Конспект уроку 3 клас спільнокореневі слова корінь слова
Обновлено: 03.07.2024
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
1. Формировать умение различать изменяемые и неизменяемые слова.
2. Формировать умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
1. Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1. Различать изменяемые и неизменяемые слова.
1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;осуществлять самооценку деятельности; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;проводить сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Формировать умение владеть диалогической речью; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;
осуществлять самооценку деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
проводить сравнение и классификацию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
владеть диалогической речью.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Личностные:
1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Интерактивное оборудование:компьютер, интерактивная доска, м\м презентация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Слайд №1)
- Проверьте все ли у вас готово к уроку. Я желаю вам плодотворной работы, будьте внимательны и активны. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь!
Проводит словарную работу. (Слайды №3-10)
-,сентябрь, яблоко, береза, ягода, дорога, осина, ветер.
- Теперь сравните свою работу со слайдом.
Организует повторение изученного.
- Посмотрите на слайд, перед вами 2 столбика.
- Как называют слова, которые находятся в первом столбике?
- Докажите, что в левом столбике однокоренные слова, а в правом формы слова.
- Давайте вспомним, что такое корень слова?
- Каким знаком выделяют корень слова?
Вы уже знакомы с этой темой?
- Какие задачи вы перед собой поставите?
Как вы понимаете что такое однокоренные слова?
Теперь давайте сравним правило в учебнике и ваши высказывания.
- Откройте свои учебники на странице 63, в самом верху страницы вам дано правило.
Читает правило. (сравнить правило и ваши высказывания)
Объясняет задание устно.
- Выполняем упражнение 138 устно и письменно. (вызвать к доске)выделают корни и подчеркивают соединительную гласную.
1. Прочитайте задание вслух.
2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?
3. Выполнение упражнения (устно, по цепочке).
4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
- Следующее упражнение 138,письменно в тетрадке.
1. Прочитайте задание вслух.
2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?
3. Выполнение упражнения (письменно в тетрадке).
4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
- Выпишите это слово подчеркните орфограмму и поставьте ударение.
Проводит самостоятельную работу.
На листочка с заданием Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.
-Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Река, речной, речь, речушка,речник.
Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.
Пар, запариться, парное (молоко, пара (обуви).
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем :
- Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.
Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.
- О чем мы разговаривали на уроке?
- Что такое корень слова?
- Какие задачи мы сегодня решали на уроке?
Прикреплённые файлы:
Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
- развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать творческую активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Назовите мне ее.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).
Конспект урока разработан в соответствии со ФГОС. Предназначен для учителей начальных классов.
Содержимое разработки
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей
об однокоренных словах, учить подбирать родственные слова и
выделять в них корень, отрабатывать навыки каллиграфического
развивать умение находить однокоренные слова и выделять в них
корень, развивать познавательный интерес к языку, мыслительные
процессы, орфографическую зоркость;
воспитывать коммуникативные качества, интерес к изучению родного
Оборудование: презентационное сопровождение урока,
дополнительное задание для отличников,
Тип урока: урок отработки знаний
Организация класса. Эмоциональный настрой.
-Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева, окажем внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Итак, у нас урок русского языка. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Есть ли у вас пожелания друг для друга?
-Сегодня у нас необычный урок – урок - исследование.
Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ?
Кто мне прочтет?
- сегодня на уроке мы будем заниматься исследованиями.
- а что будем исследовать докажем в ходе урока?
-исследования проходят в какой то лаборатории
- наша лаборатория это наш класс
-Весь ход исследования будем записывать в журнал наблюдений (тетрадь)
- открыли наши тетради
- записали дату исследования
-место проведения наша с вами классная работа
Минутка чистописания.
-Внимательно исследуйте буквенное поле. (слайд Определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строчке данного поля.
- какую букву мы будем писать?
-Верно, мы будем писать букву к.
- дайте характеристику звуку к
- найдите пару этому звуку
- согл, парный глухой
Словарная работа. Отгадывание кроссворда.
-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
1.Огородный овощ, растущий обычно кочаном
2.Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.
3.Плод некоторых деревьев (или кустарников) со съедобным ядром в твёрдой оболочке
4. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку.
5. Второй день недели.
6.Последний осенний месяц.
- Проверяем.- Как записали это слово
-Какое слово получилось в выделенном столбце?
-Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
- где у нас в жизни есть корень?
- корень у растений для чего он нужен?
- у вас сейчас молочные зубки потом они сменятся и вырастут новые зачем нужен корень зубу?
- представляете акулу. У акулы нет корней
Оценивание своей работы.
- какие орфограммы бывают в корне?
- а вы мне говорите пишем звезда потому что проверочное слово звёзды, гриб а вы мне говорите пишем гриб потому что проверочное слово грибы
- что же связано какие орфограммы
- без гласная в корне правописание парной глухой согласной в корне
- С этими орфограмма то сегодня будем работать на уроке.
- посмотрите какие ростки пустило дерево
- от 1 слова образовались разные слова
- давайте прочтем какие слова получились
- от маленького слова получилось много слов при помощи чего они образовались?
- что такое сад
- -Вы поняли, что обозначает это слово?
-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- что же такое корень
- запишите первое слово сад
- И каждый возьмет по три слова ростки с дерева
-Дополним схему. Корень – это…
-При помощи какого значка выделяется корень слова?
-Как одним словом можно назвать эти слова? (однокоренные )
-Работа парами. Исследуйте пары слов.
- Выделите в каждом слове корень
Рис - рисунок
Делить - дело
Соль - солист
- являются ли эти пары слов однокоренными
-Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда корень в словах может совпадать, а значение нет, и тогда такие слова не будут однокоренными.
Работа по учебнику.
*Сравнение своего вывода с учебником - стр. 75
*Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.
Оценивание своей работы.
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, то приседаете.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
Закрепление изученного.
- игра узнай кто это
-отгадайте загадки и подберите к ним однокоренные слова выделите в них корень.
10. Рефлексия.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
11. Домашнее задание: записать однокоренные слова с корнем мор, гор.
1.Огородный овощ, растущий обычно кочаном
2.Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.
3.Плод некоторых деревьев (или кустарников) со съедобным ядром в твёрдой оболочке
4. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку.
5. Второй день недели.
6.Последний осенний месяц.
-75%
Технология построения урока: проблемно – диалогическая.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.
Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.
Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)
- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.
- Определить части речи, которые встретились в данной записи.
- Какие знания вы применили для выполнения этого задания?
Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.
(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)
3. Самоопределение к деятельности
На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)
- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.
Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.
- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д.
5. Итог урока.
- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.
Родственные слова
Корень
l
Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.
6.Рефлексия.
- Что для вас было наиболее сложным на уроке?
Объясните свой выбор.
7. Домашнее задание
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Тип урока: урок закрепления.
Технология построения урока: проблемно – диалогическая.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.
Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.
Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.
Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.
Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Организационный момент
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Актуализация знаний
Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)
- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.
- Определить части речи, которые встретились в данной записи.
- Какие знания вы применили для выполнения этого задания.
Минутка чистописания
Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.
(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)
3. Самоопределение к деятельности
На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)
Работа по теме урока
Работа в парах
Образование однокоренных слов.
Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).
Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.
Работа с текстом (индивидуальная)
Учащиеся получают карточки с текстом.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.
(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)
- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.
- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?
Работа со сложными словами.
- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.
- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.
- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?
- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.
Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.
Работа по карточкам (в парах)
- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
В реке тёплая вода.
Мать видела много горя.
На уроке нас водили в кино.
Девочки нарвали водяных цветов.
На горе стоит дом.
Мальчик любит веселиться, он редко горюет.
Мой брат водитель такси.
На горизонте видны горные вершины.
Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.
- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д..
5. Итог урока.
- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.
Родственные слова
Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.
- Что для вас было наиболее сложным на уроке?
Объясните свой выбор.
7. Домашнее задание
Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.
Читайте также: