Конспект урока спп с придаточными цели 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.

Цели: формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели;

закрепление навыка постановки запятой между частями СПП;

совершенствование навыка комплексного анализа текста;

формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи, умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы;

воспитание интереса к изучению родного языка.

Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.

Повторение изученного. Ребята, сейчас вы выполните задание, которое поможет вам повторить изученному данное задание также является подготовкой к ОГЭ

ОГЭ задание 12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.

-- Запишите под диктовку предложение.

Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться.

-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.

(Роль языка в жизни общества)

-- Произведите синтаксический разбор предложения по алгоритму.

(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы ).

-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.

(СПП с придаточными обстоятельственными цели)

- Дайте поставим перед собой цель, которую мы должны достичь в конце урока.

- Цель нашего урока? – знакомство с придаточными цели .

- А что нужно сделать, чтобы достичь цели?- ( необходимо наметить действия по достижению цели, т.е. поставить перед собой задачи).

- Давайте сформулируем задачи урока:

узнать ……( отличительные особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП),

научиться ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП),

совершенствовать …( умение анализировать СПП, конструировать предложения с придаточными цели).

Изучение нового материала.

Присоединяе тся к главному при помощи

Местоположение придаточного по отношению к главному

Зачем? С какой целью?

В – вопросы (зачем? С какой целью?)

О – относится (ко всей главной части)

П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )

Р – разделяется запятой

С – стоит (местоположение свободное)

Самостоятельная проверка по теоретическому материалу учебника с. 103

Лингвистический рассказ по таблице о СПП с придаточным обстоятельственным цели.

Закрепление изученного

Конструирование предложений. Для 1 группы (слайд 3)

Карина, Анель, Кайрат, Оксана, Игорь, Лена

-- Продолжите начатые предложения.

Мы должны изучать родной язык,

Нужно так относиться к родному языку, чтобы…

С помощью языка передается опыт поколений,

-- Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.

(Союз ЧТОБЫ – многозначный)

Мирам, Сапар, Виктор, Алибек, Адыльжан, Юля, Владислав

Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица )

1.И пришлось ей стать осторожней,

2Для того чтобы выучиться говорить правду людям,

3. дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4.Медведица напала на охотника не со зла,

5. Дабы не привлечь к себе пристального внимания,

6.Чтобы добиться прочности

7.незнакомец пристроился на скамье около двери

8. надо научиться говорить ее самому себе.

9.чтоб свободу свою спасти.

10. а для того чтобы защитить своих медвежат.

1+9 И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

2+8 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. /Л.Н. Толстой/

6+3, Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

4+10 Медведица напала на охотника не со зла, а для того чтобы защитить своих медвежат.

Какое из предложений направлено на самовоспитание человека?

Работа с упражнением в учебнике

Выполнение упражнения 165– групповая работа

В какую часть СПП мы перестроим вопросительное предложение? (в главную)

Дифференцированные задания (1 и 2 уровень)

1 уровень . Укажите СП П с придаточным цели .

Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.

Закончи работу так, чтобы успеть к поезду.

Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.

Мастер распорядился, чтобы работали четко по графику.

Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Но я знал,(1) я чувствовал,(2) что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне. Волна благодарности закружила мне голову. Захотелось сейчас,(3) сию минуту сделать что-нибудь достойное,(4) рыцарское(5) чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение.

Ответы: 1 уровень – 35

уровень – 25

III . Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

Узнали ……(отличительные особенности придаточных цели (строение, средства связи, положение в СПП)

Научились ….(опознавать СПП с придаточными цели среди других СПП)

Что совершенствовали …( умение анализировать СПП).

Достигли мы цели урока?

А что ещё очень важное усвоили для себя на уроке?

Комплексный анализ текста.

Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите все СПП, укажите их вид.

4) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Продолжение текста.

Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование навыка комплексного анализа текста; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

Развивающие: формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление. Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе; воспитание любви к труду, интереса к чтению.

ВложениеРазмер
spp_tseli_9_klass.docx 13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК по русскому языку в 9 классе по теме

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2020г.

Тема: СПП с придаточными цели.

Цели: Образовательные: закрепить полученные знания о СПП; формирование понятия СПП с придаточным цели; развивать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие вывод; совершенствование навыка комплексного анализа текста; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности;

Развивающие: формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление. Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе; воспитание любви к труду, интереса к чтению.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;

Предложения бывают простые, сложные и составные

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение новой темы

А) запись числа и темы

Б) слово учителя

Придаточные предложения цели указывают на цель действия ,о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос зачем? с какой целью? для чего ?и присоединяются к главному при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Например:
1 Всякое дело надо любить ,чтобы хорошо его делать.
2 Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

4.Закрепление изученного материала. Комплексный анализ текста.

Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. А. Леонтьев.

1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?

2) Определите тип и стиль речи.

3)Произведите различные виды разбора:

1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК

2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНАЯ

3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ

4) Найдите все СПП, укажите их вид.

5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.

Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. [ для того ], ( чтобы ).

5. Графический диктант.

(Составляйте схемы данных предложений)

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку. (чтобы…),[ ]

Мы ходили в школу для того, чтобы получить знания. […для того],(чтобы…)

Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех. [ ], (чтобы…)

Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук. [ ], (чтобы…)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия".

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

- уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности;

- познакомить учащихся с признаками придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия;

- научить распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать данные виды придаточных от других видов, правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

I. Работа над пройденным материалом.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточными времени.

- Рассказать о сложноподчиненных предложениях с придаточным места.

2.Проверка домашнего упражнения.

3. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного. (Слайд 2.)

Петя с Долоховым пр..ехали ч..сового который мрач?но ходил по мосту и выехали в лощину где дожидались казаки. Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р..стение. Пров..жающие стали прощат?ся когда ра..дался с..гнал к отпр..влению поезда. Мой дом вез?де где есть небесный свод где только слышны звуки песен.

- Найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.

II. Объяснение нового материала.

1. Чтение §26 – стр.84.

2. Рассмотрим схему сложноподчиненных предложений со значением обусловленности – стр. 85.

3. Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др. (Слайд 3.)

4. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 4.)

Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

5. Придаточные следствия содержат указание на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания главного предложения. Отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? Средство связи: союз так что. (Слайд 5.)

6. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 6 .)

Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё.

7. Придаточные условные служат для выражения условия, при котором возможно то, о чем говорится в главном. Отвечают на вопрос при каком условии? Средство связи: союзы если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. (Слайд 7.)

8. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 8 .)

Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. Ехать по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.

9. Уступительные придаточные сообщают об условиях, причинах, вопреки, наперекор которым, несмотря на которые совершается то, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Средство связи: союзы хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетание местоименных слов как, сколько с частицей ни. (Слайд 9.)

10. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 10 .)

Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

11. Придаточные цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном. Отвечают на вопросы для чего? с какой целью? Средство связи: союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, частицы, выступающие в роли союзов только бы, лишь бы. (Слайд 11.)

12. Выполнение задания: списать, расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточному, определить его вид . (Слайд 12.)

Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

III. Закрепление нового материала.

1. Упражнение 155.

2. Самостоятельная работа. Выполнение теста.

IY. Подведение итого урока.

Y. Домашнее задание: §26, составить по 3 предложения с различными придаточными обусловленности.

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

Цели урока: - углубить и систематизировать сведения о сложноподчинённых предложениях

с придаточными цели;

- развивать умения учащихся конструировать СПП с придаточными цели;

расставлять знаки препинания в них; составлять схемы предложений

познавательные способности учащихся, умение анализировать, делать вывод;

- привить любовь к русскому языку.

Оборудование: таблицы, схемы, интерактивная доска, тест.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент. Проверка класса к уроку

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости. Урок пройдёт поэтапно. Каждое выполненное задание обозначается звёздочкой.

Какие предложения называются сложноподчинёнными?

На какие три группы делятся сложноподчинённые предложения?

Какие знаки препинания ставятся в СПП?

Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?

1. Укажите СПП с придаточными места

А.Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

В. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

С.М.Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.

2.Укажите СПП с придаточными определительными.

А.Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.

В.Мысль, которая пришла ему на ум после длительных размышлений, показалась ему самой

С.Тот день, когда я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.

3.Укажите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное

А.Путники вышли на поляну, которая была покрыта густой и сочной травой.

В.Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.

С. Я сказал мальчикам, что заблудился.

4. Укажите СПП с придаточными причины

А.Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

В. Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.

С. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.

5.Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному

А.Когда, как только, в то время как, по мере того как

В. Потому что, оттого что, так как, ибо

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится

в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем?

Придаточные со значением цели присоединяются к главному с помощью подчинительных

целевых союзов чтобы (чтоб), для того чтобы.

Например: Для того чтобы принять участие в предметной олимпиаде, мы долго и серъёзно

Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Язык существует, для того чтобы люди общались друг с другом.

Придаточное со значением цели может находиться на любом месте по отношению к главному

предложению. В главном предложении могут быть указательные слова для того.

Работа в тетрадях.

Перепишите, расставляя знаки препинания и графически обозначьте схему.

Для того чтобы хорошо изобразить художник должен прекрасно видеть.

Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.

Чтобы достичь Магадана на корабле надо пересекать с юга на север Охотское море.

Из простых предложении составьте СПП с придаточными цели с союзом

1.Мы очистили участок.

2.Надо посадить дерево.

3.За яблоней нужно терпели

4.Вдоль железных дорог

Можно было посадить

Оставить добрую память о

Выросли хорошие плоды.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Любовь к труду необходимо чтобы построить свободную счастливую жизнь.

Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.

Чтение служит мне для того чтобы будить мою мысль.

Допишите вторую часть СПП.

Я встаю в 7 часов, чтобы…

Цветы надо поливать, чтобы…

Маша приехала учиться, чтобы…

Отец укрепил ветки яблонь, чтобы…

1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.

2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.

3. вернуться, я, на тропинку, решил, не заблудиться, чтобы.

4. чтобы, основы, мы, разные, наук, изучаем, предметы, знать.

Орта білім алу үшін мектепті бітіру керек.

Сабаққа дайындалу үшін кітапханаға бардым.

Қалаға мен оқу үшін бардым.

Білімді болу үшін көп оқу қажет.

На какие вопросы отвечают СПП с придаточными цели? С помощью каких союзов связываются

Выписать из любого художественного произведения 5 СПП с придаточными цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Повторить сведения о СПП.

Дать понятие о СПП с придаточным обстоятельственным цели.

Формирование навыка узнавания и характеристики сложноподчинённого предложения с придаточным цели.

Подготовка к ГИА.

Развивать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивать умения работать с учебником, таблицей.

Развивать умение применять полученные знания в собственной жизни.

Закрепление умения составлять алгоритм работы.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Воспитывать заинтересованность каждого учащегося в конечном результате.

Ожидаемый результат:

Учащиеся умеют:

- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

- характеризовать синтаксическую структуру СПП;

- видеть СПП в художественных текстах.

1. Организационный момент:

Приветственное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

3. Повторение изученного материала. (Слайд 2)

Утверждения

Предложения бывают простые, сложные и составные

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

-После того, как мы повторили теоретический материал по теме, давайте закрепим его на практике.

4. Мотивационный момент урока:

И наш урок продолжим с проверки домашнего задания, чтобы проверить успешность его выполнения и выявить непонятное.

Вам было дано 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие?

Какое из предложений вызвало затруднение?

1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.

2. Он стремился писать так, чтобы читать написанное было просто.

3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей

(сходство - чтобы – многозначный союз)

(различие- вид придаточного - СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.

Что нам предстоит сделать на уроке? Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Это предложение записано на доске

Как вы определили, что это сложноподчинённое предложение цели? (по вопросу)

На какие вопросы отвечают придаточные цели? (зачем? с какой целью? для чего?).

К чему относятся? (ко всему главному предложению).

Чем присоединяется придаточное предложение к главному? (присоединяется к главному с помощью союзов: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы,

Можно главное и придаточное предложение поменять местами?

1. Оформите запись в тетради для правил. (Дети работают с новым материалом).

2.Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски). Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, место придаточного свободное.

Мы разбили лагерь (где?). .

2.Подснежники появляются (когда?)….

3. (Отчего?) . высокая спелая рожь низко наклонилась.

4. Для того (для чего?) . нужно много читать.

Отрабатываем новый материал:

Выполним упражнение 163 по заданию (спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы) страница 73 по вариантам:

1 вариант: 1,2 предложение – объясните написание слов (изъяснительное, цели)

2 вариант: 3,5 предложение– объясните написание слов: (изъяснительное, цели)

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.

Ученики записывают только схемы предложений

1.Чтобы изменить судьбу, надо измениться самому.
2.Для того чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду

3. И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

4. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Н. Толстой.)

Применяем полученные знания на практике:

Задание: Соотнесите предложения с типом придаточного

1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.

2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.

3. Окно завесили шторою, чтобы свет не беспокоил больного.

- Перечислите ещё раз СПП с изученными придаточными (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия и степени, причины, условия, цели).

Определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.
1. Куда ни взглянешь, всюду холмы. (Места)
2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. (Времени)
3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условие)
4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. (Цели)
5. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. (Причины)
6. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок. (Образа действия и степени.)

7. Я давно уж оставил тот край, где цветут луга и чащи. (Определительное)

Ответьте на вопрос, используя СПП с придаточным цели:

С какой целью вы пришли на урок?

9. Рефлексия

Теперь я буду знать, что …

Меня огорчило то, что …

Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Обязательное для всех: Выписать в словарь слова в рамках: резервы, ресурсы, радиофикация, электрификация, газификация. Выяснить их значение по словарю. Составьте с этими словами сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели.

Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

Читайте также: