Конспект условия прорастания семян 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 7 класс

Тема урока: Прорастание семян

Дидактическая цель: Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме. Развивающая цель: Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их. Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитательная цель: Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе. Формы и методы работы: беседа, рассказ, проблемное исследование, работа с учебником, самостоятельная работа.

Оборудование и материалы: контрольные листы, результаты опытов (лабораторное оборудование), мультимедийный проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Организационный этап

Проверка домашнего задания . ( СЛАЙД 2 ) 1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. ( + )

2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. ( - )

3. Строение семян всех двудольных растений одинаково. ( + )

4. Первым у проростка появляется корешок. ( + )

5. Семядоля – корень зародыша. ( - )

6. Снаружи семена покрыты корой. ( - )

7. Через семявход в семя проникает вода. ( + )

8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. ( - )

9. Эндосперм – это образовательная ткань. ( - )

10. Главная часть семени – зародыш растения. ( + )

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению. Давайте вспомним, как устроено семя. ( СЛАЙД 3 ) Основная функция семян - распространение и размножение растений. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Прорастание семян - процесс роста зародыша. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют проростком. Для того чтобы семя проросло, зародыш должен быть живым. ( СЛАЙД 4 )

УЧИТЕЛЬ: Итак, тема нашего урока – прорастание семян. Давайте, ребята, вместе попробуем определить задачи нашего урока. Что мы должны сегодня выяснить? Учащиеся выдвигают гипотезы и главная из них – какие условия необходимы для прорастания семян. ( СЛАЙД 5 )

Сегодня нам предстоит заполнить схемы

1. условия прорастания; (на доске схемы)

2. Типы прорастания.

УЧИТЕЛЬ: Не все семена могут прорасти даже в благоприятных условиях. Как вы думаете, почему гибнут семена? Выдвигаются гипотезы: от механических повреждений, воздействия вредителей и болезней, длительности хранения. При сборе необходимо соблюдать условия для сохранения семян живыми, а также правильно их хранить.

- Какие условия необходимы, чтобы зародыш стал развиваться?

Отчет 1 группы. "Роль воды в прорастании семян".

В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли. ( СЛАЙД 6 )

ВЫВОД : Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

Отчет 2 группы. "Роль кислорода в прорастании семян".

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

ВЫВОД : толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли. ( СЛАЙД 7 )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дышат и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

Отчет 3 группы. "Роль температуры в прорастании семян".

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

ВЫВОД: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена. СЛАЙД 8 ), ( СЛАЙД 9 )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки. Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева .

Отчет 5 группы. Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян.

Проращивали семена дыни с одной семядолей и с двумя семядолями. Семена, имеющие две семядоли прорасли быстрее, а те, что с одной или не прорасли или прорасли плохо. ( СЛАЙД 10 ), ( СЛАЙД 11 ).

ВЫВОД: размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Отчет 6 группы. Влияние глубины заделки семян в почву. При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Одни семена посадили на глубину 2 см от поверхности почвы, а другие глубже. Те семена, которые были посажены ближе к поверхности почвы прорасли быстрее. (СЛАЙД 12 ), ( СЛАЙД 13 ).

ВЫВОД: При посадке семян необходимо учитывать глубину посадки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.

б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм

в) крупные сеют на глубину до 5 см

г) средних размеров - на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой - влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

Влияние света на прорастание семян.

Некоторым семенам для прорастания нужен свет. Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника. Некоторые семена прорастаю только на свету. Семена петуньи гибридной прорастут только на свету. Семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах прорастут при наличии света. Но для большей части семян присутствие света необязательно.

Мы добавляем к нашей схеме еще факторы, влияющие на прорастание семян.

Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Семена закладывают на хранение хорошо просушенными. (Задает вопрос "Почему?", учащиеся отвечают). В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Работа с учебником. СТР. 137 Какие типы прорастания семян существуют?

Различают надземное и подземное прорастание семян.

СИТУАТИВНАЯ ЗАДАЧА.

Представьте, что вы фермеры – агрономы. Какие факторы вы бы учитывали при посеве семян?

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.

Обобщение и систематизация знаний

Биологические задачи.

1. Учитель биологии попросил учеников собрать семена календулы. Школьники собрали семена в полиэтиленовый пакет, плотно завязали его, чтобы не рассыпать. Через несколько дней они сдали семена учителю. Однако, вместо хороших семян, учитель увидел почерневшие и влажные семена. Что произошло с семенами? Какую ошибку допустили школьники?

2. Каков биологический смысл пословицы: "От худого семени не жди доброго племени"? Мелкие и щуплые семена имеют маленький зародыш, содержат небольшой запас питательных веществ, прорастают медленно и недружно, дают маломощные всходы. Урожай семян таких растений низкий

3. Почему так говорят? "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит". Весной почва быстро высыхает и с посевом семян опаздывать нельзя. Иначе снизится урожай из-за несоблюдения условий посева семян.

4. Почему, прежде чем засыпать зерно в хранилище, его просушивают, проветривают и охлаждают? Во влажном и теплом хранилище семена не сохранятся. Они начнут прорастать, нагреваться, покрываться плесенью и гнить.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Домашнее задание: учить § 33. Отвечать на вопросы в конце параграфа.

развития познавательного интереса, формирование научного мировоззрения.

по описанию процесса рассмотреть типы прорастания семян: надземное и подземное;

на основании опытов и наблюдений доказать, что для прорастания семян необходимы: живой зародыш, запасные питательные вещества, вода, кислород воздуха, тепло;

выявить влияние изменения условий среды на прорастание семян;

сформировать умение проверять всхожесть семян и правильно осуществлять их посев.

Планируемые результаты обучения:

объяснение влияния условий среды на прорастание семян;

формирование приемов выращивания культурных растений и ухода за ними;

соблюдение правил работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием, натуральными объектами;

метапредметные:

находить достоверную информацию;

анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения;

исследовательские умение наблюдать, фиксировать результаты, делать выводы;

определять цель, проблему;

выбирать средства достижения цели;

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

осуществлять контроль своей деятельности и вносить коррективы в процессе проведения опытов.

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

представлять результаты проведенных опытов, сообщать их в устной форме;

организовывать работу в группе;

понимать позицию другого человека, преодолевать конфликты, вести диалог;

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

осознавать свои эмоции (адекватно выражать и контролировать) и черты характера;

осознавать ценность растений и необходимость ответственного, бережного отношения к ним.

Оборудование : коллекции семян, сухие и проросшие семена, проростки растений, результаты опытов, свидетельствующих о необходимости воды, воздуха, определенной температуры для прорастания семян; таблицы с изображением опытов, выявляющих значение различных условий для прорастания семян.

Ключевые слова и понятия : условия прорастания семян, потребность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолюбивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.

I. Актуализация и контроль знаний о семени как органе размножения цветкового растения; об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений. (Фронтальный опрос, обсуждение).

Являются ли следующие утверждения верными, свой ответ поясните.

Семя — вегетативный орган растения.

Семя является зародышем будущего растения.

Рубчик — след от повреждения семени скальпелем.

Семявход — маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен.

Эндосперм — особая запасающая ткань растения.

Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

Фасоль относится к двудольным растениям.

Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

Семядоли семени фасоли это первые зародышевые листья будущего растения.

Жизнь цветкового растения начинается с семян.

– Что такое семя? (дети отвечают) Вспомните, какова основная функция семян? (Дети отвечают.) Основная функция семян — распространение и размножение растений.

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности происходят так медленно, что их трудно заметить

- Когда зародыш семени начнёт развиваться? Когда семя попадает в благоприятные условия, оно прорастает и даёт жизнь новому растению.

Проблема: Как определить, какие условия являются благоприятными?

Как узнать, при каких именно условиях начинается прорастание?

Что нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?

Что нужно сделать для решения этой для решения этой проблемы?

Нужно поставить эксперименты.

II. Изучение нового материала

Сформулируйте тему нашего урока-исследования (Условия прорастания семян)

Сформулируйте цель исследования: изучить условия прорастания семян; проверить правильность поставленных нами гипотез или опровергнуть их.

А нужны ли нам эти знания? Кому они понадобятся? (мотивация) Всем, кто будет сажать и выращивать растения.

Класс заранее делится на группы. Перед каждой группой ставится определенная исследовательская задача, на уроке группы отчитываются о результатах, кратко рассказывают для всех суть эксперимента, выдвинутые при закладке опыта гипотезы, и результаты исследования.

Если есть возможность, опыты, доказывающие необходимость различных факторов для прорастания семян, лучше провести на уроке. Если опыт рассчитан на несколько дней, на уроке лучше всего демонстрировать результаты опыта, а условия проведения объяснить устно.

Примерные задания для групп:

Задание № 1. Решить исследовательскую задачу: Нужна для прорастания семян вода и кислород?

Задание № 2. Решить исследовательскую задачу: Влияет температура на прорастание семян?

Задание № 3. Решить исследовательскую задачу: Нужен для прорастания семян свет?

Задание № 4. Решить исследовательскую задачу: Нужна ли для прорастания семян земля?

Опыт, доказывающий необходимость воды и воздуха для прорастания семян

Оборудование : три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пшеницы или кукурузы), вода.

1.В три широких пробирки положим семена гороха или фасоли.

2.Семена в одной из пробирок оставим сухими (соответственно к ним есть доступ воздуха, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды, так чтобы она частично покрывала семена (эти семена имеют доступ воздуха и влагу), третью заполним водой до краев (то есть семена имеют достаточно влаги, но не имеют воздуха).

3.Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.

4.Через 5—6 дней посмотрим на результат.

Итог: семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); семена в пробирке, до верху наполненной водой, набухли, но не проросли; семена, частично залитые водой, набухли и проросли.

Вывод: семенам для прорастания необходимы вода и кислород воздуха.

Объяснение результатов опыта в процессе беседы

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. За счет проникнувшей в семя воды питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступны для зародыша. Попробуйте на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы.

Какую разницу вы заметили? Почему семена отличаются на вкус ?

Сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Это под действием воды и растворенных в ней особых веществ нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар). Сахар хорошо растворяется в воде и может проникать во все растущие части проростка. Соответственно семена лучше прорастают во влажной почве. Но в переувлажненной почве вода занимает все поры и вытесняет из нее воздух, поэтому в чрезмерно увлажненной почве семена не прорастут, а сгниют, так как у них не будет возможности дышать.

Опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно потребляют кислород (дышат)

Оборудование: две стеклянных банки с плотными крышками, проросшие семена гороха (или семена фасоли, зерновки пшеницы, овса).

1.Возьмем две стеклянных банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.

2.Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.

3.Через сутки посмотрим на результат.

Итог: через сутки откроем сначала пустую банку и опустим туда зажженную свечу. Свеча продолжает гореть. Потом откроем банку с проросшими семенами и опустим туда горящую свечу. Свеча потухла.

Вывод: в пустой банке состав воздуха практически не изменился, там содержится достаточно кислорода, чтобы поддерживать горение. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь содержащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив углекислый газ. (Необходимо напомнить детям, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ угнетает его.)

(Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие семена, а любые живые семена, просто у семян в состоянии покоя дыхание менее выражено.)

Опыт, доказывающий необходимость определенной температуры для прорастания семян

Оборудование : две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.

1.В две пробирки положим семена гороха и нальем небольшое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).

2.Поставим одну пробирку в темное, теплое (+18+20°С) место, а другую в холодильник (если на улице холодно, можно поставить пробирку на улицу).

3.Через 5—6 дней посмотрим на результат.

Итог : семена, которые находились в тепле, проросли, а семена, находившиеся в холодильнике, не проросли.

Вывод: для прорастания семян необходима определенная температура.

Но семенам некоторых растений требуются особенные условия для прорастания. (На предыдущем уроке нескольким ученикам (по желанию) дается задание найти информацию по особым условиям прорастания семян. На уроке они в течение 2—3 минут излагают сведения, которые им удалось найти. После чего учитель дополняет рассказ учащихся).

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, для чего семенам такое приспособление? (Дети отвечают.)

Эта особенность защищает семена растений умеренного климата от прорастания осенью. Иначе растение могло бы погибнуть зимой. Семенам других растений, таких как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожура становится более тонкой и способной пропускать влагу внутрь семени.

А как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспособление? (Дети отвечают.)

Это приспособление для распространения семян.

Какими должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом? (Дети отвечают.)

Плоды этих растений должны быть сочными и аппетитными для этих животных. Но есть еще более интересные приспособления семян для прорастания в определенных условиях. Например, в Северной Америке, существуют целые сообщества растений, семена которых прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, и семена растений прорастают только после того, как семенная кожура распадется под действием высоких температур. Это важно для этих растений, так как во время пожара освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Зная, какие условия необходимы для прорастания семенам тех или иных растений, человек создает все необходимые условия для благополучного прорастания семян и соответственно получения большего урожая.

Но на какую глубину необходимо погружать семена в почву? Если их заделать неглубоко в почву, они высохнут и не дадут урожая, а если закопать слишком глубоко, у семян (особенно маленьких) не хватит сил пробить толстый слой почвы. В целом можно вывести такое правило, что более крупные семена необходимо заделывать в почву набольшую глубину, а мелкие семена заделывают в почву неглубоко, чтобы у них хватило сил раздвинуть комочки земли и выпустить молодой побег на поверхность. Мелкие семена, например семена лука, моркови, мака, салата, сельдерея нужно сеять на глубину 1—2 см. Более крупные семена, такие как семена огурцов, редиса, помидоров, свеклы, заделывают в почву на глубину 2—4 см. Крупные семена гороха, бобов, фасоли, тыквы необходимо заделывать на глубину 4—5 см, иначе им не хватит влаги.

Итак, мы выяснили, что для прорастания семян необходимы основные условия: вода, влажность, определенная температура, а также живой зародыш, запасные питательные вещества. Но как происходит само прорастание семян? Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы. Такой тип прорастания называется надземное прорастание семян. Во втором случае, как например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве. В этом случае говорят о подземном прорастании семян.

III. Закрепление изученного материала.

Физминутка. Да –руки вверх, нет –руки вниз.

Для прорастания семени нужна вода?

Для прорастания семени нужен свет?

Для прорастания семени нужен воздух?

Для прорастания семени нужно тепло?

Для прорастания семени нужна земля?

Самооценка – Посовещайтесь и решите, кто из вашей группы работал немного лучше и внес больший вклад в ваше исследование.

Сделайте картину из семян. Для этого найдите как можно больше различных по размеру и окраске семян. Нарисуйте контуры изображения на листе картона. Приклейте семена с помощью клея так, чтобы они по своей окраске и структуре соответствовали вашему рисунку.

Задание для учеников, интересующихся биологией.

Проведите опыт, доказывающий необходимость наличия питательных веществ,

содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноценного развития проростка. Для этого возьмите несколько пророщенных семян фасоли. У трех проростков удалите все семядоли, у трех проростков оставьте половину семядоли, у трех — одну семядолю, а три оставьте целыми. Посадите проростки во влажную рыхлую почву и поставьте в теплое место. Не забывайте поливать вашу рассаду. Через 7—10 дней посмотрите на результат, и попробуйте его объяснить. По возможности сделайте на уроке доклад о результатах ваших опытов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для обучающихся с умственной отсталостью, с учётом особенностей развития обучающихся данной категории. Урок знакомит обучающихся с условиями необходимыми для прорастания семян. Развивает знания школьников о различных семенах растений. Корректирует внимание, мышление на основе упражнений в узнавании и определении, анализе-синтезе, сравнении. Воспитывает у обучающихся аккуратность при выполнении опытов.

О.Н. Козловская, учитель биологии.

Тема: Условия прорастания семян.

Класс: 7 класс.

Форма урока: стандартный.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I. Организационная часть.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Объяснение нового материала.

IV. Закрепление новых знаний.

Цели: 1. Познакомить учащихся с условиями необходимыми для прорастания семян.

2. Развивать знания школьников о различных семенах растений.

3. Коррекция внимания, мышления на основе упражнений в узнавании и

определении, анализе-синтезе, сравнении.

4. Воспитывать у учащихся аккуратность при выполнении опытов.

Оборудование:

- образцы семян различных растений;

- пакетики с семенами;

- проросшие семена растений (пшеница, фасоль);

- 4 химических стакана под номерами (1,2,3,4);

I. Организационный момент.

а) психологический настрой учащихся

Давайте улыбнёмся друг другу, пусть хорошее настроение сохранится у нас в течение всего урока.

б) проверка рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний.

Коррекционно-педагогический приём (узнавание и определение).

Предложить учащимся рассмотреть семена разных растений. Какие семена вам знакомы? Назовите их. Назвать оставшиеся семена.

Коррекционно-педагогический приём (сравнение).

Сравните семена по форме, окраске, размерам.

Мелкие семена рассмотрите с помощью лупы.

III. Объяснение нового материала.

Семена могут долго лежать без изменений (пример сохранения всхожести семян разных растений). Демонстрация пакетиков с семенами, купленных в магазине (учащиеся определяют срок годности семян указанный на упаковке).

Проведение опыта.

Возьмите 4 стакана, прикрепите к ним этикетки с номерами 1, 2, 3, 4.

На дно стаканов № 1, и № 4 положите промокательную бумагу или тряпочку, а на неё по 10 семян. Закройте их промокательной бумагой и смочите водой.

В стакан № 3 положите 10 семян и залейте их водой так, чтобы семена были полностью закрыты.

В стакан № 2 тоже положите 10 семян, но ни смачивайте их и не заливайте водой.

Стаканы закройте сверху стёклами. Стаканы с номерами 1, 2, 3 оставьте в комнате. Стакан № 4 поставьте в холодильник.

Прорастая, семена начинают усиленно дышать. У стаканов с номерами 1, 2, 4 время от времени приоткрывайте стекло, чтобы к семенам поступал воздух. Со стаканом № 3 этого делать не надо.

Через некоторое время вы обнаружите, что семена проросли только в стакане № 1.

Вывод (делают учащиеся):

Тепло, влага, воздух – это условия, необходимые для прорастания семян.

Демонстрация проросших семян пшеницы и фасоли (учащиеся рассматривают семена с помощью лупы).

Коррекционно-педагогический приём (сравнение).

Сравните всхожие и невсхожие семена. Можно ли по внешнему виду семян определить, что они не всхожие?

Определение учащимися причин невсхожести семян:

- неправильное или слишком длительное хранение.

Вывод: прорастают семена только с живым зародышем. Это всхожие семена.

Что входит в состав почвы? (ответы учащихся: воздух и вода).

Вывод: Семена в почве прорастают потому, что в ней есть условия, необходимые для их прорастания.

IV. Закрепление новых знаний.

Ведите наблюдения за прорастанием семян в опыте, заложенном на уроке. Свои наблюдения записывайте в рабочую тетрадь (задание 34).

Вывод: Прорастают семена только с живым зародышем. Кроме того, для прорастания семян нужны влага, тепло, воздух. Такими условиями смена обеспечивает почва.

V. Итог урока.

Сегодня мы с вами познакомились с условиями прорастания семян.

Вы узнали много нового о различных семенах растений. Вы увидели, как прорастает семя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков; продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

· Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.

· Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.

· Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

· Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

· Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

· Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

· Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Перед учащимися учитель ставит цель, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10дней до урока учащиеся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за процессом прорастания, ухаживают за прорастающими семенами и проростками.

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле. Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.

Но чтобы продолжать использовать дары растений, человек должен знать, как за ними ухаживать, правильно выращивать, проращивать.

Вопрос: С чего начинает свою жизнь растение?

Ответ: Растение начинает свою жизнь с семени.

Вопрос: Что такое семя?

Ответ: Семя – приостановившийся в своем развитии зародыш.(запись в тетрадях)

Учитель: Давайте вспомним, из чего состоит семя?

Учитель вместе с учащимися вспоминают все части семени, рассматривают их и делают записи в тетрадях.

Сейчас не время для проращивания семян, но тем не менее вы все их прорастили и я вместе с вами. Молодцы!

Семена пшеницы, кукурузы, гороха и других растений длительное время хранятся в сухом состоянии в зернохранилищах. Известны случаи сохранения всхожести семян в течение десятка лет. Семена, найденные в толще льда, гробницах, не теряют жизнеспособность даже сотни лет.

Вопрос: Давайте подумаем, что же такое прорастание?

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Образовавшееся растение из семени называется проростком. Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Семена должны пережить состояние покоя.

Вопрос: В чем значение этого состояния?

Ответ: Важное приспособительное значение, так как предохраняет семена от преждевременного прорастания.

Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем, так как он может погибнуть от поражения вредными насекомыми, от пересыхания, от длительного хранения семян и других причин. Чтобы вырастить высокий урожай культурных растений, человек заботится о посевном материале.

Проблема: А как получить здоровый, полноценный и крепкий проросток? Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в течение сегодняшнего урока.

В процессе прорастания семян выделяют свои этапы, каждый из которых выполняет свою функциональную нагрузку.

Этапы прорастания семян:

1 этап – Поглощение воды

2 этап – Набухание семян

3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.

4 этап – Появление корешка.

5 этап – Появление зародышевого побега.

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый

видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег.

Вопрос: Какие же условия необходимы для того, чтобы семя проросло?

Попробуем провести исследование.

Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, пища, свет.

1.Исследуем необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

Для этого: в первый стакан поместили сухие семена тыквы, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо разное количество воздуха и воды. Например, семена риса прорастают даже под водой при очень маленьком количестве воздуха. После посева риса поле заливают водой. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастут.

2.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15 +18 градусов по Цельсию (это теплолюбивые растения). Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса по Цельсию( это холодостойкие растения). Рассмотреть рисунок № 136 в учебнике)

Эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Читайте также: