Природно хозяйственное районирование россии конспект урока 8 класс полярная звезда

Обновлено: 06.07.2024

Тема: «Как ориентироваться п о карте Р оссии. Географ ическое и

- выявление особе нностей природы кру пных район ов России;

- развитие умений самостоятельно добывать знания и применять полу ченные

- развитие умений анализ ировать, сравнивать, об общать, классифицир овать

- воспитание интереса и любви к географии своей страны,

целеустремлен ности, комму никативнос ти, объективности :

Оборудовани е: компьютер, презентация, видеофрагме нт, фи зическая карта

- Что мы изу чали в 1 разделе ? (Г еогра фическое положение России, часов ые

- Мы начинаем изу чать природу России. Всп омните понятие «п риродный

климат, внутрен ние воды, почв ы, растительный и ж ивотный мир).

- Важна ли эта последовательность ? Почему? (Да, т.к. все компонент ы

- Как вы думаете: С природо й, каких государств сход на природа России?

- П очему? (северное полу шарие, высокие широты, большая удалённость от

- Великий ру сский поэт М.Ю .Лермонтов написал такие проникновенн ые

Но я люблю - за ч то, не знаю сам – её степей холодное м олчанье,

Её лесов безбреж ных колы ханье, разливы рек её, подоб ные морям…

2. Просм отр фрагмента виде офильма . (П рирода России. 5мин. ил и

- Можно ли у тверждать, что при рода России однообразна? ( Наоборот, о чень

Под большим ш атром голубых не бес - вижу даль степей зеленее тся.

И на грани их, вы ше тёмных туч, цепи г ор стоят великанами.

По степям в моря реки к атятся, и леж ат пути во все сто роны.

Посмотри на юг - нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся.

Мурава луг ов ковром сте лется, виног рад в садах налив ается.

Огромная террит ория Росси и размещена всег о в трех кл иматических

поясах, но что вли яет на раз нообразие ее прир оды? (Рельеф, близость

океанов, движение в оздушных масс, тектоника, ге ологическое время

Для ориентирован ия по карте Росс ии ну жно знать главные рек и России.

Самая известная - В олга, в Сибири - Об ь, Енисей, Лена , на Дальнем Вост оке -

Чтобы легче был о ориентироваться по карте на нее нан осят и крупн ые

города. Крупне йшие города - милли онеры: Москва, Санк т - Петербург,

Нижний Новгород, Воронеж, К азань, Самара, В олгоград, Ростов - на -

Дону, Пермь, Уф а, Екатерин бург, Челябинск, Омск, Новосибирск,

- Найдите на карте, самую длинну ю в мире железну ю дорогу -

Транссибирс кую магистраль, протянувшу юся через всю на шу страну от

Москвы до Вла дивостока, на 9288 км. - это еще один объект, пом огающий

Таким образом, у читывая разнообр азие природно – климатичес ких условий,

большую в ытянутость с запада на восток, а также огромные размеры

государства, тер риторию Росси и принято дел ить на 8 кру пных природн ых

Деление террито рии на части назы вают районир ованием, выделяют

- Районирование в Р оссии было проведе но на рубеже 1 9 - 20 в.в.

выдающимися русскими у чеными В.В. Докучаевым и Л.С. Бергом.

- Каждый прир одный район ин дивидуален, не повторим, е динственен и

прекрасен п о - своему. Нель зя спутать Ру сскую равнину с Западн о - Сибирской,

Урал с Кавказом, а люди, живу щие в разных места х, как бы « впитывают в

Известный исто рик и географ Лев Н иколаевич Гу милев писал: « Даже

изучение исто рии народов долж но начи наться с описа ния природы и кл имата

территорий, на которых они живу т, так как в зав исимости о т природы у

каждого наро да создавался свой способ веден ия хозяйства и п од держания

- Что бы вам хотелось узнать по данной теме? (Особенност и,

Любой при родный райо н, т.е. ПТК сост оит из взаим освязанных и

взаимозависим ых составны х частей - компонент ов. Кажды й компонент

уникален, это ка к в музыке, нот всего 7, а произве дений огр омное

множество, и му зыкой нап олнен весь мир! И зучением каж дого из

компонентов за нимают ся целые науки и люди соответств ующих профессий.

Географический район - ч асть терри тории, отличающ аяся

особеннос тями исторического р азвития, п рироды, населени я и

- Как вы думаете, вс тречаются л и случаи совпа дений при родных и

Давайте проанали зируем карту эконо мические и геог рафические райо ны

В Азиатской части Рос сии природны х районов больше, чем

экономических, а в европейск ой части, наоб орот, один природный ра йон,

самый заселенн ый и хозяйстве нно освое нный - Восточно - Европейская

- Как вы думаете, п очему в азиатской части Росси и больше природных, а в

европейской - боль ше эконом ических ра йонов? (благо приятные у словия,

освоенность тер ритории, заселен ность, у ровень развития).

- Чем географичес кий район отличается от п риродного и эко номического?

6 . Дом. задание. П 4, стр.14 - 16 , з ад. 1 вып олнить письмен но.

Давным - давно б ыло время, к огда Кавказ был б ольшой равн иной, и на лу гах с

вечнозелёной трав ой паслись стада жив отных, в те време на в жилище у

живописного ру чья жила прекра сная деву шка Машук. Своей статью и

красотой пл еняла она люб ого, кто проходил мим о. Блеск со лнца в её

чернобровых оч ах, длинные л оконы во лос и статная фигу ра делали похожей

И царствовал на К авказе в те в ремена му дрый правитель Э льбрус. Был о н

преклонного в озраста. Гол ова его покр ылась сединой, но могу чее тело его не

потеряло было й гибкости и лов кости, как в юные годы. Пов стречались

однажды юная Машу к и царь Эльбрус на равн ине, и сражён был му дрый

царь её юной к расотой, сл овно стрела п ронзила его сердце. Но царь не был

единственным, чьё сердце п оразила юная Машу к. Сердце м олодого князя

Бештау было так же поражен о стрелой любви к Ма шук. Полюбился храбрый

князь красавиц е Машу к, согласившейся жить с н им в любви и согласии.

Но счастье влюблё нных длилось нед олго, проз нал от людей о ни х царь

Эльбрус. В ярости и гневе, с рассу дком, пому тившимся от ч ёрной ревности,

приказал он м олодому князю забыть любовь св ою. Но мол од и горяч был

храбрый богаты рь, ответил он отказом царю, и возникла ст рашная ссо ра

В прыжке у дарил Бештау царя мечом, да был у дар его так им мощным и

точным, что рассё к царю голову на две части. Но у дар этот оказался

последним в ег о жизни – царь Эл ьбрус пронзил ег о острым кинжалом своим,

и растерзал он кинжалом без дыханное тел о князя на пять частей, и брос ил их

Юная Машу к прибежала на место т рагедии, на вст речу свое й смерти.

Полуживой царь Э льбру с метнул в неё свой к инжал и пр онзил её, а сам

Летели года, пр олетали века. Прев ратились в каме нь могучие тела. И

могучий Эльб рус стоит с сед ой разру бленной главой, невдалеке от одинокой

Машук, как бу дто плачу щей ручейками из слёз по своему л юбимому Б ештау,

пять частей к оторого теперь н апоминаю т о той трагедии ст растной любв и.

возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во вре мени.

таблицы со схемами кру говоротов, по возможности — кинофильм « Природные

— Мы изучаем природные компоненты и их разме щение на территории России. Назовите

их. (Рельефы, горные породы, климат, воды, почвы, ра стительный и животный мир.)

— Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют дру г на

друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и клим ата. (Горы задерживают осадки, на

южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды обра з у ют овраги , ветер образуе т

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к

образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озе р, скорость и

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах

различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс , горный

баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться

другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов вы ражено менее

ярко. Это более слабые компоненты — почва, растительность, животный мир. Тем не

менее изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит,

все компоненты на любом у частке поверхности Земли нах одятся во взаимосвязи и

образуют природно - территориальный комплекс (или, проще, природный комплекс).

Взаимосвязь компонентов состоит в обмене веществам и и энергией.

— Как происходит обмен энергией между почвой и возд у хом? (Нагретая солнеч ными

лучами почва, т. е. поглотившая энергию Солнца, отдает тепло возду ху — теп ловое

— Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения возду ха и горных пород.

(В воздухе постоянно находятся частицы горных пород (пыль, песчаные бу ри), воздух

— Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь

различны (например, в у меренном климате можно выделить прир одные комплексы тайги,

смешанного леса, степи и полупу стыни)? (В пределах одного климатического пояса есть

различие в средних температурах января (— 20. —4 °С) и июля (+14. +22 °С), различается

и увлажнение территории (от избыточного до скудного).)

— Является ли сочетание компонентов в ПТК слу чайным или он о закономе рно?

Докажите. (Примерный ответ. Сочетание компонентов не случ айное, а закономерное. Оно

сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической

истории развития развивался и природный комплекс. При уве личении площади с уши

климат становился холоднее и су ше, менялся, соответственно, растительный и животный

мир: погибали влаголюбивые растения, появлялись засу хо - и холодо устойчивые ра стения

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение

литосферных плит, образование и разру шение гор, смена теплого и влажного климата

холодным и су хим, из менение органического мира), сле довательно, изменялись и

Самый кру пный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы,

Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата 11.09.2020

Тема урока: Природно-хозяйственное районирование. Как ориентироваться по карте России

Предметные : формировать знания о связи между географическим положением и хозяйством страны.

Личностные: развивать умения самостоятельного поиска информации; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

Метопредметные: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы и обобщения.

Оборудование урока : карта России, Политическая карта, учебник, физическая карта Евразии.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания

Где находится нулевой пояс, а где линия перемены дат?

В скольких часовых поясах находится Россия? А зонах?

3) Актуализация опорных знаний

Если вы обратите внимание на физическую карту России, то можете увидеть самые разные географические объекты, ну а среди рельефов сами большими являются равнины и горы. Поэтому вся карта делится на определенные природные зоны/районы.

Кроме деления страны на природные зоны, она дифференцируется на географические районы, которые совпадают с экономическим районированием страны.

4) Изложение нового материала

Итак, сегодня на уроке вы будете индивидуально заполнять контурные карты и обозначать на них различные географические объекты. (работа с учебником, атласами и контурными картами).

Вопросы для контроля:

1. Районирование – это…

2. Заполните таблицу «Отличия природных и географических/экономических районов)

Особенности границ районов

3. На контурной карте №1 подпишите следующие географические объекты:

Горы: Уральские горы

Равнины : Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ангара.

Моря: Северное море, Балтийское море, Баренцево море, Карское море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Берингово море, Охотское море, Каспийское море, Черное море.

Острова и полуострова : Чукотский полуостров, полуостров Таймыр, Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, полуостров Камчатка, Курильские острова, полуостров Крым, Кольский полуостров, Новосибирские острова, Северная земля, Новая Земля.

Города : Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Симферополь, Якутск, Хабаровск, Владивосток, Пермь, Архангельск.

4. Выделите цветами на контурной карте №2 природные районы, а на контурной карте №3 экономические, подпишите их.


5. Встречаются ли случаи совпадения названий природных и экономических ресурсов? Если есть, перечислите их и скажите, чем это объясняется.

6. Административно-территориальное деление - это…

7. В РФ в соответствии с Конституцией состоит из 85 субъектов. Укажите количество этих субъектов.

В данном конспекте интересным будет представленное музыкальное сопровождение. Оно безусловно активирует учащихся и откладывается в памяти яркими воспоминаниями по теме.

ВложениеРазмер
prirodnye_zony_8_klass.docx 25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Создать условия для применения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности на основе метода учебного исследования, проблемного обучения и ИКТ в форме индивидуальной с элементами групповой и фронтальной работы

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки природно-хозяйственных зон;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и коммуникационных технологий;

Развивать информационно-коммуникативную и социальную компетентность.

Нам предстоит интересная работа.

Прекрасна природа России. Её воспевали поэты, художники, писатели, историки. И это могущество использовать и приумножать, рисовать и воспевать будете вы.

2. Перечислите все природные зоны РФ с севера на юг. Почему некоторые природные зоны России не простираются сплошной широтной полосой?

3.Какая из природных зон РФ занимает наибольшую площадь? Почему? Как меняется ее конфигурация с запада на восток? Объясните, почему.

3. Чем характеризуется растительность степи?

4. В чем специфика животного и растительного мира?

1. Недаром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой.

Он весь в тебя, родная ширь,

С душой - как ты сама - широкой! (Степь)

Проигрывается отрывок из романса

в исполнении Людмилы Зыкиной

- Кто знает, какой лес называют пущей?

Дается справка: Беловежская пуща - наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, согласно представлениям, сложившимся в современной науке, в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно он был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Белоруссии и Польши.

3. Старый снег залежался, не тает.

Дикий камень везде черной массой встает,

Да поток по ущелью стекает.

А по скалам кругом все-то птицы во мгле, все-то серые гаги рядами.

Взглянешь сверху на них – будто мох на скале,

Словно туча лежит над волнами. (Арктические пустыни)

4. Многие растения здесь произрастают подушками для защиты от ветра. Другие – стелются по земле. В мае-июне солнце почти без перерыва сияет на небе. Даже около полуночи оно висит большим багровым шаром низко над горизонтом над северной стороной неба. Весна здесь вступает в сои права как-то сразу, быстрым переломом . (Тундра)

в исполнении Кола Бельды

и идет показ слайдов

с природой тундры

Дается справка: Никола́й Ива́нович Бельды́ ( 2 мая 1929 , село Муха, Нанайский район , Дальневосточный край — 21 декабря 1993 , Хабаровск ), больше известный как Кола́ Бельды́ — советский , российский певец , популярный артист эстрады 1950—1980-х годов, Заслуженный артист РСФСР (1985), [1] Заслуженный артист Якутской АССР , Заслуженный артист Бурятской АССР . Нанаец по национальности .

(Сухая степь, полупустыня)

1.В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (ДА)

2.В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (НЕТ)

3.В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет)

4.В степях преобладают серые лесные почвы (НЕТ)

5.Главнейшее богатство тайги- древесина (ДА)

6.Лесостпеная зона-это переходная зона от леса к тундре (НЕТ)

7.В настоящее время степи в основном распаханы (ДА)

8.Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (НЕТ)

9.В высокогорьях преобладают широколиственные породы (НЕТ)

10.В зоне тундры водятся сев. олени (ДА)

11.В зоне степей водятся грызуны (ДА)

12.Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (НЕТ)

5. Знакомство с новым. А новое Вам придется найти самостоятельно в учебнике и дописать в таблицу. Найдите и выпишите возможные проблемы данных природных зон в последний столбик таблицы.

Проверим, что получилось…

6. Подведение итогов.

Человек это царь природы, ее хозяин – так еще недавно считали многие, и вот иногда он поступает с природой неграмотно. Мне кажется, что чаще это случается из-за незнания человеком особенностей в данном случае природных комплексов. А, значит, даже если Ваша профессия не будет близка данной теме, вы-то уж постарайтесь быть к ней внимательными и вдумчивыми.

Читайте также: