Конспект уроку 5 клас правопис значущих частин слова повторення

Обновлено: 04.07.2024

- формирование навыков монологической устной речи научного стиля, логического мышления.

- воспитание интереса к русскому языку.

1. Шарады (слайд №1):

А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД ( рассказчик)

В) Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ, приставка – из слова ОТЛИЧНИК, суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО, ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ ( ответственность)

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова ( морфемика).

2. Значимая часть слова (морфема)

3. Морфема, стоящая перед корнем (приставка)

4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова (суффикс)

5. Главная значимая часть слова (корень)

6. Слова, имеющие одинаковый корень (однокоренные)

7. Часть слова без окончания (основа)

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова

Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

(слова на слайде №3):

родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной

Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка -

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним:

Выпишите слова с приставкой ПО- (слова на слайде №4):

Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать (учащиеся записывают в тетрадь слова ПОДОИТЬ и ПОДЕРЖАТЬ, ПОДОРОЖНИК, называют выписанные слова учителю)

Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку

-к- река, путь, рука, диван, заяц, лететь,

-ик- читать, лесной, паркет

(дети отвечают устно, 3-4 слова записывают в тетрадь)

И с этим заданием вы справились, молодцы! Путешествие свое мы можем продолжить.

Та часть слова, что изменяется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Учитель (слайд №6):

Выпишите слова с одинаковым окончанием ( слова на слайде):

домов, коров, столов, голов, степей, ночей, юношей

Давайте проверим ( слайд №7)

Как вы думаете, зачем мы изучаем морфемы и морфемику? (дети высказывают свое мнение)

Я согласна с вами. Более двух третьих орфографических правил опирается на умение анализировать слово по составу, выделять морфемы, т.е. морфемика помогает научиться правильно писать. Вот сейчас мы и закрепим наши знания на практике (слайд №8).

1. Прочтите текст :

Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки.

У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев 4 .

Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их (на работу – 10 мин.; четыре ученика работают у доски самостоятельно: морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения) Давайте проверим (слайд №9)
  2. Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски самостоятельно (проверка)
  3. Докажите, что это текст.
  4. Укажите средства связи предложений.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Найдите в тексте однокоренные слова. Чем они отличаются по составу.
  7. Назовите слова с нулевым окончанием. На что указывает нулевое окончание в них?
  8. Укажите формы одного и того же слова.
  9. Есть ли в тексте слова без окончания? Какой частью речи они являются?
  10. Назовите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какой частью речи они являются?
  11. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
  1. Тест по группам.

2. Найди слово, у которого не может быть окончания:

3. Найди слова с О после шипящих в корне слова:

4. –ешь является окончанием:

Ф) сушествительного ж.р., 3 скл.;

Б) глагола I спр.,наст.вр.;

В) глагола I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.;

Г) глагола в неопр.форме

5. Найди слова с буквой Ы после Ц:

6. Найди слова с приставкой без-:

7. Найди слово, соответствующее схеме :

8. Найди слово с И после Ц:

Г) нет такого слова

Г) нет такого слова

4. Найди слово, соответствующее схеме :

  1. Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:
  1. Найди слово с буквой Ё после шипящей в корне слова:

Б) резать – резкий;

В) дом – домовитый;

Г) справа - справедливый

II группа - №577 (1,2,4 строки, разбор слов по составу)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пусть всегда будет мама! окончание корень суффикс приставка

Кроссворд. 1. Раздел науки о языке, изучающий части слова. 2. Значимая часть слова. 3. Морфема, стоящая перед корнем. 4. Морфема, стоящая после корня, образующая новые слова. 5. Главная значимая часть слова. 6. Слова, имеющие одинаковый корень. 7. Часть слова без окончания. 1 2 3 4 5 6 7

"Приставочная гора" У Корня в недругах, представь-ка, Есть дама гордая – Приставка. А злит она его одним: Стоит лишь только перед ним.

Выпишите слова с приставкой ПО- Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать.

"Суффиксальное поле" За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратилась в речку, Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку

-к- -ик- -онк- -ник- -чик- -тель- -еньк- -ищ- река, путь, рука, лететь диван, заяц, читать, лесной

Выпишите слова с одинаковым окончанием (слова на слайде): домов, коров, столов, голов, степей, ночей, юношей

1. Прочтите текст : Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки. У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев 4 . Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.

1. Прочтите текст : Однажды охотник встретил на л е сной дорог е мален ь кую д е вчушку² с з о лотистыми² в о лосами. Это была до чк а л е сника. Она с о бирала² в к о рзинку еловые шишки. У дево чк и были з е леноватые гл а за , и в них отражался огонь осиновых лист ь ев Она пр о водила охотника до избушки л е сника.

Найди лишнее слово: А) горе; Б) гористый; В) горец; Г) пригорок 2. Найди слово, у которого не может быть окончания: А) спросил; Б) поселок; В) впереди; Г) чист 3. Найди слова с О после шипящих в корне слова: А) ж…лудь; Б) печ…нка; В) ш…в; Г) крыж…вник

4. –ешь является окончанием: Ф) сушествительного ж.р., 3 скл.; Б) глагола I спр.,наст.вр.; В) глагола I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.; Г) глагола в неопр.форме 5. Найди слова с буквой Ы после Ц: А) ц…ркуль; Б) ц…кнуть; В) ц…ферблат; Г) бледнолиц…й 6. Найди слова с приставкой без-: А) бе…шумный; Б) бе…жалостный; В) бе…работный; Г) бе…цветный

7. Найди слово, соответствующее схеме: А) здоровье; Б) сбросить; В) поезд; Г) подумали 8. Найди слово с И после Ц: А) околиц…; Б) столиц…; В) ц…ркуль; Г) нет такого слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики.

Материал включает в себя презентацию к учебному проекту по теме "Морфемика".


Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика". Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова. Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с.

Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование

Урок в 9 классе.



Дидактический материал по русскому языку к разделу "Морфемика". (5 класс)

Дидактический материал к разделу " Морфемика" может быть использован на уроке русского языка в 5 классе как на этапе закрепления изученной темы, так и в качестве самостоятельной, проверочной или.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, желание к совершенствовать письменную речь.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, плакат с нарисованным деревом, раздаточный материал.

Тип урока - повторение

-развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть и уметь определять морфемы), умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, желание к совершенствовать письменную речь.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, плакат с нарисованным деревом, раздаточный материал.

Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение.

(сегодня мы должны повторить всё, что нам известно о частях слова – морфемах)

Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова: (слайд 2)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье,

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

ПДЗ. (Цифровой диктант. Фронтальный опрос.)

Верны ли мои утверждения? Да – 1, нет – 0

Я утверждаю, что:

1. Морфемика изучает состав слова.

2. Морфемы – это приставка, корень. Суффикс, окончание.

3. Основа слова – корень.

4.В основу слова могут входить все морфемы.

5. В состав основы в слове пришкольный входит приставка, корень, суффикс.

6. Слова школа, школой являются однокоренными.

7. Слова ученик, оценка, учитель являются склоняемыми.

8. В словах красиво, сегодня, всегда основа – всё слово.

9.Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой.

10. В слове тетрадь основа равна корню.

11. Слова горный, загореть являются однокоренными.

12. В словах ожидаю – жду наблюдается чередование и – ноль звука в корне слова.

13. Есть слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

14. Окончания существительных выражают род, число, падеж.

Код: 1, 0, 0, 0, 1, 0, 1, 1, 1, 1, 0, 1, 1, 1. (слайд 3)

-назовите морфемы, из которых состоит слово.

-дайте определение каждой морфеме: приставке, корню, суффиксу, основе, окончанию.

(на доске составляется учеником схема из названий морфем)

3.Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы говорим о строении слова.

Я предлагаю вам поработать строителями. Из материала в конвертах (морфем) постройте слово.

( в конвертах каждому ряду даются части слова, необходимо собрать из них целое)

(вежливость, отзывчивость, сострадание) – слова записываются на доске.

Ребята, попробуйте объяснить лексическое значение слов.

Лексическое значение слов по словарю С.И Ожегова (слайд 4)

Вежливость – соблюдение правил приличия, качество воспитанного человека.

Отзывчивость – качество человека, который легко отзывается на чужие нужды, готовый всегда помочь.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Составьте словосочетание или предложение со словами, которые у вас получились, обозначьте морфемы.

2) Расскажи о слове по данной морфеме.

Скажите, пожалуйста, а можно ли узнать по одной морфеме, к какой части речи принадлежит слово?

Определите, какой части речи принадлежат слова с данными морфемами?

Окончание – ЫЙ -прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Окончание – ИТ – глагол, 1 спряжения, настоящего времени.

Основной частью, сердцевиной слова является корень. От него растут слова, как ветви на дереве.

Как называются такие слова? (однокоренные)

Без чего не может расти дерево? (без воды)

Возьмите корень этого слова и попробуйте вырастить словесное дерево.

(на доске плакат с нарисованным деревом)

Вот ствол, а вот веточки нашего дерева, только вот беда – ветер принёс листочки с других деревьев, поэтому будьте внимательны.

2 ученика работают у доски.

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водный, водяной (слайд 6)

Лишние слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.

Запишите все однокоренные слова, выделите корень.

Учитель: А почему вы не записываете остальные слова? Корень у них тоже – вод?

А) маленький, малявка, маляр, малыш.

Б) гроза, грозный, гроздь, грозовой.

В) конница, конник, подоконник, конюшня. (слайд 7)

Какое слово, из записанных вами в тетради, соответствует схеме?

Пора провести разминку.

Руки вкрест перед собой.

Покажите радость встречи,

Руки, положив, на плечи.

Покачались, как качели.

Снова встали, сели, встали,

Пальцы сжали и разжали,

5) схематический диктант

Учитель диктует слова, дети на листочках записывают схему и показывают учителю для проверки.

Росток, солнечный, засветит, комариный, повеяло, подснежник. (слайд 8)

О каком времени года можно составить текст, используя данные слова? (О весне)

4. Работа по развитию речи

2-3 работы зачитывают.

Когда вы писали сочинение, то старались не допускать ошибок при написании слов, а что необходимо изучать, чтобы ваша письменная речь была грамотной

5.Работа с учебником

Стр. 183 упр 439.

Распределить слова по видам орфограмм.

6. Тестирование по теме урока (приложение №1)

Тест № 2.
1. Корень в однокоренных словах пишется.
1) одинаково;
2) по-разному.
2. Изменяемая часть слова — это.
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
3. Для связи слов в предложении служит.
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
4. Для образования новых слов служат.
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
5. Сколько корней в слове водопад?
1)1 2)2 3)3
6. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) ок- 4) под-
7. Правописание приставок.
1)не зависит от произношения, их надо запоминать;
2) зависит от произношения.
8. Какого суффикса не существует?
1)-н- 2) -телъ- 3) -ист- 4)-по-
9. Какая часть слова не бывает в начале его?
1) Приставка.
2) Корень.
3) Суффикс.
4) Окончание.
10. Укажи в каждом ряду слово с приставкой.
1) а) (до)рога б) (до)рогой в) (до)города г) (до)говор
2) а) (на)рубил б) (на)града в) (на)лестнице г) (на)лим
3) а) (за)рница б) (за)катилось в) (за)ногу г) (за)ноза
4) а) (при)ехать б) (при)мус в) (при)мне г) (при)нцесса

1.1; 2.2; 3.2; 4.3, 4.4; 5.2; 6.3, 7.1; 8.4; 9.3, 9.4;
10.1 — г, 10.2 — а, 10.3 — б, 10.4 — а.

Название работы: Орфограми в коренях, префіксах, суфіксах, на межі значущих частин слова та основ

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Мета: систематизувати і поглибити знання учнів з орфографії; розвивати орфографічну увагу; виховувати потребу в удосконаленні орфографічної грамотності.

Дата добавления: 2014-05-02

Размер файла: 34 KB

Работу скачали: 15 чел.

Тема: Орфограми в коренях, префіксах, суфіксах, на межі значущих частин слова та основ. 6 клас.

Мета: систематизувати і поглибити знання учнів з орфографії; розвивати орфографічну увагу; виховувати потребу в удосконаленні орфографічної грамотності.

Тип уроку : урок узагальнення та систематизації знань.

Обладнання: таблиця, словники, картки.

І. Оголошення теми і мети

ІІ. Повторення ключових питань теми.

На дошці таблиця. Скласти висловлювання про значущі частини слова.

ІІІ. Виконання вправ на повторення.

  1. Запишіть текст, на місті крапок вставте пропущені букви.

Оз…речко окутане в…рболозом, кущами т…рниння та глоду. Кругле, як волове око, затишне, інтимне. Т…мніє задумливо й тихо осін…я вода.

Двоє кач…нят благородної кавової барви випл…вали на плесо. Молодюсін…кі. Зовсім спокійно пл….вуть, ч…стять пера, ч…пурні. Із затінку випл…вают… на ряботінь сонця, оглядают…ся, ро…з…рают…ся. Помітили людей і не злякались, не …полохались. Трохи ближче підпл…вли, і стало видно бл…скучі мачинки їхніх очат. Видно т…мнен…кі смуж…чки впродовж голівок. Почуваєт…ся, як їм щасливо в парі, як гарно обом так без…вучно пл….сти по озерцю.

1 група. Ненаголошені голосні

2 група. Спрощення і уподібнення

3 група. М'який знак

4 група. Апостроф

5 група. Подвоєні букви

6 група. Написання префіксів

3. Робота з орфографічним словником. За допомогою словника перевірити написання наступних слів.

Ф…ст….валь, пара…елі, д…ф…цит, д…тектив, р…клама, м…даль, г…рой, к…шеня, пр…рода, експ…р…мент, ж…тон.

4. Різнорівневі завдання. Виконай завдання на вибір.

4 – 6 б. 1. Записати жіночі імена, вставити на місце крапок, де потрібно, подвоєння літер.

Ал…а, Богдан…а, Ган…а, Ел…а, Ем…а, Жан…а, Зорян…а, Іван…а, Ірин…, Мар ' ян…а, Рим…а, Роксолан…а, Світлан…а, Ульян…а.

7 – 9 б . 2. Списати прислів’я і приказки. На місце крапок, де потрібно, вставити у словах подвоєння літер.

1. Маленька праця краща за велике безділ…я. 2. Не зван…я дає знан…я, а навпаки. 3. Вола в’яжуть мотуз…ям, а людину – словом. 4. Яке корін…я, таке й насін…я. 5. Яке зіл…ячко, таке й сімячко.

10 – 12 б. 3. Записати слова у дві колонки:
1) з подвоєними буквами, які позначають на письмі збіг однакових приголосних на межі значущ. частин слова;
2) з подвоєними буквами для позначення подовжених приголосних звуків.

Багаття, беззбройний, беззахисний, безладдя, бовваніти, взуття,

володіння, віддати, оббити, кінний, ллється, ранній.

5. Диктант для взаємоперевірки

На території, хазяйська донька, студентський квиток, пізно вночі, від'їхав останній, близький, почуття зніяковіння, безпечний, під’їжджали вдень, розповідаються легенди, молотьба, улесливий.

[ правильний варіант диктанту записаний на дошці ]

6. Перед вами уривок з учнівського твору. Знайдіть помилки, виправте їх.

Вкриваєця багрянцем клен. Він стоїть на узлісі, ніби сумує, що надійшов жовтинь. Часом тихо сронить вирізьблений свій лист.

Золота бирізка опустила свої віти і теж журиця, що скоро прейдуть холоди. Деякі квіточки ще не хочуть здаватися, поспішають доцвісти, поки перші морозці не ударять по них.

7. Диктант-переклад. Перекладіть текст українською мовою

С каждым днем огонь осени все больше разгорался в горах. Осень спускалась в долину. Поднялись красные осенние травы на болотах. Зажелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.

IV . Домашня робота

І рівень Виконати завдання на картках.

ІІ рівень Виписати уривок з художнього тексту на вивчені орфограми.

ІІІ рівень Написати твір "Барви осіннього лісу", використати слова з

V . Підсумки уроку

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

суффикса и ок ончания; отработать умен ие определять част и слова.

На доске и в тет радях запис ываем слова : рассказ , с дать , здание

• Объясните по дчеркнутые орфог раммы. Чтоб ы правильно написать эти

• Запишем эпигр аф урока, восст ановив пропущ енные буквы,

- Какова основ ная мысль данног о высказыван ия? Если зна…ш… ч…сти

(Ответ скрываетс я во второй части эп играфа: что бы правил ьно написать

• Вспомните, пож алуйста, из каки х частей сост оит слово ?

Верно, сегодня нам предсто ит убедиться, что к орень, прист авка,

• Части слова в ру сском языке называют особым те рмином. Записывае м

• Глубже и нагляд нее это у тверждение раскрываетс я в процес се игры

ученики про буют по одной бу кве отгадать, какое слово зап исано. Конечн о, у

детей ничего н е полу чается, потому что бу ква не передает значение (конечн о,

если она не являетс я морфемой); по одной бу кве нельзя до гадаться о

значении слов а, о том, какой частью речи это слов о является .

А вот когда, на конец, показыв ается корень, появляетс я и важная инф ормация

о слове. Ребята понимают, что в т очности не см огут назват ь слово, но зато

вполне определе нно скажут о его значении и назову т несколько слов,

имеющих эт от корень, а след овательно, и о бщность в значе нии, кото рую им

Читайте также: