Конспект внеурочки 2 класс тема чувашская сказка откуда взялась река

Обновлено: 04.07.2024

воспитывать чу вство гордости за т о, что мы живем на Волге .

Расширить сл оварный запас по теме, развивать сл уховое восприят ие, память,

1. Развивать с оциальны й и эмоциональ ный интелл ект, эмоциональ ную

отзывчивость, вос питать це нностное от ношение к окружающей

2. Развивать инте ресы детей, их любозн ательность и п ознавательну ю

3. Развивать позн аватель ную мотивац ию, форми ровать представле ния об

объектах окру жающего м ира и о мало й Родине (познавательное развит ие) .

4. Обогащать акт ивный слова рный запа с, развивать речевое творчество детей,

отвечать на во просы развёр нутым пред ложением (речевое разв итие) .

5. Развивать пре дпосылки це нностно - смыслового вос прият ия и понимания

мира природы, способность реализаци и самостоятельно й творческ ой

деятельности д етей (художественно – эстетическое развитие) .

Планиру емые результаты: дети обла дают знаниями о родном гор оде, в котором

живут, его достопримечательн остях, владеют информацией о животных,

живущих в родном крае, их характе рных особенностя х, имеют представлени е

о великой ре ке Волге : Волга – корм илица , Волга – су доходная .

1. Беседы о семе йном отдыхе (кт о плавал по Волге на теплоходе , гу лял на

2. Рассматриван ие илл юстраций о жив отном и растит ельном мире ср едней

3. Отгадывание зага док о животных, растениях родного кра я.

4. Рассматриван ие сюжетных к артинок и составление п о ним расс казов.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. М ы с вами

поговорим о Родин е. У каждого челов ека есть земля, имену емая Родиной. Для

россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и

Малая Родина, т о есть место, у голок, где он родился и в ырос.

Мы родились и живем в Чувашии, поэтому наша Малая Родина – это Чу вашская

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Чувашской респу блики, вот ее

На карте мы ви дим голу бые ленточки. Как вы ду маете, что они о бозначают ?

Воспитатель: - Какие реки, протекаю щие по нашей республике, мы с вами

Дети: - Волга, Су ра, Малый Цив иль, Бо льшой Цив иль, Аниш, Була.

Воспит: Какая сам ая широкая река протекает п о наше й республике ?

- Да, это река Волга. Волга одн а из самых дли нных и пол новодных рек России.

Воспит: Ребята пос мотрите на ка рту, вот Как протекает р ека Волга - Атал

Предлагаю нем ножко отд охнуть , провести физку льтмину тку . Все встали.

- Ребята, Террит ория нашей р еспублики очень б ольшая (руки в сто роны).

- По рекам плыву т красивые корабли (р уками изобра жают волн ы).

- В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы

- На полях порхают разноцветные бабоч ки (изобража ют бабочек), прыгают

Воспит: А теперь, предлагая вам послушать легенду ч у вашского народа о

Жил в давние времена легендар ный, храбр ый богатырь чувашей Адыл Ба тыр

(чуваш. Атăл Паттăр). Показ иллю страции (А тал - Паттар). Веро й и п равд ой

защищал он свою землю от врагов. В последнем б ою он на белом коне в торгся во

вражеское войско и острым мечом косил врагов. В него враги пускали сотни

стрел, кот орые вт ыкались в его щит. Семь раз меняли воины щ ит Адыла, и

каждый р аз щит со с трелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять

в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в его сердце. В

честь своего в ождя чу ваши самую большую реку назвал и Атăл (Волга).

Воспит: Ребята, скажите пожалуйста, как называлась легенда, которую вам

Воспит: Что же с Ат ал - Батыром случилось, кто расскажет ? (Арина)

Воспит: А сейч ас, я предлагаю вам сест ь за столы и нарисовать героя сказки

Жила-была бедная вдова с сыном Мишуком. Ютились они в старенькой избёнке, хорошо если хлеба до нового года хватало, а летом ягодами да грибами перебивались.

Начала собирать хворост и набрела на охапку сухого валежника. Подняла её, видит - на земле большой уж кольцом свернулся, на голове рожки желтеют.

Старуха, не мешкая, сняла передник и разостлала его рядом с ужом. Тот заполз на передник, поизвивался на нём, а потом, оставив жёлтенькие рожки, уполз в кусты.

Старуха тут же завязала узелком передник с рожками и, довольная, побежала домой. Приходит домой, рассказывает сыну о своей находке.

- Чему ты радуешься? - спросил её Мишук.- Какой в них прок?

- По молодости да по глупости ты ещё не знаешь, что вместе с этими рожками нам в дом счастье привалило,- отвечает мать.- Они же не простые, а волшебные. Положи их в сусек с зерном - сколько потом не бери, хлеб убывать не станет, в кошелёк сунешь рожки - в деньгах убыли не будет, сколько ни расходуй.

Решили они начать с денег. Достал Мишук кошелёк, пересчитал деньги. Денег было немного, всего каких-то семь рублей.

Наутро пошёл Мишук на базар. Походил по базару, к тому, другому приценяется, а тратить деньги не торопится: ну-ка истратишь, а они не восполнятся?! Потом приглядел себе сапоги со скрипом и - была не была!- отдал за них три рубля. Купил сапоги, отошёл в сторонку, заглянул в кошелёк, а там как было семь рублей, так и осталось.

На эти же семь рублей они и дом новый просторный построили, и амбар, и сарай, скотины всякой накупили. Одним словом, стали жить не хуже других деревенских богатеев. Мишук не только в праздники, но и по будням носил свои сапоги со скрипом. Парни-сверстники так и прозвали его Мишук в сапогах.

Стукнуло Мишуку двадцать лет, пора жениться. Высватала ему мать дочь богатых родителей. Свадьбу справили честь по чести.

Люди дивились: откуда у бедной вдовы и её сына взялось такое богатство. Но мать с сыном не то что чужим, своей невестке и то ничего про чудесные рожки не говорили!

Приходит свекровь от соседки и дивится, что дрова в печке как горели так и горят, не убывают. Пора бы уж и хлебы в печь сажать, а только как их в пламя посадишь.

- Ты, сношенька, кончила свою кудель прясть?- почуяв неладное, спросила свекровь.

- Нет, ещё не допряла,- ответила молодайка.

А время подходит к обеду. Сын домой пришёл. Печь же как топилась, так и топится, дрова всё ещё не прогорают. Тут уж и невестка что-то понимать начала и призналась:

- Я в печку кудель бросила, уж не оттого ли огонь не убывает?

- Эх, сношенька, сношенька, что ты наделала!- заголосила старуха.- Ты же погубила-разорила нас. Хватайте вёдра, таскайте воду. Тушите огонь в печи!

Сын сразу понял мать, схватил вёдра и к колодцу. Невестка тоже ему помогать принялась. Они воду таскают, а мать её в печь на огонь выливает. Лили, лили, насилу потушили. Однако огонь погас - новая напасть: полилась из печки вода. Час течёт, два, полдня течёт. Уже и избу всю залило и подворье затопило. Из избы да со двора потекла вода по овражку дальше да дальше, и с каждым часом её становилось больше и больше.

Эта-то вода, сказывают старые люди, и дала начало большой реке, которая и по сей день течёт по чувашской земле.

Цель: Расширить представления детей о природном образовании России, о Волге как главной реке России.

Учить восхищаться красотой и многообразием природы родного края, воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Расширить словарный запас по теме, развивать слуховое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук.

1. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, воспитать ценностное отношение к окружающей жизни (социально-коммуникативное развитие).

2. Развивать интересы детей, их любознательность и познавательную отзывчивость (социальное развитие).

3. Развивать познавательную мотивацию, формировать представления об объектах окружающего мира и о малой Родине (познавательное развитие).

4. Обогащать активный словарный запас, развивать речевое творчество детей, отвечать на вопросы развёрнутым предложением (речевое развитие).

5. Развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания мира природы, способность реализации самостоятельной творческой деятельности детей (художественно – эстетическое развитие).

Планируемые результаты: дети обладают знаниями о родном городе, в котором живут, его достопримечательностях, владеют информацией о животных, живущих в родном крае, их характерных особенностях, имеют представление о великой реке Волге : Волга – кормилица, Волга – судоходная.

1. Беседы о семейном отдыхе (кто плавал по Волге на теплоходе, гулял на набережной, отдыхал на пляже).

3. Отгадывание загадок о животных, растениях родного края.

4. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказов.

5. Просмотр мультимедийной презентации о Волге.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Чувашии, поэтому наша Малая Родина – это Чувашская Республика, город где мы живет это Чебоксары

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Чувашской республики, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки.

Воспитатель: - Какие реки, протекающие по нашей республике, мы с вами знаем?

Дети: - Волга, Сура, Малый Цивиль, Большой Цивиль, Аниш, Була.

Воспит: Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России.

Воспит: Лиза, повтори (Атал, Миша (Атал)

Воспит: Ребята посмотрите на карту, вот Как протекает река Волга-Атал

Предлагаю немножко отдохнуть, провести физкультминутку. Все встали.

- Ребята, Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

- По рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

- В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

- В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей, серые зайцы (прыжки на месте, рыжие лисицы (изображают лисиц).

- На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек, прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

Молодцы. Сели на свои места.

Жил в давние времена легендарный, храбрый богатырь чувашей Адыл Батыр (чуваш. Ат л Патт р). Показ иллюстрации (Атал-Паттар). Верой и правдой защищал он свою землю от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил врагов. В него враги пускали сотни стрел, которые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит Адыла, и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в его сердце. В честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Ат л (Волга).

Воспит: Ребята, скажите пожалуйста, как называлась легенда, которую вам прочитала (Атал-Батыр)

Воспит: Кто это Атал-Паттар (Чувашский богатырь)

Воспит: Что же с Атал- Батыром случилось, кто расскажет? (Арина)

Воспит: А сейчас, я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать героя сказки

Воспит: Ребята, с какой легендой мы с вами познакомились?

Цель: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с чувашскими сказками и легендами.

-Закрепить у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

- создавать условия для формирования у детей ценностного отношения к миру и человеку;

- воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам

ВложениеРазмер
konspekt_nod.docx 28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с чувашскими сказками и легендами.

-Закрепить у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

- создавать условия для формирования у детей ценностного отношения к миру и человеку;

- воспитывать интерес и любовь к чувашским сказкам и легендам

•Игры-драматизации по мотивам чувашских сказок;

•Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Методы и приемы:

•Практические: игры, игровая ситуация, инсценировка сказки;

•Наглядные: показ, наблюдение;

•Словесные: беседа, объяснение, рассуждение, загадывание загадок;

(Групповое помещение оформлено в чувашском стиле. Воспитатель и дети встают в круг)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Я живу в родном краю,

Всех я приветствую!

Воспитатель: Ребята! Спешу вам сообщить, что сегодня путешествие хочу я с вами совершить!

1.Дуб-богатырь прогнал маленькую пташку, могучая ветла не стала с ней разговаривать, но ель согрела ее, а что за дерево ее пожалела? ( С осна).

3. Он проживал по соседству с Улыпом. И чуваши называют радугу после дождя Мостом ( А замата).

4. В какое время года мать и дочь пошли рожь жать? ( З имой)

5.Чем долбил землю 7 дней и 7 ночей без отдыха сарыч, чтобы найти водицу? ( К лювом).

6.Сын Ветра развеял у этого мальчика все зерно по полю. Как звали мальчишку? ( И ван)

(Дети отвечают на вопросы, находят нужную букву и крепят ее на доску, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие ).

Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

И окажемся в гостях.

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Сказка, дверь нам отвори!

Воспитатель: Итак, путешествие в мир чувашских сказок и легенд начинается! Ребята, но путешествие у нас будет непростое! В каждой странице сказок, куда мы с вами попадем, герои придумали задания и мы должны выполнить их.

(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: (на экране - дуб, ель, сосна, ветла, можжевельник, ветер, Мороз). Вы должны назвать картину и составить с этим словом любое предложение.

(рассуждения детей: Дуб-богатырь не помог птичке. Сосна пожалела пташку. т.д.) Друзья, а вы догадались, и какой сказки эти герои? (ответы детей).

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

За руку друга скорее возьми,

Вместе и неудачу легче перенести.

Идем дальше! (Звучит музыка, на столе лежат разноцветные дуги- радуга)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, Улып-богатырь, какой герой, положительный или отрицательный? Почему? А Азамат?

Дети : положительный, потому что Улып защищал свих животных. Азамат помог Улыпу. Он сделал разноцветный мост.

Воспитатель : А чему учит эта сказка?

Дети : Помогать всегда друг другу, дружить.

Воспитатель : Среди вас есть такие дети? (ответы детей).

Воспитатель : Умнички, и с этим заданием вы справились! Продолжаем наше путешествие по миру чувашских сказок и легенд!

Будете, друг за дружку держаться –

Можете ничего не бояться.

(Дети под музыку идут на следующую страницу. На кресле сидит кукла Настенька в чувашском национальном костюме)

Воспитатель : (на экране картины птиц – сарыч и ворона). Ребята, посмотрите, какие интересные атрибуты здесь. Для нас сарыч и ворона приготовили задание. Мы сейчас с вами поиграем в театр. Кто желает исполнять роли сарыча и вороны? (ответы детей). Замечательно. Остальные будут зрителями. Но для того, чтобы мы обыграли эту сказку, нам нужно вспомнить ее. (рассказ педагога)

Воспитатель : Молодцы. Ребята, а чему учит эта сказка? (ответы детей – соблюдать правила, не обманывать, быть честным). Вот и закончилось наше путешествие по миру чувашских сказок и легенд. Подошло время вернуться в детский сад.

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

И окажемся в саду.

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Сад, дверь нам отвори!

Воспитатель : Ребята, чему учат сказки? (заботиться о других, помогать друг другу, дружбе, не врать, быть честным и т.д.)

- Что для вас было интересного в нашем путешествии?

- Когда вернетесь домой, кому вы расскажете о нашем путешествии?

Читайте также: