Десятичная система счисления 5 класс конспект урока по математике

Обновлено: 05.07.2024

Цель. Обобщение и углубление знаний учащихся о натуральных числах. Расширение понятия классов и разрядов.

Проверка домашнего задания.

Какие числа называются натуральными?

Число - это понятие, отражающее количество.

Назовите наименьшее натуральное число. Существует ли наибольшее натуральное число?

Десятичная система записи натуральных чисел.

Практическая деятельность потребовала от человека не только умения считать, но и умения записывать числа. В старину для за­писи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и чёр­точки, и буквы, и т. п.

Египтяне за 3000 лет до н. э. применяли, в сущности, десятич­ную систему счисления. Единицу они обозначали знаком , деся­ток- , сотню - . Число 345 записывалось так:

В России до XVII века числа записывали буквами славянского алфавита. Числа от 1 до 9 записывали так:

Над одной или несколькими буквами ставили особый знак (тит­ло), чтобы подчеркнуть, что полученная запись не буква, не слово, а число:

В настоящее время принята десятичная система записи чисел (де­сятичная система счисления), в которой числа записывают при по­мощи десяти знаков (цифр): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Эти знаки называют цифрами.

При этом одна и та же цифра имеет различное значение в за­висимости от того места (позиции), где она расположена в записи числа. Например, в записи числа 777 первая справа цифра 7 озна­чает семь единиц, вторая - семь десятков, третья - семь сотен.

Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10. Десять единиц называют десятком, десять десятков - сотней, де­сять сотен - тысячей и т. д.

Римская система (непозиционной системы, счисления без нуля). В ней числа записывают с помощью сле­дующих цифр:

I = 1, V = 5, Х=10, L = 50, С=100, D = 500, М = 1000.

Если меньшая цифра стоит после большей, то она прибавляет­ся к большей: XV =15, XVI = 16. Если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается из большей: IV = 4, IX = 9, ХL = 40, ХС = 90, СD = 400, СМ = 900. В других случаях правило вычитания не применяется. Числа от 1 до 21 обозначают так:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI.

Римскую систему нумерации используют и сейчас для обозна­чения веков, глав в книгах и т. п.

Древняя вавилонская систе­ма счисления была шестидесятеричная. Следы этой системы сохрани­лись сейчас в единицах измерения времени:

1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с.

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют одно­значными, а записанные несколькими цифрами - многозначными: двумя - двузначными, тремя - трёхзначными и т. д.

Например, 1, 7, 9 - однозначные числа; 10, 77, 99 - двузнач­ные числа; 100, 357 - трёхзначные числа; 537 633, 987 345 - ше­стизначные числа.

Первая цифра справа в десятичной записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифра справа - цифрой второго разряда и т. д. Каждые 10 единиц любого разряда составляют одну единицу следующего (более высокого) разряда.

Первую цифру слева в записи натурального числа называют цифрой высшего разряда. Она всегда отлична от нуля.

Чтобы прочитать многозначное число, цифры в его записи раз­бивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа на­лево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.

Первый класс справа называют классом единиц, второй - клас­сом тысяч, третий - классом миллионов, четвёртый - классом миллиардов и т.д.

Пример 1. Прочитать число 148951784296.

Выделим в нём классы: 148 951 784 296 и прочитаем число единиц каждого класса слева направо:

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296.

Каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.

Пример 2. Запишите число в виде суммы разрядных слагаемых:

1) 3 278 = 3  1000 + 2  100 + 7  10 + 8  1;

2) 5 031 = 5  1000 + 0  100 + 3  10 + 1  1 = 5  1000 + 3  10 + 1  1;

3) 3 700 = 3  1000 + 7  100 + 0  10 + 0  1 = 3  1000 + 7  100.

Уч.с.9 № 9. (Устно). Сколько знаков используют для записи натуральных чисел в десятичной системе? Как называют эти знаки?

Уч.с.9 № 10. (Устно). Какие цифры могут стоять в любом разряде числа, кроме выс­шего?

Уч.с.9 № 11. (Устно). Какие цифры могут стоять в высшем разряде числа?

Уч.с.9 № 12. (Устно). Прочитайте следующие числа:

10, 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000, 10 000 000.

а) 1 тысячи, 2 сотен, 3 десятков и 5 единиц (1 235);

в) 8 сотен и 6 десятков (860).

Уч.с.9 № 20(а-в). Запишите числа:

а) триста двадцать (320);

б) сто тридцать тысяч пятьдесят (130 050);

в) двести восемь тысяч двадцать четыре (208 024);

Уч.с.9 № 19(в,д,е,з). Прочитайте следующие числа, запишите их в виде суммы разрядных слагаемых:

в) 2945 = 2  1000 + 9  100 + 4  10 + 5  1;

д) 102 = 1  100 + 0  10 + 2  1 = 1  100 + 2  1;

е) 150 = 1  100 + 5  10 + 0  1 = 1  100 + 5  10;

3) 10 504 = 1  10 000 + 0  1000 + 5  100 + 0  10 + 4  1 = 1  10 000 + + 5  100 + 0  10 + 4  1.

Тема урока: Десятичная система счисления.

Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация.

Цели урока:

· Обучающие: знакомство учеников с учебником, введение понятия натураль­ного числа.

· Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.

· Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

Планируемый результат.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

коммуникативные - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слу­шать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументи­ровать свое мнение и позицию;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства

Натуральные числа – числа, которые используют при подсчёте предметов.

Натуральный ряд – последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.

Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

Обязательная литература

  1. Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2019. – 276 с.
  2. Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.

Дополнительная литература

  1. Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
  2. Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
  3. Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С древних времен у человека была потребность в счёте.

Числа, которые используют при подсчёте предметов, называют натуральными числами.

Таким образом, числа: один, два, три, …, десять, …, сто, …, тысяча, …, миллион и так далее – это натуральные числа.

Натуральные числа один, два, три, четыре, пять и так далее, записанные в порядке возрастания и без пропусков, образуют ряд натуральных чисел.

Стоит отметить, что самое маленькое натуральное число – единица (1). В натуральном ряду каждое следующее число на 1 больше предыдущего. Натуральный ряд бесконечен, наибольшего числа в нём нет.

В настоящее время принята десятичная система записи чисел (десятичная система счисления), в которой числа записываются при помощи десяти знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – эти знаки называют цифрами.

Одна и та же цифра может иметь различное значение в зависимости от позиции, где она расположена в записи числа. Например, в записи числа пятьсот пятьдесят пять первая справа цифра пять означает пять единиц, вторая – пять десятков, третья – пять сотен.


Вот поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами – многозначными: двумя – двузначными, тремя – трёхзначными и т. д.

Например, числа 1, 8, 9 – однозначные числа; 10, 66, 89 – двузначные числа; 111, 145 – трёхзначные числа; 123456 – шестизначное число.

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называются классами.

Первый класс справа называют классом единиц, второй – классом тысяч, третий – классом миллионов, четвёртый – классом миллиардов и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: доска, медиапроектор, презентация, задания для выполнения на уроке,

учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина , 2009. – 280 с.:.

Рабочая тетрадь .Часть 1, Часть 2. Математика. 5кл. к учебнику Зубаревой, Мордковича. 2013 -112с

Читайте также: