Конспект уроку внутрішня будова птахів

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Сформировать знания об особенностях внутреннего строения птиц, связанных с полётом .

1. Ознакомить учащихся с особенностями внутренн ей организации класса Птицы в

связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

2. Продолжить формирование умения распознавать органы и их принадлежность к

3. Развивать умение выделять главное, анализировать информацию

4. Развивать навыки применять знания в новой ситуации

Технологии : ИКТ, здоровьесберегающие технологии , проектная деятельность.

Формы организации учебной деятельности : групповые, фронтальные, парные.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточки с заданиями, современные средства ИКТ:

(компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор), лэпбук.

Учитель: Добрый день ребята. Говорят, улыбк а – это поцелуй души. Я дарю вам свою улыбку.

Надеюсь это взаимно. Присаживайтесь. Надеюсь, что мы с вами сег одня очень дружно

Учитель: У вас на столе лежат карточки. Подн имите их вверх, пок ажите друг другу. По моему

сигналу вам необходимо будет объ единиться в группы, общаясь между собой. Но

принцип построения вы выбираете са ми. Сколько групп образова ть вы тоже

определяете самостоятельно. Единственно, вы ограниченны во времени.

( 1 минута – дети формируют группы, объясняют свой выбор)

Учитель: Объясн ите, почему вы объединились в эту группу? (пресмыкающиеся, ры бы, птицы,

Учитель: Что объединяет все эти группы? ( царство – животные, хордовые )

Учитель: Н азовите п ризнак, п о которо му можно объединить 3 группы, а одна из данного списка

выпадает? Что это з а групп а? ( выпадает группа пресмыкающих ся , т.к. этих

животных нет на Камчатке , осталь ные 3 группы – это животные, обитающие на

Учитель: У нас произошло небольшое чудо, образовались новые команды. ( Стол №1, №2, №3,

Учитель: Работать мы будем сегодня в группах, на основе к омандной деятельности, с

элементами проектной работы. Обратите внимание, у вас на столах закреплены

номера. Отвечать вы будете согласно своему номеру. В ходе урока мы будем ра ботать

с печатной тетрадь ю, в ыполнять различные задания, за которые вы получите баллы, а

Учитель: Работая в группе, необходимо соблюдать определённые правила. Давайте попробуем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра географии и экологии

Автор: учитель биологии и географии

Внутреннее строение птиц

Сформировать знания об особенностях внутреннего строения птиц

Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ .

Воспитательные : Продолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.

Развивающие: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям: выделительная, пищеварительная, нервная, репродуктивная системы; объяснить характерные особенности всех систем.

Организация образовательного процесса

География, математика, экономика, экология

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы( цифровые образовательные ресурсы)

1.Социальная сеть работников образования nsportal . ru

Вводимые на уроке понятия: железистый желудок, мускульный желудок, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки.

Деятельность учителя (работа с ЦОРами, методы обучения) / деятельность ученика.

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим изучать строение птиц.

2. Актуализация опорных знаний

Устный фронтальный опрос по вопросам:

Рассказать о строении скелета птиц. Указать элементы скелета, указанные цифрами.

hello_html_m2bf17ed5.jpg

Назвать отделы позвоночника

(Шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10 позвонков), поясничный, крестцовый, хвостовой)

Назвать элементы скелета, обозначенные цифрами

Назвать мышцы, имеющие важное значение для полета, указать их функции и расположение

(2-большие грудинные мышцы опускают крылья, 1-подключичные мышцы поднимают крылья).

Ответить на вопросы:

1. Исключите лишнее:

а) лопатки; в) вороньи кости; б) ключицы; г) плечевая кость.

2 . Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:

Локтевая кость – предплечье большая берцовая кость – ?

а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.

3. Обобщите следующие понятия одним:

локтевая кость, плечевая кость, кости кисти – .

а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;

б) первый шейный позвонок; г) крестец.

5. Наука о птицах — это:

а) птицеводство; в) кинология; б) орнитология; г) зоология.

Ответы: 1 – г; 2 – а; 3– передняя конечность; 4 – б ; 5 – б.

2.Изучение нового материала

- Ребята, мы уже изучили внешнее строение птиц и опорно- двигательную систему. Что мы должны изучать дальше?

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Ребята, какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?

- Изучить пищеварительную систему птиц;

-Сформировать знания о кровеносной системе птиц;

-Познакомиться с дыхательной системой птиц;

-Исследовать нервную систему птиц;

-Изучить органы чувств птиц.

- Углубить знания о выделительной системе птиц.

1. Пищеварительная система.

Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.

Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб . Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок . Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Непереваренные остатки (шерсть, кости, твердый хитин) отрыгиваются в виде так называемых погадок .

Обратите внимание на схему, представленную на слайде.

Толстая кишка и клоака

hello_html_m4761db95.jpg

Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.

- Ребята, обобщите, как происходит процесс пищеварения у птиц.

2. Дыхательная система .

Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение – нижняя гортань голосового аппарата, - в ней находятся голосовые связки . Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.

Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) – результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.

На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки . На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков – в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них – в центральные бронхи и через трахею – наружу. Воздух всегда идет в одном направлении – из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета

3. Кровеносная система .

В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце . Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения . От левого желудочка отходит только один сосуд – правая дуга аорты, сохранившаяся от предков – пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.

В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.

hello_html_115cf7fb.jpg

Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа – к легким, а продуктов обмена – к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц – более 1000 раз.

4. Нервная система .

Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.

Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.

Рассмотрите схему нервной системы птиц, представленную на слайде. Назовите все элементы, обозначенные цифрами.

hello_html_f0ac578.jpg

hello_html_m328f7dcb.jpg

1-передний мозг
2-средний мозг
3-мозжечок
4-промежуточный мозг

У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.

5. Органы чувств .

Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением : различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.

Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.

Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.

6. Система органов выделения .

Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.

Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.

Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.

Обратите внимание на схему. С помощью учебника назовите все элементы выделительной системы.

IV. Рефлексия

1.Охарактеризуйте особенности строения и функций дыхательной системы птиц, связанные с полетом.

2. Выявите признаки, которые свидетельствуют о более совершенном устройстве нервной системы птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.

5.Домашнее задание

Список использованной литературы

Данный материал будет полезен учителям биологии, препадающим в 7 классе при изучении темы: Птицы.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Внутреннее строение птиц" 189.28 КБ
Рабочая тетрадь к уроку "Внутреннее строение птиц" 558.49 КБ
Краткий план урока "Внутреннее строение птиц" 108.53 КБ
Самоанализ урока "Внутреннее строение птиц" 109.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Внутреннее строение птиц"

Очень хорошо проводить при групповых формах обучения. А также можно использовать как кратковременные проекты. Совместная работа сближает ребят и делает учебу интересней.

урок "Внешнее строение птиц"

Первый урок в теме "Птицы". Урок проводится в форме соревнования. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает свое задание по теме и загадку. Выступают, баллы и вносят их в лист контроля. Подвод.

презентация к уроку "Внешнее строение птиц"

презентация к уроку "Внешнее сторение птиц". Урок проводится в форме соревнования. Класс делится на группы.Для каждоцй группы- свои задания. После подведения итогов проводится лабораторная работа.

Открытый урок географии в 6 классе по теме "Состав и строение атмосферы"

Тема урока: Состав и строение атмосферы. УМК "Полярная звезда". № урока: 1 урок раздела "Гидросфера- водная оболочка Земли" Тип урока: комбинированный. Урок построен на основе ситемно- деятельност.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода. Организована самостоятельная работа учащихся в парах. для урока создана презентация.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями орга­нов; развивать логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; воспиты­вать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Почему птицы летают?

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с полетом?

Какие особенности строения скелета связаны с полетом?

наличие перьев (легких и прочных)

обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

наличие хвоста, служащего птице рулём

образование цевки, как посадочного устройства

лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

прочный скелет (за счет срастания костей)

Мотивация учебной деятельности.

Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.

Мы уже знаем, какие приспособления возникли у птиц в связи с полетом во внешнем строении и строении скелета.

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же еще помогает птицам летать.

IV.Изучение нового материала

Формулирование темы урока и задач урока.

2.Также мы должны на уроке выяснить, откуда птицы берут энергию для полета, ведь они могут пролетать большие расстояния, развивать высокую скорость (работа с таблицами).

Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.

Перелет с возвращением

Таблица 2. Максимальная скорость полета

Скорость полета, км/час

Решение проблема: Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?

3.Работа в малых группах.

1 группа. Пищеварение и выделительная система.

Задания для группы:

1. Назовите органы пищеварительной системы.

2. Какие особенности появились в строении пи­щеварительной системы, связанные с полетом?

3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?

4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функ­ции они выполняют? С чем связано их появ­ление?

5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?

6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?

Какой орган выделительной системы отсутству­ет у птиц? С чем это связано?

Отчет учащихся о выполнении задания

Ученик называет органы пищевари­тельной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.

Учащийся отмечает особенности пищеваритель­ной системы птиц, связанные с полетом:

отсутствие зубов в ротовой полости облег­чает вес птиц;

появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вна­чале попадает в железистый отдел, где пере­варивается под действием желудочного со­ка, а затем в мускульный отдел. Он обра­зован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до ка­шицеобразного состояния. Перетиранию пи­щи способствуют камешки, которые заглаты­вают птицы;

хорошо развиты пищеварительные желе­зы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому переварива­нию пищи;

кишечник птиц короче, чем у пресмыкаю­щихся. Экскременты в нем не накапливают­ся, и это также облегчает вес птиц.

- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.

У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.

Следующий ученик знакомит класс с особенно­стями строения выделительной системы:

выделительная система представлена пар­ными тазовыми почками, от которых отхо­дят мочеточники;

мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

отсутствует мочевой пузырь — эта особен­ность способствует облегчению веса во вре­мя полета.

2 группа. Дыхательная система

Задания для группы:

Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.

Запишите особенности строения связанные с полетом.

Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?

Что такое двойное дыхание, и какого его зна­чение?

Какие функции выполняют воздушные мешки?

3 группа. Кровеносная система и обмен веществ

Задания для группы

Какое строение имеет кровеносная система птиц?

2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем прояв­ляется более сложное строение кровеносной системы птиц?

3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.

4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?

5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?

Отчет учащихся о выполнении задания

Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмы­кающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной систе­мы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению кро­ви на артериальную и венозную;

в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кисло­родом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от темпе­ратуры окружающей среды.

Просмотр видеофрагмента схемы кровообращения у птиц (Уроки Кирилла и Мефодия).

Читайте также: