Воспитатель: Проверим, правильно ли вы всё сделали.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь.

Какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, весна. Весной снег тает, бегут веселые ручейки. Посмотрите, какой ручеек. Нам нужно его перейти, чтобы не замочить ноги.


Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нас встречает Зайчик!

Воспитатель: Зайчику нужна помощь. Лисичка выгнала его из домика. И ему нужен новый домик. Поможем построить Зайчику домик?

Работа с палочками Кюизенера. Раздаточный материал на каждого ребенка.

Воспитатель: Строить дом для Зайчика вы будете по схемам, которые лежат перед вами.

Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). Из чего мы будем строить? (Из палочек).

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).


Воспитатель: Молодцы, дом построили.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).

3. Заключительный этап. Итог

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с принцем Пять. Берем билетики, садимся в автобус на свои места.

Понравилось ли вам в стране Математики? Что мы делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, педагогов дошкольного образования, воспитателей. Конспект игрового сюжетного занятия по математике рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Знакомить с отличительными особенностями круга, шара.
  • Закрепить знания о пространственных представлениях: справа, слева вверху, внизу.
  • Развивать внимание, любознательность, смекалку, память, речь, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Ход занятия

1. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно!
Здравствуй левая рука,
Здравствуй правая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

2. Введение в игровую ситуацию.

– Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Это Смешарики: Нюша, Бараш, Крош, Кар-Карыч, Ёжик. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают? Они пришли с вами поиграть.

Слайд 1

– Нюша очень любит сказку про Колобка. Но мне кажется, что она что-то перепутала и положила картинки не в той последовательности. Помогите ей, ребята.

Слайд 2

– Испекла бабка целую горку блинов и румяного колобка, да поставила все на стол. Заскучали блин и колобок и взялись спорить, кто из них круглее.

Педагог просит детей сравнить макет Колобка и воздушный шарик, картинку блинчика и круга. Проговаривается, что круг – это плоская фигура, а шар – объемная.

3. Задание на логику.

Бараш очень любит задания на логику. Давайте посмотрим. Что он нам приготовил…

– Какого цвета круга не хватает в 3 ряду?

Слайд 3

– Какая фигура лишняя? Почему? Сколько фигур большого размера? Сколько фигур маленького размера?

Слайд 4

– Сколько на картинке квадратов, прямоугольников, кругов?

Слайд 5

– Кар-Карыч принес нам карточки фигур похожих на круг и на шар. Давайте разделим их на 2 группы.

Педагог предлагает детям разделиться на 2 группы.1 группа находит карточки, на которых изображены предметы круглой формы, 2 группа – карточки, на которых изображены предметы шарообразной формы.

5. Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг –
Самый лучший друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.

– Ребята, Крош тоже хочет поиграть с вами…

У каждого ребёнка на столе лист белой бумаги, в коробочке два красных круга (большой, маленький), два зелёных круга (большой, маленький), один маленький жёлтый круг.

– Возьмите лист белой бумаги. Положите его перед собой. В правый верхний угол положите большой зелёный круг, в нижний левый угол – маленький красный круг, в верхний левый – маленький жёлтый круг, посередине листа положите маленький зелёный круг.

– Какой круг остался? Куда мы его положим?

Дети выполняют задание.

Давайте проверим, правильно ли вы положили круги.

Слайд 6

7. Пальчиковая гимнастика.

Слайд 7

Солнце ясное взошло,
Стало всем светло, тепло!
Стали лучики светить -
Малых деток веселить. (Пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки – убежали лучики. (Пальчики прячутся в кулачок)
Солнце, солнце, покажись!
Поскорее улыбнись!
Похвали моих ребят!
Каждый будет солнцу рад!
(Пальчики энергично сжимаются и разжимаются)

8. Работа в тетради.

9. Итог занятия.

– Ребята, кто приходил к нам в гости? (Смешарики, Колобок)

– Какой они формы? (Круглой, шарообразной)

– С какой фигурой мы сегодня с вами познакомились? (Кругом, шаром)

– Назовите главное отличие круга и шара? (Плоская и объемная фигуры)

Задачи:
1. Закрепить умение в счете до 5
2. Закрепить знание детей о геометрических фигурах
3. Закрепить название частей суток
4. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги
5. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающие: продолжать развивать логическое мышление, внимание, речь, ориентировку в пространстве;
Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать указания воспитателя и действовать в соответствии с ними; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материал. Воздушный шарик, мячи, ящик, картинки с изображением части суток, чудесный мешочек с геометрическими фигурами, альбомные листы бумаги ½, простые карандаши.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что такое? (конверт)
– Давайте откроем конверт и посмотрим, что там? (воспитатель открывает конверт, там лежит письмо). Письмо нам прислал Незнайка, сейчас мы его прочтем (воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если выполните мои задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. Вы готовы! Тогда удачи! Даю подсказку:
"Мячики лежат в ящике, а ящик у окошка".
(Дети находят ящик с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры, соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить). По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания. А давайте посчитаем мячи, сколько же заданий нам нужно (дети считают).

Воспитатель: Наше первое задание.

Слон большой, а мышка …(маленькая)

Подушка мягкая, а стол … (твердый0

Дерево высокое, а трава … (низкая)

Река широкая, а ручей … (узкий)

Лед холодный, а огонь … (горячий)

Пол внизу, а потолок … (наверху)

Гольфы длинные, а носки… (короткие)

Стул большой, а стульчик… (маленький)

Ветка дерева тонкая, а ствол… (толстый)

( сюжетные картинки на мольберте)

Воспитатель: Ой, а здесь, ребята, загадки.
Воспитатель: Знаете ли вы части суток?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте, в какое время суток это бывает?

Солнце встало только-только.

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько-

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут?

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

Солнце в небе ярко светит.

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите! (день)

- Подберите картинку для этого времени суток.

- Почему ты выбрал эту картинку?

Скоро солнышко садится,

Все закончили трудиться,

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут?

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

- Почему ты выбрал эту картинку?

В небе звёздочки зажглись.

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это?

- Какая же картинка подходит для этого времени суток?

- Почему ты выбрал эту картинку?

- Давайте поставим картинки по порядку (утро, день, вечер, ночь)

(Ориентировка на листе бумаги)

Дети стоят возле столов, у каждого ребенка большой зеленый лист бумаги и один листочек. Воспитатель просит детей выполнить задание.

-Зеленый лист – это лужайка. Подул ветер, сорвал листочек, он упал прямо в середину.

- А ветер все дует и кружит листочек, вот понес его вправо, потом вниз, влево, вверх и снова в середину (дети выполняют задание).

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернемся,
И все вместе улыбнемся.

Дети достают из мешочка геометрические фигуры по одной, называют и приводят примеры, на что они похожи.

У детей на столах лежат листы бумаги с нарисованным силуэтом овала, им предлагается дорисовать свой рисунок.

-Посмотрите, что у вас нарисовано на бумаге? (ответы детей).

-Правильно овал. Что у нас бывает овальным? (ответы детей)

-А сейчас каждый дорисует свой овал, нарисует рисунок (дети приступают к работе). В конце рассматривают рисунки детей, у какого что получилось.

- Молодцы, ребята получились красивые рисунки.

Итог . Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями Незнайки, вас ждет приятный сюрприз. Но его нужно найти. Сюрприз в прямоугольной коробке, на верхней полке (дети находят). Детям раздаются сладости.

Читайте также: