Конспект урока знакомство с комнатными растениями

Обновлено: 06.07.2024

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать:

Правильно, сегодня мы побеседуем о комнатных растениях.

2. Знакомство с комнатными растениями

Дети, посмотрите, в нашей группе тоже есть комнатные растения.

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях).

Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей.)

Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом.

Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название.

Какие названия комнатных растений вы знаете? (Ответы детей.)

Знаете ли вы название этого растения? (Показывает бегонию).

Художественное слово:

Дивная симфония -
Мой цветок - бегония.
Не большой, не маленький,
Мой цветочек аленький
На окошке зацветает,
Сердце, душу согревает.

Давайте внимательно рассмотрим его.

Что есть у бегонии? (Ответы детей).

Какой формы листья у бегонии?

Какого цвета листья? (Ответы детей.)

У нашей бегонии есть друзья, другие комнатные растения, и они тоже хотят с вами познакомиться (показывает комнатные растения и называет их: фиалка, хлорофитум, фикус).

Далее воспитатель предлагает ребёнку выбрать растение, которое ему понравилось больше всего, и внимательно рассмотреть.

Ребёнок встаёт около понравившегося растения.

- Есть ли у растения стебель? Покажи.

- Какой формы листья? Какого цвета листья?

- Есть ли у растения цветок? Покажи.

- Если есть цветок, то какого цвета?

- Как называется растение?

Ребёнок отвечает на вопросы, дети помогают, воспитатель поправляет и дополняет ответ. Далее выходит другой ребёнок. Выслушивают 2-3 детей.

Вот какие разные комнатные растения живут в нашей группе, хоть они и отличаются друг от друга, но у всех есть корень, стебель, листья, в период цветения - цветы.

А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка

Есть дома (встать на носочки, руки потянуть вверх);
И есть мосты, (наклон вперед, руки назад, колени прямые);
Есть деревья (выпрямиться, руки округлить над головой);
И кусты, (присесть, руки вытянуть вперед);
И всем на удивление (встать, руки в стороны, повороты корпусом);
В комнате растения (плечи приподняты);
Нам без них никак нельзя (руки на поясе, повороты головой вправо и влево);
Потому, что мы - друзья! (развести руки в стороны, обхватить корпус руками).

3. Уход за комнатными растениями

Дети, чтобы комнатные растения были красивыми и хорошо цвели, приносили пользу, за ними необходимо ухаживать.

Кто должен ухаживать за цветами нашей группы? (Мы.)

Дети по очереди достают предмет из коробочки (лейка, щеточка или кисточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления) и рассказывают для чего он нужен, показывают, как нужно поливать растения, вытирать пыль с листьев или чистить кисточкой, опрыскивать, рыхлить.

Молодцы! Я думаю, что теперь наши комнатные растения будут продолжать хорошо расти и радовать нас своей красотой.

Цель: познакомить с комнатными растениями, со способами ухода за ними. Учить различать основные части растений (стебель, лист, цветок) и называть их. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, бережно к ним относиться.

Материал: горшки с китайской розой и фиалкой, лейки с водой, тряпочки для протирания пыли с листьев, игрушка зайчик.

Ход занятия

Воспитатель; (дети берутся за руки и повторяют) Давайте поздороваемся.

Здравствуйте наши глазки,

Здравствуйте наши ушки,

Здравствуйте наши ручки,

Здравствуйте наши ножки.

Вот мы проснулись и готовы поработать.

В гости к детям приходит зайчонок.

Зайчонок: Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуй зайчик.

Зайчик: Я узнал, что существуют комнатные растения, но я ещё маленький и не знаю, что это. Пожалуйста, помогите мне узнать.

Воспитатель: Дети, поможем зайчонку?

Воспитатель: Как мы можем это сделать?

Дети: Найдём комнатные растения, рассмотрим их.

Воспитатель предлагает детям пройти по группе и рассмотреть окружающие предметы, чтобы найти комнатные растения. После этого воспитатель подводить детей к столу, на котором стоят горшочки с комнатными растениями.

Воспитатель: Ребята, здесь стоят горшочки с цветами. Цветы растут в земле (Показывает). Посмотрите, какие они разные, но у каждого растения есть стебель, листья у некоторых растений есть цветы (Показывает). У этого растения листочки большие, а у этого маленькие. Посмотрите, какие они красивые! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает, и описывают разные растения.)

Воспитатель: У этого растения листочки большие, круглые. А у это растения какие листочки? (показывает на растения с маленькими листиками).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у этого растения есть цветы. Какие они?

Воспитатель: Правильно, маленькие, они красного цвета. Какие они яркие! Красивые! И очень приятно пахнут! (Подносит горшочек ближе к детям, чтобы они могли вдохнуть аромат цветов).

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки. Медленно встают.

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

В солнышке утонут.

Воспитатель: Чтобы наши растения хорошо росли, цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А вы знаете как ухаживать за растениями?

Дети: Их надо поливать. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает)

Воспитатель: Правильно, мы поливаем цветы, а что нам для этого нужно? (Указывает на лейку)

Воспитатель: Что налито в лейку?

Воспитатель берет лейку (демонстрирует как полить цветок). Предлагает заранее приготовленные лейки детям. Дети помогают поливать растения.

Воспитатель: Чтобы на листиках не было пыли надо аккуратно протереть их влажной тряпочкой (дает детям пощупать тряпочку и демонстрирует как осторожно протереть листочки) Теперь наши растения будут расти хорошо и радовать нас своими цветами!

Рефлексивно- оценочный этап

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас на занятии рассматривали?

Дети: Комнатные растения.

Воспитатель: Как мы ухаживали за растениями?

Дети: Поливали, протирали пыль с листьев.

Воспитатель: Зайчонок, мы смогли тебе помочь?

Зайчонок: Да. Спасибо ребята, я благодаря вам узнал, много интересного о комнатных растениях.

Воспитатель хвалит, каждого ребёнка, за старание.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать зайчонку, если да то давайте похлопаем в ладоши, а если нет потопаем.

Дети выражают своё мнение.

Воспитатель: Мы с вами продолжим и дальше ухаживать за нашими растениями, чтобы они не завяли. На следующем занятии узнаем, много нового о них.

Конспект занятия по ознакомлению с комнатными растениями Конспект занятия по ознакомлению с комнатным растением Конспект занятия по ознакомлению с комнатным растением Образовательная область:.

Конспект занятия по уходу за комнатными растениями в средней группе Конспект занятия по уходу за комнатными растениями в средней группе Цель: формировать знания детей о комнатных растениях. Уточнить и обобщить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: расширить представление о комнатных растениях и их значении в жизни человека.

Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам .

Закреплять знания о частях растений , учить связно рассказывать об их значении.


Ход занятия.
Вводная часть.
Кто не любит Цветы - не поймёт меня вовсе,
Ведь Цветок – это лето, шагнувшее в осень .
Глаз небесная синь - яркий лучик надежды,
Длинный стебель - в нём сила и жизненный стержень .
Листья - добрые женские руки,
Лепестки - как мгновенья разлуки .
Корень - мудрость веков и судьбы продолженье .
О, Цветок, ты - Любовь, ты - моё Вдохновенье!

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы… А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду?
Основная часть.
- Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями, с особенностями их жизни и с тем, как за ними ухаживать.
Знакомство с комнатными растениями.
- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут?
- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.
- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.
- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?
- Тысячи цветковых растений растут на нашей планете. В нашей комнате очень много комнатных растений, давайте, познакомимся с ними поближе.
1. Среди бархата листочков
На окне, ты только глянь,
Распустила гроздь цветочков
Красна девица герань.

2. Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.
Б. Заходер

Детям предлагается угадать комнатные растения по изображению.

Надо назвать место, где растет цветок.
Памятка. Правила ухода за комнатными растениями:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
2.Практическая работа в парах.
- Проделайте эту работу с комнатным растением.
Заключительная часть.
- Для чего же нам нужны комнатные растения?
-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида. Укрепить интерес ребят к уходу и наблюдениям за комнатными растениями.

Воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к комнатным растениям. Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.

Дать понятие о новом способе выращивания растений - черенковании. Закрепить понятие черенок, черенковать.

Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи. Обогатить словарный запас детей.

Материал : ИКТ. Комнатные растения: аспарагус, традесканция, бегония крапчатая, бегония вечноцветущая, колеус, бальзамин алоэ, герань, комнатный виноград, фиалка, флорофитум, кливия, новое комнатное растение декабрист-зигокактус .

Предметы по уходу за комнатными растениями: лейка с водой, щетка, кисточка, тряпочка.

Предметы, необходимые для посадки нового растения: горшок, земля, песок, совок, лейка с водой, палочка, черепки, черенок.

I. Организационный момент детской игры с мячом "Назови быстро".

В.: Ребята! К нам еще один гость. Это Незнайка. Вы его узнали?

Н.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуй, Незнайка!

В.: Незнайка, как ты попал в наш детский сад?

Н.: Ребята, я шел около вашего д/сада. Он такой большой, красивый, я решил зайти и узнать чем же тут занимаются дети.

В.: Незнайка, мы рады тебя видеть, оставайся и посмотри чем занимаются дети в нашем д/саду и сам чему-то научишься. сегодня мы много будем говорить о комнатных растениях.

Н.: Ребята, а я вот не знаю, что такое комнатные растения. Как это вы мне можете объяснить?

Показ на экране схемы:

Н.: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое комнатное растение, скажите пожалуйста, а откуда они у вас появились?

Н.: Ребята, какие у вас красивые комнатные растения, А что надо делать чтобы они всегда были здоровыми и красивыми?

В.: Ребята, давайте расскажем Незнайке какие условия необходимы для жизни растений.

Игра "Уход за комнатными растениями".

Дети говорят действие, если правильно, на экране высвечивается правильный вариант ответа.

1) Растение нужно поливать (рассказ и демонстрация);

2) Рыхлить (рассказ и демонстрация);

3) Опрыскивать и мыть (рассказ и демонстрация);

4) Для роста растения необходим свет.

III. В.: Незнайка, а ты знаешь названия комнатных растений?

В.: Незнайка, мы сейчас поиграем в игру "Найди что опишу", а ты внимательно послушай и запоминай по каким признакам можно узнать растения.

Дидактическая игра "Найди что опишу".

Ребенок показывает растение, если правильно, на экране появляется это растение.

IV. В.: Ребята, у меня есть необыкновенное комнатное растение. Вот такими красивыми цветами. Эти цветки не простые, в них содержатся интересные вопросы. (Дети выбирают цветок, воспитатель читает вопрос).

1. Покажи комнатное растение с толстыми, мясистыми листьями, с шипами, в которых содержится горький на вкус сок. (алоэ)

2. Покажи и назови комнатное растение у которого крупные листья зеленого цвета с серебристыми пятнышками. (бегония крапчатая)

3. Найди, покажи и назови комнатное растение у которого трехцветная окраска листьев. (колеус)

4. Найди и назови комнатное растение, у которого листья похожи на чешуйки, иголки, а в корнях имеются утолщения-клубеньки, в них содержатся питательные вещества. (аспарагус)

5. У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань)

6. Найди растение у которого много маленьких красных цветочков. (бальзамин)

Комнатные растения расставлены в разных уголках гр. комнаты. Дети находят названное растение и идут к нему.

1) 1,2,3,4,5 - к традесканции подбежать.

2) 1-5 - у герани приседать.

3) 1-3 - комнатный виноград найди.

4) 1-3 - к алоэ подойди.

5) 1-5 - у хлорофитума постоять.

6) 1-3 - к кактусу иди.

7) 1-8 - к фиалке просим.

VI. В.: Ребята, а сейчас я вам покажу живые загадки.

1. давно не политое

2. растение, постоявшее в темноте

3. грязное растение

4. не рыхленное растение

Дети определяют, что необходимо для каждого растения.

VII. В.: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Кому что нужно"

На столе стоят комнатные растения:

1. бегония крапчатая

На подносе предметы по уходу за комнатными растениями:

1. лейка с водой

2. влажные салфетки

Дети выбирают определенный предмет, рассказывают для какого растения он нужен, и демонстрируют свои действия. Например: я взял кисточку-этот предмет нужен по уходу за фиалкой, так как у фиалки сильно опушены листья (на листьях много ворсинок). Пылинки оседают на этих ворсинках и их лучше убрать мягкой кисточкой и т.д.

VIII. В.: Незнайка, посмотри как много знают наши дети о комнатных растениях. Мне кажется, ты тоже многому научишься у них. Сегодня я хочу вас познакомить с новым комнатным растением. называется это комнатное растение зигокактус. А в народе его называют декабрист. (Показать на экране). Ребята, а как вы думаете - почему его так называют в народе?

Дети вместе с воспитателем описывают это растение, отмечают его характерные особенности, сравнивают с кактусом.

В.: Дети, а вы хотите чтобы у вас в группе росло такое же красивое комнатное растение? Давайте мы его для себя и посадим. Ребята, а из чего можно вырастить комнатное растение?

Д.: Из семян, черенков, деток, делением куста. (показать на экране)

В.: Ребята, а что нужно для того, чтобы вырастить новое растение?

Все это показывается на экране.

В.: Ребята, все необходимое для посадки нового растения у нас есть. Сейчас мы возьмем черенок от зигокактуса. Черенок обязательно должен состоять из 2-3 члеников. Но его посадить сегодня мы не сможем, так как перед посадкой этот черенок нужно высушить 2-3 дня и чтобы на месте среза образовалась стекловидная корочка. Мы его посадим через 3 дня и будем за ним наблюдать, как он у нас будет расти и развиваться.

IX. Н.: Ребята, спасибо вам за все. Теперь я много узнал о комнатных растениях. Я даже запомнил несколько названий. Так же знаю, как вырастить новое комнатное растение. А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Автор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Конспект НОД, направленной на развитие познавательного интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир, формирование у детей стремления к исследованию, и экспериментированию с комнатными растениями. Предлагаю Вам конспект занятия для детей второй младшей группы (3 - 4 года). Этот конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях.


Цель: создать атмосферу радостного настроения;

Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения;

Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания,

Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях.

Методы: наглядный, словесный, практический.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся?

Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы.

Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы?

Ответы: Появились новые цветы.

Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес?

Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка?

Тоже в ответ тишина.

Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор – называется фикус, а цветок, который принесла Катюша – называется бегония. Красивые названия, правда?

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи?

Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет…

Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах?

Воспитатель: Чем они отличаются?

Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные.



Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые?

Дети: мнения детей расходятся.

Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки?

Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные.

Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются?

Дети: комнатные.

Воспитатель: Комнатные растения – это очень красивые цветы.

- Комнатные растения относятся к живой природе.

- Все комнатные растения растут.

Ребята, а скажите мне, почему эти цветы называют комнатными?

Ответы: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.

Воспитатель: Скажите, а откуда у нас появились комнатные цветы?

Дети: их можно купить в цветочном магазине, а можно вырастить самим.

Воспитатель: Ребята, какие условия необходимы для жизни растений?

Дети: для роста растений необходимо тепло, их нужно поливать, рыхлить, необходимо опрыскивать и мыть листья растений, для роста растений необходим свет.

Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу?

Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте?

Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе.

Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы?

Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.


Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки?

Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению.

Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка:

Говорит цветку цветок.

Говорит цветку цветок:

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать?

Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем?

Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать.

Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.


Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам?

Ребенок рассказывает.

Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки?

Федя рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?

Дети: Горшок. Земля. Песок. Вода. Черепки. Палочка. Совочек. Черенок.

Воспитатель: А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Дети: Комнатные растения очищают воздух.

- Среди комнатных растений есть лекарственные.

- Комнатные растения создают уют.

- Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.

- Комнатные растения выделяют кислород.

Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Ребята вам понравилось наше занятие?

Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали?

Где живут эти цветы?

Зачем нужно ухаживать за цветами?

Какого цвета цветы?

Как называются части наших растений?

А домашнее задание вам: совместно с родителями посадить и вырастить дома цветочек, по желанию можно принести в сад или предоставить фотооточет о проделанной работе.

Читайте также: