Профессиональная надежность водителя конспект

Обновлено: 06.07.2024

3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя

Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.

Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.

Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.


Высокий уровень автомобилизации, способствуя более полному удовлетворению перевозочных потребностей на рынке транспортных услуг, имеет и ряд негативных последствий, прежде всего аварийность на транспорте.

Обстоятельства, при которых совершаются происшествия, чрезвычайно разнообразны. Но анализ причин, вызвавших происшествия, показал их известную общность, что позволило свести эти причины в однородные по характеру группы:

несоблюдение правил движения водителями и пешеходами;

несоблюдение водителями правильных приемов управления автомобилями, т. е. применение таких приемов, которые создают возможность заносов, опрокидывания, потери управления или поломки и порчи механизмов;

понижение работоспособности водителей вследствие переутомления или под влиянием причин, вызывающих изменения самочувствия и неправильное восприятие дорожной обстановки;

неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и несоблюдение правил технического использования их;

неудовлетворительное состояние и содержание дорог;

неправильная организация движения [1, с. 703].

Как правило, дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами.

Обычно показатели аварийности жестко связывают с уровнем автомобилизации. Тем не менее, анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее развитых странах показывает, что, несмотря на высокие темпы автомобилизации, имеются возможности в общегосударственном масштабе добиться значительного снижения ДТП и поддерживать достаточно стабильно эти показатели аварийности. В качестве примеров можно привести такие страны, как Япония, Германия, США, Англия, Швеция и другие.

Такие существенные результаты в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения были достигнуты за счет реализации общегосударственных комплексных программ борьбы с аварийностью. Эти программы были направлены на инженерное обеспечение организации дорожного движения. Были выделены значительные капиталовложения в строительство и содержание дорог, совершенствование системы организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, разработку конструкций безопасных автомобилей, улучшение программ подготовки водителей.

Высокий уровень автомобилизации создает существенные проблемы при организации стояночного режима. Значительное количество автомобилей, стоящих на магистральных улицах городов, снижает пропускную способность, создает помехи маршрутному транспорту.

Постоянное увеличение численности автопарка вовлекает в процесс дорожного движения большую массу водителей-новичков, имеющих слабые навыки вождения автомобиля, что обостряет проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Структурные изменения, произошедшие в последние годы на автомобильном транспорте, привели к возникновению множества мелких и средних предприятий, занимающихся оказанием транспортных услуг. Как правило, уровень деятельности по обеспечению безопасности движения на таких предприятиях не соответствует современным требованиям [2, с.3].


Рис. 1. Структурная схема системы ВАДС

Высокие технико-эксплуатационные характеристики автомобиля, его исправность, подогнанное по росту сиденье, хорошая обзорность, информативность контрольно-измерительных приборов, легкость работы с органами управления, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям микроклимат в кабине способствуют сохранению высокой работоспособности водителей, а, следовательно, повышают их надежность.

Дорога имеет свои параметры. К ним относятся: ширина проезжей части, конфигурация в плане и профиле, состояние покрытия, границы (тротуар, кювет, обочина). К дороге имеют отношение находящиеся на ней и в придорожном пространстве транспортные средства, пешеходы, животные, светофорные объекты, дорожные знаки и разметка, неподвижные препятствия. Обустройство дороги, и уровень организации дорожного движения могут облегчать или затруднять работу водителя и, таким образом, оказывать прямое влияние на его надежность.

Среда движения характеризуется освещенностью, влажностью, температурой, ветром, запыленностью, видимостью, а также солнечной геомагнитной активностью и перепадами барометрического давления. От большей части отрицательных воздействий среды водитель должен быть защищен соответствующим техническим обустройством автомобиля [3, с. 7].

Главным оператором этой системы, несомненно, является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов, технические данные автомобиля, которым он управляет, принимать правильное решение для выполнения маневрирования транспортным средством. Часто водителю приходится действовать мгновенно с целью предотвращения дорожно-транспортного происшествия [4, с. 95].

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов (рис. 2). Одно из основных мест в этом комплексе занимает уровень работоспособности водителя. Вместе с тем до настоящего времени неясен вопрос, какой уровень работоспособности водителя и в каких условиях обеспечивает его достаточную надежность как звена упомянутой системы.

Учитывая, что ошибка водителя может угрожать здоровью и жизни как самого водителя, так и других людей, требования к его работоспособности должны быть достаточно высокими. [5, с. 121].


Рис. 2 Основные факторы, определяющие профессиональную надежность водителя

Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении транспортным средством, которые нередко приводят к ДТП [3, с. 7].

Множество действующих на водителя факторов определяют эффективность его труда. Выделяют субъективные — зависящие от водителя и объективные — внешние по отношению к водителю факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности (рис. 3).


Рис. 3 Основные факторы, влияющие на работоспособность водителя в пути

К субъективным факторам относят: психологическое и физическое состояние водителя, состояние здоровья, уровень подготовленности к данному виду операторской деятельности и т. д. Под постоянными субъективными факторами понимают совокупность всех физических, физиологических и психических свойств личности водителя и их влияние на успешность трудовой деятельности. Такая группа временных субъективных факторов, как нарушение здоровья, утомление, эмоциональные возбуждения, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием лекарственных или наркотических средств, оказывают существенное влияние на функциональные возможности водителя.

Объективные факторы, в свою очередь, делятся на аппаратурные, зависящие от функционирования техники, и средовые, зависящие от рабочей среды, в которой действует водитель. Аппаратурные факторы определяются организацией рабочего места водителя, формой и видом предъявления потока рабочей информации, особенностями систем, контролирующих выполнение деятельности. Средовые факторы определяются условиями обитаемости, обстановкой, организацией деятельности (режимы труда и отдыха, количество рабочих смен и др.) [6, с. 90].

Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, сильное эмоциональное возбуждение, депрессивное состояние, прием некоторых лекарственных средств, курение и т. д.

Важным компонентом обеспечения надежности водителя является мотивация. Она выражается в заинтересованности человека в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием рабочего места, отношениями с коллективом предприятия и другими факторами. Поощряя желательные и наказывая нежелательные формы поведения водителя можно достичь необходимого эффекта [7, с. 17].

Вопрос мотивации трудовой деятельности является чрезвычайно важным и актуальным. Известно, что работоспособность человека существенно меняется в зависимости от уровня и особенностей мотивации.

Если водитель не проявляет интереса к сфере профессиональной деятельности, то снижает эффективность своей работы, так как у него отсутствует потребность повышать свое мастерство и квалификацию.

Исследования и жизненные ситуации доказывают, что интерес к работе, трудолюбие, чувство ответственности, скромность и другие положительные человеческие качества, соответствуют надежным водителям.

Ни одно из свойств личности водителя не оказывает столь непосредственного влияния на безопасность дорожного движения и не характеризует надежность самого водителя, как его нравственность.

Среди водителей немало таких, которые не считаются ни с кем и ни с чем. Они считают себя достойнее всех прочих водителей. Для достижения своих эгоистических намерений они с легкостью и необузданным азартом превышают допустимую скорость, выполняют необоснованно опасные маневры, создавая много опасных ситуаций. Рано или поздно с большой вероятностью они совершают ДТП различной тяжести [8, с. 21].

Пригодность водителя в настоящее время устанавливается путем его медицинского освидетельствования.

Однако, обследуя состояние здоровья и функции органов зрения и слуха человека, мы еще не получаем полных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя.

Процесс управления автомобилем связан с решением задач, требующих высокого уровня развития психофизиологических качеств человека. Наиболее ярко психофизиологические особенности водителя проявляются в условиях дефицита времени, высокой интенсивности движения автомобилей, больших скоростей, при управлении автомобилем в темное время суток, в сложной дорожной обстановке и т. п. [9, с. 5].

Приведенные примеры показывают, что психофизиологические качества водителя имеют не только большое значение, но иногда оказывают решающее влияние на безопасность движения.

В настоящее время разработано большое количество технических средств, применяемых для исследования психофизиологических функций и характеристик с целью проведения профессионального отбора на различные виды перевозок [10].

Таким образом, предрасположенность будущих водителей к дорожно-транспортным происшествиям, может быть выявлена специальными методами психофизиологического обследования.

С увеличением количества транспортных средств, скорости и интенсивности их движения повышаются требования к профессиональной подготовки водителей.

Использование различных тренажеров позволяет быстрее овладеть водительскими навыками и совершенствовать их [11].

Профессиональная надежность водителя характеризуется большим количеством параметров, показателей и факторов. Это очень емкое понятие. Водитель занимает особое место в системе ВАДС и имеет непосредственное отношение к ее надежности.

Численность водителей в последние годы значительно увеличилась. Эти изменения привели к существенному увеличению удельного веса молодых, начинающих водителей, у которых нет опыта и навыков управления транспортными средствами. Поэтому водитель, управляющий транспортным средством, должен быть всегда готов уступить дорогу тому, кто совершил ошибку.

Безупречного и абсолютно надежного водителя не существует. Какого бы уровня мастерства не достиг водитель, всегда можно добиться большего. Каждый водитель, не зависимо от возраста, опыта и уровня мастерства, должен всегда учиться на чужих и своих ошибках и не повторять их.

1. Боровский Б. Е. Водителю 2 и 1 класса. Л. Лениздат, 1970. — 768 с.

2. Коноплянко В. И., Гуджоян О. П., Зырянов В. В., Березин А. С. Безопасность движения: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 72 с.

4. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения: Учеб. пособие / С. В. Филимонов, С. Г. Талышев, Ю. В. Илясов — Пенза: Изд — во Пенз. гос. ун — та, 2007. — 98 с.

5. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина, 1988. — 192 с.

6. Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 176 с.

7. ЧЕЛОВЕК-ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

8. Искусство управления автомобилем: Справ. пособие/ А. И. Куперман, М. Б. Афанасьев:- М.: Высш. шк., 2003.-263 с.: ил.

9. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

10. Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 59–61.

11. Дятлов М. Н. Электронные системы обучения водителя транспортного средства / М. Н. Дятлов // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 52–56.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть, высокий уровень автомобилизации, операторская деятельность, профессиональная надежность водителя, самый водитель, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами

Уровень автомобилизации очень высок. Вследствие этого ситуация на дорогах города достаточно сложная.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края.

Влияние личностных качеств на профессиональную успешность.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности.

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

В условиях дорожного движения крупного города к водителю, кроме высокой профессиональной подготовки, предъявляются большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на.

дорожное движение, водитель, водитель автобуса, транспортное средство, подвижной состав, общественный транспорт, профессиональный стандарт водителя, требование, мой взгляд, пассажирский транспорт.

Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах, где автомобилизация достигла высокого уровня. Введение такого отбора позволяет повысить надежность водителей, снизить количество ДТП.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель, водительская деятельность, дорожное движение, качество, подготовка водителей, транспортное средство, безопасное управление, практическое вождение, динамик аварийности, квалификация водителя.

Презентация к уроку "Профессиональная надежность и этика водителя". Материал может использоваться для наглядной иллюстрации зависимости коэффициента аварийности от состояния водителя, его личностных характеристик. Приведены основные этические нормы, устанавливаемые для водителей.

ВложениеРазмер
профессиональная надежность водителя, этика водителя 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профессиональная надежность и этика водителя Правила и безопасность дорожного движения

Теоретически надежно управлять автомобилем совсем нетрудно — необходимо, чтобы резервы скорости, дистанции и интервала всегда были больше безопасных значений. Однако точное определение этих значений на практике составляет значительную трудность. На точность определения водителем резервов управления влияет выбираемая им модель поведения.

Черты характера, оказывающие влияние на надёжность водителя Текст слайда

Результат теста Если вы набрали 11 баллов и более – вы поразительно внимательны. Ничто не может застать вас врасплох. Если вы набрали от 5 до 11 баллов - вы достаточно внимательны, однако иногда упускаете существенные детали из вида. Если менее 5 баллов – вам надо тренировать внимание, чтобы уменьшить количество неприятностей в жизни .

Надежность водителя определяется его умением выбирать безопасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных ДТС выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в процессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Однако они не остаются постоянными даже в течение дня. Нестабильность профессионального мастерства водителя связана с тем, что психофизиологическое состояние человека характеризуется наличием периодов пониженной и оптимальной работоспособности.

Формирование профессиональных навыков водителя - Сенсорных (ведущая роль органов чувств в сочетании с осмыслением). Например , контроль за работой двигателя на слух, определение расстояний и скорости движения на глаз; - Двигательных (выполнение отдельных и объединенных движений). Примером может служить работа водителем рабочих движений рычагами и педалями управления; - Сенсорно-двигательных (восприятие информации и соответствующие двигательные действия). Например действия водителя при торможении - усилие при нажатии на педаль тормоза согласуется со скоростью движения, состоянием дороги и т.п .

Кривая работоспособности в течение рабочего дня К р Работоспособность - это возможность выполнять работу высокопроизводительно и качественно .

Кривая работоспособности в течение недели

Изменение коэффициента аварийности Кав в зависимости от времени управления

Влияние на коэффициент аварийности характера заболевания 1 – отсутствие заболеваний, 2 – сердечнососудистые заболевания, 3 – хронические гастриты, 4 – острые боли, 5 – радикулит, 6 – язвенная болезнь, 7 – неврозы, 8 – хронические заболевания бронхов и легких.

Опасность употребления алкоголя связана с тем, что после приема даже небольших доз алкоголя снижается устойчивость и интенсивность внимания, замедляется его переключение, сужается поле зрения, нарушаются процессы мышления и памяти, увеличивается время реакции. В результате снижается точность и скорость приема и переработки информации. Нарушение координации движений ухудшает точность выполнения плана действий Употребление алкоголя за рулем

Изменение коэффициента аварийности Кав в зависимости от степени опьянения

Этика водителя – это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какой-нибудь общественной группы ,

Паркуясь, помни о других.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов .

Будь понятен другим Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение.

Водитель ВАЗ 2107 двигался по улице Разина в направлении проспекта Ленинский. При выполнении разворота водитель заблаговременно не занял крайнее левое положение, в результате чего допустил столкновение с Kia Sportage, который двигался в прямом попутном направлении по крайней левой полосе.

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже

Не ослепляй дальним светом

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации (по отраслям)

1.1. Область применения программыПрограмма профессионального модуля–является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.0.


Цели и задачи:* определение качества профессиональной подготовки обучающихся;* демонстрация профессиональных навыков;* выявление и поддержка наиболее успешных в освоении профессиональной д.

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Психофизиология и этика труда водителя

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению.

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Водитель автомобиля категории С"


Методическая разработка родительского собрания в группе профессионального обучения водителей "Ваш ребенок - будущий водитель"

Родительское собрание в группах про «Ваш ребенок – будущий водитель».


В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно.

Надежность водителя — это способность безошибочного вождения
транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях
в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом
взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и
внешних факторов
Надежность - это качественная характеристика водительской деятельности
(работоспособность)
и
определяется
количественной
характеристикой
результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных
условиях.
К основным факторам, определяющим надежность, относятся:
• профессиональная пригодность,
• подготовленность
• работоспособность.

На результативность и эффективность работоспособности
водителя оказывают влияние индивидуальные психологические
особенности, условия деятельности и особенности потока
информации.
1. К индивидуальным особенностям относятся:
•психофизиологические
(темперамент,
время
реакции,
особенности восприятия, пороговые данные ощущений,
внимание, память, особенности мышления и т.д.),
• личностные качества (характер, мотивация, установки),
•уровень профессиональной подготовки, физические данные и
состояние здоровья.
2. Условия деятельности включают: особенности рабочего
места
(расположение
органов
управления,
приборов,
сидения);обзорность,
видимость;
исправность
техники;
микроклимат кабины (влажность температуры воздуха, скорость
воздушного потока);состояние дороги; интенсивность, скорость
движения; уровень организации движения.
3. К особенностям потока информации относятся:
пространственное расположение источников информации,
скорость информационного потока; легкость восприятия
информации, которая определяется размерами, контрастностью,
освещенностью (цифр, слов, знаков).

Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний,
умений и навыков, необходимых для самостоятельного управления транспортным
средством в различных дорожных и климатических условиях.
Знания - это совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для
эффективного и безопасного управления транспортным средством. Для водителя
объем знаний предусмотрен действующими программами подготовки и приобретается
в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, человек не может управлять
автомобилем. Для этого ему нужно владеть комплексом специальных умений и
навыков.
Умение- это способность правильно использовать специальные знания в
практической деятельности. Водитель должен уметь уверенно управлять автобусом в
различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожнотранспортную обстановку при ее изменении. Кроме того, он должен своевременно
выполнять необходимые действия, обеспеспечивающие безопасность движения. Для
этого ему необходимо сформировать навыки.
Навык- это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия
автоматически без специально направленного внимания, хотя и под контролем
сознания. Опытный водитель, не задумываясь, выполняет рабочие воздействия при
управлении транспортным средством. Если он при этом допускает ошибку, то
своевременно замечает и исправляет ее.

5. Факторы, влияющие на надежность водителей

Надежность деятельности водителя зависит от комплекса факторов. Наиболее
значимые из них: уровень квалификации, стаж работы, психологическая
устойчивость, отсутствие алкогольной и наркотической зависимости.
Возраст. Изменение возраста водителя определяет две составляющие, влияющие на
качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот),
представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за
определенный срок. Одна из составляющих - неопытность, завышенная самооценка
молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП.
Проведенными исследованиями установлено,
что нижняя граница безопасного возраста
водителей мужчин 26 - 34 года (ДТП с
тяжелыми последствиями), для женщин водителей безопасный возраст наступает с 23 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигает
минимума, наступает сравнительно поздно и
составляет 45 - 53 года у мужчин и 36 - 43 года у
женщин.

6. Реакция водителя

Время реакции - это интервал времени между моментом появления сигнала об
опасности и окончанием ответного действия
Время реакции может изменяться по мере накопления профессионального
опыта, а также в результате тренировки.
Значение времени реакции водителя определяется тем, что
от него зависит остановочный путь автомобиля, а,
следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время,
необходимое для остановки автомобиля, включает в себя
• время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия до начала нажатия на педаль тормоза);
• время срабатывания привода тормозов (с момента
нажатия на педаль тормоза до момента начала
срабатывания привода)
• время действия полностью включенных тормозов (от начала торможения до остановки автомобиля).

7. Пути повышения надежности водителей

8. Действия водителя во внештатных (критических) ситуациях

9. Типы темперамента

Тип
Описание
Холерик
Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности,
и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в
бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.
Сангвиник
Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью,
высокой психической активностью, разнообразием мимики,
отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.
Флегматик
Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым
внешним выражением эмоций, низким уровнем психической
активностью.
Меланхолик
Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность
движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень
психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко
переживать даже не зная события, преобладают отрицательные
эмоции.

10. Получение навыков профессионального и безопасного вождения.

Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель,
достижение которой однозначно расцениваем как
успех.
Например:
освоить
технику
управления
автомобилем в совершенстве, и тогда появляется
стремление
добиться
в
этой
области
совершенства, и мы находим средства и
совершаем действия, которые направлены на
достижение поставленной цели. Осознавая для
себя мотив достижения успеха, люди реально
оценивают свои возможности и ошибки, как в
жизни, так и на дороге и не перекладывают свою
ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание
неудач. И тогда цель человека заключается не в
достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у
человека нет цели,
и у него появляется
неуверенность в себе потому, что у него нет веры в
достижении успеха. Он боится, что его могут
осудить и обидеть. Этот страх зачастую
проявляется в агрессивном поведении. У человека
возникает закрытость получения новых знаний и
навыков:

- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и
возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот,
завышена.
Всё это НЕ способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.

Способности человека к профессиональной деятельности
водителя автомобиля определяются следующими качествами:
• хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная
ловкость и хорошая координация движений;
• лёгкость формирования двигательных навыков;
• высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения
и суставно-мышечного чувства;
• скорость и точность сенсомоторных реакций;
• быстрота и точность определения скорости движения и
пространственных отношений;
• хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая
устойчивость внимания;
• хорошая зрительная и оперативная память;
• высокая готовность памяти;
• настойчивость, решительность, смелость, терпение;
• эмоциональная устойчивость;
• самообладание, дисциплинированность;
• инициативность и сообразительность.

Читайте также: