Табличные модели 9 класс босова презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока Табличные информационные модели (9 класс 1 часть, урок 17, учебник Босова Л.Л.). На данном уроке происходит рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;
метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Особенности изложения содержания темы урока

2. Повторение (5 минут)
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 74, 76, 78, 80;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

Рассмотрим несколько примеров задач, которые удобно решать с помощью табличных информационных моделей.

4 слайд — задача о перекладывании камней;
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3 камня, а во второй — 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 1 камень в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 16. Кто выигрывает при безошибочной игре — игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
5 слайд — весовая матрица;
Взвешенный граф.
6 слайд — задача о коктейлях;
Три подружки — Аня, Света и Настя — купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете — не голубой. В белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль.
Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.
7 слайд — задача о коктейлях (решение);
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света — банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя — клубничный коктейль в белом стаканчике.

Вопросы и задания
9 слайд – вопросы и задания.
Вопросы 1-9 к параграфу 2.4

Домашнее задание.
§2.4, вопросы и задания № 1–4 к параграфу;
РТ: № 93-95.
Дополнительное задание: № 90–92 в рабочей тетради.

Весь материал к уроку находится в архиве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект 1.doc

Конспект урока на тему:

повторить классификацию моделей по способу представления, определение информационной модели;

познакомиться с различными формами информационных моделей (графическая, вербальная, математическая, табличная);

вспомнить что такое таблица, из каких частей она состоит;

введение понятий таблица объект-объект, объект-свойство, комбинированная таблица, матрица, двоичная матрица.

развитие интереса к предмету за счет новизны некоторых понятий (матрица, двоичная матрица) и формы представления информации (презентация);

развитие логического мышления с помощью логической операции анализ;

воспитание познавательной активности учащихся.

Оборудование: ПК для учителя, презентация, проектор, раздаточный материал (тест).

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – в начале урока – индивидуальная, остальное время – фронтальная.

Организационный момент 5 мин.

Проверка домашней работы 5 мин.

Повторение (тест) 5 мин.

Изучение нового материала 25 мин.

Подведение итогов урока и задание на дом. 5 мин.

II . На сегодня вам было задано придумать по примеру учебных, научно-технических, опытных, игровых и имитационных моделей. Кто справился с этим заданием? (проверяю наличие д.р., наиболее удачные примеры прошу прочитать)

III. А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Закройте, пожалуйста, все тетради и учебники. Я выдам вам тест. На его решение дается 3 минуты. На каждый вопрос нужно выбрать один правильный ответ. Приступили.

Ребята, вы уже познакомились с классификацией моделей по способу представления. На какие же две большие группы делятся модели?

- Материальные и информационные.

Давайте вспомним, что такое информационная модель?

- Информационная модель – это совокупность информации, характеризующая свойства, состояние объекта и взаимосвязь с внешним миром.

Таким образом, информационная модель – это совокупность информации. В свою очередь эта совокупность информации может быть представлена в разной форме. Как вы думаете, в какой форме она может быть представлена?

( 3 слайд все, что есть на слайде, записывают)

Во-первых, она м.б. представлена в графической форме, например, в виде схемы, графика, чертежа, карты.

Во-вторых, в вербальной форме. Как вы думаете, что такое вербальная форма?

Словесная форма.

Правильно, вербальная форма – это словесное описание.

Третья форма – математическая. Это описание соотношений между количественными характеристиками объекта на математическом языке. Например, формула площади треугольника.

И последняя форма, как вы думаете, какая? Это табличная форма. Именно на этой форме мы сегодня подробней и остановимся.

Хорошо, мы познакомились с вами с четырьмя формами информационной модели. Но встает тогда такой вопрос: какую форму выбрать при создании модели? А ответ на самом деле очень простой.

( 4 слайд, пишут)

Форма информационной модели зависит от цели ее создания.

Давайте рассмотрим это на примере.

(5 слайд устно)

Перед нами стоит цель проследить изменение температуры в июне 2006 года. Какой информацией мы обладаем? У нас имеется температура за каждый день июня. Как вы думаете, в какой форме мы можем представить данную информацию?

В графической форме.

Правильно мы можем ее представить в графической форме в виде графика.

Что мы можем увидеть по этому графику?

Где температура росла, а где понижалась.

В какой день была максимальная температура и чему она равна?

В какой день была минимальная температура и чему она равна?

(Отвечают, но в какой день не могут точно сказать.)

Таким образом, мы видим, что график нам дает наглядность, но точность пи этом теряется.

Можно ли мы в какой-нибудь другой форме представить данную информацию?

Можно в виде таблицы.

В чем удобство данной формы представления?

Данные более точные.

Но тогда мы потеряем наглядность. Хорошо, давайте рассмотрим другой пример.

(6 слайд устно)

Нам нужно изучить какие моря и океаны омывают материк Австралия. Какую форму информационной модели нам удобнее всего выбрать.

Графическую форму, а именно карту.

Можно ли еще как-нибудь? Конечно можно, например, словесно. С запада Австралию омывает Индийский океан, с востока Тасманово море и т.д. мы можем перечислить все словами, но будет ли нам удобно таким образом изучать географию? Нет. Нам будет не наглядно.

Таким образом, мы видим, что графическая форма выбирается, если важным требованием является наглядность.

А теперь рассмотрим следующий пример. Нам нужно изучить оценки трех учеников за первую четверть. В какой форме мы можем представить данную информационную модель?

В графической форме в виде графика.

Хорошо, посмотрите на построенный мною график.

(7 слайд устно)

Удобно ли по нему изучать успеваемость? А если учеников будет много, все графики перепутаются, и будет еще более не удобнее.

Как еще можно представить эту информационную модель?

В виде таблицы.

Эта форма наиболее удобна в этом случае, так как информация записана более компактно, систематизирована.

Таким образом, мы видим, что табличная форма выбирается, если нам нужно систематизировать информацию.

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с табличной формой информационной модели. Мы с вами обсудим из чего состоит таблица, чем она характеризуется, какие бывают виды таблиц.

В качестве примера рассмотрим таблицу. Это таблица успеваемости. В данную таблицу занесены оценки трех учеников по четырем предметам.

(8 слайд устно)

Сколько в этой таблице строк? Назовите названия строк.

Сколько в этой таблице столбцов? Назовите названия столбцов.

На пересечении строк и столбцов располагаются ячейки. Что занесено в ячейки? Таким образом, мы можем сказать, что каждая таблица характеризуется:

названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером)

количеством строк и их названиями (заголовками строк)

количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов)

содержимым ячеек, находящихся на пересечении столбцов и строк.

Еще раз осмотрите на таблицу. В ней содержится совокупность информации об объектах, то есть мы можем назвать данную таблицу информационной моделью процесса успеваемости.

А теперь вы узнаете, какие существуют типы таблиц.

(9 слайд пишут все, что есть на слайде)

Первый тип - это таблицы объект-свойство, второй тип – таблицы объект-объект и третий тип – комбинированные таблицы. Что же это за таблицы? (переходим по ссылке). Запишем определение:

Таблица объект-свойство – это таблица, в которой отражаются несколько свойств, а все объекты принадлежат одному множеству.

(возвращаемся по ссылке на 9 слайд)

А теперь подробнее рассмотрим тип таблиц объект-объект. Запишем определение:

Таблица объект-объект – это таблица, в которой отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов.

(следующий слайд)

К какому типу относится данная таблица? Как вы уже заметили в этой таблице несколько свойств, которые характеризуют три объекта, т.е. таблица состоит из двух таблиц. Такая таблица называется комбинированной. Запишем определение:

(следующий слайд)

К какому типу относится следующая таблица?

Объект-объект.

Посмотрите, пожалуйста, на содержимое ее ячеек. В ячейках содержатся числа. Так вот прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Запишем это определение.

Вы, наверное, уже заметили, что таблица состоит из нулей и единиц. Такая таблица называется двоичной матрицей. Запишем это определение:

Двоичная матрица – это матрица, составленная из нулей и единиц.

Она отражает качественный характер связи между объектами.

Дома придумайте свой пример матрицы и двоичной матрицы.

V. Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое матрица, двоичная матрица, какие бывают типы таблиц, как выбирать форму информационной модели.

Есть ли вопросы по новому материалу?

Записываем домашнее задание. Прочитать в учебнике § 26, составить четыре таблицы (по одной на каждый тип). Повторить всю тему моделирование, принести тетради для контрольных работ. На следующем уроке пишем контрольную работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютер, проектор, мультимедийная доска, учебник по информатике для 9 класса И.Г. Семакин, 2012г, тетради, ручки, чертежные принадлежности, дневники.

Организационный момент (3 минуты)

Актуализация знаний (5 минут)

Изучение нового материала (17 минут)

Подведение итогов (8 минут)

Домашнее задание (7 минут)

Организационный момент.

Приветствие! Отмечаем отсутствующих!

Актуализация знаний.

Вопросы на повторение к классу: (3 слайд)

Что такое моделирование? Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

Дайте понятие объекта моделирования. Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы: гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое (5 слайд)

Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования (6 слайд)

Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе

Расскажите все о графических информационных моделях (схема, структура, график). Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса

Изучение нового материала.

Еще одной распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.

Повести и рассказы

Повести и рассказы

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведения о книгах, которые включены в таблицу, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составления таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги и информации, позволяющей найти книгу на полках книжных стеллажей. Предполагается, что все полки пронумерованы и, кроме того, каждой книге присвоен инвентарный номер. Это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.

Температура

Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.

Конечно, строки и столбцы в них можно менять местами, повернув на 90 градусов. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы – объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов; столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Двоичные матрицы (14 слайд)

Цветовдство

В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль-непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов – геологию и цветоводство и т.д.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога-нет дороги, посещает-не посещает и т.д.).

Подведение итогов. (16 слайд)

Что вы сегодня узнали нового?

В чем состоит удобство табличного представления информации?

Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома.

Что такое матрица?

Что такое двоичная матрица?

Выставление отметок в журнал.

Домашнее задание. (17 слайд)

В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.

Выполните следующие задания:

Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;

Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;

Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.

Спасибо за урок! (18 слайд)

Список использованных источников: (слайд 19)

1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 5-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-341 с. : ил.

Табличные модели Учитель информатики и математики МБОУ гимназии №1 Попова Людмила Вячеславовна Липецк, 2016

Учитель информатики и математики

МБОУ гимназии №1

Попова Людмила Вячеславовна

Цели:

Вопросы на повторение:

1. Что такое моделирование?

Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

2. Дайте понятие объекта моделирования. Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект : корабль, комета, живая клетка; явление природы : гроза, солнечное затмение; процесс : полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.

2. Дайте понятие объекта моделирования.

Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект : корабль, комета, живая клетка; явление природы : гроза, солнечное затмение; процесс : полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.

3. Что такое модель? Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

3. Что такое модель?

Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

4. Дайте определение формализации. Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

4. Дайте определение формализации.

Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

5. Расскажите все о графических информационных моделях (схема, структура, график) Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы. Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое. График – это модель процесса.

5. Расскажите все о графических информационных моделях (схема, структура, график)

Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы.

Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Табличные информационные модели". 9 класс.

Тема: Табличные информационные модели.

предметные – представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;

метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом познания;

личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;

рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.

Организационный момент – 2 мин.

- Проверка наличия учащихся на уроке;

Домашнее задание – 2 мин.

- Стр. 27 – 34, § 1.4, читать. Ответить на вопросы к § № 1 - 5

Дополнительное задание:

Актуализация познавательной деятельности (5 – 7 мин)

Индивидуальные карточки для слабоуспевающих (ответ №1).

Фронтальный опрос:

Откройте учебник на стр. 25, ответьте на вопросы №2, 3, 8.


- К графическим относятся: схемы, чертежи, диаграммы, графики, графы, деревья.

- Примеры графических информационных моделей:

а) при изучении физики – электрические схемы, при изучении математики – графики функций, при изучении географии – круговорот воды в природе;

б) в повседневной жизни: схема движения автобусов, трамваев.

- Дерево – это граф, в котором нет циклов, в нем нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным ребрам, вернуться в ту же вершину. Примером дерева, является файловая структура хранения информации, генеалогическое древо семьи (родословная).

- Что такое объект?

- Объект – это часть окружающей нас действительности: предметы, явления, процессы.

Изучение нового материала – 10 мин

- Вы видите таблицу, что является объектом?

- Регионы Российской Федерации.

- Что относится к свойствам объекта?

- К свойствам объекта относятся: Дата образования, Площадь, Население.








Слайд 7 Слайд 8




Слайд 9 Слайд 10


Закрепление изученного материала – 10 мин


Слайд 12 - 13.

В жизни мы с вами очень часто встречаемся с таблицами. Для создания таблиц можно использовать различные программы, пересилите их:

текстовый процессор Microsoft Word$

табличный процессор Ecsel.

Для практической работы вам необходимо

1. Построить табличную модель по следующим данным в программе MS WORD:

Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км. Стоимость проезда на поезде составляет 1 монету за км, на пароходе – 2 монеты за км, на самолете – 4 монеты за км.

Какое расстояние проехал каждый из человечков и сколько денег он заплатил за дорогу?

Какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде транспорта и сколько им это стоило?

Сколько денег все человечки вместе заплатили за все виды транспорта?

Читайте также: