Мастерская литератора 5 класс музыка конспект

Обновлено: 06.07.2024

Музыкальный мат ериал : Э.Григ, Конц ерт для ф ортепиано с оркестром (1 часть).

« Художники, к ак Бах и Бетховен, воз двигали храмы на высот ах. Я же хотел строить для люд ей

жилища, в которых они ч у вствовали бы себя уютн о и счастливо”. (Э.Григ).

1.На уроках му зыки мы уже говорили о том , что не только поэты и писате ли помогают муз ыке, но

и композиторы то же помогают поэз ии и литературе. Сего дня мы познакоми мся с таким

2. Берген. Один из д ревнейших го родов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанн ый

скалистыми вер шинами гор. Глу бокие озёра и чист ые фьорды, зелёные скло ны холмов и могу чие

гряды гор, суровое велич ие горной прир оды и тихий покой долин . Именно здесь, среди сказочной

красоты, 15 июня 1843 года роди лся Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равноду шным к

этим пейзажам, к оторые окру жали его с детства. Е сли бы он был ху дожнико м, он изображал бы их

на картинах, если бы он был поэтом , то писал бы о них стихи. А Григ б ыл комп озитором. Он

Недаром рассказ, п освящённый му зыке Грига, нач инается с описания осеннего леса о коло моря.

Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все ле са хороши с их грибным в оздухом и шелестом

листьев. Но особенно х ороши горн ые леса около м оря. В них слы шен шум п рибоя…

— На что обраща ет внимание К.Г. П аустовский, опи сывая лес? (На зв уки осеннего лес а: “шелест

листьев, шум прибоя, э хо, подхватыва ющее кажды й звук, пт ичий свист”.)

Как вы думаете, ребята, можно ли э ти зву ки природы изобразить в музыке? Сей час мы послушаем

фрагмент сочинения Э.Грига, а вы п осле прослуши вания скажете, какими му зыкальными

— В чьём исполн ении вы слышит е музыку? (Муз ыку исполняет сим фонический ор кестр,

— Кто же соревну ется в му зыке Грига? (Фортеп иано и оркестр. )

— Как они зву чат? (Начинает один, пот ом вступает дру гой исполнител ь. А затем они зв учат

— Как можно опис ать настроение в му зыке? (Он о меняется: то нежн ое, спокойное, то в друг

порывистое, взволнов анное, му зыка звучит то громко, ярко, , то тихо, оч ень нежно .)

— Почему настроени е в му зыке меняется? (Му зыка отражает и зменение состояни я природы.)

основой для истории о подарке девоч ке, рассказанн ой К.Г. Пау стовским.

3. Чем же объяснить желание композ итора сделать девочке подаро к? Давайте заглянем в дом

Дагни и узнаем, что ос обенно здесь дорого девоч ке(чтение расс каза «Корз ина с еловыми

— Что можно сказать о девочке, для котор ой эти в ещи являются настоя щим сокровищ ем? (Ей

присущи естественно сть, открыто сть, доброта, меч тательность, поэ тичность, ду шевная красота.)

Эти качества и разг лядел в девочке великий композ итор. Теперь п еренесёмся в дом Грига .

— Что из себя пре дставлял этот дом? (В нём не было ничего, кроме р ояля и дивана, чтоб ы

— Что Паустовский пи шет о рояле? С чем он его ср авнивает? Чтение рассказа « Корзина с

духа к великому, и о л юбви”. О н пел, как живое с ущество.)

— Как пишет Пау стовский об игре Грига? (“Бел ые и чёрные клави ши, убегая из - под крепких

пальцев Грига, тос ковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали ”. Григ играл

с большим чу вством, вкладывая в сво ю игру душе вные переживания .)

Заметим, что Григ был незаурядным п ианистом, он м ного раз высту пал на сцене. Вот что писа ли

газеты после одного из таких конце ртов: “Григ — настоя щий Орфей за фортепиано. Он

очаровывает своих слушателей. Он и грал необычай но мягким, красивым з вуком. ”

4. А как писате ль К.Г. Пау стовский в своём расска зе показывает в олшебную, покоряющу ю силу

Чтение фрагмента р ассказа со слов : “Каждый слу шал по - своему . ” и до конца главы .

— Почему му зыка Грига поня тна и близка этим пр остым людям?

(Композитор бер ёт свои мелодии из з вуков при роды, его музыка о пр остых человечес ких

5.Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока : « Художники, как Б ах и Бетхов ен, воздвигали

храмы на высотах . Я же хотел строить для людей ж илища, в которых они чувствов али бы себя

— Как вы поним аете слова Грига ? (Музыка Гри га доступн а пониманию ка ждого, она говорит о

близком и понятном, п робуждает про стые человеч еские мечты и стр емления.)

— О чём же была му зыкальная пьес а, посвящённая Дагни? (О пр елести мо лодости, о красоте

“Я видел жизнь. Что бы тебе ни гов орили о ней, верь в сегда, что она удив ительна и прекра сна”, —

6. Перенесёмся на десять лет вперёд . Какой мы теп ерь видим Дагни?

Читается фрагмент ра ссказа, где да ётся портрет д евочки.

— Каково её у влечение? Как это хара ктеризует Да гни? (Театр. В ней остались те качеств а,

душевные, человеч еские, которы е мы в ней вид ели прежде, в дет стве.)

— Кто поддержива ет Дагни в её отношении к теат ру? (Нильс.)

— Что необычно го мы видим в у влечении самого Нильса? (Он у мел различать парохо ды по их

гудкам. Нильс — челове к с тонким с лухом и с тонк ой поэтической ду шой.)

— С кем Нильс ср авнивает Дагни ? Почему? (Нильс сравнивает Дагни с у вертюрой: “Она

— Случайно ли ав тор устраивает конц ерт, на кото рый собиралась Дагни, в пору белых ночей ? (С

белой ночью её сравн ивал Григ, сочиня я посвящён ную ей му зыку.)

— А как Дагни слу шала му зыку? Как об этом пи шет Пау стовский? (“Все перелив ы и громы

оркестра вызывали у Дагни картин ы, похожие на с ны”.)

Чтение фрагмента р ассказа до слов : “Дагни слыш ала эту песню у себя в горах”.

— Почему Дагни смо гла услышать и увидеть в сё это? (Мелодия, музык альная интонация

способна вызвать простр анств енные картины и обр азы в сознании челове ка, наделённ ого, как

Дагни, богатым в оображением, у мением чу вствовать, мечтать.)

— А какие чу вства муз ыка Грига вызвала у в ас? (Любовь, не жность, печаль,

— Как К.Г. Паустов ский показывает, что музыка, передавая ч увства комп озитора, вызывает

Сравнение дву х отрывков из 2 - й и 4 - й глав рассказа.

— Чем отличаются эти фрагменты ? (В пре дставлении Грига, изоб ражённого П аустовским,

Дагни говорит “Сп асибо”, не зная за что. Сама Даг ни во время мысленно го разговора с Григом

благодарит его за “щедрость”, за то, что он открыл ей то “прекрасн ое, чем должен жить человек” .

Значит, она поняла вс ё, что хотел с казать ей своей музыкой великий комп озитор.)

— В чём смысл та кого близкого сходств а двух фра гментов рассказа ?

(Музыка зву чит, когда композ итора уже нет в жив ых, утверждая бессмертие ду ши и победу того

“прекрасного, чем д олжен жить челове к”. Это вол шебная сила ма ленького, хру пкого человека

преодолела не толь ко время, но и саму смерть. И в этой победе торж ество великого Божьего дара

— дара искусства, зов ущего в ту страну, где “ника кие горести не м огли охладить л юбви, где никто

— Как понимать з аключительные слова рассказа ? (Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна

добра и света, в ней будет любовь, а сам а Дагни ста нет таким же щ едрым челов еком, как и Эдвард

Так в чём же за ключался подаро к, полученный Д агни? И всегд а ли подарок представляет из себя

нечто материальное? Может быть, не м енее важен дар, о богащающий на с духовно, в нутренне,

“облагоражива ющий душу и нравы”, как писал Г риг. Поэт В иктор Боков так отзывался о му зыке

музыкален. Он в есь пронизан зв уками — зву ками природы, звуками му зыки. Главный герой

рассказа — музык а, способная в лиять на жизнь людей, менять её, в ызывать ч увства, переживани я.

В центре произведения — образ велико го композит ора, наделённого ду шевной щедростью,

способного создав ать музыку, дела ющую людей сч астливыми, отд ающего л юдям свой талант,

8.Итог урока: му зыка и литерату ра взаимообогащ ают друг дру га, помогая нам глубже

Домашнее зада ние : нарисовать илл юстрации к му зыке Э.Грига, ответить на вопросы.

Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Задачи урока:

формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

расширение представлений о жизни композитора Г.В. Свиридове и о его музыке.

формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

развитие образного мышления.

определение значимости роли музыки в жизни человека;

воспитание чувства любви к Родине;

воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России.

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

умение анализировать собственную учебную деятельность;

умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.

умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;

умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.

расширение музыкального и общего культурного кругозора;

воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

развитие общих музыкальных способностей.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение находить общее решение, учитывать разные мнения.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Музыкальное приветствие

Учитель поет начало приветствия:

Слышен в школе перезвон.

Проверка готовности к уроку

Учитель предлагает сесть и проверить свое рабочее место.

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте готовность к уроку.

Дети поют окончание приветствия:

Прозвенел для нас звонок,

Садятся и проверяют свою готовность к уроку.

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование ответственного отношения к учению.

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля.

- исполнение песен разного характера и содержания.

Актуализация ранее полученных знаний, проверка д/з

Предлагает послушать музыку, задает вопросы.

В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы.

Наша задача в этом полугодии, исследовать, что объединяет эти два вида искусства.

Итак, давайте представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание. Послушайте его внимательно.

Что для этого нам необходимо сделать?

Что можно сказать об этом композиторе?

Какой страны этот композитор?

О чем он хотел нам рассказать?

Почему вы так решили?

Как он относился к Родине?

Кто исполнял это произведение?
Кроме музыки вы слышали поэтический текст. Это послание - соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Ребята, а мы уже встречались с творчеством Г.В. Свиридова раньше?

Проверяет выполнение д/з.

Дома вы должны были изобразить рисунок к этому произведению.

А с творчеством Игоря Северянина?

Сесть удобно, не заниматься посторонними делами, стараться понять, о чем это послание.

Это русский композитор, потому что он в своей музыке рассказывает о России, о ее природе.

Он любил свою Родину.

Ее исполнил хор.

Дети показывают рисунки к этой музыке, которые готовили дома.

- осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;

- умение внимательно слушать;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;

- умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Предлагает вспомнить и объяснить значение пословиц.

Знакомы вам такие пословицы:

О чем они? Кто такой мастер?

Учитель обобщает ответ учащихся:

Есть несколько значений этого слова:

Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом.

Это специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

О каком мастере пойдет речь сегодня на уроке?

Можно его считать мастером? Почему?

Какая будет цель и задачи нашего урока?

Где вы сможете применить полученные знания?

Да, эти пословицы о мастере.

Дают ответ, кто такой мастер.

Читают тему урока, определяют цель урока.

О композиторе Г.В. Свиридове.

Да. Он сочинял красивую музыку.

Мы будем искать взаимосвязь между музыкой Г.В. Свиридова и литературой. Продолжим знакомство с его музыкой, узнаем новые произведения, будем продолжать развивать умение петь красиво и выразительно.

Мы научимся лучше понимать музыку и литературу, будем больше знать о культуре нашей страны, будем духовно и культурно развитыми, сможем делиться своими знаниями с другими.

- умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Первичное усвоение новых знаний.

Знакомит с информацией по теме. Основная тема произведений Г.В. Свиридова – тема Родины.

Но с чего начинается любовь к стране?

Работа с учебником. Прочитайте самостоятельно фрагмент рассказа, ответьте на вопрос:

Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос:

Что открыл для себя писатель, когда побывал на родине композитора?

Что повлияло на творчество композитора?

Слушают и запоминают.

Читают самостоятельно в парах и дают ответ на вопрос.

О музыке, о природе, о России, о композиторе.

Находят и читают последний абзац.

Воспоминания о Родине.

- осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;

- воспитание в себе бережного отношения к Родине.

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Исполнительская деятельность, контроль и обсуждение своего исполнения, коррекция.

Вокально-хоровая работа.

Здесь упоминается о колоколах.

Что такое колокол?

Что он значит для русского человека?

Когда и как может звучать колокол?

С чего начнем исполнение?

Предлагает определить критерии оценивания.

По каким критериям мы можем оценить свое исполнение?

Рассказывают о колоколах, вспоминают, когда, как и где они звучат.

С разминки и повторения.

Выполнение упражнений для дыхания и распевание, повторение мелодии и текста песни.

Исполнение классом и по группам.

Оценивание своего исполнения, учитывая выразительность, внимательность.

- осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;

- владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

- развитие общих музыкальных способностей;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Продолжение усвоения новых знаний.

Знакомит детей с новым произведением. А теперь давайте познакомимся с новым произведением Г.В. Свиридова и исследуем его. Запишите название в тетрадь.

Самостоятельно в своих тетрадях подберите и запишите слова, которые больше всего подходят к этому произведению. Что у вас получилось?

Но разве это вокальное произведение?

А кто же тогда здесь поет вместо человека? Какой музыкальный инструмент?

Звучание скрипки очень напоминает голос человека. Значит, она поет романс.

Предлагает оценить себя.

В России когда-то любили петь романсы.

Оцените себя как исследователя, все ли вы сделали правильно? Внимательно ли слушали музыку, совпали ваши слова с эталоном? Помните ли вы что такое романс и скрипка?

Записывают в тетрадь слова, например: красивая, нежная, медленная, плавная.

Затем читают и сравнивают с эталоном.

Дают определение романс.

Романс – это вокальное музыкальное произведение, в котором раскрываются чувства человека, главную роль в романсе играет голос, а инструмент-второстепенную.

Нет, потому что здесь отсутствует голос человека.

Оценивают свою работу.

В тетради ставят:

! – если все отлично

!? – если хорошо, но есть недочеты

? – если не достаточно хорошо

Информация о д/з

Предлагает подумать о том, какое домашнее задание можно выполнить, чтобы закрепить знания.

Что вы могли бы сделать дома, чтобы закрепить знания, полученные на уроке?

Предлагают варианты д/з.

- осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;

- умение анализировать собственную учебную деятельность;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

- умение выражать свои мысли,

- умение находить общее решение, учитывать разные мнения;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

В группах по 4-5 человек заполните схему (прил. 1), по которой вы сможете рассказать о Г.В. Свиридове и его творчестве.

Расскажите о композиторе по схеме.

В чем заключается взаимосвязь музыки Г.В. Свиридова и литературы?

Довольны ли вы результатами своего труда на уроке? Почему?

Мы с вами решили все поставленные задачи?

Дайте оценку своей работы.

Всем спасибо за урок, вы молодцы!

Объединяются в группы и заполняют предложенную учителем схему.

Каждая группа рассказывает , что ей удалось сделать и что получилось.

Дети дают оценку своей работы на уроке.

Использованная литература

Алексеева Л.Л Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,2013. – 96с.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.:Просвещение, 2011.

Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2015. – 112с.

Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл.: пособие для учителя/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011. – 205с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Музыкально-литературный журнал.doc

Тип урока: урок- обобщение

Вид урока: литературно-музыкальный журнал

Жанр урока: тематический

сформировать представление детей об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.

Образовательные:

Расширить теоретические познания ребят о единстве музыки и литературы в литературных произведениях.

Научить читать литературные произведения не только “глазами”, но и “вслушиваться” в них.

Научить ребят видеть, слушать и чувствовать окружающий мир и произведения искусства.

Закрепить навык анализа музыкальных произведений искусства

Закрепить исполнения песен.

Развивающие:

Развить творческие фантазии, вокально-хоровые навыки, потребность в приобщении к прекрасному.

Способствовать развитию творческого воображения школьников;

Обучить умению коллективно размышлять о связях музыки и литературы.

Р азвивать умения слушания музыки, развивать певческие навыки (артикуляция, звукоизвлечение, выразительность исполнения);

Развить у ребят способность сравнивать, сопоставлять, умение слушать музыку.

Развивать речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать высшие благороднейшие чувства любви, гуманизма, восхищения красотой, искусством, человеком, природой.

Воспитывать культуру слушателя.

Активизировать интерес детей к музыке, продолжить обогащение музыкально-познавательного опыта

Привить любовь к музыке и литературе, способствовать популяризации этих видов искусства в их классическом понимании.

Воспитывать внутреннюю культуру.

Воспитывать желание вносить элементы творчества в жизнь.

Помочь почувствовать, что не будь музыки, не было бы очень многого в литературе.

Достигнуть понимания того, что не только писатель – поэт помогает музыке, но и музыкант-композитор помогает поэзии, литературе.

Все этапы урока построены так, чтобы подвести детей к выводу о неразрывной связи музыки и литературы.

1 – ый этап – актуализация знаний

2 – ой этап – расширение представлений по теме

3 – ий этап – вывод по теме урока.

Я постаралась найти и использовать на уроке факты, которые с одной стороны связаны с темой, с другой стороны способствуют общему и эстетическому развитию учащихся.

При подготовке к уроку я опиралась на соблюдение следующих дидактических принципов: принцип научности, систематичности и последовательности через соблюдение логической связи между этапами урока, обеспечение преемственности, отбор и проверку содержания учебного материала. Принцип проблемности через постановку учащимся задачи и поиск её решения. Принцип активности и сознательности через осознание учащимися задач предстоящей работы, создание благоприятной психологической обстановки, располагающей учащихся к активной работе. Принцип наглядности и доступности реализовывался через использование методов обучения, соответствующих возрасту детей. Принцип воспитательного воздействия урока реализуется через положительное влияние музыки на личностные качества ученика, а так же через осознание детьми важности искусства в жизни.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

3) метод проектов

После изучения темы учащиеся должны

понятия и термины: басня, легенда, ноктюрн, квартет.

жанры музыки и литературы

давать характеристику музыкальным фрагментам;

понимать взаимосвязь музыки с различными видами искусства;

выразительно исполнять песню, соблюдая четкость артикуляции

Необходимое оборудование и материалы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Введение в тему беседы.

Мотивация познавательной деятельности.

Актуализация знаний с опорой на изученный материал.

Определение темы урока, целей урока.

Повторение музыкальных произведений, которые слушали в I полугодии.

Задание с карточками

Расширение представлений по теме.

Ведение эвристической беседы:

показ мультимедийной презентации,

создание проблемной ситуации,

поиск ответа в диалоге с учащимися,

объяснение учителя (главная информация, дополнительная информация – факты, события. )

осмысление понятий, информации,

участие в беседе.

- вокальная работа над элементами исполнительских навыков;

- выразительное исполнение песни.

Обобщение знаний, выводы, рефлексия

Учитель направляет, корректирует или уточняет ответы.

Домашнее задание

Нарисовать эмблему к журналу

Работа с дневником.

Ход и содержание урока:

Организационный момент.

А пока мы с вами обобщим те знания, которые вы получили в этом полугодии.

Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.

Слова и звуки… Звуки и слова

… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё

В словах и звуках вечный

Язык слов и язык музыки…

Учитель: Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой? (ответы детей).

Учитель: На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

- Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке.

(дети работают с карточками)

- назовите те произведения, которые относятся и к литературе и к музыке

- А теперь приведите примеры произведений, с которыми мы с вами знакомились на уроках в этом полугодии, в которых нельзя разделить музыку и литературу? (дети называют жанры музыки и литературы, приводят примеры произведений изученных на уроках)

Симфония – В.Моцарт №40

Учитель : Подумаешь, тоже работа –

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать, шутя за своё.

Учитель: Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой.

- Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете:

- Ты все пела? Это дело…

- А вы, друзья, как ни садитесь…

- Кукушка хвалит петуха…

- Чем кумушек считать трудиться…

- Спой, Светик не стыдись

- Строки из каких произведений вы услышали и продолжили?

- Итак, мы открываем первую страницу нашего журнала БАСНИ

- Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Ответы учащихся)

Вывод: Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе. Эпос – род литературы, в котором повествуется о героях и событиях.

- Что еще характерно для басенного жанра?

- Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)

- А кого автор подразумевал под животными и растениями?

- Как называется такое свойство басен? (аллегория или иносказание)

- БАСНЯ – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение.

Герои – чаще животные и растения.

Учитель: А кто самый известный баснописец?

- В чем же Соловей, оказавшись в роли наставника и учителя, пытается убедить горе-музыкантов? Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно важно, больше всего любил играть в квартете.

- В каких словах басни заключена мораль? В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль?

- Что с помощью музыки хотел сказать баснописец?

- В чем же смысл басни?

УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО, которое важно в любом деле, особенно в искусстве.

- Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент.

Работа с экраном

Квартет (от латинского – четыре) – ансамбль из четырех музыкантов.

- На каких инструментах играли звери? (скрипки, альт, бас-виолончель)

- К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)

- Какой инструмент не называется Крыловым? (контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель).

На экране изображение инструментов симфонического оркестра.

Задание: рассмотреть струнно-смычковую группу.

СЛУШАЕМ ФРАГМЕНТ 2 КВАРТЕТА.

- О чем рассказывает музыка?

- Какая она по настроению?

- Какие инструменты солируют? (скрипка и виолончель).

- Что же такое ноктюрн?

Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи.

Проверка дом.задания – творческие проекты!

- Чему учит сказка?

Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость.

- Следующая страничка - Рассказы

- музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала погибших. Музыка бросала вызов судьбе – и нередко выигрывала, потому что перед ее силой отступала даже серть.

Люди всегда знали эту божественную силу. Не случайно еще во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее – легендарном прародителе певцов и музыкантов.

- И мы переворачиваем следующую страничку нашего журнала Легенда

(Прослушивание с видеорядом)

-История об Орфее свидетельствует о том, что уже в глубокой древности литература училась у музыки, что она полна музыкальных образов и звучания.

- Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием. Арам Хачатурян

-О каком жанре искусства идет речь? (ответы детей – кино).

- И вот последняя страничка нашего журнала - Кино

-Что вы знаете об этом виде искусства?

(ответы детей: кино – искусство ХХ века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно ещё не было звуковым.

Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка).

- Учитель: Какую роль играет музыка в кинофильмах?

(ответы детей - характеристика героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия, музыка пробуждает наши чувства, делает восприятия более живым.

- Приведите примеры музыкальных произведений, написанных к кинофильмам.

- для того, чтобы мы с вами смогли закончить название журнала, я предлагаю вам решить кроссворд. Ключевое слово, которого и будет нашей разгадкой.

- Все виды искусства, как в отдельности, так и в соединении с другими, учат нас думать, чувствовать, мечтать, ценить добро, красоту жизни, беречь в себе светлое и святое. Читая сказки, мы учимся противостоять злу, слушая красивую музыку, мы учимся быть чуткими и добрыми, смотря спектакли, оперы мы учимся жить на Земле по знакам правды, добра и красоты.

- Почему музыка и литература не могут жить одна без другой? (ответы детей).

- Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Связь музыки и литературы не только обогащает друг друга и взаимодополняет, но и дает нам более полное представление о жизни.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Рефлексия – у вас на столе лежат карточки, заполните, пожалуйста, их.

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно использовать и при проведении обычного урока музыки в 5 классе по теме: "Музыка и изобразительное искусство".

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 43.73 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по музыке
в 5 классе

Савельев Вячеслав Иванович

с. Горячинск, 2016 г.

Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

Цель: Показать тесную взаимосвязь средств выразительности музыки и живописи через анализ произведений живописи и музыки.

Показать учащимся на примере муз. произведения С. Рахманинова

Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разные состояния природы и передать определенные настроения и чувства человека,

которые могут быть созвучные этим картинам природы;

Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.

Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы,

Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, речевые навыки, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Развить умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

Воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на

произведениях музыкального и изобразительного искусства;

Воспитывать слушательскую культуру;

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль.

Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). Формирование согласованных действий, норм общения, регулировать своё поведение.

Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения;

Умение обучающихся входить в мир ценностей музыкального искусства.

Умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности.

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности
  • сравнение, анализ, обобщение
  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию).

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство.

Вид: урок постановки и решения задач

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация PowerPoint, фортепиано.

Учитель : Здравствуйте ребята. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

Узнали вы музыку, под которую зашли в класс?

У. Что можно представить, слушая эту музыку?

У. Какое эмоциональное состояние передаёт музыка?

Постановка учебной задачи

(УУД познавательные – извлекать информацию, перерабатывать её)

Тема нашего урока написана на доске, но некоторые слова зашифрованы, буквы находятся не на своих местах. Расставьте правильно буквы и назовите тему.

У. Исходя из темы урока скажите, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

(УУД регулятивные – умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. )

Д. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
-У. На наших уроках в первом полугодии мы уже выявляли связь музыки с другими видами искусства . Но на одном виде искусств мы останавливались более подробно. На каком?

У. Ну а сегодня, как уже было сказано выше мы поговорим о музыке и живописи.

Открытие новых знаний

(УУД коммуникативные - умение работать в команде, слушать и слышать, учитывать мнение другого; регулятивные - структурирование знаний; личностные – уважительное отношение к иному мнению, умение образно воспринимать и определять своё отношение к художественным явлениям.)

Д. Все они связаны с музыкой

Сейчас мы познакомимся с некоторыми картинами, только названия картин забыли подписать на слайдах. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор. Работа в группах. ( Названия картин на листе № 1 в раздаточном материале для 2 групп ):

(7 слайд)Весенний этюд,

(9слайд )Цветущие вишни,

(10 слайд) Мотив без слов,

(11 слайд) Осенняя песнь,

(13 слайд) Дама в кресле.

-У. Я буду вам показывать картины, а вы попытайтесь самостоятельно определить какая по счёту картина вашей группы. Обоснуйте свой выбор.( каждая группа получает по одному названию)

У. Может быть кто-то хочет поменять своё мнение?

-У. Мы посмотрели несколько картин. Какими словами можно передать настроения его живописных полотен?

-Д. покой, тишина, уравновешенность, созерцательность.

У. Проанализируйте средства изобразительного языка и заполните таблицу кроме позиции ритм.

У вас в приложении есть словарь …..

(УУД познавательные - осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал)

Читайте также: