Конспект урока средства связи предложений в тексте 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Отработка всех полученных умений и навыков на примерах.

ТИП УРОКА: Повторение изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник 5-го класса “Русская словесность”. “От слова к словесности”. Р.И. Альбеткова; печатные материалы.

ХОД УРОКА

Материал для работы распечатан по одному экземпляру на каждую парту.

Учащиеся записывают в тетрадь число и тему.

Комментарии:

Примеры для каждого распечатаны отдельно, указан номер задания. Ребятам предлагается определить, какой из предложенных вариантов является текстом и доказать почему. Данный урок является повторением изученного, поэтому учащимися должно быть усвоено, что такое текст. Они должны уметь определять тему текста и основную мысль.

Материал для работы по повторению:

Смотреть распечатанный материал, задание 1.

Задание 1

А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)

В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.

С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

Вопросы для беседы:

- Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

- наличие группы предложений;
- смысловая связность;
- единство темы, предмета речи;
- наличие основной мысли и ее развитие;
- структурная связность.

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

-Сопоставьте отдельное предложение и текст. В чем его преимущество?

Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –

обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.

- Любая ли группа предложений будет текстом?

Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

- Определить тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были

М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Тема – дети войны.

Основная мысль – дружба помогла ребятам пережить все трудности.

Тему и основную мысль предложенного текста ребята записывают в тетради.

- За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?

Ребята отвечают, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщаем “новое”.

- Определите “данное” и “новое” в предложенном тексте.

- Давайте вспомним, что означает в предложении “данное”, а что “новое”?

“Данное” - служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания.

Вывод: Предложения в тексте связаны по смыслу. Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется, развивается. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи. Следующее задание направлено на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно определить способ связи предложений в тексте, начертить его схему.

III. Прочитайте выразительно текст. Определите автора и произведение. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.

Задание выполняется учащимися письменно. Необходимо смотреть распечатанный материал, задание 2.

Задание 2

2. Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

Учащиеся подчеркивают грамматическую основу, определяют “данное” и “новое” в тексте. После этого они делают вывод о последовательной связи, так как каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимения, синонимы. Подлежащее может быть вообще опущено, но легко восстанавливаться из предыдущего предложения.

Итак, это последовательная связь.

- Требуется ли во втором предложении присутствие подлежащего?

- Нет, потому что оно легко восстанавливается из предыдущего предложения. Подлежащее подсказано формой глагола.

IV. Из рассыпанных слов составить строки известного вам стихотворения и записать его. Вспомните, кто автор?

Смотреть распечатанный материал. Задание 3.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны. Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.

Учащиеся восстанавливают строки, определяют способ связи предложений в тексте.

Задание 3

В окно, Зима, пора, недаром, Прошла, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

- Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

Автор использует олицетворение.

- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. В этом и заключена идея стихотворения – показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

Смотреть распечатанный материал. Задание 4.

Данное задание должно быть логическим завершением ко всему сказанному на уроке. Используя выбранный способ связи, учащиеся редактируют предложенный текст, осваивая на практике работу над речевыми ошибками.

Задание 4

Текст: Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.


- Какой из предложенных способов связи предложений в тексте вы выберете?

- В чем ошибка автора сочинения?

Мы выбираем последовательную связь, так как повторяющиеся слова могут быть заменены местоимениями, синонимами.

Учащиеся зачитывают исправленный вариант.

-Какова же роль различных способов связи при анализе текстов художественного произведения?

При чтении художественного произведения очень важно видеть сопоставление и противопоставление слов и выражений, проследить, как каждое последующее предложение раскрывает и дополняет смысл предыдущего, сообщает нечто новое. Всё это помогает выразить и раскрыть основную идею произведения, а также нарисовать красочную картину. Словно невидимой паутиной, автор так искусно сплетает слова и выражения, что мы не перестаем удивляться писательскому мастерству. Раскрыть все тайны этого мастерства помогают нам уроки словесности, которые учат нас не бояться творить, раскрывают секрет каждого слова и учат волшебству словесного творчества.

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи. Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

К лексическим средствам связи относятся:

Слова одной тематической группы

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели .

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали . И наши ожидания оказались не напрасными.

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родовидовые обозначения)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

К морфологическим средствам связи относятся:

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было .

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений

Юность — время надежд.

Зрелость — пора свершений.

Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.

Использование неполных предложений

— Знаете, о чем мы спорили?

— О литературе, музыке, живописи.

Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов

Во-первых , необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых , нужно начать действовать.

Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?

Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером. Приду я , чтобы, наконец, увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей : Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов (способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

Наконец мы увидели море Н . Оно Д было огромным и очень спокойным Н . Но это спокойствие Д было обманчивым.

Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец) , наречия места и времени ( справа, слева, там, сначала и т. п.).

Упр. 1. Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

Упр. 2. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

Упр. 3. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (. ) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (. ) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (. ) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

Упр. 4. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Упр. 5. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Средства и способы связи предложений в тексте

Презентация о том, как коротко на простых примерах повторить материал по данной теме в 9 классе.(можно использовать и в других классах на уроках по развитию речи).



План урока "Способы связи предложений в тексте"

Разработка урока "Способы связи предложений в тексте" к учебнику Разумовской.


Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения.


Способы связи предложений в тексте

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. конспект составлен по учебнику: Никина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. -М.: Дрофа,2011.


Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе .

Тема урока . Способы и средства связи между частями текста

Цель : создать условия для формирования умения определять способы и средства связи между частями текста, навыков исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Задание на повторение изученного на прошлом уроке материала.

– Докажите, что приведённые группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведённых текстов. Озаглавьте их.

1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели. Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин.)

2) Отечеством зовём мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский.)

Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость – это поток живой любви к людям. Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин.)

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися

Материал для учителя.

Связь предложений в тексте осуществляется многообразными лексическими и грамматическими средствами. Элементы, создающие текст, возникают на стыках предложений. Основными из них являются следующие:

• Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением.

• Сочинительные союзы, кроме соединения однородных членов и частей сложносочинённого предложения, могут выполнять и текстовые функции, связывая самостоятельные предложения в рамках текста или его фрагментов.

• Согласованное употребление форм времени, обычно выдерживается одноплановость видовременных форм.

• Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; местоименные слова ( там, так, такой, таков, другой, иной, тот же, поэтому, это и т. п.); вводные конструкции (в научном тексте, как указывалось ранее, они подчёркивают логичность изложения).

Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. В цепной связи, как было сказано выше, главное – повтор ключевого слова. Приведём примеры:

а) За горой мелькнула тонкая полоска моря. По мере нашего спуска она расширялась, отвоёвывая себе всё большее пространство (местоименный повтор) .

б) Над яхтой появилась чайка. Птица нехотя покружила и улетела (синонимический повтор) .

в) Мы подошли к террасе. Терраса была новой и искусной работы (лексический повтор) .

Из повторений следует отметить анафору, которая используется в параллельной связи предложений. Анафора , или единоначатие , – одно из средств выразительности: она способствует созданию тонально повышенной, взволнованной речи. Свойство это обнаруживает себя уже в самой необычной структуре речи – в многократном повторении одного и того же слова, что совсем не уместно для спокойной, повествовательной манеры. Примером анафоры может служить известная клятва Демона в поэме М. Лермонтова:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Анафора может встречаться и как форма выражения нарастающих эмоций. Средством цепной и параллельной связи между предложениями в тексте может служить риторический вопрос , который выделяет смысловые центры речи, формирует мнение и чувство читателя (слушателя), содержит в себе намёк, фрагменты описания, фрагменты рассуждения, может быть нацелен на привлечение внимания к идее речи. Приведём примеры:

1) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги… (Утверждение.) (А. Пушкин.)

2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Утверждение.)

3) Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. (Утверждение.) (Н. Гоголь.)

4) Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык? (Отрицание.) (А. Пушкин.)

5) Где, укажите нам отечества, отцы, которых мы должны принять за образцы? (Отрицание.) (А. Грибоедов.)

Следует обратить внимание на то, что утверждение в риторическом вопросе присутствует тогда, когда есть отрицательная частица не , отрицание – когда её нет. В первом и четвёртом примерах риторические вопросы служат средством параллельной связи предложений, они имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Составьте связный текст из данных ниже предложений, используя в качестве средств связи следующие слова: этот, так, такую, из этого следует, поэтому, наоборот, и.

Образе ц: Современники И. А. Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня. Этот конкретный повод часто удавалось найти.

– Озаглавьте текст. Скажите, о чём в нём говорится (сообщается).

– Прочитайте знакомый вам текст публицистического стиля. Укажите способы связи предложений (цепная, параллельная).

В миллионах огней сегодня ликует мир:

Враг раздавлен! Объединённые нации победили!

Но в этот день всемирного ликования меня одолевают три печали.

Первая о том, что я сейчас не там, среди тех, кто в делах беспримерного героизма сокрушил своими руками фашистского зверя. Что я не могу реально сжать в своих объятьях наших чудо-богатырей.

Вторая печаль моя о тех, кто не дожил до сверкания сегодня! О тех, кто не увидел этого лучезарного Дня Победы, купленного ценой их жертвенного подвига. Их миллионы – наших близких и братьев, чья кровь вспоила невиданные всходы небывалых побед.

Мы, живые, – вечные должники перед ними – павшими. Поклянёмся же над их священным прахом:

– быть сынами тем матерям, чьи сыны погибли в бою,

– быть братьями тем сёстрам, кто потерял братьев своих в битвах,

– быть отцами тем сиротам, чьи отцы умерли смертью храбрых на полях славы.

Чем сумеем мы оплатить неоплатный долг перед павшими?

Только в борьбе за прекращение войны навсегда.

Только в беспощадной расправе с теми, кто посмеет этому противиться.

Только в неумолимой последовательности проведения в жизнь того, что запечатлели лучшие умы человечества на скрижалях конференции в Крыму.

Но третья, главная печаль моя в том, что у меня не тысяча глоток и не многомиллионное горло, чтобы прокричать по всему миру славу тем, кто освободил человечество от войны. Ибо снова в вековечной борьбе человека и зверя победил человек.

Снова повергнут зверь.

И мы хотим верить, что на этот раз навсегда.

(Из речи С. Эйзенштейна 9 мая 1945 г.)

– К следующим фрагментам текста добавьте предложения той же конструкции, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить величие А. С. Пушкина, передать своё эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку.

а) Пушкин! Какое необычное волнение охватывает при его имени! Пушкин – это душа, открытая людям. Пушкин – это мгновенный отклик на дружбу и любовь. Пушкин – это…

б) Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок, разработанный по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", является единственным по теме "Текст, его строение и виды его преобразования". На уроке учащиеся получают возможность расширить знания о тексте, его строении, таких видах его переработки, как план, тезисы,выписки, конспект, реферат, знакомятся с правилами написания аннотации и рецензии. Отработка навыков переработки текста и написания рецензии проводится на последующих уроках русского языка, а также на уроках литературы, истории и др.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Тема урока: Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия.

УМК: Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Цель урока: создать условия для формирования навыков анализа и оценки текста, различных способов его переработки.

Задачи урока:

обобщить знания о тексте, его признаках и строении;

сформировать умение анализировать главную информацию текста, обобщать все микротемы текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять средства связи предложений в тексте, определять лексическое значение слова;

расширить знания учащихся о таких видах переработки текста, как план, тезисы, выписки, конспект, реферат;

познакомить с правилами написания аннотации и рецензии;

развивать логическое мышление учащихся, речевой слух, творческий и познавательно-поисковый интерес посредством работы с текстами и материалами учебника;

формировать навык работы в группе;

расширять кругозор, формировать нравственные ориентиры учащихся.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать: признаки текста, его строение, функционально – сысловые типы текстов, виды переработки текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, устанавливать смысловые отношения между предложениями текста, определять причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, составлять план текста, тезисы, делать выписки, конспектировать, писать реферат, аннотацию, рецензию, схематизировать учебный материал, алгоритмизировать действия для переработки текста.

Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: учебник, раздаточный материал

Сценарий урока.

Ребята, сегодня мы с вами будем работать с текстом, вспомним основные способы переработки текстовой информации. (Запись в тетрадях темы урока). Умение работать с текстом необходимо каждому. Важно уметь не только создавать тексты разных стилей, но и извлекать из текста различную информацию, как главную, так и второстепенную. Именно в этих целях в ЕГЭ по русскому языку включаются задания, проверяющие ваше умение работать с текстом. Такие задания по тексту представлены как в первой части работы, так и во второй, где нужно создать собственный текст на основе прочитанного.

Разминка. Подготовка к ЕГЭ.

Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ. Как показывает опыт, у многих вызывают затруднения задания, связанные именно с анализом текста. Это задания 1 -3, 20 -21. Сегодня мы с вами будем работать с заданиями 1 -3.

Язык – это живая система в ней постоянно появляются новые слова, устаревшие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. (2) Темп перемен в русской лексике неравномерен; во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. (3) Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

2) Активное обогащение словарного состава языка происходит во время больших социальных изменений, потому что появляется необходимость обозначать новые понятия в разных сферах жизни.

3) Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

4) Большие социальные изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество новых понятий в разных сферах жизни.

5)В языке устаревающие слова отмирают, а новые постоянно появляются.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

Форма организации чего – н. Избирательная с. С. Земледелия.

Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

Ответы:1. 24; 2.потому что; 3.3 (слайды 2, 3, 4, 5)

- Поднимите руки те, кто выполнил эти задания без ошибок?

- Объясните остальным, что руководило вами при выполнении задания.

Работа с таблицей. Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”. (На листах раздаточного материала). Целеполагание. (Слайд 6)

- Итак, сейчас вы работали с текстом. Посмотрите на тему урока и, работая в парах, заполните первую графу таблицы

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь предложений в тексте

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

  1. Употребление местоимений.
  2. Употребление синонимов и повторов.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
  • четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

  1. Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
  • третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
  • четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Читайте также: