Конспект уроку художні засоби розкриття образу полліанни

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока : раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения; разобрать и осмыслить внутренние строение сонатины.

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать определение сонатной форме;

- выяснить строение сонатной формы;

- определить тональный план;

- научиться ощущать внутреннюю пульсацию;

- продемонстрировать игру преподавателя за инструментом;

- проработать отдельно части сонатины: работа над звуком и характером, над цельностью произведения.

- обогатить кругозор обучающейся;

- совершенствовать исполнительское мастерство, формировать сценическую

- развивать внимание, образность мышления, научиться анализировать.

- повысить интерес к исполнению классической музыки;

- воспитывать грамотность и аккуратность в работе с нотным текстом.

1. Введение. Характеристика урока. История появления сонатной формы (в течение всего урока).

2. Ознакомление обучающейся с произведением.

3. Знакомство с частями сонатной формы: экспозицией, разработкой и репризой. Работа над структурой, характером исполнения. Определение тонального плана. Отличие репризы от экспозиции.

4. Работа над штрихами, оттенками, характером, работа над звуком - в работе над любой частью сонатины.

7. Форма. Непрерывность еѐ развития.

9. Домашнее задание.

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся 2 класса по предпрофессиональной программе Мадрахимовой Дианой 1 .

Дата открытого урока: 23 марта 2021г.

Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Методы урока:

Присутствующие: Мадрахимова Ольга Сергеевна, Менделеева Милена Сергеевна, Кукшинова Наталья Владимировна.

Оборудование: фортепиано, ноты, камера.

Музыкальный материал:

Ожидаемый результат: разобраться в сонатной форме, ее особенностях; развивать фантазию, воображение, музыкальную память, правильное отношение к штрихам, аппликатуре; правильно работать над фразами; уметь находить главное в произведениях.

Приветственное слово. Представление обучающейся. Оглашение темы, цели и задач урока.

Сонатина (итал. sonatina, уменьшит. от sonata) – маленькая соната. Небольшая и технически нетрудная соната. Первая часть сонатины обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней часто отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе.

Сонатная форма – наиболее развитая из всех гомофонных музыкальных форм. Она состоит из трёх основных разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции противопоставляются главная и побочная партии, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально. В нашей сонатине в экспозиции нет побочной партии. Весь первый раздел состоит (как мы его обозначили) из двух повторяющихся эпизодов. В разработке темы должны развиваться. Но в нашей сонатине, как мы видим, скорее представлена не разработка, а связующая партия между экспозицией и репризой. Она звучит на доминанте к до-мажору. В классической репризе повторяется экспозиция с тональными изменениями. В нашей сонатине тональность не изменилась. Преобладает C - dur . Единственное различие между экспозицией и репризой-изложение темы последней части группами шестнадцатых нот, а в первом разделе-легкие стаккатные восьмые. Приступим к нашей игре!

Диана проигрывает первую часть сонатины.

t1616608804aa.jpg

Преподаватель: вот у нас закончился первый раздел-экспозиция. Что мне хотелось бы услышать?! Динамический план у нас меняется: мы начинаем играть на p , а уже 2 эпизод у нас идет на mf . Диана, что такое пиано и мецо-форте?

Ученица: пиано-это тихо, а мецо-форте-это менее громко.

Преподаватель: Конечно. Это нужно обязательно применить при игре. Обрати внимание на изменение затактов. Хотелось, чтобы игра твоя была отчетливыми пальчиками, пульсирующе и ритмично. Без остановок. В конце второго эпизода у тебя появляется доминанта в виде септимы, переходящая в тонику. Давай возьмем темп более сдержанно и постараемся сыграть еще раз, обращая внимание на все мои пожелания. Не забудь про ручки: закругленные, локти немного в стороны, не зажимайся. Работаем пальчиками.

t1616608804ab.jpg

Начинаем проигрывать сначала.

Отрабатываем момент с пунктирным ритмом.

Преподаватель: повторяющиеся нотки должны звучать по-разному: тихо, громче, еще громче и пришли к самой громкой. Ты играешь их одинаково, на одном динамическом уровне. Так не должно быть!

Девочка проигрывает трудные места (пунктир, повторяющиеся ноты).

t1616608804ac.jpg

Показ связующего раздела на инструменте преподавателем.

Преподаватель: в конце кульминации стоит фермата. Диана, что такое фермата?

Ученица: я поняла.

Обучающаяся, проигрывая четыре последних такта связующего раздела, приходит на форте к ноте с ферматой.

t1616608804ad.jpg

Преподаватель: вздохнула, ручки перенесла и играем последний наш раздел в сонатине-репризу.

Диана проигрывает репризу. Находит отличия от экспозиции. Закончили в тональности до-мажор.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие.

t1616608804ae.jpg

Играя эту жизнерадостную пьесу, дети заряжаются физической выносливостью и энергией. Пьеса требует яркого, уверенного звука и энергичного стаккато в левой руке.

Обучающаяся: в основном-веселый, но также преобладает и грустный характер.

Преподаватель: да, я с тобой соглашусь. Ведь в данной пьесе мы можем увидеть смену тональностей, хроматизмы.

Преподаватель: какая основная тональность пьесы? В какой тональности у нас нет знаков при ключе?

Диана проигрывает первые четыре такта, учитель останавливает девочку.

t1616608804af.jpg

Преподаватель: что услышала ты в этих 4 тактах?

Я скачу всё быстрей,

Веселю я всех людей.

Это нравится и мне, и всем.

Кувырок назад, кувырок вперёд,

Кувырок ещё разок.

Диана играет отдельно правую ручку, правильно фразируя и проговаривая с ударением слова из стихотворения.

Преподаватель: а что в этот момент у нас происходит с левой рукой?!

Ученица: она играет одни и те же ноты.

Преподаватель: да. А при игре я тебя попрошу растянуть немного свои пальчики и всю руку не переносить на нотки. Все под рукой, не усложняй себе игру!

Диана пробует играть отдельно левую руку, работая только пальчиками. Затем соединяем двумя руками. Играя, не забываем про фразировку.

t1616608804ag.jpg

Преподаватель: подошли ко второй части пьесы. Изменяется тональность, поменялась гармония, в левой руке тоже произошли изменения. Принцип игры остался прежнем, поменялась только тональность. И вот она, кульминация.

Показ игры преподавателем кульминационного места. Диана пытается повторить игру учителя.

Преподаватель: молодец. Вот мы и пришли к третье части (репризе). Особое внимание при игре репризы стоит обратить на расстановку аппликатуры на последней строчке. Ее нужно выучить! Последние три аккорда на завершении играем остренько; приходим по динамике к третьему на форте. Опирайся на инструмент. Все цепче. Не бойся!

Заканчивая сегодня работу над произведениями, давай ещё раз вспомним об образе и характере, настроении и средствах музыкальной выразительности, использованных для создания художественного образа этой пьесы (проверка полученных знаний, выставление оценки).

1. Доучиваем текст наизусть;

2. Работаем над фразами в пьесе, темп немного подвигаем. Не забываем про динамику, характер.

3. В сонатине-повторить названия разделов. Пробуем исполнять без остановок. Отрабатываем в экспозиции последнюю строчку (доминанта-тоника: опаздываешь на доминанту). Не забываем выдержать фермату. В репризе помним то, что у нас появляются группы с шестнадцатыми нотами. Не забывай про них!

Благодарю за урок! Постарайся выполнить домашнее задание. До свидания!

Список использованных источников

Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер "Поллианна", на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_literature_pollianna.docx 19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение.

Провела: Круглова Анастасия Анатольевна.

Цель: обучение приёмам анализа характера главного героя произведения.

- учить адекватно воспринимать прочитанное произведение;

- обогащать навыки анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героя, умение воспроизвести сюжет);

- обогащать приёмы структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

- дать представление о способах пересказа;

- учить формулировать доказательные выводы;

- способствовать эмоционально – личностному развитию учащихся;

- развивать слуховое восприятие, память;

- работать над звукопроизношением;

- учить слушать друг друга и исправлять ошибки.

I. Организационный момент.

- У нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Садитесь, пожалуйста.

- Саша, какой сейчас урок? (Экр.)

+Сейчас урок литературы.

- Какое произведение мы изучаем, Женя?

- Кто автор повести, Настя?

+Повесть написала Элионор Портер.

  1. Работа с кластером. Формулирование темы урока.

- Ребята, прежде чем сформулируем тему урока, посмотрите на кластер на доске и у вас на партах.

- Будем обсуждать этот кластер с помощью вопросов. Слушайте внимательно.

- Какое центральное слово этой схемы?

- Скажите, что составляет добро? Какие составляющие добра?

+ Добрые слова, добрые мысли, добрые поступки.

- Какие качества человека всегда рядом с добром?

+Сострадание, бескорыстие, милосердие, щедрость, любовь

- Где рождается добро?

+ В добром сердце.

- Кто в повесть Э. Портер обладает добрым сердцем?

- Сегодня на уроке мы поговорим про то, как доброе сердце этой девочки изменило жизнь окружающих, научило их смотреть на вещи иначе. Поэтому тема нашего урока звучит так. Читай, Саша.

– Что вы делали дома, Женя?

- Задайте друг другу ваши вопросы.

На доске иллюстрации к эпизодам: 1) Поллианна и мисс Сноу; 2) Поллианна в доме у Джона Пендолтона; 3) Полианна и Джимми Боб; 4) Поллианна и спасенные кошка и собака; 5) Полианна, Ненси и Тим.

- Первый вопрос задай, Настя. Какую иллюстрацию ты нарисовала?

+ Вера Поллианны в то, что у тёти доброе сердце.

- Задай свой вопрос, Миша.

+ Полианна научила мисс Сноу радоваться всему, что происходит.

- что нарисовала, Рита?

+ Присутствие женщины или ребёнка.

+ Поллианна пыталась найти ему семью.

- И последний рисунок Женин.

+Я нарисовал Полианну, Ненси и Тима. Что подсказала Поллианна Тиму?

+Поллианна подсказала Тиму как найти путь к сердцу Ненси.

  1. Анализ произведения. Работа со сравнительной таблицей.

- Итак по иллюстрациям мы видим сколько поступков совершила Поллианна . Какие это поступки, Лиза?

+ Это добрые, положительные поступки.

-Изменилась жизнь тех, с кем соприкоснулась героиня повести? Настя.

+ Да, жизнь всех персонажей изменилась к лучшему.

- Изменилась их жизнь потому что они научились по -другому смотреть на вещи. Кто их научил этому?

- О том, как эти уроки повлияли на жизнь жителей городка мы сейчас и будем с вами говорить.

- У вас на партах и на доске таблица

До знакомства с Поллианной

После знакомства с Поллианной

Если бы люди ее не жалели, возле нее не было бы ни души с утра до ночи, такая она сварливая

что бы ни происходило, на взгляд миссис Сноу, происходит неправильно

Он ни с кем не разговаривает и живет совсем один в своем отличном огромном доме, который, как говорят, полон всяких шикарных вещей. Одни считают, что он полоумный, другие - что просто такой уж он нелюдим, а некоторые утверждают, что у него скелет в шкафу.

Читай, Егор. Теперь читай, Рита.

- Давай те подумаем как изменилась мисс Сноу после знакомства с Поллианной? (на доске записаны качества и характеристики:

стала радоваться жизни

захотелось общаться с людьми

стал замечать, что свети солнце

появился интерес к красоте

- Что происходит с теми людьми, кто окружает Поллианну?

+Выводы: Все те люди, к которым Поллианна прикасается своим добрым сердцем, не остаются равнодушными, они меняются в лучшую сторону, они начинают смотреть на свою жизнь иначе. Их меняет доброта и любовь девочки.

Елена Генриховна, как подвести к этому выводу и надо ли? ::

III. Домашнее задание.

- Дома будем продолжать работать с таблицей. Нужно написать про тётю Полли. Во вторую колонку выписать ее описание из текста.

- Что будем писать в третью, Женя?

+ Будем писать какая она стала после приезда Поллианны.

- Как вы сегодня работали?

+ Хорошо, старались слушать говорить правильно, исправлять друг друга.

Оценки за работу на уроке…..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об.



Конспект урока по литературе в 6-м классе на тему "Судьба героя" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")

Урок по литературе для 6-го класса.

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе.


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия. "- типичное произведение в духе классицизма".
Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса

Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса.

Конспект урока по литературе в 10-м классе

Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

2 В процессе дискуссии мы должны выяснить: Нужно ли человеку радоваться, Зачем ему это нужно? Можно ли этому научить или научиться?

4 Викарий- помощник священника Сиеста – послеобеденный отдых, самое жаркое время дня

5 Поллианна Тетя Полли Нэнси Тим Том Мистер Педлентон Миссис Сноу Джимми Боб

6 Назовите эпизоды из повести и кинофильма и имена героев ?

7 Чем был и стал для девочки дом тети Полли (в начале повести и в конце)? Что она думает о сердитых и странных людях? Как им помочь? Удается ли ей кому-нибудь помочь? Если удается, то кому и как? Что за игру предлагает Поллианна? Хорошая ли это игра, по-вашему?

8 Чему можно радоваться, если - Вы получили двойку; - Вы поссорились с другом или подругой; - Вы огорчили родителей; - На улице плохая погода; - Друзья пошли в поход без вас? Назовите неприятные ситуации, при которых, несмотря ни на что, можно найти повод для радости.

10 Человек похож на раковину. Нужно только открыть ее, а там внутри – доброта. Что такое доброта, по-вашему? Согласны ли вы с утверждением Поллианны? Обоснуйте свою точку зрения.

11 Что думают об этом герои романа? Тетя Полли Тетя Полли считает, что радоваться в жизни не обязательно, нужно заниматься каким-нибудь полезным делом. Мистер Педлентон Мистер Педлентон утверждает, что научить людей радоваться нельзя. Поллианна Поллианна полагает, что нужно уметь радоваться, причем, причем у каждого человека есть для этого основания. А вы как думаете? Можно и нужно ли учить людей радоваться?

12 Что нужно для того, чтобы научиться радоваться жизни и уметь радовать других? Верить в людей

13 Видеть в них хорошие стороны. Верить, что в любом человеке можно пробудить добрые чувства. Стараться не винить окружающих в своих неудачах.

14 Помнить, что в жизни бывают не только неприятности. Верить, что за неприятностями обязательно последуют приятные моменты. Понимать, что счастье человек должен создавать своими руками, а не ждать его как подарка. Стараться приносить радость людям.

15 Счастливым человеком может считаться тот, кто…


Детство, отрочество, юность – важнейшие отрезки времени жизни человека, выстраивающего свой духовно-нравственный мир, приобретающего социальный опыт. Социально-педагогическим потенциалом, наряду с древнерусской, классической литературой, обладает и современная литература для детей и подростков.

Учащиеся делятся любимыми играми, рассказывают, с кем они любят играть.

Учитель: А теперь поиграем: если ситуация, которую я называю, вызывает у вас радость, положительные эмоции, то вы хлопаете, если отрицательные – показываете пальцем вниз:

 Вы мечтали о сотовом телефоне последних разработок, самом современном, а вам подарили маленький блокнотик.

 Вас пригласил лучший друг на день рождения.

 Лето вы мечтали провести с родителями на море, но заболели и пришлось остаться дома.

 На улице вы встретили одинокого незнакомца, решили с ним заговорить, познакомиться, а он грубо попросил вас оставить его в покое.

Учащиеся осмысливают каждую ситуацию, откликаясь на нее.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а можно ли найти что-то положительное в ситуациях, которые вам не понравились? Или вы расстроитесь и обидитесь сильно-сильно?

Учащиеся пытаются найти и положительные моменты в том, что они не поедут на море, что подарили блокнотик, а не телефон и т.д.

Учитель: Героиня произведения, с которой мы сегодня познакомимся, Поллианна – девочка-сирота, ее взяла на воспитание родная тетя Полли, учит нас смотреть на жизнь светло и радостно. Для этого она придумала игру в радость.

Каждый из вас на общем групповом листочке нарисуйте то, что для вас радость. Обсудите и прокомментируйте в группе. Проанализируйте, сделайте общий вывод. Например, для меня радость, когда на улице светит солнышко. Афиширование результатов

Учитель: Вот какое определение радости дает С.И. Ожегов: Радость – веселое чувство, душевное удовлетворение.

Вернемся к нашей игре. Еще одна ситуация: Вы не сделали домашнее задание, за которое должны поставить оценку в журнал. Но неожиданно для вас урок снимают из-за болезни учителя. Учащиеся осмысливают и реагируют на ситуацию. Учитель: Можно ли радоваться в такой ситуации? Почему? Когда радость настоящая? Когда она искренняя, теплая, не основана на злобе и ненависти, не за счет боли и несчастий других. Какую пословицу можем вспомнить? На чужом несчастии счастья не построишь.

  1. Этап работы с отрывком из художественного фильма, знакомства с писательницей.

Учитель: Именно в такую радость – искреннюю и теплую играла Поллианна. А с правилами этой игры мы сейчас познакомимся. Показывается отрывок из художественного фильма (эпизод, когда Поллианна объясняет, как она впервые стала играть в такую игру и в чем ее суть) Понятны вам правила? Необычная игра, правда? Трудно в нее играть? Учащиеся высказывают мнения после просмотра отрывка из фильма.

  1. Этап знакомства с историей появления произведения.

Учитель: Написано произведение в далеком 1913 году в г. Литлтоне. В России книга появилась в 90-е годы XX века. Она была настолько популярна, что в Америке в честь героини называли магазины, различную продукцию, а книга издавалась несколько десятков раз. В настоящее время различные писатели пишут продолжение данной истории.

Учитель: Своей игрой Поллианна увлекла весь городок, где жила. Но игра эта была настоящей: она увлекала ею тех, кто страдал по какой-то причине, чувствовал себя несчастным человеком, был безрадостным, одиноким и безразличным ко всему в силу каких-то обстоятельств. Когда человек может таким стать? (какие-то проблемы, горе) Только ли игра это была? Нет, это была помощь и поддержка. Но однажды с ней самой случается беда – она попадает под машину, после чего становится прикованной к постели. И к ней приходят теперь те, кому она помогла поверить в жизнь. Мы с тетей Полли узнаем различные истории жизни людей, которым помогла Поллианна.

Для меня жить - это делать то, что хочется: играть во дворе, читать (для себя самой, конечно), взбираться на холмы, разговаривать в саду с мистером Томом и Ненси, разузнавать все о домах, о людях и обо всем везде, на всех этих чудесных улицах, по которым я вчера проезжала. Вот, что я называю жизнью. А просто дышать – это еще не жизнь!

Так жаль, что мы не можем жить и ночью!

Ходить в школу – это все-таки жизнь!

Я люблю людей…Я люблю особенных людей.

Приходится обходиться подешевле, если ты бедный. И мы обычно говорили друг другу, как мы рады, что любим бобы…,когда смотрели на жареную индейку.

Чем труднее, тем веселее придумывать положительное.

Я, впрочем, все же предпочла бы, чтобы для них было важнее, как растет Джимми Бин, чем то, как растут суммы в отчете!

Забавно, что собаки и кошки лучше знают людей изнутри, чем другие люди, правда?

…Есть некоторые вещи, которые не подходят под правила игры…и я уверена, что похороны – одна из таких вещей. В них нет ничего такого, чему можно было бы радоваться.

Я хочу, чтобы у Джимми был дом…и семья, которой не все равно…

Я радуюсь тому, что у меня были здоровые ноги…иначе я не смогла бы сделать этого (сделать городок счастливее)

Я даже радуюсь тому, что некоторое время не могла ходить, потому что иначе никогда не узнаешь, какая совершенно замечательная вещь – ноги, такие, которые ходят, разумеется.

Совместный вывод, который записывается учащимися на творческом листе: Помогать другим – значит выбрать в жизни дорогу добра!

- я хочу научиться быть жизнерадостной.

- она очень интересная и какая-то необычная. - это трудно, но весело и жизнерадостно.

- Тебе скучно? У тебя болит живот? Тебя не пускают гулять? Мама не купила новую куклу? Не беда! Посмотри, вон по той стороне улицы бежит забавная конопатая девочка. Её зовут Поллиана. Познакомься с ней и расскажи про свою обиду. Вот увидишь, уже через несколько минут ты будешь бежать по улице вприпрыжку и распевать песни. Почему? А потому что Поллианна научит тебя играть в необычную игру!

11. Домашнее задание.

Домашнее задание (3 и 4 – на выбор): 1. Найдите книгу, прочитайте полностью. 2. Проведите эту игру со своими родными. 3. Придумайте несуществующую игру и проведите на следующем занятии с нами. 4. Напишите письмо Поллианне в больницу.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, радость, учащийся, учитель, домашнее задание, жизнь, американская писательница, необычная игра, творческий лист, художественный фильм.

Похожие статьи

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь.

Его автором является американская писательница Кэтрин Райан Хайд.

Когда в школе появляется новый учитель — Юджин, жизнь главного героя меняется.

Он был поражен, когда узнал, что это было домашнее задание семиклассника.

Образ учителя в американском и английском кинематографе

Благодаря общению, игре, погружению в чтение, у учащихся изменилось отношение к художественной литературе.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, учитель, нил, фильм, мой капитан, отец Нила, США, жизнь, класс, школа.

Творчество в деятельности современного педагога

Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в

открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале.

Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актеров.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой на.

Сравнительная характеристика результатов художественно-творческой деятельности лево и правополушарных учащихся.

Задания такого типа увлекают детей как своеобразная изобразительная игра со своими правилами.

Литературный квест как технология взаимодействия с подростками.

При поиске необходимой книги для выполнения задания учащиеся могут получать

В случае художественной литературы, возможно, дело состоит в своеобразной.

Потенциал использования цифровых игр в историческом.

игра, цифровая игра, мировая война, потенциал использования, образовательная система, мультипликационная рисовка, коммерческий продукт, домашнее задание, Великая Отечественная война.

Роль игры в процессе изучения английского языка в школе

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и

Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок.

Читайте также: