Конспект урока знакомство с буквой и

Обновлено: 28.06.2024

1. Организационный момент.

Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
- Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)

- Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

- Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

- Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

3. Знакомство со звуком.

4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок - комки
песок – пески белок – белки мелок - мелки
- Какие из этих слов вам непонятны?

5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.

6. Знакомство с буквой.

9. Ребус. (ДИ кобра З)

- Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).

I. Организационный момент

1. – Вспомните, с каким звуком мы уже познакомились?

– Какой это звук, гласный или согласный?

– Каким цветом обозначаем?

II. Основная часть.

- Сегодня мы продолжим знакомство со звуками.

Инна, Нина и Марина,

Лиза, Игорь и Ирина,

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в словах искать.

– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

– Давайте вместе произнесем этот звук.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

У, А, И, У, У, И, А, А, У.

Работа по карточкам.

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

На калитку посмотри

Чем она не буква И

Между двух прямых досок

Одна легла на искосок

– Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

Ветер по лесу летал, ( Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

– Посмотрите на картинки, назовите их и скажите, в названии каких картинок есть звук И.

А теперь давайте определим место звука И в слове Овощи, где стоит звук И в начале, в середине или в конце слова?

Дождик осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

Работа в тетради.

Обводим букву И.

Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- Какой этот звук гласный или согласный?

– Каким цветом обозначаем?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И").


Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком.


Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.


Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.


презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста.

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

Воспитатель:

- Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Воспитатель:

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Воспитатель:

Давайте запомним это слово.

- Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Воспитатель:

- Когда мы произносим звук (И, то:

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?

Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.

6. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

7. Игра на закрепление места звука (И) в словах "Угадай звук"

Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.

8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.

Воспитатель:

МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА

9. Физкультминутка

Ира, Инна и Иван

На местах остановились. (соответствующие движения)

10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Из слогов составить отгадки на загадки:

Все пробует на зуб:

И сосну, и клен, и дуб. (Пила)

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Ну, конечно, - это (Кит)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет -

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной)

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.

-Максим будет звуком- Т, Ангелина - И, Артем – К.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

11. Работа в тетрадях

Воспитатель:

12. Подведение итогов:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)

Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.

1. Речевая гимнастика.

Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?

– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.

Какое положение занимает язык?

Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?

– Выполним другие упражнения для языка.

Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.

(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)

Посмотрите на картинки (слайды 15), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)

В вышеперечисленных словах где стоит звук И?

Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.

– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)

3. Развитие фонематического слуха.

– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.

4. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.

5. Развитие орфографической зоркости.

– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.

Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).

6. Развитие мелкой моторики.

– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)

Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.

7. Связь фонемы с графемой.

– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.

Письмо с проговариванием написания элементов.

8. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.


Цель: - Познакомить со звуком [и], буквой И, и.

-развивать познавательные процессы и речь учащихся,

-воспитывать любовь к предмету и умение договариваться.

1. Орг. момент

2. Мотивация к деятельности.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

На доске иллюстрации Смайликов






- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

- Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

- Давайте начнём сегодняшнее занятие с игры. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?

- Если согласный твёрдый?

- Если согласный мягкий?

СЛОВА: улитка, мак, аист, нитки, ослик, дом, осы, ручка, удочка, лампа, тюльпан

Игра «Кто

- У вас перед глазами листочки с различными буквами, есть буквы, которые мы еже изучили, а есть и те, которые ещё не изучали. Вам нужно из этого набора букв выбрать, те которые мы уже изучили и обвести их в кружок разными цветами. Те, которые пишутся после мягких согласных – зелёным цветом, те, которые пишутся после твёрдых согласных – синим цветом.

Д Т У Т П А К Я Д Е В О Д Ё С Ы М Ю Р Д Э Ч

- Какие буквы обвели синим цветом?

- Что общего между всеми этими буквами? (это гласные буквы)

- Что ещё можно сказать о буквах, которые обвели зелёным цветом? (если они стоят в начале слова или после гласной – то дают 2 звука).

Открытие нового знания, формулировка темы урока.




- Рассмотрите внимательно картинки. Назовите, что на них изображено.

- Какой звук встречается в этих словах?

- Кто догадался, какая сегодня тема урока?

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Ии.

Первичное усвоение новых знаний

Звуковой анализ слов

- Ребята, давайте составим звуковые схемы для наших слов:

(У доски работают 3 человека)

- Давайте проверим, вашу работу.

- Произнесите отчётливо наш звук. Что вы можете о нём сказать, какой он? (гласный)

- Где в словах находится наш звук? (в начале слова, в середине и на конце)

- Произнесите слово, в котором наш звук стоит в начале слова, после гласного.

- Какой вывод можно сделать?

ФИЗМИНУТКА

На что похожа буква и?

(На доске картинки)

- Ребята, как вы считаете, на что похожа буква И? (ответы детей)

На калитку посмотри: Молоток я раздобыл,

Чем она не буква И? Из дощечек букву сбил.

Между двух прямых досок Сколько здесь дощечек?

Одна легла наискосок. – Три.

А какая буква? - И!

- Напечатайте у себя в тетради букву И,и

Работа по учебнику (с. 57)

- Дополните эту цепочку своими словами.

- Дополните эту цепочку своими словами.

- Дополните эту цепочку своими словами.


Подведение итога. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Какое задание было наиболее интересным?

- У кого были затруднения и в чем?

- Оцените нашу работу на уроке:

+ - доволен своей работой, но при работе возникали небольшие трудности

? -ещё не всё получается.


-75%

Читайте также: