Бранное трудное время степь как образ родины в повести гоголя конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Краткое описание: Урок усвоения новых знаний, второй в изучении темы, ориентирован на Федеральные государственные требования. Урок-поиск. Цели и результаты спланированы в соответствии с требованиями ФГОС. Деятельность обучающихся направлена на формирование универсальных учебных
Урок литературы 6 класс
Цель деятельности учителя:
- создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
- организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения;
- распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,
- объясняют авторскую позицию,
- выразительно воспроизводят текст.
- оценивают результаты своей - чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;( регулятивные УУД)
- умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)
- умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)
- соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма урока: Урок-поиск
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности
- Определите место эпизода в сюжете?
- Куда отправляются герои?
- О чем думает каждый из них? (домашнее задание - сжатый пересказ).
- Как раскрывает состояние героев музыкальное сопровождение эпизода?
(музыка напряженная, тревожная, неизвестно, что готовит судьба героям)
Однако очень скоро настроение казаков меняется.
- Что вызвало перемену в настроении героев? Выберите из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор: случайная встреча - обращение Тараса Бульбы к сыновьям - дорожные впечатления - окружающая обстановка - происшествие.
Все впечатления связаны со степью, по которой ехали казаки.
Выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером, ночью (сопровождается презентацией)
Составление ассоциативной грозди
СТЕПЬ - простор, широта, безграничность, свежесть, красота, очарование, свобода…
Пейзаж (фр. pays - страна, местность) - описание (изображение) природы в художественном произведении
Художественный образ - картина человеческой жизни, творчески воссозданная автором
Ассоциативный ряд, возникающий при чтении описания степи, многограннный, в нашем представлении возникает картина.
Формулирование темы учениками по ключевым словам: Степь как художественный образ (какой?) формулировка не завершена
Выявление затруднения: этот образ имеет скрытый смысл. Наверное, существует какая-то невидимая связь между казаками, их мыслями, характерами и степью.
Формулирование целей урока (совместно с учениками):
- выяснить, почему степь изменила настроение казаков?
- определить, какую смысловую нагрузку имеет образ степи;
- найти ключевое слово темы урока.
III. Работа по теме:
- Степь влияет на героев: они ее видят. Но незабываемое впечатление описание степи производит и на нас, читателей. Почему?
Работа с эпиграфом:
Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми
Как ответил на наш вопрос великий критик?
Гоголь - величайший мастер слова - изобразил степь так, что мы ее видим, слышим, чувствуем так же, как его герои.
Организация исследовательской деятельности:
Задача: исследовать художественно-изобразительные средства языка Гоголя, зрительные, звуковые и цветообразы, использованные при описании степи; выяснить, какую смысловую нагрузку несет образ степи в повести, составить кластер.
Задания для групп (конкретизация заданий совместно с учениками):
- Найти в тексте и выписать средства создания художественного образа степи;
(2 группы работают с тропами и зрительными образами, 2 другие - с цветовыми и звуковыми образами; при представлении результатов принимаются дополнения, создаются условия для взаимопроверки и самооценивания)
- Определить значение и цель использования;
- Выписать слова, в которых передается отношение автора к степи;
Исследовательская работа в группах:
Зрительные образы: пирамидальная верхушка дрока, зонтикообразная кашка, ястребы в небе, чайка, поднимающаяся из травы, вереница лебедей, летевших на север, обитатели степи: куропатки, дикие гуси, пестрые суслики.
Художественно-изобразительные средства языка:
- эпитеты: девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны;
- сравнения: растения как лес; обольстительный, как морские волны, ветерок; крик лебедя, как серебро;
- метафоры: степь - пустыня, океан; красные платки лебедей по темному небу; волны диких растений; звезды - блестящие искры светящихся червей; красные платки лебедей;
- олицетворение: звезды глядели, ветерок дотрагивался до щек;
Представление результатов исследовательской работы с текстом каждой группы (составление кластера).
- Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Отношение автора к степи передано в словах:
Автор, изображая степь, испытывает любовь, восхищение, изумление, восторг. Чувства переполняют душу автора, передаются героям.
Такое восприятие степи свойственно всем, кто попадает в степь?
Активизация поиска ключевого слова:
Театрализация (воображаемый монолог француза Дефоржа о своих дорожных впечатлениях - опережающее групповое задание)
Для казаков степь - родная земля, родина, потому это удивительное место на земле вызывает восторг автора и героев. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь - обобщенный образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.
V. Рефлексия (определение смысловой доминанты образа степи):
Безбрежная, необъятная Прекрасная, удивительная
Восхищает, удивляет, завораживает Успокаивает, утешает, ласкает
Степь рождает героев Степь - родина для казаков
Уточнение формулировки темы: Степь как художественный образ родины-матери
Вывод: Степь - мать для героев повести Н.В.Гоголя. Только лишь мужественные, сильные люди, наделённые широтой души и щедростью сердца, могут быть достойными матери-степи.
Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).
Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Презентация к уроку, которая соответствует требованиям и необходима для наглядности и иллюстрации некоторых элементов урока.
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Урок по произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" Тема: "Образ степи как образ Родины в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". (6 класс, литература).
Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.
Днём степь светится яркой изумрудностью и
оглашается пением самых разнообразных птиц, а
под вечер начинает источать приятное
благовонное марево от различных трав. Таким
образом, степь представляет собой удивительное
пространство, в котором красота выражается в
самых разных формах.
Необыкновенная красота природы и осознание
того, что это удивительное место на земле – милая
сердцу родина, вызывают восторг автора и его
героев.
Степь – обобщённый образ родины. Ради неё
казаки совершают подвиги.
Слайд 2
Цели урока: через образы главных героев- Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время,в котором они жили; сопоставить характеристики главных героев и понять,что даёт это нам для раскрытия основной идеи произведения; вырабатывать умение работать с художественным текстом; попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал увидел в той эпохе; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, учиться толерантности.
Слайд 4
Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Н.В.Гоголь
Слайд 6
Есаул - средний офицерский чин в казачьих войсках Бусурман - иноверец, иноземец Смутно - печально Курень - шалаш, в котором жили запорожцы Рада - совет Казан - котёл Хорунжий - знаменосец
Слайд 8
Слайд 10
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Читайте также: