Двусторонняя гладь конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Техническое обеспечение: мультимедийная установка в кабинете технологии.

  • Microsoft Power Point,
  • Microsoft Word.
  • информационные технологии;
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод контрольных вопросов;
  • познавательные;
  • мозгового штурма.
  • практический метод;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль.
  • по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные, наглядные, технические, видеометод, письменное инструктирование (инструкционные карты, технологическая карта, карты-контроля);
  • по степени самостоятельности мышления учащихся – частично-поисковый;
  • по степени управления учебной работы – самостоятельная работа.

Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.

  • фронтальный,
  • дифференцированно – групповой опрос,
  • практический самоконтроль,
  • взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны учителя.

Тип урока – комбинированный.

Урок 1

  • Проверка знаний прошлого урока выполняется в форме соревнования. Класс делится на 3 команды. Получает карточку – задание с вопросами и ответами. Каждая команда задает вопрос и получает ответ. Правильный ответ – 1 балл и выдается жетон. Можно оформить и на доске в форме таблицы. Подводятся итоги и определяется команда, которая лучше подготовлена.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

  • Учащиеся знакомятся по инструкционной карте с определениями глади. И находят различия, рассматривая образцы и знакомясь с определениями.

Двусторонняя гладь – это способ вышивки, выполненный тесно прилегающими друг к другу параллельными стежками, располагающими по контуру мотива, как с лицевой, так и с изнаночной стороны в одном цвете.

Дополнительно задаются вопросы.

VI. Закрепление знаний нового материала

Закрепление нового материала выполняется методом фронтального опроса.

Урок 2

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и правильной посадкой и организацией рабочего места.

  • Быть внимательным к работе.
  • Надевать наперсток на средний палец правой руки.
  • Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
  • Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы.

Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

II. Самостоятельная двухэтапная работа учащихся по учебно-технической документации.

Этап 1. Выполнение образца в технике двусторонней глади. (Приложение 3)

  • Выбрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
  • Подобрать подходящий цвет ниток
  • Отрезать нить.
  • Закрепить нить предлагаемым способом.
  • Выполнить первый стежок, согласно направлению и контура рисунка.
  • Заполнить рисунок стежками, прокладывая их параллельно друг друга.
  • Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
  • Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
  • Во время работы уделять внимание самоконтролю.

По окончанию работы провести взаимоконтроль.

III. Физкультминутка

Предполагается ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения

Укрепление вестибулярного аппарата

  • Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
  • Повороты головы вправо и влево до упора.
  • Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушения осанки

1. Исходное положение – стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

  • Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
  • Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.

IV. Выполнение образца в технике художественной глади по инструкционной карте

Этап 2.

  • Подобрать элемент рисунка для вышивки в данной технике.
  • Распределить рисунок на несколько частей, для вышивки разными тонами, длина стежка не больше 0,7 см.
  • Подобрать подходящие тона ниток и отрезать.
  • Закрепить нить предлагаемым способом.
  • Выполнить первый ряд стежков светлым тоном, располагая первый стежок по центру от края к середине и делая их разной длины.
  • Выполнить стежки следующего ряда, укладывая их в направлении от середины цветка к краю , и заполняя стежками просветы первого ряда, используя более темный тон ниток.
  • Заполнить рисунок подобранными тонами ниток.
  • Уделить внимание правильному закреплению нити по окончанию работы.
  • Соблюдать правила техники безопасности, следить за осанкой.
  • Во время работы уделять внимание самоконтролю.

1. Текущий инструктаж (проводится учителем по ходу выполнения самостоятельной работы).

2. Формирование новых умений:

– проверка организованности начала работы учащихся;
– соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда выполнении задания.

3. Усвоение новых знаний:

– проверка правильности использования учащимися учебно – технической документации.

4. Целевые обходы:

– инструктирование учащихся по выполнению операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– контроль за бережным отношениям учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащихся.

5. Обучение проведения самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Заключительный инструктаж:

– анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
– повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

V. Рефлексия

– Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему я научилась? Где мне пригодится это?

VI. Подведение итогов занятия

1. Обобщение достижения цели занятия;

– Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами.

2. Объективная оценка результатов труда учащихся на уроке (заполнение оценочного листа), выставление отметок в классный журнал и в дневник учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы, инструменты и приспособления: ткань х/б, нитки мулине, игла, ножницы, напёрсток, пяльцы.

Наглядные пособия, оборудование: схемы видов глади, вышитые изделия, образцы поэтапного выполнения швов, меловые изображения на доске, инструкционные карты, учебник, книги).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка рабочих мест.
  3. Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вводом гладьевого шва, и научимся выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.

  1. Опрос пройденного материала.
    • Где и когда появилась вышивка?
    • Назовите материалы, инструменты и приспособления, используемые для вышивки гладью?
    • Где применяется вышивка гладью?
    • Как называется сетка, которая используется для уменьшения и увеличения рисунка?
    • Какие Вы знаете способы перевода рисунка на ткань?
  2. Новый материал.

1. Чем отличается гладь от вышивки крестом?

2. Какие виды декоративных стежков ручной вышивке Вы знаете, которые вышивают по свободному контуру?

3. Что такое гладь? (инструкционная карта)

Гладь - это сплошное заполнение стежками всей поверхности рисунка, стежки кладут ровно и плотно один к другому, не натягивая сильно нитку. Запись в тетради.

4. Как вышит рисунок на представленных работах? Какое сходство и различие в этих работах?

С помощью глади можно создать рисунок только с лицевой стороны ткани - это односторонняя гладь. При вышивании такого шва на лицевой стороне получаются стежки в виде прямых и наклонных линий, а на изнаночной видны только контуры рисунка. Или с обеих сторон – двусторонняя. При вышивании такого шва на лицевой и изнаночных сторонах получаются одинаковые стежки в виде прямых и наклонных линий. Запись в тетради.

5. Самостоятельная работа. Двусторонняя гладь (учебник стр. 169-170)

Вопросы для групп:

  • Какие узоры вышивают двусторонней гладью?
  • Во сколько нитей вышивают двустороннюю гладь?
  • Какой гладью вышивают плоды? Под каким углом к оси симметрии?
  • Какой гладью вышивают мелкие листочки? Под каким углом?
  • Какой гладью вышиваю листики с прожилками? Как?
  • Лепестки цветов вышивают какими стежками? Как?

6. Самостоятельная работа в парах по карточкам.

Показ направления стежков вышивки плодов, мелких листочков, листиков с прожилками и лепестки цветов.

7. Вышивка с использованием настила (инструкционная карта).

Двусторонняя гладь. Прямая и косая.

Пр.р.: Выполнение двусторонней глади прямыми и косыми стежками.

Тип урока: комбинированный.

Вид учебного труда: работа с тканью.

Объект труда: Выполнение двусторонней глади прямыми и косыми стежками.

Время работы: 90 минут (2 урока).

Ознакомить с видом гладьевого шва. Научить выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.

Развивать умения работать со схемами, инструкционными картами, образцами.

Воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства - вышивке гладью. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, внимательность, аккуратность, ответственность и терпение.

Материалы, инструменты и приспособления: ткань х/б, нитки мулине, игла, ножницы, напёрсток, пяльцы.

Наглядные пособия, оборудование: схемы видов глади, вышитые изделия, образцы поэтапного выполнения швов, меловые изображения на доске, инструкционные карты, учебник, книги).

Организационный момент.

Подготовка рабочих мест.

Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вводом гладьевого шва, и научимся выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.

Опрос пройденного материала.

Где и когда появилась вышивка?

Назовите материалы, инструменты и приспособления, используемые для вышивки гладью?

Где применяется вышивка гладью?

Как называется сетка, которая используется для уменьшения и увеличения рисунка?

Какие Вы знаете способы перевода рисунка на ткань?

Новый материал.

1. Чем отличается гладь от вышивки крестом?

2. Какие виды декоративных стежков ручной вышивке Вы знаете, которые вышивают по свободному контуру?

3. Что такое гладь? (инструкционная карта)

Гладь - это сплошное заполнение стежками всей поверхности рисунка, стежки кладут ровно и плотно один к другому, не натягивая сильно нитку. Запись в тетради.

4. Как вышит рисунок на представленных работах? Какое сходство и различие в этих работах?

С помощью глади можно создать рисунок только с лицевой стороны ткани - это односторонняя гладь. При вышивании такого шва на лицевой стороне получаются стежки в виде прямых и наклонных линий, а на изнаночной видны только контуры рисунка. Или с обеих сторон – двусторонняя. При вышивании такого шва на лицевой и изнаночных сторонах получаются одинаковые стежки в виде прямых и наклонных линий. Запись в тетради.

5. Самостоятельная работа. Двусторонняя гладь (учебник стр. 169-170)

Вопросы для групп:

Какие узоры вышивают двусторонней гладью?

Во сколько нитей вышивают двустороннюю гладь?

Какой гладью вышивают плоды? Под каким углом к оси симметрии?

Какой гладью вышивают мелкие листочки? Под каким углом?

Какой гладью вышиваю листики с прожилками? Как?

Лепестки цветов вышивают какими стежками? Как?

6. Самостоятельная работа в парах по карточкам.

Показ направления стежков вышивки плодов, мелких листочков, листиков с прожилками и лепестки цветов.

7. Вышивка с использованием настила (инструкционная карта).

8. Закрепление нити в начале и конце работы (разбор инструкционной карты).

9. Поиск ошибок в вышитых работах учеников (работа в группах).

10. Чтобы выполнить правильно и аккуратно работу нужно соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами и булавками.

11. А теперь составим план работы:

Закрепить нить в начале работы.

Выполнить двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.

Закрепить нить в конце работы.

Практическая работа.

Выполнение практической работы.

Зарядка для глаз.

Анализ и оценка выполненных работ.

Что Вы будите учитывать при оценке работ?

Поменяйтесь работами внутри группы и оцените их.

Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?

Что получилось? Что не получилось?

Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

Закрепление материала.

Что такое гладь?

С какими видами декоративных гладьевых стежков Вы познакомились на уроке?

Как называется шов, который мы выполняли на уроке? Какими стежками?

Где применяется этот шов?

Для чего применяется настил в вышивке гладью?

Подведение итога урока.

Чему научились Вы сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Вышивание гладью – это сплошное заполнение стежками всей поверхности рисунка (стежки кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку).

Декоративные стежки




Односторонняя гладь Двусторонняя гладь

Двусторонняя гладь





а – прямая б – косая в - радиальная

Закрепление рабочей нити







начало работы конец работы

Гладь с настилом

Цель - научить выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками, развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами.

ВложениеРазмер
dvustoronnyaya_glad.docx 126.21 КБ

Предварительный просмотр:

Двусторонняя гладь. Прямая и косая.

Пр.р.: Выполнение двусторонней глади прямыми и косыми

Тип урока; комбинированный.

Вид учебного труда: работа с тканью.

Объект труда: Выполнение двусторонней глади прямыми и косыми стежками.

Время работы: 90 минут (2 урока). Цели:

  1. Ознакомить с видом гладьевого шва. Научить выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.
  2. Развивать умения работать со схемами, инструкционными картами, образцами.
  3. Воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства - вышивке гладью. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, внимательность, аккуратность, ответственность и терпение.

Материалы, инструменты и приспособления: ткань х/б, нитки мулине, игла, ножницы, напёрсток, пяльцы.

Наглядные пособия, оборудование: схемы видов глади, вышитые изделия, образцы поэтапного выполнения швов, меловые изображения на доске, инструкционные карты, учебник, книги).

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка рабочих мест,
  3. Постановка темы и учебной цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вводом гладьевого шва, и научимся выполнять двустороннюю гладь прямыми и косыми стежками.

IV. Опрос пройденного материала.

  • Где и когда появилась вышивка?
  • Назовите материалы, инструменты и приспособления, используемые для вышивки гладью?
  • Где применяется вышивка гладью?

• Как называется сетка, которая используется для уменьше
ния и увеличения рисунка?

• Какие Вы знаете способы перевода рисунка на ткань?
V. Новый материал.

  1. Чем отличается гладь от вышивки крестом?
  2. Какие виды декоративных стежков ручной вышивке Вы знаете, которые вышивают по свободному контуру?
  3. Что такое гладь? (инструкционная карта)

Гладь - это сплошное заполнение стежками всей поверхности рисунка, стежки кладут ровно и плотно один к другому, не натягивая сильно нитку. Запись в тетради.

4. Как вышит рисунок на представленных работах? Какое
сходство и различие в этих работах?

С помощью глади можно создать рисунок только с лицевой стороны ткани - это односторонняя гладь. При вышивании такого шва на лицевой стороне получаются стежки в виде прямых и наклонных линий, а на изнаночной видны только контуры рисунка. Или с обеих сторон - двусторонняя. При вышивании такого шва на лицевой и изнаночных сторонах получаются одинаковые стежки в виде прямых и наклонных линий. Запись в тетради.

5. Самостоятельная работа. Двусторонняя гладь (учебник стр.
169-170)

Вопросы для групп;

  • Какие узоры вышивают двусторонней гладью?
  • Во сколько нитей вышивают двустороннюю гладь?
  • Какой гладью вышивают плоды? Под каким углом к оси симметрии?
  • Какой гладью вышивают мелкие листочки? Под каким углом?
  • Какой гладью вышиваю листики с прожилками? Как?
  • Лепестки цветов вышивают какими стежками? Как?

6. Самостоятельная работа в парах по карточкам.

Показ направления стежков вышивки плодов, мелких листочков, листиков с прожилками и лепестки цветов.

7. Вышивка с использованием настила (инструкционная кар
та).

Вышивание гладью - это сплошное заполнение стежками всей поверхности рисунка (стежки кладут ровно и плотно один к другому, не затягивая сильно нитку).


Почему гладь называется двусторонней? Дело в том, что такой вид вышивки одинаково выглядит и с лицевой, и с изнаночной стороны. Как правило, двусторонняя гладь применяется для вышивания растительного и геометрического орнамента, инициалов и эмблем. В процессе видеоурока мы поближе познакомимся с двусторонней гладью и разберём технологию вышивки художественной гладью.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Двусторонняя гладь. Художественная гладь"

Начнём мы с двусторонней глади. Почему она так называется? Дело в том, что такой вид вышивки одинаково выглядит с лицевой и изнаночной сторон.


Как правило, двусторонняя гладь применяется для вышивания растительного и геометрического орнамента, инициалов и эмблем.


Двусторонняя гладь является примером выпуклой глади. Различают мягкую, то есть без настила и с настилом.

Поговорим о свободной двусторонней глади без настила.

Как правило, её используют для вышивания узоров с растительным орнаментом небольших размеров.

Для выполнения этого вида шва лучше использовать нитку в одно сложение. Тогда стежки глади будут ложиться ровно и не будут накладываться друг на друга.

Но в то же время вышивка должна быть достаточно плотной, чтобы между стежками глади не просвечивала ткань основы.

Этот вид глади не имеет чёткого контура. Узор вырисовывается стежками, которые называют штрихами. Их делают редкими или более плотными, то есть частыми.

Частые стежки создают более яркий узор, а редкие – наоборот: более бледный.

Плоды, как правило, вышивают вертикальными или горизонтальными стежками. Такой вид шва называется прямой гладью.


Косыми стежками или косой гладью вышивают мелкие листики. Для вышивания листиков с прожилками нужно каждую половинку вышить отдельно, в направлении от края к середине.


Лепестки цветов надо вышивать радиальными стежками от края к центру. Если в результате край цветка получиться разреженным, то там, где надо, можно проложить несколько коротких стежков.

Но иногда контур листьев специально зашивают не полностью.


Для того, чтобы на ткани не оставалось линий, а тянущийся материал или трикотаж не вытянулся, рисунок лучше переснять на тонкую бумагу, укрепить на месте, которое определено для вышивки и вышивать прямо по бумаге. Конечно, после окончания вышивки, бумагу надо удалить.

Двусторонняя гладь с эффектом светотени называется художественной гладью.

Чтобы переход от одного цвета к другому был плавным применяется редкая гладь. То есть мотив заполняется стежками различной длины очень тонкими нитками для вышивания различных цветов.

Сначала часть формы заполняется стежками разной длины, но одного цвета, а затем ниткой другого цвета заполняются промежутки, которые образованы стежками неодинаковой длины. Важно, чтобы цвета были близко друг к другу по тону. Тогда переход получится более плавным.

Теперь давайте рассмотрим ориентацию стежков в вышивке.

Лепестки цветов располагаются радиально к центру.


Листья – по направлению прожилок.


Лицо человека – по расположению лицевых мышц, животные – по росту шерсти.


Выбрать цветовое решение помогут художественные открытки или картины художников.

Важно, чтобы нитки были в одной цветовой гамме с тканью.

Напомним, что все цвета вообще и вышивальных ниток в частности делятся на две цветовые гаммы – тёплую и холодную.

К тёплой гамме относятся: золотисто-жёлтые, оранжевые, красные, а также зелёные, коричневые, бордовые цвета.

Перед вами пример вышивки, которая выполнена в тёплой гамме.


К холодной гамме относятся голубые, синие, фиолетовые, малиновые, розовые и так далее. Вышивка, выполненная в холодной цветовой гамме, выглядит так.


Давайте поближе познакомимся со схемой вышивки лепестков в этой технике.


Но если все лепестки выполнены одинаково, то это выглядит не очень красиво, однообразно. Лучше смотрится, когда в нескольких лепестках преобладает один тон, например, светлый тёплый оттенок, а в остальных – более тёмный холодный оттенок.

Если мы вышиваем зубчатые листья, то их делят на две половины, по прожилке, и каждую начинают застилать гладью от верхушки листа наклонными стежками к середине (жилке), плавно переходя к основанию листа. Одну сторону можно вышить сначала светлой зеленью, добавляя постепенной тёмные тона, а другую – так, чтобы возле средней жилки был средний тон зелени. Таким образом мы получим лист с углублением по средней линии.

Для получения выпуклой поверхности, при вышивке края листа светлой зеленью ею в некоторых местах доходят до средней жилки. Если вышивать темным по светлому, то получится углубление.

Подведём итоги урока.

Сегодня мы поближе познакомились с двусторонней гладью и узнали, как вышивать художественной гладью.

Читайте также: