Конспект на тему аквариум
Обновлено: 07.07.2024
Тип занятия: Изучение нового учебного материала.
Вид занятия: Игра – путешествие.
Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.
- Обучающая: формирование знаний об аквариумном оборудовании.
- Развивающая: развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
- Воспитательная: формирование необходимых коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, толерантности, бережного отношения к окружающей природе на примере водных обитателей. (слайд 2)
- компьютер, экран, проектор, презентация;
- наборы карточек к дидактической игре;
- набор емкостей (стакан стеклянный, 1,5 л. бутылка, 3л. банка, аквариум);
- аквариумное оборудование (обогреватель, термометр, аквариумная люминесцентная лампа, фильтр, компрессор);
- оборудование для опыта: две стеклянных колбы, одна наполненная водой, загрязненной мелким мусором (опилками, веточками), вторая пустая; воронка, бумажный фильтр;
- видеофрагмент (Фиксики: Анимационный мультсериал: выпуск 1: серия 19 “Аквариум”);
- листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши, шаблон аквариума;
- золотые и серебряные медальки “Лучший путешественник”.
- Химия, физика, математика; зоология, ботаника, экология
I. Организационно-подготовительный этап:
Педагог встречает обучающихся.
Педагог назначает дежурного.
Дежурный докладывает педагогу о готовности группы к занятию, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.
1. Мотивационный момент.
Я очень рада видеть вас! Сегодня много новых открытий, интересных заданий ожидает нас в путешествии по аквариуму, в конце которого самые внимательные путешественники будут награждены золотыми или серебряными медальками “Лучший путешественник” (демонстрация медалек) ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Итак, цель путешествия: знакомство с аквариумным оборудованием.
Вы узнаете, что называют аквариумом, и какие приборы необходимы, чтобы водным обитателям было комфортно.
2. Основной этап:
1) Изучение нового материала. (Разбить на подгруппы)
Педагог: Но прежде чем мы начнем путешествие, я хочу с вами поиграть в игру “Найди свой домик” ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перед вами расположены карточки с животными и карточки “домики”. Ваша задача, разобраться, в каком домике могут обитать данные животные. И быстро поселить каждое животное в свой домик. (слайд 3)
(Ребята показывают “Домики” с жильцами)
Педагог: Давайте с вами проверим, правильно ли вы поселили своих жильцов.
Педагог: Первый “домик” - аквариум, это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов. В домашнем аквариуме могут жить небольшие животные.
И вы правильно поселили в нем гуппи.
Педагог: Следующий “домик” - террариум, это ёмкость, где содержатся в благоприятных условиях некоторые животные (амфибии, рептилии, насекомые и другие беспозвоночные), а также растения. В нашем террариуме вы посели змею. Правильно.
Педагог: Третий “домик” - палюдариум. Термин “палюдариум” происходит от латинских слов paluda – болото, и arium – место. Это помещение, где содержатся растения и животные, требующие высокой влажности. В палюдариуме искусственно создается небольшой участок обитания околоводных или болотных животных и растений.
У вас тут поселился илистый прыгун.
Последний “домик” -
Это здание, которое часто посещают туристы,
В котором работают специалисты,
За стеклами которого плавают аквалангисты,
А также водные обитатели!
- это океанариум, в котором, как правило, имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных, а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепах, ластоногих, сирен, китообразных. Существуют океанариумы, в которых устраивают представления с участием дрессированных дельфинов и ластоногих. В некоторых океанариумах ведутся научные исследования.
Педагог: А знаете ли вы, что в океанариумах работают ихтиологи, океанологи, аквариумисты, дельфинологи и т.д. (слайд 4) Если вы поплавали с дельфином, то это не значит, что вы уже стали дельфинологом. Чтобы приобрести эту профессию необходимо изучать не только биологию, но и физику, химию, математику и другие науки.
Педагог: Вы правильно поселили в океанариуме дельфина и акулу.
Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему гуппи сможет жить в океанариуме, а дельфин в домашнем аквариуме не сможет?
Пока вы думаете, послушайте, пожалуйста небольшой рассказ.
“Пете родители разрешили завести аквариумных рыбок. В зоомагазине он купил несколько красивых гуппи. Принес их домой и посадил в трехлитровую банку. Но утром он увидел печальную картину, мертвые рыбки плавали на поверхности воды. “Почему рыбки погибли?” – задумался Петя. Ведь я банку помыл, налил отстоянной воды”.
Педагог: Ребята, давайте поможет Пете, ответим на его вопрос “Почему рыбки погибли?” (ответы детей).
Педагог: Подскажите, пожалуйста, какой Пете необходимо выбрать “домик” для своих рыбок.
Посмотрите, перед вами находятся емкости. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (слайд 5)
Как вы думаете, какая из них подойдет. Почему остальные не подходят?
Педагог: Давайте вспомним, что такое аквариум? Правильно, ребята, - это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов.
Но необходимо помнить, для каждого вида рыб нужен определенный объем аквариума. Крупным рыбам требуется аквариум от 100 литров. Большие аквариумы нужны и мелким рыбам, если их количество велико. В среднем на рыбку со спичечный коробок требуется 2,5 литра воды!
Педагог: Помните мой вопрос про гуппи и дельфина? Теперь вы сможете на него ответить. (Ответы детей)
Педагог: Ребята, мы хорошо поработали, а теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: “Рыбки” (все встали)
Рыбки плавали, ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью, руки двигаются вперед)
В чистой светленькой воде. (руки двигаются от плеча, изображая ныряющих рыбок)
То сойдутся-разойдутся, ( руки сходятся и расходятся)
То зароются в песке. (руки двигаются вниз, изображая зарывающихся рыбок)
Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места
Педагог: Итак, наше путешествие начинается!
Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок (слайд 6) и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись?
Педагог: Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!
Педагог: Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (слайд 7) (ответы детей). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Педагог: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +32 0 С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.
Педагог: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд 8) (ответы детей)
Педагог: Это специальные аквариумные влагозащищенные люминесцентные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд 9)
Педагог: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.
Педагог: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.
“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд 10)
Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – с французского “цедилка”). Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.
Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде 10.
Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд 11)
Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.
Педагог: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)
Педагог: Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей)
Педагог: Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд 12)
Педагог: Аквариумные фильтры предназначены для механической, химической и биологической очистки воды (фильтрации).
Педагог: А разобраться в устройстве аквариумного фильтра нам помогут мультперсонажи Фиксики. (видеофрагмент слайд 13)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, с помощью этих фильтров чистят воду в океанариумах? (ответы детей)
Педагог: Этих фильтров будет недостаточно для очистки большого количества воды в океанариуме, поэтому там установлены мощные фильтры. (слайд 14)
Педагог: Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд 15) и откуда они появляются? (ответы детей)
Педагог: Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд 16)
Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом.
Педагог: Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд 17). Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.
2) Закрепление учебного материала.
Изобразительная деятельность детей
Педагог: Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.
Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике? (ответы детей)
А если мне будет темно? (ответы детей)
А я не задохнусь? (ответы детей)
А кто будет очищать воду? (ответы детей)
Педагог: Вы молодцы! Успокоили маленькую рыбку.
Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными.
Наше путешествие подходит к концу. Я вам предлагаю каждому нарисовать свой домик, с тем оборудованием, с которым мы познакомились сегодня. А затем из ваших рисунков мы оформим выставку. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Педагог: Молодцы! Все нарисовали замечательные рисунки! Наша выставка открыта! Представлено 15 творческих работ. Давайте их обсудим! Посмотрите, будет ли жить рыбка в этом аквариуме? А в этом? (ответы детей) По итогам обсуждения, мы выяснили, что не все путешественники были внимательными, они лишаются золотой медальки, но заслужили - серебряную!
3. Итоговый этап:
Наше плавание-путешествие, во время которого мы ставили эксперименты, вели наблюдения, проводили опыт, подошло к концу и пора подвести итоги. Давайте вспомним цель нашего путешествия (ответы детей).
Ребята, так что же такое аквариум? (ответы детей)
И какое необходимо в аквариуме установить оборудование, чтобы рыбам было комфортно проживать (ответы детей)?
Упражнение “Качества”. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Педагог: Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки.
Педагог: обращаясь к каждому ребенку: Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей)
Педагог: Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч. (слайд 18)
Цель: расширить представление детей об аквариуме и его жителях.
Задачи:
Материалы и оборудование:сундук, макет аквариума и его содержание, презентация power point, краски гуашь, баночка для воды, кисточки, марля, контейнеры для воды, аквариум с рыбкой.
Словарная работа: аквариум, водоросли, плавник, чешуя.
Методы и приёмы:
- Рассматривание
- Беседа
- Художественное слово
- Объяснение приёмов работы
- Сюрпризный момент
- Пальчиковая гимнастика
- Физкультминутка
- Нетрадиционная техника рисования
- Наблюдение
- Рефлексия
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сюрпризный момент. Вводная беседа.
А) -Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
Б) -Здравствуйте, ребята!
-Я очень рада видеть вас всех весёлыми и в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас на целый день!А для этого мы должны чаще улыбаться. Подарите улыбку своему соседу, а я подарю свою улыбку вам!
-Ребята, посмотрите пожалуйста, здесь какой-то сундук стоит и записка рядом. Прочитаем?
Загадки.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой.
(аквариум). (Воспитатель достаёт из сундука макет аквариума)
-Ребята, вы догадались что это? (ответы детей)
-Правильно, аквариум.– А кто же в нём обитает? (рыбки, аквариумные рыбки).
-Посмотрите на экран какие они бывают.
-Ребята, а посмотрите на доску и на наш аквариум. Что же не так? (он пустой).
-А давайте попробуем вместе заполнить наш аквариум, чтобы поселить в него золотую рыбку.Только нам нужно сделать всё правильно, чтобы рыбке было удобно и комфортно.
-А что самое главное в аквариуме, чтобы рыбка смогла в нём жить? Что самое главное в её жизни? (вода).
Ребята, а чем покрыто дно аквариума?(песок и камешки).( Все детали аквариума дети берут со стола иприкрепляют на макет).
-А зачем они нужны? (в песок сажают растения, а за камешками рыбки прячутся)
-Что же ещё мы сделаем для рыбки?
Водоросли. Для чего они нужны? ( Они очищают воду. Некоторые рыбки ими питаются. Среди водорослей рыбки прячутся. А на листочках откладывают свои икринки.)
-Какие вы все молодцы, всё знаете, что нужно золотой рыбке.
-А как вы думаете, сможет ли жить рыбка в аквариуме без заботы о ней человека? (нет).
-Давайте пройдём с вами за столы и каждый сделает свой аквариум и наполнит его водой.
-Но перед тем, как начать работу, нам нужно подготовить наши пальчики. Повторяйте за мной.
Рыбки весело плескались
Прямыми ладошками лёгкие удары об стол
В чистой тёпленькой воде
То сожмутся, разожмутся
Сжать, разжать кулачки
То закружатся в воде
Винтообразные движения кистями
Рыбки плавают в водице
Ладошки вместе влево-вправо
Рыбкам весело играть
Удары прямыми ладонями о стол
Рыбки, рыбки, озорницы
Хлопки в ладоши
Кто сумеет вас поймать!
V. Выполнение фона аквариума с помощью нетрадиционной техники рисование через мокрую марлю.
-Ребята, перед вами заготовка аквариума. Какой он формы? (прямоугольной).
-Но рисовать мы будем с вами необычным способом. Посмотрите, перед вами лежит марля, она очень похожа на бинт. Именно она поможет нам сделать волшебную воду в аквариуме.
-Берём в ручки кусочек марли, расправляем его, с её помощью мы будем рисовать волшебную воду в аквариуме. Теперь опускаем марлю в тазик с водой. Отжимаем её, но не до конца, чтобы марля оставалась влажной. Расправляем пальчиками и накладываем сверху на наш аквариум.
-А каким цветом мы будем изображать воду? (синим, голубым).
-Берём в ручки кисточку, смачиваем её водой, окунаем в краску и наносим поверх марли. Не жалеем краски и водички.( Дети выполняют).
-Вы хорошо поработали.
-А теперь нам нужно, чтобы наш аквариум немного подсох и предлагаю вам сделать Физкультминутку.
VI. Физкультминутка.
Рыбка в озере жила
Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны в стороны
Рыбка к берегу плыла
Прыжки, ноги в стороны, вместе
Корм себе искала
Возле берега червяк
Руки на поясе, круговые движения бёдрами
Извивается вот так
Ладошки вместе, влево-вправо
Дёрнул леску рыбачёк
Да сорвался червячок
Рыбка не попалась
С червяком осталась
Ладошки вместе влево- вправо.
-А теперь присаживайтесь на стульчики.
-И давайте поговорим о нашей главной жительнице аквариума- о золотой рыбке.
-Но посмотрите, наша рыбка разобрана, помогите мне собрать её и назвать части тела.
-Какой формы тело рыбки? (овал, ромб). Тело рыбки продолговатое, оно помогает ей плавать.
-Из каких частей состоит рыбка? ( голова, туловище, хвост, плавники).
- Хорошо, у вас отлично получается!
-А зачем рыбке плавники? Само слово подскажет вам. Плавники нужны рыбам, для того, чтобы плавать.
-А чем покрыто тело рыбки? (чешуёй). Правильно, это такие пластинки на теле рыбки. -Ну вот, наша рыбка и готова заселиться в новый дом.
VIII. Продолжение работы над аквариумом. Аппликация деталей аквариума(песок, водоросли, золотая рыбка).
- Присаживаемся и продолжаем нашу работу.
-Посмотрите, наш аквариум практически высох и мы можем посмотреть что же у нас получилось.
-Аккуратно берём за уголочек марли, придерживаем листок и снимаем марлю.
-Посмотрите, какой необычный фон у нас получился.
- У вас на столе лежат все детали аквариума, давайте всё расставим по своим местам.
-Начнём с водорослей.(дети приклеивают на аквариум песок, затем водоросли)
- Ну всё, аквариум готов к заселению рыбки. И теперь мы можем её наклеить.
-Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и кажется вашим рыбкам очень комфортно в таких аквариумах.
-Но золотая рыбка приготовила для вас подарок. (Воспитателе выносит аквариум с золотой рыбкой).
-Ребята, подойдите к столу и рассмотрите рыбку. Рыбка очень довольна вашей сегодняшней работой.
IX. Рефлексия.
-Ребята давайте повесим наши аквариумы на доску, чтобы и мы и наши гости смогли на них полюбоваться.
-Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? Давайте вспомним, что нужно рыбке, чтобы ей нравилось жить в аквариуме?
- закрепить знания детей с ограниченными возможностями о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем) ;
- развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Материал и оборудование: аквариум в живом уголке, модель рыбы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, музыкальный центр, запись музыки для проведения релаксации.
(дети сидят полукругом перед столом, на котором находится накрытый салфеткой аквариум)
П: - Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
П: - Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы)
- Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(педагог читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицею была,
Рыбка эта не простая –
Рыбка эта – золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется (меченосец)
2. Рыбу хищную с усами
Называем мы … (гурами)
3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)
4. Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)
5. Маленькая, красивая, шустрая и озорная
Рыбка (гуппи) по воде проплывает.
П: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
(обращает внимание детей на модель рыбки)
• Тело овальной формы
• Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде)
• Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать)
• Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века)
• Есть рот (чтобы рыбка питалась)
• Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)
• Тело покрыто чешуйками.
Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.
И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.
То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения
То зароются в песке – приседают с круговыми движениями ладоней.
Игра "Наряди рыбку"
(детям раздаются силуэты аквариумных рыбок и чешуек; дети вставляют чешуйки в прорези на теле рыбы, наряжают свою рыбку и закрепляют название "чешуя")
П: - Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей)
- Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.
П: - Как вы думаете, рыбы, улитка они живые или нет? (ответы детей)
П: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
П: - В чистой воде.
П: - Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты. А некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.
П: - Давайте посмотрим, как едят рыбки.
(дети наблюдают за процессом кормления аквариумных рыбок).
П: - А теперь наши рыбки приглашают нас отдохнуть на морском берегу.
Звучит спокойная музыка, дети располагаются на ковре: ложатся, глаза закрыты и слушают шум моря. Педагог спокойным голосом рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой, можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза). Тишина, слышен только шум моря и крики чаек.
- Но пора просыпаться и снова возвращаться (дети открывают глаза, медленно садятся, а затем встают)
П: - На память о сегодняшней встрече с обитателями аквариума давайте вылепим понравившуюся вам рыбку.
(дети занимают рабочие места за столом и под спокойную музыку начинают работать; воспитатель оказывает помощь советом или показом)
П: - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума.
- Берегите свой красивый дом для рыб, ухаживайте за рыбами, не забывайте, что они живые, что им надо ваше внимание, кормите их, а они будут радовать своей красотой.
Задачи:
Закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем)
Развивать чувство сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Расширить словарный запас детей.
Воспитывать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал и оборудование: аквариум в уголке природы,модель рыбы,пластилин,дощечка для лепки,стеки,запись музыки "звуки моря", мольберт.
(дети сидят полукругом перед столом ,на котором находиться аквариум накрытый платком, у нас аквариум прикручен к стене и рядом мольберт с магнитами для показа фотографий рыб )
Воспитатель:- Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
- Посмотрите,дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы ( Аквариум)
(ответы детей)
Воспитатель:- Правильно, аквариум,а какие жильцы живут в аквариуме ( Рыбы,улитки)
-Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицою была,
Рыбка эта не простая-
Рыбка эта- золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется ( меченосец)
2. Рыбу хищную с усами
Называем мы . (гурами)
3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)
4.Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)
5. Красиво в стеклянном доме,
Все рыбки – как на экране,
Но рыбка по имени (Гуппи)
Мечтает об океане!
Г. Максимова
Воспитатель: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
( обращает внимание детей на модель рыбки)
- Тело у рыб овальной формы
- Плавники на спинке и брюшке ( помогают рыбкам плавать в воде)
- Хвост( помогает плыть, рулить и поворачивать)
- Глаза ( рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет век)
- Рот( чтобы питаться)
- Жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)\
- Тело покрыто чешуйками.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме ,показываем картинки улиток и растений и ракушек, также можно показать наглядно ракушки( ответы детей)
_Правильно - это улитки,ракушки,аквариумные растения.
Воспитатель: Как выдумаете, рыбки, улитки они живые или нет? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
- В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
Воспитатель: В чистой воде. Знаете, ребята,аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты,для выделение кислорода, а некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками. Кушают рыбы специальный корм который продается в зоомагазинах. Ну что ребятки устали? Давайте мы подвигаемся.
Физминутка "Пять маленьких рыбок"
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Воспитатель: - Посмотрите ,ребята,у нас есть рыбки ,но они почему то, без чешуи. Давайте мы их украсим.
( На столе рыбки и рядом пластилин. Скатываем маленькие шарики и прижимаем пальчиком на тело рыбки) ( во время лепки мы включаем музыку шум моря)
Воспитатель: - Молодцы,ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума.
Сегодня мы с вами познакомились с обитателями аквариума узнали что рыбки любят чистую воду,специальный корм. Обитатели аквариума живые и им нужно наше внимание, а взамен они будут радовать нас своей красотой.
Читайте также: