Конспект преподавателя к уроку

Обновлено: 05.07.2024

Казалось бы, что может быть проще, чем написать конспект урока, который учитель составляет изо дня в день, из года в год. Сел и написал на бумаге то, о чем будешь говорить!

Но не все так просто! Времена меняются, меняются и требования, предъявляемые к составлению плана-урока.

Новшества приходят в школу каждый день, использование педагогических технологий и проектной деятельности на уроке стало необходимостью.

Конспект урока - это четко структурированный план проведения учебного занятия.

Конечно, есть множество методической литературы, но это всего лишь руководство к проведению урока, никто в книге не учитывает индивидуальные особенности учащихся, методы и способы, которые подходят именно вам и вашим детям. Да и администрация многих школ требует именно рукописные разработки занятий, и спешит наказать за их отсутствие, отражая это в документации.

Поскольку все учителя разные, следовательно, и подход к написанию конспектов должен быть разным, не зависимо от опыта работы. Один преподаватель будет опираться на схему урока в виде тезисов, другой опишет в деталях все вопросы и задания, перевернет массу литературы.

В любой план-конспект урока входит:

  • тема согласно тематическому плану учебной программы;
  • определение типа урока (закрепление пройденного материала;
  • ознакомление с новой информацией; повторительно-обобщающий урок; комбинированное занятие; контрольный, практический);
  • обозначение цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задач, которые вытекают из цели урока;
  • оборудование или материально-техническое оснащение,
  • описание деятельности учителя и учеников,
  • содержание учебного материала и методика его изучения (методы, приемы, средства);
  • примерный анализ урока (оценка своей работы, если требуется)

Естественно, содержание материала будет зависеть от преподаваемого предмета, но основные принципы составления конспекта урока будут одинаковы для всех.

Каждый последующий урок обязательно должен стать продолжением предыдущего, взаимосвязь этапов четко отслеживаться, а методы и формы работы активизировать деятельность учеников, достигая поставленных целей и задач.

Структура урока, проводимого в любом классе, зависит от особенностей и творческих возможностей учителя, а также от типа урока, и будет примерно такой:

  1. Организационный этап
  2. Изучение новых понятий и способов действия
  3. Формирование умений и навыков
  4. Закреплении, применение, систематизация знаний
  5. Оценка знаний. Информация о домашнем задании.
  6. Подведение итога урока. Рефлексия

Не секрет, что уроки в начальной школе включают в себя игровые моменты, а уроки в старших классах нацелены на подготовку к предстоящим экзаменам.

Писать или не писать конспект урока решать вам, дорогие педагоги, главное, чтобы урок получился. А об этом вам расскажут загоревшиеся глаза детей!

Но, если все таки, Вы не уверены в том, как следует правильно составлять конспект урока, в таком случае можно воспользоваться нашей коллекцией материалов для школы. Ознакомившись с примерами конспектов уроков для начальной школы, среднего звена и старших классов, Вы без труда составите подходящий именно вам план-урока, и проведете его с успехом. Однако не стоит забывать о том, что любой учебно-методический материал, являющийся авторским Вы можете прислать для публикации на наш сайт Конспект.ру и получить свидетельство о публикации бесплатно.

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, проработавших в занимаемой должности не менее двух лет и не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Цель: оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача преподавателя в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Общие требования к написанию конспекта:

  1. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
  2. Конспект предполагает отражение основных этапов занятия: организационный момент, опрос обучающихся по заданному на дом материалу, изучение нового учебного материала, закрепление учебного материала, подведение итогов. При написании конспекта преподаватель может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
  3. Преподавателю должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

4. При написании конспекта занятия на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности преподавателя и обучающегося, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание профессионального обучения соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей групп, в котором проводилось данное занятие в предшествующий период.(табл. 1).

Сущность и назначение поурочного плана и конспекта урока. Этапы текущей работы преподавателя при подготовке этих проектов.

Поурочный план включает разбивку темы программы на конкретные темы урока.

Удобно строить образовательный процесс. Отслеживать пройденный и текущий материал при подготовке к урокам.

Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка.

План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его пед. структуры. В плане фиксируется цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень этапов урока и обозначение ведущей деятельность педагога и уч-ся.

Конспект урока - подробное проектир-е урока. В нем не только фиксируется все, что есть в пл. урока, но и подробно излог-ся содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и уч-ся.

Методическая разработка - это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока. Объяснение многих позиций, метод-кое обеспечение данного урока (или серии уроков). Раздельное проектирование уроков теоретического и производственного обучения весьма условно, чаще проектирование происходит более целостно и органично.

Подготовка к проведению урока.

Урок — организационная форма учебного процесса при классно-урочной системе обучения.

Подготовка преподавателей к уроку начинается с постановки образовательной цели урока, характеризующей его конечные результаты. Цель урока определяется исходя из содержания программы, материальной базы школы и специфики той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий учащихся в их единстве.

После определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы.

Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовится психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации.

Важный этап подготовки к уроку – определение его содержания, соответствующего намеченной цели. При этом руководствуются учебной программой, а также учебником или учебным пособием, которым пользуются учащиеся. Для изучения на уроке планируется такое количество материала (усвоение фактов, сущности явлений, процессов, принципов, вывод закономерностей, осмысление зависимостей, разбор устройства, взаимодействия, освоения способов применения знаний и т.п.), которое необходимо для того, чтобы учащиеся поняли, осмыслили, закрепили, запомнили основные ведущие положения, приобрели первоначальные умения оперировать полученными знаниями. Все это согласовывается с ограниченным временем, отведенным на урок.

Наиболее ответственный этап подготовки к уроку – определение организации проведения каждой его части, выбор методов и методических приемов, обеспечивающих наиболее эффективное выполнение поставленной цели.

При подготовке преподавателей к уроку намечается наиболее целесообразная структура лекции, рассказа, объяснения. В намечаемом для изучения материале выделяются узловые вопросы (идеи, законы, положения, закономерности, факты), которые в комплексе охватывают всю тему урока, и располагаются в рациональной последовательности изучения.

Четко определяется место средств наглядности, порядок их демонстрации, продумываются пояснения при этом, примеры из практики, литературы, методические приемы активизации учащихся, поддержания их интереса.

Планируя на уроке самостоятельное изучение учащимися материала по учебнику, технической литературе, справочникам, просмотр кино- или видеофрагмента, серии диафильмов или слайдов, намечаются контрольные вопросы, подготавливаются таблицы для заполнения, карточки-задания, материалы для машинного и безмашинного опроса и тестирования.

Серьезной подготовки требует проведение на уроке работы по закреплению и совершенствованию знаний, навыков и умений.

Составной частью подготовки к уроку является подготовка к использованию технических средств обучения, так как эффект будет максимальным только тогда, когда учащиеся хорошо видят и слышат их, когда демонстрации проводятся без срывов и помех, когда технические средства органически включены в учебный процесс.

Итогом подготовки к уроку является составление плана урока. Продуманный план урока как отражение проделанной преподавателем подготовительной работы. Без хорошего письменного плана немыслимы высокие результаты урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала,

последовательность этапов урока (считая этапом вид работы преподавателя, а также учащихся под его руководством), виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

В плане урока указывается его материально-техническое оснащение (если оно недостаточно полно отражено в перспективно-тематическом плане), а также время, планируемое на каждый его этап.

Наиболее подробно фиксируется план изложения нового материала. Примеры, иллюстрации, расчеты, демонстрации в плане урока обычно

не раскрываются, на них делаются ссылки с указанием источника.

Объем плана урока во многом зависит от содержания и цели урока, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные излагаемые положения. У начинающего педагога план урока более детальный, а следовательно, и более объемный, чем у опытного.

В нем отражается тема урока и группа, в которой он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач.

Составление конспекта урока по теоретическому обучению - Эргономика

по лабораторно-практической работе № 6

Тема: Исследовать рациональное размещение кухонного оборудования

§ закрепление, полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков эргономики и инженерной графики при организации жилой среды,

§ формирование компетенций необходимых в будущей профессиональной деятельности,

§ проведение эргономических исследований средовых объектов,

§ развивать навыки исследовательской деятельности,

§ формирование способности к анализу и самоанализу своего труда

§ развивать наблюдательность и внимание,

§ способствовать развитию логического мышления

§ умение работать самостоятельно,

§ формирование интереса к предмету,

§ осознание значимости своей деятельности

§ Учебное пособие “Эргономика в дизайне среды”, авторы Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П., глава 6.2

§ Наглядное пособие “Эргономические требования к кухонному оборудованию”;

14 thoughts on “ Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока ”

Добрый день, Иван! Министр не уточнила. Вероятно, речь идет о дневнике школьника, который ведется либо в бумажной либо в электронной форме.

да уж.вот сегодня завуч и директор требовали что-бы кроме программы было еще:методическое пособие,поурочка,технологические карты.особенно поурочка.а то как без неё уроки проводить?нет книжек(их еще умудрится купить надо,вечно или отсутствуют или ожидаются)-распечатывайте,прошивайте…..бумага-пачками,принтер не успеваешь заправлять.вот и куда уходит время(типа свободное).а еще отчеты,планы…..

Добрый день! В школу грядет проверка из Департамента. На педсовете всем сказали, чтобы на каждый урок были развернутые технологические карты. Я правильно поняла, что их наличие не обязательно, и требовать их не имеют права? Спасибо за ответ!

Спасибо за ответ! Немного не поняла, закон в котором три документа? Рабочая программа, журнал и дневник? Или с поурочными планами?

А почему поурочное планирование вы идентифицируете с технологическими картами уроков? Поурочное планирование это приложение к рабочей программе с темами уроков и датами проведения на учебный год.

Добрый день, Ирина! 1. Блог не комментирует документы и материалы, а предоставляет только информацию. 2. Согласно ФГОС
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
О конспектах уроков и технологических картах в нормативных документах ничего не сказано.

У нас поурочный план содержит всю информацию планов уроков: цели, содержание, методическое обеспечение, уровень освоения источники информации с конкретными ссылками страницами. Объём такого документа достигает 100 страниц, напечатанных шрифтом N 12. И зачем? К этому мне ещё нужно написать конспект содержания урока для себя и разработать методическое обеспечение. Я просто не успевают все сделать!

Не волнуйтесь, образец будет утверждён локальным актом, тогда узнаете, что и почём: листов 5 на каждый урок, т.е. листов по 20 ежедневно вечерами будете печатать и предъявлять администрации школы в качестве доказательства полной готовности в разделе наличия поурочных планов.

Во время учебного процесса студенту очень важно не только получить новые знания, но и прочно закрепить их в памяти. Качественно усвоить материал поможет грамотная работа над конспектом. Обычно под конспектом понимают быструю запись главных моментов лекции или краткое изложение информации, содержащейся в книгах.

Сегодня предлагаем ознакомиться с правилами составления разных видов конспектов и рассказываем о самых распространенных ошибках учащихся.

  1. Что такое конспект
  2. Какой объем должен иметь конспект
  3. Особенности составления конспекта
  4. Основные типы конспектов
  5. Общие рекомендации по написанию конспекта
  6. Правила работы с различными видами текста
  7. – Запись конспекта на лекциях
  8. – Конспектирование статей
  9. – Написание конспектов по книгам
  10. – Составление конспекта по параграфу
  11. – Работа над конспектом учебника
  12. Типичные студенческие ошибки
  13. Нужна ли проверка на плагиат?
  14. Способы повышения уникальности
  15. Учебный конспект – что это такое?

Что такое конспект?

Конспект – это сокращение чужого материала с выделением основных моментов. Обычно он представляет собой не просто текстовую запись. В правильно составленном конспекте присутствуют схемы, тезисы, цитаты, планы. Все эти элементы логически связаны между собой, помогая быстро восстановить в памяти необходимую для учебы информацию.

Студенты, обладающие навыками конспектирования, более эффективно усваивают знания. Поэтому учиться составлять конспекты правильно нужно с первого курса.

В начале каждого занятия опытный преподаватель обычно представляет его план, сообщает, о каких темах пойдет речь далее, записывает на доске новые термины, перечисляет книги для самостоятельной работы. Получив первоначальное представление о лекции, студенты настраиваются на работу и переходят к написанию конспекта.

Лектор излагает учебный материал, а слушатели фиксируют в своих записях ключевые моменты. Поначалу успевать за преподавателем довольно трудно. Со временем приходит опыт, учащийся легко выделяет главное, применяет много сокращений и символов вместо слов. Одни обозначения подсказывает преподаватель, а другие появляются у студентов сами.

К сожалению, довольно часто преподаватели бывают ограничены во времени. Учебного материала слишком много, и часов, отведенных для курса, не хватает. Учить студентов правильно готовить записи некогда, темп лекций становится напряженным. Более того, часть нужного материала приходится изучать только по книгам. Поэтому освоить принципы конспектирования учебников и лекций лучше самостоятельно.

Какой объем должен иметь конспект по теме

Главный принцип написания учебных конспектов – грамотное сокращение. Информация должна быть представлена в сжатой форме. Поэтому объем хорошо составленного конспекта обычно не превышает трети исходного материала.

Но это лишь общие правила. На практике четких ограничений по объему не существует. Например, некоторые студенты способны внимательно слушать, быстро записывая при этом практически все слова. Получается развернутый конспект, который будет полезен при подготовке к экзамену. Другие студенты пишут медленно или быстро устают от письма. Поэтому они стараются определить и зафиксировать только самое важное.

То есть, ориентироваться исключительно на объем не стоит. При составлении конспекта важно учесть другие моменты. Именно о них и пойдет речь далее.

Как красиво оформить конспект, основные техники

Для составления хорошего конспекта требуются внимание, сосредоточенность на теме и умение выделять главное. Но поддерживать хорошую умственную работоспособность в течение всего дня бывает непросто. А, значит, энергию необходимо грамотно распределять.

Так, если с самого утра студент взялся записывать за преподавателем каждое слово, скоро наступит усталость. Уже на второй или третьей паре внимание начнет рассеиваться, появится тяжесть в руках. Нормально конспектировать лекцию будет невозможно. Захочется пораньше уйти домой.

Переутомления на лекциях допускать нельзя. Важно научиться беречь свои силы и равномерно распределять нагрузку. Поэтому не стоит старательно записывать в тетрадь каждое слово лектора. Достаточно определить ключевые тезисы, которые помогут вспомнить весь материал. При этом очень важно сохранить все смысловые связи, стараясь не нарушать логическую последовательность элементов.

Нередко сэкономить усилия помогает небрежный почерк. Но здесь необходимо знать меру. Записи должны быть разборчивыми. Иначе, когда тема лекции начнет забываться, полностью восстановить смысл не получится.

Составить полноценный конспект без лишних усилий помогут популярные техники.

Создание майнд-карт

В центральной части листа обозначают тему и выделяют ее кружочком. Затем к этому ядру присоединяют блоки с важнейшей информацией по данной теме. Причем в блоках могут быть указаны не только термины, но и ассоциации, рисунки, символы, идеи.

Методика Корнелла

Справа конспектируют лекцию в обычном режиме. В левую колонку после завершения лекции вносят ключевые слова и основные идеи. А в нижнем блоке подводят итог, кратко сформулировав главную мысль конспекта. Причем откладывать работу надолго не стоит. Техника Корнелла должна быть реализована в течение 24 часов с момента заполнения правой колонки. Имея под рукой такие записи, можно моментально вспомнить весь материал по теме.

Важно! Сегодня многие студенты предпочитают скачивать готовые конспекты из интернета. Но важно помнить, что любую студенческую работу могут проверить на уникальность. Поэтому над текстом придется поработать. Успешно пройти проверку на плагиат помогут специальные методы описанные ниже.

Основные виды конспектов, оформление, план

В зависимости от объема, структуры и техники составления выделяют несколько основных видов конспектов.

Это был краткий обзор основных разновидностей конспекта. А теперь давайте поговорим о том, как правильно применять на практике различные варианты конспектирования.

Общие рекомендации по написанию конспекта: пошаговая инструкция

Научиться быстро и грамотно составлять информативные конспекты помогут несколько правил.

Эти простые советы помогут записать всю необходимую информацию, не прилагая лишних усилий. А сейчас перейдем к особенностям составления конспекта в зависимости от вида исходного текста.

Правила работы с различными видами текста

Как повысить эффективность составления конспектов в зависимости от типа исходного текста? Прежде всего, для этого необходимо учитывать все описанные выше рекомендации, а также правильно подобрать для конкретного источника способ конспектирования.

Запись конспекта на лекциях, оформление конспектов в тетради

Во время аудиторных занятий чаще всего записи ведут в виде свободного конспекта. То есть, каждый студент старается зафиксировать как можно больше устной информации с помощью удобных для него способов. Эту популярную методику рекомендуется сочетать с составлением плана-конспекта. Обычно этот план предоставляет преподаватель. А студент во время лекции дополняет его своими краткими записями. Главное – сохранить логическую цепочку между ключевыми моментами текста.

Конспектирование статей

Для работы со статьями рекомендуется использовать два варианта конспекта – тематический и схематический. Первый вариант дает возможность объединять в один текст важнейшие моменты из разных статей и получить развернутую картину. Второй вариант помогает отделять мнения в различных статьях и добиваться большей объективности. То есть, у каждого из этих конспектов есть свои преимущества. И выбор остается за студентом. Но если необходимо сделать конспект быстро, то больше всего подойдет именно схематический вид, потому что текстуальная составляющая в такой работе сводится к минимуму. При помощи лаконичной вопросно-ответной цепочки нередко удается передать весь объем необходимой информации.

Написание конспектов по книгам

Во время работы над книгой лучше всего сочетать ведение текстуального конспекта со свободным. В этом случае можно не только зафиксировать весь необходимый материал, но и сделать процесс конспектирования более интересным. Здесь очень важно точно и кратко передать эмоциональную и выразительную основу произведения. Тогда, перечитывая конспект, студент сможет вернуться к тем ассоциациям, которые у него вызывала данная книга. В результате все позабытые детали с легкостью восстановятся в памяти.

Составление конспекта по параграфу

Для изложения смысла параграфа отлично подойдет свободный конспект. Исходного материала немного, поэтому конспектировать можно практически дословно.

Работа над конспектом учебника

Законспектировать целый учебник гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Все основные моменты, которые необходимо запомнить, в учебной литературе обычно выделяются. Именно их и нужно переносить в конспект. Главное – быть внимательным и ничего не пропустить.

Если же никаких выделенных положений в учебном пособии нет, на помощь придут навыки составления плана-конспекта. Тем более, что готовый план – содержание учебника – уже под рукой.

Таким образом, для разных типов исходного текста подходят разные варианты конспектирования. И если применять описанные выше рекомендации на практике, то можно без труда и лишних затрат времени составить емкий информативный конспект, который будет полезен в учебе. Главное – не допускать распространенных ошибок. О них поговорим дальше.

Типичные студенческие ошибки при написании конспекта

Неправильно составленный конспект может сыграть злую шутку. Поэтому очень важно постараться не совершать ошибок.

Читайте также: