Конспект урока сочинение зимняя сказка

Обновлено: 07.07.2024

Воспитатель: Ребята, вы слышите звучит музыка? Что она вам напоминает? Как вы догадались?

- В какое время года мы можем услышать такие звуки? (зимой)

- Чем зима отличается от других времён года? (Холодно, много снега).

- Ребята, зима – это хорошо или плохо? Нравится вам зима? А чем нравится? А что не нравится в этом времени года?

- Как называется сказка?

Воспитатель: я предлагаю пройти вам на стульчики. Сядьте красиво, выпрямите спинку и внимательно слушайте. Готовы?

С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.

Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах как это было весело!

Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.

«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними.— В лесу так же безветренно?

Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.

И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился…

Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. Ёжик улыбался и шевелил иголками.

— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.

— Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.

— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом

— сразу перетащил все свои припасы к тебе…

— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?

— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…

— Не помню,— сказал Медвежонок.

— Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

Воспитатель: ребята, понравилась сказка? Мне тоже понравилась. Я предлагаю вам ещё раз её послушать очень очень внимательно, а потом я буду вам задавать вопросы. Поэтому слушайте внимательно.

Но сначала давайте немного отдохнём, побудем медвежатами:

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали

А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Повторное чтение сказки

Воспитатель: О ком, ребята эта сказка? (О медвежонке и ёжике)

- Что случилось с медвежонком? (Он заболел). А почему он заболел? (Да, ребята, медвежонок съел много снежинок и простудился. Поэтому он всю зиму болел).

- А кто его лечил всю зиму? (Ёжик)

- Что снилось медвежонку? (Что он стал снежинкой)

- А чего же боялся ёжик? (Что медвежонок растает к весне)

Воспитатель: ребята, медвежонку приснилось, что он снежинка… Каким же он себя представлял во сне? Какая снежинка? (Лёгкая, воздушная)

- Давайте мы тоже с вами превратимся в снежинок и полетаем

С неба падают пушинки, вертикальные махи руками -

Кружатся, летают, свободно двигаются по залу,

Землю укрывают. ложатся на пол

Там тихонечко лежат, спокойно лежат

Будто сном волшебным спят.

Только солнце заискрится – шевелятся

Начинают шевелиться.

Воспитатель:ну что отдохнули немного? Какими, ребята вы были снежинками?

Медвежжжжжёнок, ёжжжжж, зима, снег, снежжжжжинки, берлога, жжжжживот, кружжжжжился.

- Молодцы, ребята вы справились с заданием. А теперь, давайте произнесём все слова со звуком ЖЖЖЖЖ.

Воспитатель: Вы такие молодцы, ребята! А теперь нас ждёт ещё что-то очень интересное. Мы сейчас с вами поиграем в сказку, побудем её героями! У нас есть костюмы героев сказки, и сами герои.

Но сначала предлагаю послушать ещё раз разговор медвежонка и ёжика.

Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.

Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.

Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом

сразу перетащил все свои припасы к тебе…

И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?

Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…

Не помню,— сказал Медвежонок.

Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…

Давайте Илинка будет ёжиком, а Ярослав медвежёнком.

Воспитатель: ребята вам понравилась сказка, которую мы сегодня прочитали? Когда всё происходило?

Я для вас приготовила раскраски с героями сказки, также у нас есть трафареты с изображением героев. А что ещё мы можем сделать? Слепить героев сказки. Из чего?

А ещё мы можем с вами провести опыт со снегом, или стать учёными и провести исследование. Узнать как можно больше о медвежонке, о ёжике. Будем одевать костюмы и снова обыгрывать сказку, играть с её героями. А также можем построить что-то для них. Что можем построить? (горку, игровую площадку и т.д.)

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали

А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Конспект урока в 5 классе по развитию речи, обучение сочинению-описанию. Мы любовались красотами села Айлино (это Саткинский район, Челябинская область), учились при этом использовать при описании красивые выражения, подбирали цветовую гамму. Также на уроке использовалась музыкальная оранжировка Вивальди "Времена года. Зима".

ВложениеРазмер
konspekt_zimnyaya_skazka.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Айлино

Конспект урока по русскому языку

Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям.

Разработала и провела

учитель Коновалова С.М.

  1. научить детей видеть красоту окружающего мира;
  2. находить слова(синонимы, эпитеты, сравнения), достойные выражать эту красоту;
  3. показать, как любуются зимней порой писатели, поэты, художники, музыканты;
  4. научить наблюдать и строить собственные высказывания, личные впечатления и оформлять их в письменной работе.
  1. Запись в тетради по развитию речи числа, темы урока.

-Итак, зимняя сказка. Посмотрите на заснеженные окна в классе, мороз нарисовал на них такие узоры, что диву даешься, любуешься и радуешься мастерству художника-мороза. А вспомните свой воскресный день, когда не надо идти в школу, посмотришь на улицу:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит… (А.С.Пушкин)

Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело! (А.Блок)

Итак, в зимнюю сказку, в ледяное снежное царство!

--Что представляли вы, когда слушали музыку?

(Обратимся еще раз к теме сочинения и послушаем выступления ваших одноклассников)

принес на лапках

У ребят над головой,

На мостовой! (Я.Аким)

II. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

III. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты—чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке… (С.Иванов)

IV. Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его еще не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок,

Как будто первый начался урок.

3. --О каком времени зимы вы услышали? (Начало, середина и конец зимней поры)

--Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

---Почему он робок и тих?

--От чего зависит состояние, вид снега? (От времени года, времени суток, погоды)

«Силен и спокоен январский снег. Тяжелым и холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка—что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище!

Много снегу—много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

--Каким увидел автор январский снег?

--Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

С чем сравнивается снег в тексте?

Чтобы сделать нашу речь выразительней, чтобы разнообразить ее, мы можем использовать в сочинении сравнения.

Например, снег, как белоснежный ковер

Снег, как сыпучее снежное болото

Снег, как холодное одеяло

--Какие сравнения еще вы можете предложить?

А теперь попробуем посмотреть на снег глазами художника. Подберем цветовую гамму, которую вы сможете использовать в своем сочинении.

жемчужный > БЕЛЫЙ небесный

опаловый лазурный > ГОЛУБОЙ

пепельный > СЕРЫЙ зеленый > САПФИРОВЫЙ

Наша речь должна быть не только богатой сравнениями, цветовыми оттенками, эпитетами. Но она должна избегать повторов слов, то есть должна быть правильной по форме.

Попробуйте сами: подберите одинаковые, близкие по смыслу ( по значению) слова к слову

БЛЕСТЕТЬ—искриться, переливаться, сверкать, светиться, сиять.

Если мы будем говорить о ПРАЗДНИЧНОМ настроении, каким оно может быть?

(вид) ЧУДЕСНЫЙ—прекрасный, замечательный.

Замените в отрывке выделенное слово близким по значению.

Был холодный зимний день.

Дул холодный ветер. Но снега не было. Холодная земля затвердела как камень.

(морозный, студеный, сильный)

--Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обратимся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, а можете создать свой.

  1. Здравствуй, гостья-зима!
  2. Снег да снег кругом…

2)Снег на деревьях и домах.

III. Прошла ее пора…

5. Чтобы вам запомнилась наша чудесная зимняя сказка, мне хотелось бы урок завершить строками из стихотворения А.А.Фета:

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"

Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж.

"Зимняя сказка." Внеклассное мероприятие для 5-6 класса.


Экологическая сказка "Зимняя сказка"

Эта сказка была написана для экологического театра "Радуга" гимназии "Логос" .Опубликована в журнале "Воспитание школьников". Участвовала в конкурсе экологических театров детского экологического форум.

Мастер - класс поделка "Зимняя сказка"

Эта поделка может быть и коллективной работой в классе. Предполагаемый возраст детей - от 7 лет. Поделка выполняется из однотонных бумажных салфеток разных цветов.

Открытый урок английского языка в 3 классе. Тема: "Зимняя сказка"

Урок закреплпния и обобщения знаний (построен на материале УМК М.З. Биболетовой). В урок включенызадания на интерактивной доске и инсценировки сказок.


Сценарий новогоднего представления "Зимняя сказка" для 1-4 классов

Детей ждет увлекательное путешествие в мир сказок. Им предстоит найти вместе с Дедом Морозом Снегурочку, заблудившуюся в сказках. В этом им поможет волшебный клубок, подаренный госпожой Метелицей.

Учитель 1. Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского философа Клода Гельвеция: “Задача искусства – волновать сердца” (слад 2). Действительно, искусство волнует сердца. Затрагивает самые сокровенные чувства, будоражит душу: живопись – зрительными образами и цветом, музыка – звуком, а литература – словом.

Учитель 2. Сегодня мы попробуем, соединив краски, звуки, слова, создать чудесную зимнюю сказку.

О зиме написано много стихотворений, музыкальных произведений, живописных полотен. Но может кто-то из вас ответить на вопрос, а какая она, зима?

Дети пишут ассоциативной ряд “зима”. Учащиеся разбиваются на три группы.

Учитель 1. Зима у каждого своя. Сейчас мы будем слушать музыку и стихи (слайд 3). А в это время первая группа будет записывать звуки, которые они услышали.

Вторая группа рисовать цветовые пятна той картины, которую они представили, а третья группа попробует выразить словом свои впечатления от услышанного. Это могут быть эпитеты, олицетворения, метафоры, какие-то словосочетания, которые передают ваше настроение.

Звучит песня на стихи Б.Пастернака “Снег идет” в исполнении С.Никитина:

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Учитель 2. Под музыку вальса Г.Свиридова “Метель” читает отрывок из стихотворения Ивана Никитина “Встреча зимы”:

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.

Учитель 1. Под музыку вальса снежинок П.И.Чайковского читает отрывок из стихотворения Федора Тютчева “Чародейкою зимой”:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.

Учитель 2. Под музыку П.И.Чайковского “Декабрь. Святки” читает стихотворение Ольги Гузовой “Рождественская ночь”:

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки.
И не надо ничего –
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь.
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Учитель 1. Под музыку П.И.Чайковского “Февраль. Масленица” читает отрывок из стихотворения П.А. Вяземского “Масленица на чужой стороне”:

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыплённые сердца.

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

Учитель 2. А теперь давайте проверим, что получилось у каждой группы.

По мере того, как каждая группа будет представлять результаты своей работы, мы все вместе заполним таблицу (слайд 4).

Представляя результаты групповой работы, одна группа демонстрирует цветовые пятна, другая – звуки, используя подручные материалы (колокольчик, полиэтиленовые пакеты, деревянные ложки), третья – словосочетания.

Подведем итог этого этапа работы и закончим предложение :

“Зима– это…”, использовав однородные члены.

Учитель 1. Когда мы произносим слово “зима”, какие возникают картины в нашем воображении?

(Картины заснеженного леса, покрытых белой шапкой домов и деревьев и т.д.)

Учитель 2. Перед нами предстают виды окружающей местности, природы, т.е. пейзаж. С какими художниками пейзажистами вы знакомы?

(Куинджи, Шишкин, Левитан и т.д.)

В своих произведениях они старались передать красоту природы, в частности, зимней природы. А с каким цветом в первую очередь ассоциируется зима, зимний пейзаж?

(С белым, голубым, серебристым)

Учитель 1. Посмотрим, какой видели зиму некоторые русские пейзажисты (слайды 5-8). По ходу просмотра продолжайте работать с таблицей.

Художник Игорь Грабарь очень любил зиму. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. В 1905-1908 годах ведущим мотивом стало изображение инея. По его собственным словам, работа над инеем будила его “живописный задор”. “Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок”. Грабарь писал иней “на всякие лады” – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день.

Особенно трепетно писал художник картину “Февральская лазурь” (слайд 9). Несмотря на холодный день, он работал на пленэре. Для чего вырыл траншею из снега. Зимние пейзажи Грабаря и многих других художников наполнены светом и солнцем (слайды 10-11).

Учитель 2. Зима – это не только красивые пейзажи, но и забавы, которые с ней связаны. Какие именно?

(Катание на санках, коньках, лыжах и т.д.)

Тема зимних забав также разрабатывалась многими художниками (слайды 12-13).

Учитель 1. Шумны и веселы зимние праздники. Назовите их.

(Новый год, Рождество, Масленица,…)

Рождество было одним из самых любимых праздников в России. А после праздника Рождества Христова, до праздника Крещения двенадцать дней считались святыми (Святки).

Святки были молодежным праздником, ярким и веселым, наполненным музыкой, пением, играми (слайд 14). Они отмечались обычно в вечернее и ночное время, когда люди откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам (слайд 15).

Учитель 2. Люди издревле, стремясь узнать свое будущее, гадали.

Девушки мечтали о счастливом замужестве и любви и старались угадать её. Считалось, что во время Святок приходят с "того света" души умерших и активизируется нечистая сила. В это время ничто не мешает заглянуть будущему в лицо.

Учитель 1. Читает отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” (слайд16):

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили; (слайд 17)
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
“Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою”.

Учитель 1. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье. Рядились всевозможной нечистью. Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, концентрируя в своем новом, “вывернутом” образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит наряд. При этом происходило своеобразное “очищение” (слайд 18).

Учитель 2. Кроме того, во время святок молодежь устраивала игрища со скоморохами, медведями (слайды 19-20).

Учитель 1. В канун праздника Крещения, завершающего Святки, православные верующие отмечают Крещенский сочельник, когда по традиции в православных храмах и на водоемах в первый раз совершается освящение воды, водосвятия. Существовало поверье, что если в ночь на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода как бы вскипает – это на нее сходит Святой Дух. На Руси было принято делать “иордань” (название происходит от реки Иордан) – крестообразную прорубь на реке. После этого крест опускали в иордань и совершали молебен с крестным ходом. С водосвятием связан и обряд окунания – верующие три раза окунались в освященную воду и осеняли себя крестом. И по сей день многие люди принимают участие в обряде окунания. А вот как показал крещенское водосвятие русский художник Борис Кустодиев (слайд 21).

Учитель 2. Борис Кустодиев очень любил темы русских праздников, особенно Масленицы.

Масленица – это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов, начало нового года. Вот какой предстает Масленица на полотнах Б. Кустодиева (слайды 22-24).

Учитель 1. К последнему дню Масленицы в Сибири казачья молодежь сооружала снежную крепость, которую предстояло взять всадникам в шуточной баталии. На потеху стекались многочисленные участники и зрители. Одни из них старались прорваться к крепости, другие ее защищали, а третьи с интересом смотрели на состязание лихих смельчаков.

Яркие впечатления от этой старинной праздничной игры сибирских казаков, сохранившиеся в душе художника Василия Сурикова с детства, легли в основу картины “Взятие снежного городка” (слайд 25).

Учитель 2. Зима бывает разной, не только солнечной, радостной и праздничной. Какой еще она может быть?

Посмотрите на зимние пейзажи Алексея Саврасова (слайды 26-28). Яркость исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы.

Ученик А. Саврасова Исаак Левитан так сказал о творчестве своего учителя: “…Саврасов радикально отказался от отношения к пейзажу как красочному сочетанию линий и предметов. Он избирал уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном те истинные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.

Учитель 1. Какой предстает зима на картинах Апполинария Васнецова? (слайд 29).

(Таинственная и сказочная)

Такой же предстает зима и на полотнах Архипа Куинджи и Юлия Клевера (слайд 30).

Учитель 2. Ну что же, вот какой зиму представляли поэты, композиторы и художники. Нам осталось только ответить на вопрос: а все-таки, какая же она – ЗИМА.

Вы должны написать сочинение миниатюру, но не совсем обычную.

Посмотрите на экран (слайд 31). Миниатюра будет состоять из 4 предложений. Первые слова этих предложений будут начинаться на буквы, составляющие слово “ЗИМА”. Для этой работы вы должны использовать материалы таблицы и свои впечатления от живописи, музыки и стихов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Дачаева Айшат 7 класс

Руководитель: Арзамулова А.И.

Давным-давно, в одной маленькой деревушке, жила небольшая семья: папа, мама и пятилетняя Настенька.

Жили они не тужи , да добро по малу набирали. Отец днями и ночами трудился не покладая рук, мать вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием дочери, а Настя веселила их разными шуточками и историями. Она очень любила придумывать и мечтать.

И вот, однажды, в зимнюю пору в самый раз перед Новым годом, Настенька решила написать письмо Деду Морозу. Она никогда не видела его, но очень сильно верила в то, что он исполняет любые желания. Настя с воодушевлением принялась за письмо.

«Дорогой , дедушка Мороз. Очень скоро Новый год, а я не знаю что попросить у тебя. Ведь у меня все есть : и папа, и мама, и дом, и игрушки… Мама за мной хорошо ухаживает, папа больше всех любит. Но чтобы у тебя попросить…необычного…

Написав столь необычное письмо, поцеловав родителей и пожелав им спокойной ночи, Настенька отправилась спать.

На следующее утро мама захотела узнать у Насти, что она хочет получить на Новый год.

-Настенька, ты уже написала письмо Деду Морозу? О каком подарке ты мечтаешь?

-Вот. Я уже написала.

Сказав это, она достала из кармана конверт и протянула маме. Папа и мама очень взволновались, прочитав письмо, и не знали как поступить. До Нового года оставалось немного времени. Настя с нетерпением ждала Нового года и исполнения ее желания. Играя, рядом с мамой она уснула.

Ворочаясь с боку на бок, Настя проснулась. Оказалось, уже наступило утро. Одевшись и умывшись, в сонном состоянии, она посмотрела в зеркало и от испуга вскрикнула. Немного успокоившись, Настя снова взглянула в зеркало и поняла, что ее мечта сбылась и она стала взрослой. Выбежав из комнаты, подпрыгивая, Настя принялась готовить завтрак. После, ей потребовалось немного времени для уборки в избушке. Наколов дрова, набрав воды, Настенька начала расчищать дорожку от снега.

Она настолько была счастлива и увлечена своим новым образом, что не заметила того, что во взрослой жизни она уже не ребенок и играть в куклы, в прятки с папой, собирать грибы с мамой она уже не может. И начала Настенька скучать по своим куклам; потому как сидела на коленях у папы, а он гладил ее по головке; как мама ей косички заплетала. Стало ей очень тоскливо и горько. Не сдержав слез, Настенька разрыдалась. В этот момент перед ней появился Дед Мороз.

- Что, Настенька! НЕ понравилось тебе быть взрослой?

- Нет, дедушка. Я хочу быть маленькой. Не хочу быть большой. Я к маме и папе хочу-у-у-у-у.

- Настенька, не горюй. Все будет как ты пожелаешь.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Развитие речи. Сочинение. Зимняя сказка"


Синикова Екатерина Николаевна – учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории, Русинова Татьяна Михайловна – учитель начальных классов первой квалификационной категории

Конспект бинарного урока литературного чтения и ИЗО

в рамках городского семинара

Тема. Развитие речи. Сочинение. Зимняя сказка.

Цель: развитие личности ребенка при составлении текста сказки, опираясь на художественные тексты, виды изо искусства, музыки, личные наблюдения.

Продолжать знакомить детей с построением литературного произведения – экспозицией, завязкой, развитием действий, кульминацией, развязкой. Закреплять знания детей о сказке, как о жанре, уметь различать виды и жанры изо искусства, знать другие искусства.

Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения и оформления работ, внимание к образным средствам языка и изобразительного искусства, воображение, творчество.

Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: отрывки из литературных произведений о зиме, репродукции картин художников, аудио записи музыкальных произведений, бумажные снежинки для сюрпризного момента, выставка детских работ с уроков ИЗО, фломастеры, клей, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага.

- Говорят, если день начать с улыбки, то он пройдет хорошо. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего рабочего настроения.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить работу в группе. Ответ на ваш вопрос будет буквой в слове темы нашего урока.

Повтори правила работы в паре, в группе (карточка).

Выполни задание в паре.

Пары 1 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

« О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными. (Айболит. Чуковский.)

Пары 2 группа. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются .

( Снегурочка. Русская народная сказка)

Пары 3 группы. В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.

Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду !

Пары 4 группы. Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.

Найди пары с таким же заданием и организуйте группу. Проверьте друг друга и выберите правильный ответ.

Узнай тему урока. Первая буква имени персонажа является частью слова темы урока.

Открываем слово СКАЗКА

- А как вы думаете, какая это будет сказка? Зимняя.

- Давайте посмотрим, в нашем слове все буквы выполнены по-разному. Какие материалы использованы для их изображения? Карандаши, краски, бумага, пластилин, соленое тесто, паетки и др.

- А какие виды искусства здесь представлены? Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.

- А есть ли эти виды искусства в ваших работах?

- Встаньте, кто работал в живописи…, в графике…, в скульптуре…, в архитектуре…,в ДПИ….. Дети по очереди встают.

- Картины каких художников помогли вам создать свои работы? Репродукции картин этих художников вы видели на прошлых уроках. Они помогли нам создать свои образы о ЗИМЕ. Васнецов, Юоон, Муха, Пластов Суриков и др….

- Вам понравились выполнять такие работы? Сегодня вы сможете применить на уроке все навыки по оформлению работ в ИЗО искусстве.

Назови сказочных героев зимних сказок на отгаданную букву: А, С, К, З.

И сегодня на уроке каждый сам попробует придумать свою сказку.

-Вспомним, что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Чем отличается сказка от других литературных произведений?

- Назови композицию (структуру) сказки.

Вы знаете, сказку мы составили во вторник, у детей было мало времени на подготовку, будем доброжелательными зрителями.

(Где-то далеко-далеко в море плескаются, резвятся Капельки, играют в волнах моря)

- Поднимимся на поверхность, ближе к солнышку и погреемся.

(Выходит Солнце и направляет свои лучи к Капелькам. Капельки тянуться к Солнцу, превращаются в пар. Солнце поднимает их в несет вверх в облака)

-Я –Волшебник-Мороз. Я Мороз-Красный нос. Наряжаю все в ярко-белый цвет. А хотите я превращу вас в настоящих красавиц.

-Эх, вы, легкие паринки, превратитесь вы в снежинки, украшайте лес зимы, ныряжайте землю вы.

(Капельки становятся снежинками. Кружаться, порхают, танцуют.)

-Летите на землю. Там вас все увидят. Будут радоваться вам. Играть с вами. Любоваться вами.

(Снежинки опустились на землю)

А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнце. Пришли люди. Увидели порхающие в воздухе снежинки, стали рассматривать их, говорить им красивые слова.

Снежинки старались понравиться.

У вас на партах в группах лежит текст составленной нами сказки. У каждой группы задание:

Найди в сказке экспозицию
Найди в сказке завязку

Найдите развитее действий

Путешествие Капельки в природе.

Эта звёздочка резная на пальто и на платке!
Вся сквозная вырезная, а возьмёшь вода в руке!

Я жила в море маленькой капелькой.
Нам маленьким капелькам становилось всё холоднее, но всё равно нам было весело в море и, чтобы не замёрзнуть, мы играли в волнах, плескались.

Но вот однажды солнышко протянуло к нам свои лучики. Оно, наверное, хотело нас погреть. Солнышко подхватило меня и понесло вверх. Я оказалась в облаках, которые плыли по лазурному небу.

Тряхнул Мороз своей бородой, взмахнул своими руками, произнёс какие-то волшебные слова. И мы увидели, что превратились в белые лёгкие пушистые снежинки. Нам было так интересно, весело! Мы кружились, летали, порхали, танцевали. На нас дул ветер, отчего нам становилось ещё веселее.
А Мороз нам шептал:- Летите на землю! Там вас все увидят, и будут радоваться вам, играть с вами и любоваться.

И мы прилетели к вам на землю и очень рады этому.
Мы увидели, как радовались взрослые и дети, увидев в воздухе порхающие, кружащиеся снежинки. А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнышко. Мы видели, как пришли ребята на экскурсию, ловили снежинки и рассматривали нас. Ребята говорили много красивых слов о снежинках. А мы очень старались понравиться.

А какую часть мы не назвали? – (развязка)

Найдите и прочитайте развязку. (Чтение.)

Мы с вами назвали структурные компоненты любого литературного произведения. Чем отличается структура сказки? – Есть зачин, концовка. Какой зачин мы придумали к нашей сказке? А какую концовку вы придумали? Какие ещё в сказке бывают зачины? А концовки?

Что использует писатель, для того чтобы читатель мог образно представить все, что происходит в сказке?

У вас на столе лежит оценочный лист, он же является памяткой для составления своей сказки.

Теперь каждый сам попробует придумать сказку на зимнюю тему. И не просто придумать, а построить её по всем правилам построения литературного произведения , т.е. сконструировать.

А что значит сконструировать? – (из разных частей собрать целое.)

НАПИСАНИЕ СКАЗКИ. 7 минут

По оценочному листу выберите лучшую работу в вашей группе. 5 минуты.

- А теперь эту выбранную работу оформите, используя свои умения и материалы, которые есть у вас на парте. 3 минуты.


- А теперь подумайте, как вы эту работу представите. Какая группа готова?

Одна группа представляет свою сказку, а все остальные слушают и оценивают.

СЛУШАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ,

Какая группа готова оценить работу ребят?

У вас на столах лежат снежинки, каждая группа может подарить только одну снежинку, и объяснить за что.

Дети вручают снежинки.

- У нас есть большие снежинки, ею вы можете выразить свою зрительскую симпатию. Работа какой группы и сказка какой группы вам понравилась больше всего, той группе подари снежинку зрительских симпатий.

Поднимите снежинки и мы увидим какая группа сегодня на уроке работала лучше всех.

- Вы оценивали работу ребят, а теперь оцени свою работу. Отметь, что ты знаешь и что умеешь.

Сделай вывод: у вас на партах есть стикер. Напиши на нем своё имя и размести его на лестнице успеха.

Сказка делает нашу жизнь очень красивой, чистой, волшебной, помогает верить в лучшее, мечтать, совершать добрые поступки. Ведь сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!

Сказка помогает увидеть прекрасное в самом обычном и совершать в своей жизни и в жизни родных – чудеса. Пусть в вашей жизни будет побольше сказочных дней.

Спасибо всем за урок. Нам было работать с вами приятно. А вам?

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

« О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными.

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются .

В каком произведении и какой персонаж поет эту песенку Назови автора.

Я по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду !

Прочитай отрывок из произведения, узнай персонаж, назови произведение, автора.

Волшебница выдолбила тыкву до самой корки, потом прикоснулась к ней волшебной палочкой, и тыква мигом превратилась в золочёную карету. Потом волшебница заглянула в мышеловку и увидела, что там сидят шесть живых мышей. Она велела приоткрыть дверцу мышеловки. Каждую мышь, которая выскакивала оттуда, она трогала волшебной палочкой, и мышка сейчас же превращалась в красивого коня .И вот вместо шести мышей появилась превосходная упряжка из шести лошадей мышиной масти в яблоко.

Читайте также: