Конспект урока порядок слов в предложении 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цель: раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении.

I. Проверочный диктант

Текст записывается под диктовку учителя, учащиеся выполняют графический разбор знаков препинания и наиболее значимых, с их точки зрения, орфограмм.

Цель задания - научить проверять текст. (Работы проверяются учителем.)

Подобрать и записать 10 слов на правописание проверяемых безударных гласных и 10 слов - на правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

II. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов

- Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слое считается свободным.)

- Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)

- Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

1. Я встретил учителя брата. - Я встретил брата учителя.

2. Москва - столица России. - Столица России - Москва.

3. Наша задача - учиться. - Учиться - наша задача.

4. Брат вернулся больной. - Больной брат вернулся.

- Какой вывод можно сделать? (Порядок слое имеет синтаксическое значение.)

- Что вы знаете о прямом и обратном порядке слов? Какую стилистическую функцию они выполняют в предложении, в контексте?

Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь) С радостью принял он эту весть.

- Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)

- Всегда ли оправдан обратный порядок слов в предложении? (Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности, но ими нужно умело пользоваться. По словам А. М. Пешковского, если прямой порядок слов воспринимается как норма, то стилистическое применение обратного порядка должно быть эстетически оправдано. Неоправданная инверсия приводит к стилистическим ошибкам, искажению смысла фразы или к двусмысленности.)

III. Анализ предложений

На стендах. афиши и плакаты о выступлениях И. Оренбурга на немецком, французском, чешском, польском и других языках.

(Имелись в виду афиши и плакаты на разных языках, а не выступления писателя.)

Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Нина Петрова, которая в этом году значительно увеличилась в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

(Речь идет об увеличении практики, смысл искажен из-за неудачного порядка слов.)

- Определите стилистическую нагрузку слова в начале и в конце предложения.

1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 2. Из одного окошечка тускло светил огонек. 3. Судьбы свершился приговор. 4. Тут сгорел мой приятель со стыда. 5. Развязка же наступила неожиданная. 6. Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. 7. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. 4

IV. Подведение итогов урока

- Какую роль выполняет порядок слов в предложении?

- Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?

1. Подготовиться к контрольной работе. Повторить изученный материал по синтаксису простого предложения.

2. Задание на перспективу:

а) повторить правописание производных предлогов;

Канцелярские слова и выражения не только снижают качество литературной речи, они влекут за собой такие нежелательные явления, как речевые штампы, слова-паразиты, слова-сорняки, тавтологию и т. д.: поставить во главу угла, имеет место штурмовщина, тесно увязывать беседы с задачами текущего момента и т. д.

В лексически бедной речи нередко встречаются так называемые слова-паразиты, слова-сорняки: значит, так сказать, вообще, ну, вот и др. Эта особенность нелитературной речи используется писателями для речевой характеристики действующих лиц:

Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим. (А. Чехов)

Таким образом, оправданные в известной мере в официально-деловой речи, канцеляризмы оказываются неуместными в других речевых системах, где их употребление не связано со стилистическим замыслом.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

Имена собственные в предложении

Деепричастные обороты :

А) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

Неоправданная инверсия Типы ошибок Примеры с ошибками Неоправданная инверсия Правильные примеры Глаза его прикрывали стёкла очков Стёкла очков прикрывали его глаза

Неоправданная инверсия

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

Прямой порядок слов: 1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт) 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь ) 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба ) 4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья ) 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт ) Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Например, Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

Прямой порядок слов:

1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь )

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба )

4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья )

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт )

Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения. 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины. 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит. 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах. 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться. 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей. 6. Перед нами пример людей того времени высшего света. 7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки.

Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения.

1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

6. Перед нами пример людей того времени высшего света.

7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст? Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Прочитайте стихотворение А.К.Толстого.

Определите стиль и тип речи.

К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации.

Язык неистощим в соединеньи слов…
А. С. Пушкин

Порядок слов – главная сокровищница русского языка.
А. М. Пешковский

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они пришли посмотреть на то, как мы умеем работать.

Сегодня мы продолжаем разговор о средствах художественной изобразительности русского языка.

Тема нашего урока - Порядок слов в предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с новыми выразительными средствами языка, углубить знания о сочетаемости слов в предложении, обобщить знания о том, что слова в языке выбираются в зависимости от ситуации.

2. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание – ваши письменные работы, в которых вы учились использовать в тексте гиперболы и синекдоху.

- Что такое гипербола?

- Гипербола – это художественное преувеличение.

- Что такое синекдоха?

- Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями.

Прочитайте свои миниатюры, написанные дома, в которых вы употребили синекдоху и гиперболу.

3. Погружение в тему.

Мы с вами знаем теперь, какие выразительные средства может использовать автор в своем произведении, но мы не обращали внимание на синтаксис, на то, как построено предложение.

Как вы думаете, что значат слова А. С. Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык неистощим в соединеньи слов…”.

Учитель делает вывод.

- Для выражения своей мысли человек использует различные слова.

- В зависимости от цели высказывания выбираются форма речи и средства связи слов.

- Разные речевые ситуации требуют своих правил.

4. Объяснение нового материала.

Давайте посмотрим, какие же существуют правила построения предложений в тексте.

Обратимся за информацией к учебнику.

Прочитаем эти правила.

  • не повторять одни и те же слова, не строить одинаково стоящие рядом предложения;
  • использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля;
  • использовать порядок слов для передачи смысла высказывания.

Но в русском языке, несмотря на все правила, есть и другие разнообразные возможности, которые позволяют сделать речь более выразительной. Это, прежде всего, порядок слов в предложении. Александр Матвеевич Пешковский (известный ученый-руссист) отметил, что “порядок слов – главная сокровищница русского языка”.

Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”.

Упр.78, стр.76.

Обратите внимание на то, как проявляются здесь три названных нами правила.

Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки; где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.
Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал.

Найдите языковые средства, которые вы уже знаете.

Лил как из ведра – синекдоха.

- Что такое синекдоха?

Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза прошла, ручьи бегут – олицетворения.

- Что такое олицетворение?

- Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных мыслить, действовать, чувствовать.

- Как проявляются в данном отрывке названные правила?

- Как построены предложения?

- Все предложения начинаются с разных членов предложения (1 - глагол-сказуемое, 2 – союз, 3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное местоимение-обстоятельство, 5 – существительное-подлежащее).

- Все предложения построены по-разному (1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами связи, 3- сложное бессоюзное, 4 – сложноподчиненное, 5 – простое с однородными сказуемыми).

- Что еще необычного в построении предложений вы заметили?

- Слова стоят в необычном порядке.

- Обратите внимание, что сказуемое стоит перед подлежащим, определение после определяемого слова. Это нехарактерно для русского языка.

- Найдите такие примеры в тексте примеры.

- Была гроза, помутились речки, прошла гроза, гроза сильная.

- Как же называется это явление?

Посмотрим определение в учебнике и откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей таблице.

Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка.
Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.

5. Закрепление нового материала.

Очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют инверсии.

Мы видели, как владел этим мастерством Л. Н. Толстой в прозаическом тексте.

Обратимся к лирике.

Прочитаем отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”.

Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся под кущей зеленой…
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан…
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

- Мы с вами научились находить инверсии в тексте.

У вас на столах лежат карточки с текстом.

Лес роняет багряный свой убор,
Мороз сребрит увянувшее поле,
День проглянет, как будто поневоле,
И за край скроется окружных гор.

Поменяйте местами подлежащее и сказуемое, чтобы получился авторский текст.

На эту работу вам отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы.

Работа проводится в парах.

Прочитаем то, что у вас получилось.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

- У кого получился такой же вариант стихотворения, встаньте.

(Если есть неправильные ответы, то их нужно проработать).

- Для чего автор использовал инверсию?

- Чтобы читатель обратил внимание на главные слова.

- Инверсия помогает выделить самое важное в тексте.

- Теперь вы знаете, что такое инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может правильно находить и использовать порядок слов в предложении.

Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. На эту работу отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы. Те, кто из вас сделают раньше времени, могут встать. Выполняем это задание в группах по 4 человека.

По зимней, скучной дороге
Борзая тройка бежит,
Однозвучный колокольчик
Гремит утомительно.

Прочитаем, что у вас получилось. Поднимите руки те, у кого получился иной вариант ответа.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

6. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке вы познакомились с новым выразительным средством.

- Это необычный порядок слов в предложении.

- Вы научились находить инверсию в тексте, выяснили, для чего она нужна.

- Для чего же используется инверсия в художественных произведениях?

- Помогает выделить значимые слова.

- Помогает создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

7. Домашнее задание.

- А теперь примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите несколько предложений или связный текст (по выбору).

На столах лежат разноцветные карточки, в которых указаны темы мини-сочинений, а также опорные слова и словосочетания. Они помогут вам в работе. Ребята, которые чувствуют себе силы написать сочинение-миниатюру, выбирают зеленые, которые сомневаются – желтые.

На это задание вам дается 7 минут.

Время будут отсчитывать настенные часы и музыка.

Зеленая карточка

1. “Люблю я пышное природы увяданье”.
А. Пушкин

2. “В багрец и золото одетые леса”.
А. Пушкин

3. “Здравствуйте, дни голубые, осенние”
В. Брюсов

4. “Шумит золотой дождь”.
Н. Сладков

Желтая карточка

Опорные слова и словосочетания.

Осенний, сонные березки, блеск холодный солнца, воздух желтоват, лес золотой, пожухла листва; листья, когда-то зеленевшие; лучи последние, слетают листы, лес поредевший, аромат опавшей листвы; листва огненная, сухая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Порядок слов в предложении.

Цели:

Образовательная: формировать умение детей устанавливать порядок слов в предложениях.

Развивающая: развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, эстетическое восприятие действительности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев.

Ваши пальцы все проснутся.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд,
Быть здоровыми хотят!

- Запишем сегодняшнее число.

II. Актуализация прежних знаний.

Повторение правила на с.148.

- Вы любите загадки? Тогда слушайте, ребятки.

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

Открываются слова: появился, в, подснежник, лесу.

- Ребята, посмотрите подул легкий весенний ветерок и разлетелись слова. Давайте попробуем собрать их в предложение.

- Назовите мне, пожалуйста, о каком предмете здесь говорится?

- Что произошло с подснежником?

- Где он появился?

- Первым словом в предложении будет какое слово?

-Что оно обозначает?

- В каждом предложении есть главное слово, которое обозначает предмет, и от которого зависят остальные слова.

- Подснежник (что сделал?) появился, появился (где?) в лесу.

- в любом предложении существует порядок слов. И сегодня мы будем учится соблюдать его.

- Рассмотрите рисунок и прочитайте слова.

- Из данных слов составьте предложение, какое слово будет первым?

- Составьте схему предложения. Укажите первое слово. С какой буквы начинается оно? Чем заканчивается предложение?

Слово из словарика: молоко.

- Объясните орфограммы в этом слове. (непроверяемые безударные гласные в корне)
- Из какого словаря мы сможем узнать правописание данного слова?
- Найдите это слово и посмотрите, как оно пишется. (Работа с орфографическим словарём).
- Теперь, составьте с этим словом предложение. (Выслушиваются ответы детей).

V. Подведение итогов.

- Вам понравился урок?
- Чему вы научились?

VII. Д.З. Стр.151 упр.3

Тема урока: Порядок слов в предложении.

Образовательная: формировать умение детей устанавливать порядок слов в предложениях.

Развивающая: развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, эстетическое восприятие действительности.

I. Организационный момент.

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев.

Ваши пальцы все проснутся.
И друг другу улыбнутся.
На зарядку встанут в ряд,
Быть здоровыми хотят!

- Запишем сегодняшнее число.

II. Актуализация прежних знаний.

Повторение правила на с.148.

Знакомство с новой темой.

- Вы любите загадки? Тогда слушайте, ребятки.

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

Открываются слова: появился, в, подснежник, лесу .

- Ребята , посмотрите подул легкий весенний ветерок и разлетелись слова. Давайте попробуем собрать их в предложение.

- Назовите мне, пожалуйста, о каком предмете здесь говорится?

- Что произошло с подснежником?

- Где он появился?

- Первым словом в предложении будет какое слово?

-Что оно обозначает?

- В каждом предложении есть главное слово, которое обозначает предмет, и от которого зависят остальные слова.

- Подснежник (что сделал?) появился, появился (где?) в лесу.

- в любом предложении существует порядок слов. И сегодня мы будем учится соблюдать его.

- Рассмотрите рисунок и прочитайте слова.

- Из данных слов составьте предложение, какое слово будет первым?

- Составьте схему предложения. Укажите первое слово. С какой буквы начинается оно? Чем заканчивается предложение?

Закрепление.

Слово из словарика: молоко.

- Объясните орфограммы в этом слове. (непроверяемые безударные гласные в корне)
- Из какого словаря мы сможем узнать правописание данного слова?
- Найдите это слово и посмотрите, как оно пишется. (Работа с орфографическим словарём).
- Теперь, составьте с этим словом предложение. (Выслушиваются ответы детей).

Читайте также: