Конспект уроку 3 клас спільнокореневі слова корінь слова

Обновлено: 03.07.2024

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

1. Формировать умение различать изменяемые и неизменяемые слова.

2. Формировать умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

1. Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:

1. Различать изменяемые и неизменяемые слова.

1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;осуществлять самооценку деятельности; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;проводить сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Формировать умение владеть диалогической речью; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

осуществлять самооценку деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

проводить сравнение и классификацию;

Обучающиеся получат возможность научиться:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

владеть диалогической речью.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1. Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Личностные:

1. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Интерактивное оборудование:компьютер, интерактивная доска, м\м презентация.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок русского языка. (Слайд №1)

- Проверьте все ли у вас готово к уроку. Я желаю вам плодотворной работы, будьте внимательны и активны. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь!

Проводит словарную работу. (Слайды №3-10)

-,сентябрь, яблоко, береза, ягода, дорога, осина, ветер.

- Теперь сравните свою работу со слайдом.

Организует повторение изученного.

- Посмотрите на слайд, перед вами 2 столбика.

- Как называют слова, которые находятся в первом столбике?

- Докажите, что в левом столбике однокоренные слова, а в правом формы слова.

- Давайте вспомним, что такое корень слова?

- Каким знаком выделяют корень слова?

Вы уже знакомы с этой темой?

- Какие задачи вы перед собой поставите?

Как вы понимаете что такое однокоренные слова?

Теперь давайте сравним правило в учебнике и ваши высказывания.

- Откройте свои учебники на странице 63, в самом верху страницы вам дано правило.

Читает правило. (сравнить правило и ваши высказывания)

Объясняет задание устно.

- Выполняем упражнение 138 устно и письменно. (вызвать к доске)выделают корни и подчеркивают соединительную гласную.

1. Прочитайте задание вслух.

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

3. Выполнение упражнения (устно, по цепочке).

4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

- Следующее упражнение 138,письменно в тетрадке.

1. Прочитайте задание вслух.

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении?

3. Выполнение упражнения (письменно в тетрадке).

4. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

- Выпишите это слово подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

Проводит самостоятельную работу.

На листочка с заданием Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

-Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко, пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем :

- Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.

- О чем мы разговаривали на уроке?

- Что такое корень слова?

- Какие задачи мы сегодня решали на уроке?

Прикреплённые файлы:

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Дома

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).


Конспект урока разработан в соответствии со ФГОС. Предназначен для учителей начальных классов.


Содержимое разработки

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей

об однокоренных словах, учить подбирать родственные слова и

выделять в них корень, отрабатывать навыки каллиграфического

развивать умение находить однокоренные слова и выделять в них

корень, развивать познавательный интерес к языку, мыслительные

процессы, орфографическую зоркость;

воспитывать коммуникативные качества, интерес к изучению родного

Оборудование: презентационное сопровождение урока,

дополнительное задание для отличников,

Тип урока: урок отработки знаний

Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Сегодня на уроке у нас гости, и мы как гостеприимные хозяева, окажем внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Итак, у нас урок русского языка. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Есть ли у вас пожелания друг для друга?

-Сегодня у нас необычный урок – урок - исследование.

Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ?

Кто мне прочтет?


- сегодня на уроке мы будем заниматься исследованиями.

- а что будем исследовать докажем в ходе урока?

-исследования проходят в какой то лаборатории

- наша лаборатория это наш класс

-Весь ход исследования будем записывать в журнал наблюдений (тетрадь)

- открыли наши тетради

- записали дату исследования

-место проведения наша с вами классная работа

Минутка чистописания.

-Внимательно исследуйте буквенное поле. (слайд Определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строчке данного поля.

- какую букву мы будем писать?

-Верно, мы будем писать букву к.

- дайте характеристику звуку к

- найдите пару этому звуку

- согл, парный глухой

Словарная работа. Отгадывание кроссворда.

-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.

1.Огородный овощ, растущий обычно кочаном

2.Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.

3.Плод некоторых деревьев (или кустарников) со съедобным ядром в твёрдой оболочке

4. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку.

5. Второй день недели.

6.Последний осенний месяц.

- Проверяем.- Как записали это слово

-Какое слово получилось в выделенном столбце?

-Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?

- где у нас в жизни есть корень?

- корень у растений для чего он нужен?

- у вас сейчас молочные зубки потом они сменятся и вырастут новые зачем нужен корень зубу?

- представляете акулу. У акулы нет корней

Оценивание своей работы.

- какие орфограммы бывают в корне?

- а вы мне говорите пишем звезда потому что проверочное слово звёзды, гриб а вы мне говорите пишем гриб потому что проверочное слово грибы

- что же связано какие орфограммы

- без гласная в корне правописание парной глухой согласной в корне

- С этими орфограмма то сегодня будем работать на уроке.


- посмотрите какие ростки пустило дерево

- от 1 слова образовались разные слова

- давайте прочтем какие слова получились

- от маленького слова получилось много слов при помощи чего они образовались?

- что такое сад

- -Вы поняли, что обозначает это слово?

-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- что же такое корень

- запишите первое слово сад

- И каждый возьмет по три слова ростки с дерева

-Дополним схему. Корень – это…

-При помощи какого значка выделяется корень слова?

-Как одним словом можно назвать эти слова? (однокоренные )

-Работа парами. Исследуйте пары слов.

- Выделите в каждом слове корень

Рис - рисунок

Делить - дело

Соль - солист

- являются ли эти пары слов однокоренными

-Какой вывод можно сделать?

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, так как иногда корень в словах может совпадать, а значение нет, и тогда такие слова не будут однокоренными.

Работа по учебнику.

*Сравнение своего вывода с учебником - стр. 75

*Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.



Оценивание своей работы.

-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, то приседаете.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.

Закрепление изученного.

- игра узнай кто это

-отгадайте загадки и подберите к ним однокоренные слова выделите в них корень.





10. Рефлексия.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

11. Домашнее задание: записать однокоренные слова с корнем мор, гор.

1.Огородный овощ, растущий обычно кочаном

2.Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.

3.Плод некоторых деревьев (или кустарников) со съедобным ядром в твёрдой оболочке

4. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку.

5. Второй день недели.

6.Последний осенний месяц.







































-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология построения урока: проблемно – диалогическая.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.

Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.

Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Ход урока

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)

- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.

- Определить части речи, которые встретились в данной записи.

- Какие знания вы применили для выполнения этого задания?

Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.

(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)

3. Самоопределение к деятельности

На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)

Образование однокоренных слов.

Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).

Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.

Учащиеся получают карточки с текстом.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.

(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)

- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.

- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?

Работа со сложными словами.

- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.

- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.

- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?

- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.

Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.

Работа по карточкам (в парах)

- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

В реке тёплая вода.

Мать видела много горя.

На уроке нас водили в кино.

Девочки нарвали водяных цветов.

На горе стоит дом.

Мальчик любит веселиться, он редко горюет.

Мой брат водитель такси.

На горизонте видны горные вершины.

Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.

- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д.

5. Итог урока.

- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.

Родственные слова

Корень

l

Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.

6.Рефлексия.

- Что для вас было наиболее сложным на уроке?

Объясните свой выбор.

7. Домашнее задание

Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.

Тип урока: урок закрепления.

Технология построения урока: проблемно – диалогическая.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: создать условия для уточнения представлений о корне слова и однокоренных словах.

Задачи: формировать универсальные учебные действия, используя проблемные ситуации по подбору и определению однокоренных слов.

Личностные – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку своей деятельности.

Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания), проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Организационный момент

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Актуализация знаний

Записываем дату занятия и вид работы. (Двадцатое октября. Классная работа.)

- Определить безударные непроверяемые гласные в словах данной записи.

- Определить части речи, которые встретились в данной записи.

- Какие знания вы применили для выполнения этого задания.

Минутка чистописания

Найдите в слове октября букву, которая обозначает непарный, звонкий, мягкий согласный звук. Составьте с этой заглавной и строчной буквой узор для минутки чистописания и пропишите его.

(Вариант узора записывается на доске. Дети определяют и исправляют неточности в написании букв и их элементов.)

3. Самоопределение к деятельности

На доске изображение дерева с ветвями и корневой системой.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке. (Объясните свою точку зрения)

Работа по теме урока

Работа в парах

Образование однокоренных слов.

Учащиеся получают карточки с изображением дерева, а вместо корневой системы записан корень слова (сад, лес, дом, мор, лёт, гор, стрел, глаз).

Задача каждой пары образовать от этого корня однокоренные слова и записать их на веточках дерева.

Работа с текстом (индивидуальная)

Учащиеся получают карточки с текстом.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

- Что можно сказать об этой записи? Поясни свою точку зрения.

(Это текст, так как предложения связаны между собой по смыслу. Текст повествование, так как рассказывается о том, как все герои истории дожидались старуху Воду. Он похож на сказку.)

- Выпишите из этого текста однокоренные слова и выделите в них корень.

- Назовите группу однокоренных слов. Какое слово ввело вас в заблуждение? Почему оно не является родственным?

Работа со сложными словами.

- Найдите среди однокоренных слов сложные слова.

- Каким образом они образовались? Объясните свою точку зрения.

- Какое правило мы должны помнить при написании сложных слов?

- Хлопните в ладоши, если услышите пару однокоренных слов, а если слова будут не однокоренными, то нужно будет встать.

Нос - носатый, циркуль – цирк, дом - домишко, луна- луноход, слеза – слезать, обед – стол, дом – дым, кот – котик, врач – доктор.

Работа по карточкам (в парах)

- Определите признак, по которому данные предложения можно разбить на пары. Запишите одну пару в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.

В реке тёплая вода.

Мать видела много горя.

На уроке нас водили в кино.

Девочки нарвали водяных цветов.

На горе стоит дом.

Мальчик любит веселиться, он редко горюет.

Мой брат водитель такси.

На горизонте видны горные вершины.

Проверка осуществляется при помощи обмена карточки с учениками соседней парты, озвучиваются варианты пар предложений и доказательства выбора.

- Найди в словосочетании существительное, преврати его в однокоренное прилагательное и создай с ним новое словосочетание. Например: острое стекло, стеклянная дверь, дверная ручка, ручная собака, собачья радость и т.д..

5. Итог урока.

- Сделайте вывод по теме урока, используя схему.

Родственные слова



Слова для справок: общая часть родственных слов, близкие по смыслу, имеют общую часть.

- Что для вас было наиболее сложным на уроке?

Объясните свой выбор.

7. Домашнее задание

Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.

Читайте также: