Конспект покормите птиц зимой

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание. Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование. Картинки с изображением зимующих птиц, деревянная кормушка. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, калины, орехи и.т.д.). магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

1. Психогимнастика: (Воспитатель и дети приветствуют друг друга)

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

День хороший наступил,

Тихо звучит музыка метели, вьюги. ( воспитатель приглашает детей пройти на стульчики).

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года, месяц?

Дети: Время года -зима, месяц – январь

Воспитатель: А какие признаки зимы вы знаете? Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.

А вот о каких вы узнаете сами, если отгадаете загадки (на магнитной доске размещены картинки с изображением птиц).

1. Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как, крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает - . Ответ детей: (сова).

Воспитатель: Молодцы! (Найдите на картинке сову)

2. Спинкою зеленовата,

И полоска шарфика. Ответ детей: (синица)

Воспитатель: Молодцы, ребята! ( картинка синицы). Слушайте следующую загадку.

3.Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. Ответ детей: (дятел)

(Хвалит детей за правильный ответ и находят на картинке дятла)

4.Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый - Ответ детей: (голубь сизый)

Воспитатель: Молодцы, ребята и эту загадку отгадали. Найдите на картине с голубя.

5. Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей!

Эта птичка - . Ответ детей (воробей)

Воспитатель : Молодцы! Найдите воробья на картине.

6. Вот птичка так птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.(клёст)

7. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - . Ответ детей: (снегири)

Воспитатель: Молодцы и эту птицу отгадали.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Поиграли, отдохнули? ( воспитатель приглашает детей пройти на стульчики)

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о птицах, которых вы узнали в загадках?

Ответ детей: Они зимующие.

Воспитатель: Правильно, их называют зимующие. Эти птицы, которые зимуют с нами в городе, они не улетают в теплые края, так как и зимой находят корм. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека.

Ребята, а кто может помочь птицам зимой?

Ответ детей: Люди.

Воспитатель: Правильно, люди. А как человек может помочь птицам (воспитатель выслушивает ответы детей)

А зачем люди делают зимой кормушки для птиц?

Ответ детей: (дети предлагают свои варианты ответа)

Воспитатель: (обобщает их ответы). "Люди могут помочь птицам сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли в морозы. Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. Зимняя кормушка - столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не появится первая зелень.

Ребята ,а сейчас мы с вами рассмотрим кормушку. Какая должна быть кормушка?

Ответы детей.

Воспитатель: Кормушка деревянная, состоит из фанерного дна с бортиками и жесткий опор, на которых крепится крыша. Бортики достаточно высокие, чтобы порывами ветра не сдувало хлебные крошки или семечки. Крыша защищает корм от дождя и снега.

Воспитатель: ( спрашивает у детей) А знаете, как нужно правильно повесить кормушку?

Ответы детей : (выслушивает версии детей).

Воспитатель: Обобщает их ответы: "Кормушку для птиц можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное - выбрать место, закрытое от ветра и недоступное для кошек.

А, что можно положить в кормушку? Чем можно подкармливать птиц?

Ответы детей :

Воспитатель : Правильно, ребята. Можно подкармливать: семена тыквы, и подсолнечника, овес, пшено; хлебные крошки, сало,ягоды рябины.).

К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Подсыпать корм следует регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. А в новую кормушку птицы прилетят не сразу.

А сейчас я вам прочитаю стихотворение Александра Яшина

"Покормите птиц ".

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Гость одна - и не страшна

Сколько гибнет их-

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Ответ детей:

Воспитатель : Ребята, чтобы правильно кормит птиц необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять у кормушки пакеты, жестяные банки, коробки.

2 . Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.

3 . Кормить птиц ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозные дни нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

А вам предлагаю вместе с родителями сделать кормушки и развесить их во дворах.

Воспитатель : Ребята, посмотрите у меня здесь изображено дерево с кормушкой но нет птичек, где же они? Давайте мы с вами наклеим их на веточки. (коллективная работа)

Воспитатель: А теперь предлагаю немного поиграть

У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют . (длиннохвостая)

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют . ( желтогрудая)

У вороны черные крылья, поэтому ее называют . (чернокрылая)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют. (длинноклювым)

У снегиря красная грудка, поэтому его называют . (красногрудым)

Воробей маленький, а ворона .

У синицы хвост короткий, а у сороки.

Голубь тяжелый, а воробей.

У синицы клюв тонкий, а у вороны.

Итог занятия :

1. Каких птиц называют зимующими?

2. О каких птиц вы сегодня отгадывали загадки?

3.Почему зимующие птицы не улетают на зиму?

4.Чем они питаются?

5.Почему они прилетают к жилью человека?

6. Зачем люди делают кормушки для птиц?

7.Почему зимующих птиц нужно подкармливать?

8.Есть ли кормушки около вашего дома?

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!

1.Кайгородова Д.Н. - Детям о русской природе. Птицы. Книги !,2. - М., 2009

2. Роньшин В. - Птичьи секреты - М.,2009.

3.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа - Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015

Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

ВложениеРазмер
konspekt_pokormite_ptits_zimoy.docx 18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.

Оборудование: кормушки с кормом, карточки с изображением птиц, аудиозаписи голосов птиц.

Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

1. Организационный момент

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья.

2. Введение в тему

А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?

Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.)

Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.

Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.

Вода в водоёмах, реках замерзает.

Почва покрывается снегом.

Тепла становится все меньше и меньше.

3. Беседа о птицах зимой

А у нас игра сейчас.

Я прочту стихи для вас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно вместе отвечайте.

Жёлтое брюшко у маленькой птички,

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Всю ночь летает.

А станет светло –

Спать ляжет в дупло.

Всё время стучит,

Но их не калечит,

Белый бок, серый бок

- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.

Беседа о внешнем виде птиц

Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.

- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.

- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).

-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .

-А для чего птицам нужны перья?

-Все ли перья у птицы одинаковые?

В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.

В хвосте рулевые перья – направляют полёт

Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.

- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.

- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?

Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.

В) Беседа об образе жизни птиц в зимний период

Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.

– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.

Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)

-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?

-Как мы можем помочь птицам?

-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)

-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Во все стороны глядит,

Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.

5. Дидактическая игра на закрепление

- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)

6. Подвешивание кормушек на участке детского сада.

- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.

Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

- Семена репейника – основной корм щеглов.

- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Покормите птиц зимой"


Конспект занятия "Покормите птиц зимой".Автор: Сегал Л.В. воспитатель МДОУ №36 пос. Дружба Раменского района Московской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы по теме "Покормите птиц зимой". Это конспект занятия по формированию целостной картины мира.


Конспект занятия "Покормите птиц зимой".Автор: Сегал Л.В. воспитатель МДОУ №36 пос. Дружба Раменского района Московской области.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для второй младшей группы по теме "Покормите птиц зимой". Это конспект занятия по формированию целостной картины мира.



Конспект занятий "Покорми птиц зимой".

Иметь представление о зимующих птицах.


Конспект занятие "Покормите птиц зимой"
Конспект занятия " Покормите птиц зимой"

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

• расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц;

• способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность;

• активизировать словарь детей по теме;

• развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты.

Ход НОД:

- Ребята, какое сейчас время года?

- Что зима принесла с собой?

- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?

-Какими природными явлениями зима выражает свою злость?

Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле.

Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать.

К зёрнышкам прыг!

3. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

4. Спинкою зеленовата,

И полоска шарфика.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Чтение стихотворения Александра Яшина:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

- Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод или голод?

- Что нужно сделать для того, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм)

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- А чем мы будем кормить птиц?

( Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; синицам кроме семян кладут сало или мясо.)

- Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки, которые смастерили ваши папы, и будем помогать птицам, пережить зиму. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеурочного мероприятия "Покормите птиц зимой":вызвать сочуствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Болтинская основная школа

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ


учитель начальных классов

Ильина Елена Александровна

2019 год

Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.

закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

воспитывать желание помогать птицам в трудное зимнее время;

развивать познавательный интерес и любовь к окружающей среде родного края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

определять и выражать своё отношение к проблеме зимующих птиц;

делать выбор, как помочь птицам: принести корм, сделать кормушку.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию о птицах.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию о проблеме зимующих птиц до других.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, мелкие картинки с изображением птиц, крупные картинки с изображением дерева и кормушек, клей-карандаш.

Ход занятия.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1)Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

2)Введение в тему Слайд 2.

- Ребята, отгадайте загадку. О каком времени года говорится в ней?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима.)

- Что зима принесла с собой?

( Снег, стужу, ветер, иней, мороз и так далее.)

- Зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ледяные ветры, лютый мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. А иногда зимой очень красиво: деревья, как в сказке, разукрашены серебристым инеем. Такая красота радует людской глаз, но очень невесело в этот период другим живым существам.

- Посмотрите на экран. Здесь ребус для вас. Попробуйте его разгадать, и вы узнаете, о каких живых существах сегодня пойдет речь.

(Дети разгадывают ребус.) Слайд 3.

- О ком же пойдёт речь? (О птицах.)

- Правильно, о птицах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1)Беседа по теме Слайд 4.

- Все мы любим птиц. Весной они радуют нас своим пением. Их веселый звонкий щебет, яркое оперение оживляет окружающий мир. А осенью многие птицы улетают в теплые края. Но с нами остаются воробьи, голуби, синицы, дятлы, поползни. В зимнюю стужу прилетают к нам гости-снегири, чечетки, свиристели, сойки. Зимой наступают тяжелые времена

для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода,

- Послушайте стихотворение Н. Рубцова, его нам приготовила Маша.

Слайд 5.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

- Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими птицами встает очень важный вопрос - как прокормиться, как пережить зиму и не умереть от голода? Холода они не боятся, гораздо труднее пережить им голод. Невозможно добыть корм во время метелей и сильных морозов, во время гололедицы, когда ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу. В холодную зимнюю стужу голодные, ослабевшие птицы легко замерзают.

- А можем ли мы помочь бедным птичкам? (Дети отвечают.) Слайд 6.

- Чем же мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

(Можно сделать кормушку и повесить ее в доступном месте и сыпать

в неё корм. Подкармливать можно любых птиц.)

- Послушайте стихотворение Е. Благининой, которое нам приготовила Вероника.

Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!

- Как вы думаете, ребята, чем же можно кормить птиц? (Пшеном, просом, овсом, пшеницей, геркулесом, семечками. Гроздьями ягод калины, рябины, чёрной и красной бузины. Крошками чёрствого пшеничного хлеба. Кусочками несолёного сала, мяса, жира.)

- А чем же нельзя кормить птиц?

(Нельзя скармливать им любые солёные, жареные, кислые продукты.

Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо

переваривается, особенно в мороз, и от этого птицы могут погибнуть.)

- Давайте поиграем: соедините картинки с изображением птиц и картинки с изображением корма.

- Послушайте стихотворение И. Белякова, его нам приготовила Настя.

Слайд 8.

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

3) Физкультминутка Слайд 9.

(Ребята читают стихотворение С. Егорова и выполняют движения)

Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

4)Загадки о птицах

-А сейчас мы с вами позовем к нашей кормушке гостей, отгадав загадки.

Вам нужно взять картинку-отгадку и прикрепить к кормушке.

( К доске приклеена крупная картинка с изображением зимнего дерева. На нём две кормушки, а рядом столик-кормушка. Дети берут картинку-отгадку и прикрепляют к кормушке.)

1.Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

2.Я весь день ловлю жучков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю,

под карнизом обитаю. (Воробей) Слайд 10.

3.Окраской — сероватая, повадкой — вороватая, крикунья хрипловатая — известная персона. Кто она? (Ворона) Слайд 11.

4.Хоть я не молоток — по дереву стучу: В нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел) Слайд 12.

5.Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и

полоска шарфика. (Синица) Слайд 13.

6.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это … (снегири) Слайд 14.

7.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её … (сорока) Слайд 15.

8.У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой, из шишек семечки клюёт. Кто это птичку назовёт? (Клёст) Слайд 16.

9.Только я из птиц, признаться, в зной, морозы и пургу по стволу передвигаться головою вниз могу. (Поползень) Слайд 17.

10.Эта птица - символ мира, чердаки её квартира, там, где площади, фонтаны, ищет крошки постоянно! (Голубь) Слайд 18.

11.Эта птичка с хохолком и красивая притом. На рябину прилетела.

Птичка эта — свиристель… . Слайд 19.

- Молодцы! Отгадали все загадки. Заполнили кормушку птицами.

- Теперь послушаем стихотворение неизвестного автора, которое приготовила нам Лиза.

Холодно стало в лесу.
Птицы замёрзли ужасно.
Я им поесть принесу
Хлеба и зёрнышек разных.
И соберутся они
Радостно здесь на опушке
И будут прыгать все дни
Около нашей кормушки.
И среди зимнего дня
Станут весёлыми птицы,
Если увидят меня
С целым пакетом гостинцев.

- Сейчас мы с вами поиграем. Вы услышите голоса птиц. Нужно назвать, какая это птица и сказать, как она поёт.

(Дети прослушивают голоса птиц и отгадывают, какая птица так поёт.)

- Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы знаете голоса птиц и знаете, как они поют.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- О ком мы говорили на занятии? (О птицах.)

- Почему о них? (Зима — трудный период для птиц.)

- Какие трудности испытывают птицы зимой? (Им нечего есть.)

- Как им помочь? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птиц.)

Слайд 20.

(Учитель читает стихотворение А. Яшина.)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

(Дети слушают аудиозапись: стихотворение К. Мухаммади.)

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

- Ребята, а какой же вывод мы сделаем в заключение нашего занятия?

Что полезного вы возьмёте для себя? Слайд 21.

(Зимой птицам нужно обязательно помогать, подкармливать их хлебными крошками, зернами, салом и так далее.)

- Да, быть может, именно ваша горсточка хлебных крошек спасет чью-то маленькую жизнь.

- Теперь возьмем свои кормушки и корм, пойдем на улицу и развесим их на яблоне. (Идут на улицу.)



Ход занятия:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшина



Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Зима, у нас в Хакасии - суровое время года. Выпадает много осадков в виде снега. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм, а к нему не добраться, так как естественные места кормления занесены сугробами или покрыты ледяной коркой. Как же мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: каждый день подкладывать корм в кормушки.
Воспитатель: Молодцы! Но, кормушки и места постоянного кормления нужно содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птицы питаются на рассвете, а корм в кормушки нужно засыпать с вечера.


Скажите, чем можно кормить птиц?
Дети: Несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника, сушеные ягоды боярышника, шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба.
Воспитатель: А чем нельзя кормить птиц?
Дети: Нельзя кормить птиц черным хлебом, он вызывает понос и гибель!
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, послушайте загадки, попробуйте отгадать, кто отгадает, что за птица загадана, берет картинку с изображением птички:

Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю…. (Воробей)



Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)






Воспитатель: Какую пользу приносят птицы людям?
Сизый голубь - уничтожает семена сорных трав.
Воробей - уничтожает насекомых.
Сорока - на полях, в лесу, в степи сорока уничтожает вредных насекомых и грызунов - серую полевку.
Синица - уничтожает множество вредных насекомых.
Ворона - приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчу, жуков и озимого червя.
Воспитатель: Ребята, сейчас давайте поиграем.



Физкультминутка Воробушки.
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают, садятся)
Воспитатель: Какие замечательные воробушки из вас получились.






Воспитатель: Чем мы сегодня с вами занимались? Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего?


Читайте также: