Конспект урока 6 класс кладовая солнца

Обновлено: 07.07.2024

- Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

- Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

-какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

-Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь .

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.

Имена героев произведения ? ( Настя, Митраша)

Название болота , возле которого жили дети?( Блудово)

Топкое место в болоте? ( Слепая Елань)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? ( изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

-Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

4. Беседа о жанре

– Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

-Перечислите эти 3 рода. ( эпос, лирика, драма)

-Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

-Как автор сам определяет жанр произведения? Сказка – быль

-А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

-А где можно посмотреть толкование слова?

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

-Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа – реальные моменты.

4) животные – герои-враги (ворон, ядовитая змея, сорока, волк Серый Помещик);

5) герои-помощники (собака Травка)

2) реальные персонажи; 3)повествователь-разведчик природных богатств.

4 группа – работает у карты

-К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

- Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

-Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

– Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

-Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

-А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

- А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

-Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

-А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?

(Автор хочет нам сказать, природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

-Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

- о чём же говорит писатель? О торфе?

Домашнее задание.

Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект системы уроков по произведению

Методы, приёмы и формы работы: Рассказ учителя о писателе. Выразительное чтение учащимися. Ответы учеников на вопросы и задания. Слово учителя (обобщения и выводы). Письменный ответ на вопрос. Беседа по произведению.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Охранять природу - значит охранять Родину!

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Рассказ учителя о писателе. Учащиеся знакомятся с биографией М. М. Пришвина и заполняют схему-таблицу

hello_html_74eab5e4.jpg

hello_html_6d082e80.jpg

Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.

Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением.

Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.

С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать.

Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.

Смерть и наследие

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.

Д/з. Дома учащиеся закончат чтение и озаглавят не прочитанные в классе части.

В результате совместной и самостоятельной работы учащихся будет составлен примерно следующий план произведения, которым они воспользуются во время разбора:

1. Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.

3. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня.

4. История Травки.

5. Блудово болото.

8. Закат солнца в лесу.

9. Спасение Митраши.

10. Счастливый конец.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Работа с терминами

Работа в группах (1 группа – что от сказки, 2 группа – что от были)

(В сказках добро всегда побеждает зло.

- Сказочный характер природы: это и старушки-елочки, угрожающие Митраше и борющиеся друг с другом ель и сосна, и злой ветер сталкивающий между собой деревья.

-Сказочными выступают и животные: волк, собака, птицы, гадюка, лось.

Вопрос №4 : Что в произведении можно считать былью? О чем говорит рассказчик с убежденностью очевидца?

-У них, изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

-Указывается точно место и время занятия детей (дети зачитывают занятия Насти и Митраши).

2. Работа с текстом

Вопрос 1 : Какими по характеру были Настя и Митраша? Как характеризует рассказчик маленьких тружеников?

(-Дети отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью.

-Они любят и помнят своих родителей.

-Дети были очень дружны.

-Настя была более уступчивой и обычно разрешала все ссоры улыбкой и лаской)

(Все ответы ученики подкрепляют примерами из текста, материалами из 1 и 2 глав).

Вопрос 2 : Как рассказчик относится к Насте и Митраше?

( Пришвин относится к героям с нежностью и любовью)

- А теперь это нужно доказать примерами из текста.

Вопрос : Кто прав-Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Учитель: Какое впечатление производят эти картины природы?

Начать разговор об олицетворениях (их роль в данном отрывке).

Учитель : Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей (приводит примеры из текста).

В процессе обсуждения выясняется самое главное: человек близок к природе. Природа подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев.

Учитель : Как ведут себя брат сестра, оставшись наедине с природой? Прежде всего пойдем вслед за Митрашей.

Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста).

Учитель : Почему Митраша все же становится пленником болота?

(-Он сошел с тропы.

-Хотел быстрей пройти опасное место.

-Митраша не подумал и попал в трясину)

Учитель : Как же ведет себя Настя среди такого богатства?

(Настю охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате)

Только встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, как трудно Митраше)

Урок анализа и рецензии письменных работ

Учитель : В чем же сходство между старым лесником и мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим еще раз 4 и 9 главы и ответим на следующие вопросы:

1) Какие отношения существовали между Антипычем и Травкой?

2) Как ведет себя Травка после смерти Антипыча?

3) О чем думала Травка, глядя на маленького человека в болоте?

Д/з. Прочитать в учебнике об олицетворении. Найти в тексте и выписать примеры.

Ответы на вопросы:

2) Можно ли считать эту кладовую бездонной? На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

3) Представляете картины леса, которые нарисовал писатель. Как в слове проявляется его любовь к природе?

4) Рассмотрим роль солнца в жизни природы и человека (найдем примеры).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.

Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?

Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.

Найдём в тексте портреты героев“золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.

Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?

Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.

— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.

Отношение автора к детям помогает понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.

Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?

Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.

— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? — Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

ЧИТАЕМ со слов: “Лет двести тому назад. ”

Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?

Сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.

Осознание главной проблемы, которая лежит в основе произведения — проблемы выбора своего пути. Встаёт перед детьми проблема выбора пути.

— Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?

Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.

— Прочитайте описание природы после ссоры детей со словТогда серая хмарь плотно надвинулась. ” до “. завыли, застонали”. Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше?

Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.

— Зачем писатель вставляет в своё повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещён в самом начале описания пути героя?

Возможно, он даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.

Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова “кладовая солнца”?

С одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. “Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство”.

— Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?

- Почему М.М. Пришвин отказался от этого названия?

Слушаем рассказ подготовленного ученика о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о её противоборстве с волком.

— Какой эпизод является решающим в этом произведении?

Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.

— Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?

— Как вы понимаете выражение: “Маленький человек остановил в себе большое сердце”?

Митраша маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.

Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок. да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект поможет провести урок литературы в 6 классе. Учащиеся подумают над смыслом названия рассказа, разберутся.почему автор определил жанровое своеобразие произведения как "сказка - быль", будут овладевать навыками анализа художественного произведения,понаблюдают над средствами выразительности, которые использует Михаил Пришвин в своём рассказе.В ходе урока дети прослушают фрагмент произведения М.Мусоргского,подумают, какая связь существует между разными видами искусства.

1. рассказать об истории создания;

2. обучение выразительному, осознанному и внимательному чтению;

3. развитие навыка определения художественных средств в тексте;

4. эстетическое воспитание в процессе восприятия музыкального и художественного текстов.

Оборудование:

1. портрет М. Пришвина;

2. иллюстрации к сказке;

3. рисунки учащихся;

5. портрет композитора Мусоргского;

К первому уроку учащиеся читают произведение и работают по группам с текстом, отвечая на вопросы: Как Пришвин относится к детям? Какими словами автор рисует рассвет? Какие звуки наполняют утренний лес?

I. Ребята, вы познакомились с произведением М. Пришвина. Как вы поняли его название? (ответы, используя текст.) А нет ли иного, переносного значения в этом названии?

IV. Беседа по тексту:

С таким чувством писатель описывает детей, Настю и Митрашу?

-С любовью. А когда говорит о трудолюбии и самостоятельности, то просто любуется ими.(Примеры)

-Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель?-Золотая. Почему?-Значит солнечная. Этим он подчеркивает в ней светлое, солнечное начало.- Какими эпитетами характеризует автор Митрашу?-Он был коротенький, но очень плотный, лобастый. Мальчик упрямый и сильный.

V. Итак, дети в предрассветный час пришли в лес. Давайте посмотрим, как Пришвин описывает восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь более яркими, нарядными, живописными.(Примеры из текста.)

-Скажите, здесь одна картина?-Нет, их несколько, одна сменяет другую.(Примеры из текста.)
-Какая особенность писательского дарования здесь раскрывается?-Природа дана в движении, записываем: 2. Движущий пейзаж;

-Назовите цветовые эпитеты.(Примеры)

Обратите внимание, писатель использует только основные цвета, часто контрастные, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим , и это позволяет увидеть всю картину в целом. Какой это цвет? Яркий, огненный.-Почему?-Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг. Делаем запись в тетради:

3. Использует основные, часто контрастные цвета. Теперь посмотрим ваши рисунки.

-Кому, на ваш взгляд, удалось передать пейзаж, описанный Пришвиным?(Комментарии.)

VII. Домашнее задание: Ответить на вопросы

1. Скажите, всегда ли природа благожелательна к человеку? Нет ли в ней враждебных сил?

Читайте также: