Конспект урока знаки препинания в сложноподчиненном предложении 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема:Сложноподчиненное предложение. Виды СПП. Знаки препинания в СПП.

- развитие умения анализировать, классифицировать языковые факты (находить сложноподчиненные предложения в тексте среди предложений иной структуры

- закрепление навыков грамотного пунктуационного письма, умения оценивать языковые факты с точки зрения нормативности в форме выполнения

- развитие умения проводить пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения в формате выполнения заданий

1. ЦИРКУЛЬ — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

2. РЕЗАНЫЕ (овощи) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН- , пишется Н .

3. ПОДЪЕЗД — перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется разделительный Ъ .

4. ПРЕИНТЕРЕСНАЯ (книга) — приставка ПРЕ- пишется в значении ОЧЕНЬ.

5. КОСИТЬ (траву) — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А- .

6. РЕЮЩИЕ (на ветру флаги) — в глаголе первого спряжения пишется в суффиксе -Ю-.

7. СБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С .

8. ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ (на выставке) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН .

9. ПРИФРОНТОВОЙ (участок) — правописание приставки определяется её значением — близость .

10. ТЁМНО-КРАСНАЯ (рябина) — сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

11. (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

12. БЛИСТАТЬ (умом) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

13. ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

14. ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.

15. ТАЮЩИЙ (снег) — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

16. ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

17. БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка) — сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

18. СТАРИННЫЕ (часы) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН .

19. ПЕЧЬ (пирог) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

20. СУДОРЕМОНТНЫЙ (завод) — сложное существительное пишется слитно.

2.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой спишите их расставив верно знаки.

1. Бросив последний взгляд на девушек ,ждавших на берегу ,Сергей наконец решился и, глубоко выдохнув ,нырнул с раскачивающегося на ветру моста в воду.

2. На длинном, железном буксире , не торопясь, лениво и гулко скользя по серовато-синей воде, тянется вверх по течению пароход с баржей мокрой и похожей на мокрицу.

3. Слева выглядывают острые зелёные верхушки , растущих вдоль улицы пирамидальных тополей.

4. По обеим сторонам тропы высокими, крутыми стенами стоял шиповник ( и цвел таким алым и влажным огнём, что казалось , что цветы его отделились от колючих веток и висят в воздухе ,как яркое маленькое пламя.

5. Миша лежал и думал о том , куда могли деваться Игорь и Сева , и что предпринимать ,если их завтра не окажется в Москве.

6. Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить , то Виктор попал сюда впервые , и , хотя по рассказам знал многое ,поражался всему ,что видел.

7. Собаки лёгкий вес ,которых помогает не провалиться в глубокий снег или под слабый лёд ,используются в условиях Крайнего Севера в качестве ездовых.

8. Ночью температура сильно понизилась ,но так как в дровах не было недостатка то мы спали хорошо.

9. Базар как другой город в городе (Бунин).

3. Определить вид придаточных предложений.

1. Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд.

2. У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным.

3. У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской.

4. Если бы знал все последствия, не полез бы в воду.

5. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты..

6. Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова.

7. Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4. Цифровой диктант.

1. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась. Это СПП с двумя придаточными.
да — 1 нет — 0
2. [ ], (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да — 1 нет — 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да — 1 нет — 0
5. Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Это СПП с придаточным условия.
да — 1 нет — 0
6. Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да — 1 нет — 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да — 1 нет — 0

5. Работа с планом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения .

Предложение по цели высказывания ( повествовательное, вопросительное, побудительное );

По эмоциональной окрашенности ( восклицательное, невосклицательное );

Грамматические основы простых предложений в составе сложного предложения;

Нахождение главного предложения и придаточных предложений;

Определение вида придаточных ( определительные, изъяснительные, обстоятельственные );

Определение вида подчинения ( однородное, последовательное, параллельное ).

6.синтаксический разбор предложения спишите предложение произведите его анализ расставьте знаки препинания начертите схему.

И вот она пред человеком которого знала за девять месяцев до рождения его кого она никогда не чувствовала вне своего сердца

Таким образом, первая и вторая части связаны …, только с помощью ….. , третья часть присоединяется с помощью …:

7. Найти сложноподчинённые предложения, выписать их, сделать синтаксический разбор.

Со(?)нце уже скрылось за гор..зонтом но в комнате было св..тло от включё(н,нн)ой лампы.

Вода в этот жаркий (пол)день бл..стела и искрилась осв..щаемая ярким со(?)нцем.

Мы вышли из дома когда во всех окнах погасли огни.

Ребята с инт..ресом см..трели на кошку которая притаилась в кустах с..рени где с..дели в..робьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отдельно выделена группа учащихся с повышенным уровнем обученности. (индивидуальный подход).

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самоконтроля.

Ход урока

Организационный момент. (2 мин). - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, молодые педагоги Бокситогорского района. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.


Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой.

- Как вы понимаете это высказывание? (нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли).

- Верность слов великого классика мы и проверим на сегодняшнем уроке.

- На протяжении всего урока вы будете не только работать в тетрадях, но и вести лист самоконтроля. А в конце занятия сами оцените свою работу на уроке. Возьмите листы, подпишите их.

Орфоэпическая разминка.



- Перед вами орфоэпическая разминка. В ЕГЭ это задание 4.

- Но задание сегодня несколько иное, чем те, с которыми вам приходилось сталкиваться на уроках русского языка. Работаем по вариантам.

- 1 вариант. Из предложенных на слайде слов вы должны выписать только те, в которых правильно выделена буква, обозначающая ударный слог.

- 2 вариант – вы должны выписать слова, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный слог. Ошибку исправьте.

- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально – слова для анализа вы можете увидеть в листах самоконтроля.

- На выполнение задания у вас 3 минуты. ….


- Ваше время истекло. Ребята, выполнявшие задание индивидуально, самостоятельно проверят свою работу. Остальные обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте результаты по предложенному на слайде ключу…

-Молодцы. Продолжим работу.

3. Формулировка темы, цели и задач урока.

- Вашему вниманию предлагается слайд с вариантами заданий19 и 20 в формате ЕГЭ.


- Какие теоретические сведения нужны нам для решения этих заданий? (знания о постановке знаков препинания в СПП).

- В каком классе вы это изучали? (9)

- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях).


- Какую цель вы перед собой поставите на этот урок?


- Какие задачи для этого необходимо решить?

Слайд (цели и задачи урока)

- Как это поможет вам на итоговой аттестации в формате ЕГЭ? (при решении заданий ЕГЭ).

II. Фронтальный опрос-беседа. (проверка домашнего задания)


- Давайте и мы вспомним все то, что вы знаете о СП, в частности о СПП.

- Вспомните, что вы знаете о сложном предложении? (СП – это предложение, в котором две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: СПП, ССП, БСП, СП с разными видами связи).


- С каким типом предложения мы столкнулись в задании 19? (СПП).

- Какие предложения называются сложноподчиненными? (это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой).

- Сколько придаточных может быть в одном СПП? (В СПП может быть несколько придаточных частей).

- Каковы особенности предложения в пункте 20? (Это сложное предложение с разными видами связи).

- Сложность этого задания состоит в том, что вам необходимо правильно расставить знаки препинания на стыке союзов.

- Что же такое стык союзов? (стык союзов – это пространство в предложении между двумя подчинительными союзами или между сочинительным и подчинительным союзом).

III. Работа со схемами СПП.


- Все внимание на доску, перед вами три предложения. Эти же предложения вы увидите в листах самоконтроля. Проанализируйте данные предложения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы. На выполнение задания у вас 3 минуты.(предложения записать на доске).

(Через три минуты 3 человека у доски, расставляют знаки препинания, рисуют схемы).

В своих пьесах Чехов создал образы людей, жизнь которых пришлась на переломный момент истории.

2. [Странные видения, (какие бывают лишь в ночных кошмарах), заполонили мой разум].

3. Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся.

(После работы ребята садятся на места, предложения не проверяются).

- К какому типу сложных предложений вы отнесете данные предложения? (СПП)

- Какой знак препинания чаще всего употребляется в СПП? (основной знак - запятая)

IV. Работа в парах.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Проанализируйте рекомендованную информацию на рабочих листах №1 и распределите ее по ячейкам таблицы, которая представлена на следующем слайде. Таблицу оформите в тетрадях.


- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально – вы также должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей СПП и условия их постановки. Для этого вам предстоит проанализировать предложения. Выводы вы записываете в таблицу.

- На выполнение задания у вас 7 минут.

- В каких случаях в СПП ставится одна запятая? (слайд)

- В каких случаях в СПП ставятся две запятые? (слайд)

- В каких случаях в СПП запятая не ставится? (слайд)

Одна запятая

Две запятые

Отсутствие пунктуации

- перед союзом, если придаточное предложение следует за главным;

- после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному.

- союз может распадаться на две части; первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза […так], что (…).

- если придаточная часть находится внутри главного предложения.

- если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п.

- придаточные предложения, состоящие из одного относительного слова.

- Вернемся к предложениям, с которыми вы работали. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях, используя материал таблицы.


- Первое предложение.

В своих пьесах Чехов создал образы людей, жизнь которых пришлась на переломный момент истории. [… сущ.], (… которых…). ( Это СПП запятая ставится перед союзом, так как придаточное предложение следует за главным).

- Второе предложение.

[Странные видения, (какие бывают лишь в ночных кошмарах), заполонили мой разум].

(Это СПП. Придаточная часть находится внутри СПП, поэтому выделяется запятыми с двух сторон.)

- Третье предложение –

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. (Это СПП. Для связи частей этого предложения используется сочинительный союз вместе с подчинительным, поэтому запятая на стыке предикативных частей не ставится, но употребляется между однородными придаточными.

- Если вы правильно расставили знаки препинания и составили схемы предложений, поставьте в оценочные листы шесть баллов. За каждое неправильно выполненное задание отнимите по баллу.

- Вернёмся к заданиям ЕГЭ. Решите задание 19.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Звучит музыка).

- А сейчас я приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно - медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох. На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

V. Анализ особенностей предложения в пункте 20.


- Еще раз обратим внимание на задание в пункте 20.


- Какие сложности возникают при решении этого задания? (в данном задании представлен случай сочетания союзов в СПП)

VI. Работа в парах.

- На слайде вы видите схемы, которые отражают теоретический материал по данной теме.

Проанализируйте схемы, сформулируйте правила постановки знаков препинания и распределите их по ячейкам таблицы. Учащиеся, сидящие за первым вариантом, могут воспользоваться небольшой подсказкой на рабочем листе №2. Задание выполняете в тетради. У вас 5 минут.

1. [ … ], (что, (если…), …)

- Сформулируйте правило постановки знаков препинания на стыке союзов. (Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТАК, ТО, НО и др.

и НЕ ставится -если у второго союза есть продолжение в виде слов ТАК, ТО, НО и др.)

7 . Работа по вариантам.

- Продолжаем работать по вариантам по вариантам.

- Внимание на следующий слайд. Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Работу выполняете в листах самоконтроля.

- Учащиеся с повышенным уровнем обученности работают индивидуально. В листах самоконтроля. (карточки) (7 минут).

1 вариант.

1. Он знал, что, если ему будет трудно, друзья обязательно помогут.

Он знал, что если ему будет трудно, то друзья обязательно помогут.

2. Февраль был холодный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.

Февраль был холодный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели.

2 вариант

1. Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

2. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

3. Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро.

4. Вы действительно согласны с тем, что когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую?

- Проверьте свои результаты.

Самопроверка. Оценивание. Если нет ошибок в постановке знаков препинания, поставьте – 4 балла, если 1 ошибка – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла, 3 и более ошибок – 1 балл.

- Вернёмся к заданиям ЕГЭ. Решите задание 20.


- За правильно выполненное задание поставьте себе 1 балл, если вы с заданием не справились – 0 баллов. Самопроверка. Оценивание.

VII. Рефлексия.


- Что было в центре нашего внимания на уроке? (СПП, знаки препинания в СПП)

- Для чего вы вносили полученную информацию в таблицы? (осуществляли самоконтроль)

- Важна ли для вас информация, полученная на уроке? (Да, она пригодится при подготовке к ЕГЭ).

- Достигли вы цели, которую поставили в начале урока?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.


- Поставьте отметку по пятибалльной шкале в листы самоконтроля.

9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

составить 10 сложноподчиненных предложений на изучаемый материал об известных писателях или художниках, композиторах, артистах, пользуясь справочными материалами по теме.

10. Заключительное слово учителя.

- На протяжении всего урока я обращалась к высказываниям Л.Н.Толстого.


- Как вы думаете, почему именно слова Л.Н.Толстого я взяла в качестве связующего звена всего занятия? (Л.Н.Толстой – не только великий писатель, но ещё и учитель. Учитель, у которого нам, современным педагогам, есть чему учиться.)

- Давайте вспомним ещё раз его слова. Посмотрите на слайд.

- Где вам могут пригодиться эти высказывания? (При написании сочинения на ЕГЭ).

- На ваших столах лежат маленькие листочки, где вы можете увидеть все афоризмы, прозвучавшие на уроке, возьмите их с собой, я надеюсь они вам помогут при написании сочинения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные характеристики урока

Русский язык. 11 класс. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.

Технологии обучения: личностно – ориентированное.

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное и однородное соподчинение, последовательное, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;

Развивающие: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;

Воспитывающие: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Организация учащихся на урок.

Оформление записей в рабочей тетради.

Актуализация знаний обучающихся.

В одном из приведённых ниже слов допущена

ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании

формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

С ДВЕСТИ рублями

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

3.Формулировка темы урока, целей урока.

Слово учителя:

Я предлагаю вам посмотреть на экран, прочитать предложения, проанализировать их строение, сформулировать самостоятельно тему и цели урока.

1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей что тот для кого эти вещи сделались безразличны пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)

2. Доброта — это язык на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)

3. Что бы ни делал человек его дела, даже самые выдающиеся ничего не стоят если он не выполнил своего долга перед родителями.(Б.Ауэрбах)

(Учащиеся: Здесь записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому

Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

А цель урока учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Цель: вспомнить виды связи придаточных предложений с главным и научиться расставлять знаки препинания.

4.Создание проблемной ситуации.

Сформулируйте задания к данным высказываниям.

Эти предложения написаны на карточках, которые получают учащиеся.

(Учащиеся: расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.)

Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

Как соотносятся главное и придаточные предложения при последовательном подчинении придаточных?

При однородном и неоднородном соподчинении придаточных?

При комбинированном подчинении придаточных?

Чтение материала параграфа 97 стр.

Выполните задание по карточкам.

Взаимопроверка (сверить с эталоном, записанным на доске)

Давайте поговорим теперь о смысле этих высказываний. О чём они? В сочинении на какие темы могут быть использованы в качестве аргументов? В каких произведениях, изученных недавно, поднимаются такие же проблемы? Не забывайте пополнять свой банк аргументов. Сегодня на уроке ещё встретятся предложения, которые стоит запомнить. Только обязательно указывайте авторов высказываний и узнайте, кто они такие.

5.Изучение нового материала.

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится?

Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.

6. Закрепление .

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б ) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В ) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Задание 3. ( в тетради )

Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

7. Самостоятельная работа

--Определите тип текста. . ( Рассуждение )

--Определите стиль речи. ( Публицистический )

--Определите основную мысль.

--В каком предложении автор аргументирует основную мысль?

--Давайте запишем его, расставив знаки препинания.

--Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придаточного предложения.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.

--Определите тип текста. . ( Рассуждение )

--Определите стиль речи. ( Публицистический )

--Определите основную мысль.

--В каком предложении автор аргументирует основную мысль?

--Давайте запишем его, расставив знаки препинания.

--Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придаточного предложения.

(Схему проверить у доски)

8. Итоги урока

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.


На этом уроке мы поговорим о пунктуации в сложноподчинённом предложении. Выясним, какие проблемы могут возникнуть у нас со знаками препинания в СПП. И узнаем, когда союзы расчленяются, а когда – не расчленяются.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Пунктуация в сложноподчинённом предложении"

· Поговорим о случаях, когда в сложноподчинённых предложениях ставятся запятые.

· Выясним, когда в сложноподчинённых предложениях запятые не ставятся.

· Узнаем, с какими трудностями мы можем столкнуться при постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

И мы помним, что сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором части связаны при помощи интонации и подчинительного союза (или союзного слова). При этом придаточная часть может стоять перед главной, после главной и внутри главной!

Основное правило при пунктуации в сложноподчинённых предложениях будет таким: придаточные предложения отделяются от главного запятыми.

Мы не опоздали на встречу, хотя дороги обледенели.

Составим схему этого предложения. Она будет выглядеть вот так. В этом случае придаточное предложение стоит после главного и отделяется от него запятой.

Но ведь мы можем и поменять части местами!

Хотя дороги обледенели, мы не опоздали на встречу.

Теперь придаточное предложение стоит перед главным. И все равно отделяется от главного запятой.

Но часто придаточное предложение может занимать позицию и внутри главного предложения.

В нашем случае это будет звучать так:

Мы, хотя дороги обледенели, не опоздали на встречу.


Здесь придаточное предложение стоит внутри главного, а поэтому будет выделяться запятыми с двух сторон.

Так что может помочь нам расставить знаки в сложноподчинённом предложении?

Для начала, нужно выяснить, сколько частей в предложении. И где расположены эти части.

Посмотрим на предложение:

Мероприятие не состоялось, потому что погасло электричество во всём районе.

Выделим главное предложение – вот оно. А вот и придаточное предложение. Соединяются они союзом потому что. И теперь мы видим две части предложения, между которыми и должна стоять запятая.

Кстати, части предложений удобно обозначать чёрточками. Союз обычно относится к придаточной части. И запятая ставится в таком случае перед союзом или союзным словом. Мы её поставим вот здесь.


Попробуем ещё раз. Вот предложение:

В том, что мы отлично напишем тест, никто не сомневался.

И получается, что придаточное предложение здесь стоит внутри главного, нам понадобятся две запятые.

Нужно обращать внимание на позицию придаточной части в таких предложениях.

Однако союз или союзное слово может стоять и не в начале придаточной части.

Ребята встретились с художником, прекрасные картины которого они видели на выставке.

Нет ничего легче, чем провести раздел частей перед словом который! Но это будет неверно. Они видели что? – прекрасные картины. Это словосочетание относится к придаточному предложению. И значит, раздел между предложениями будет проходить перед этими словами.

Здесь же будет стоять и запятая.

Наше союзное слово – определение в придаточном предложении и стоит в его середине. Это может нас заставить сделать ошибку.

Никто не знает, сможем ли мы победить завтра.

Здесь то же самое. Союз ли стоит не в начале придаточного предложения. Но ведь разделить мы должны именно придаточное предложение с главным. Здесь мы поставим запятую после слова знает.

Нужно обращать внимание на состав каждого предложения.

А ещё перед союзным словом или союзом может стоять какая-нибудь частица.

Я зашёл к вам, только чтобы поздороваться. Вот частица только. Запятую нужно поставить перед ней? после неё? Или нужны две запятые? Или ни одной?

Запятые в таких случаях чаще всего ставятся перед частицей.

Я не ответил тебе, потому что не услышал твоего звонка.

Добавим в него частицу только.

Запятая останется на месте – после главной части, ведь частицу мы добавляли в придаточную часть.

Заметьте, что вторая запятая, после частицы, нам не нужна. Запятая ставится только перед частицей.

Есть и особенные случаи, в которых запятая не ставится.

Она не понадобится нам, если придаточное предложение выражено только союзным словом.

Нужно прочитать книгу, но я не знаю какую.

Запятая должна бы стоять перед вот этим неполным предложением. Но она здесь не нужна.

Они ушли и не сказали куда. Тут всё придаточное предложение – неполное и выражено только словом куда. Запятая не нужна.

Нужно всё рассказать, но непонятно как. Как – это отдельное предложение. Но оно неполное, и оно утрачивает самостоятельность.

Заметим, что союзное слово обычно стоит в конце предложения.

Запятая не ставится и если перед союзом или союзным словом стоит сочинительный союз.

Выясните, что нужно сделать и как это сделать. Что и как – здесь два придаточных все равно что однородные члены. Запятая здесь не нужна.

Выясните не что он сделал, а зачем он это сделал. Запятая только одна, и она стоит перед союзом а. Но мы могли поставить ещё две запятые! Однако они здесь не нужны.

Оба наших предложения – это предложения с разными видами связи. При этом два придаточных предложения подчиняются одному главному. Мы ещё поговорим о таких предложениях и пунктуации в них.

Ну, а пока что мы узнали о пунктуации в сложноподчинённых предложениях вот что.

Между главным и придаточным предложениями ставится запятая. При этом неважно, стоит придаточное предложение после главного или перед главным. А если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно отделяется двумя запятыми.

При этом нужно следить за составом главных и придаточных предложений.

Однако в некоторых случаях у нас могут возникнуть трудности. Представьте себе ситуацию, когда кажется, что у нас один союз, и запятую нужно ставить только перед ним. И вдруг этот союз делится на две части, а запятая вклинивается между ними!

Получается, что у нас два союза? Что вообще происходит?

Причина в том, что союзы могут быть составными. Речь о таких союзах, как потому что, оттого что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, прежде чем, ввиду того что, благодаря тому что и так далее.

И не всегда части этих союзов держатся вместе.

Хотя чаще всего так и происходит.

Прежде всего нужно обратить внимание на то, что запятая в сложноподчинённых предложениях с составными союзами ставится один раз.

Я помог тебе, потому что мой друг.

Благодаря тому что гид хорошо знал местность, группа не заблудилась.

Друзья, с тех пор как Олег переехал в Москву, не виделись.

Как видим, запятая обычно ставится перед союзом. Или после придаточного предложения, в котором есть союз – это если придаточная часть стоит перед главной.

Но в некоторых случаях союз может расчленяться на две части.

Я помог тебе потому, что ты мой друг.

Сравним это предложение с нашим примером. Во втором случае первая часть союза стала указательным словом и осталась в главном предложении. А союз что остался в придаточной части и выступает как главное средство связи.

Во втором примере мы подчёркиваем причину: я помог тебе именно потому, что ты мой друг.

То есть, обособление зависит от интонации, которую мы хотим привнести в предложение. И ещё от некоторых факторов. Поговорим о них.

Когда расчленяется составной союз?

Когда перед этим союзом есть частица не.

Я помог тебе не потому, что ты мой друг. Здесь появилась частица не, и мы разделили союз.

Мы здесь не для того, чтобы ссориться с вами.

Она плачет не оттого, что поссорилась с друзьями.

В этих примерах запятая тоже ставится между частями союза.

Получается, что отрицательная частица не буквально перетаскивает к себе кусок союза. А вторая часть остаётся в придаточном предложении.


Так может себя вести не только частица не. Но и некоторые другие частицы.

Если мы подставим в наш пример частицу только, то союз будет расчленяться.

Они изменились как раз с тех пор, как переехали сюда. Перед союзом стоит частица как раз, так что он расчленяется.

Рейс отменили именно ввиду того, что погода испортилась. А здесь союз расчленяется потому, что есть частица именно.

Как видим, такие способности проявляют обычно усилительные или ограничительные частицы.

Но если перед союзом есть вводные слова, то он тоже будет расчленяться.

Я помог тебе, возможно, потому, что ты мой друг.

Олег увидел её, кажется, прежде, чем толпа сомкнулась за спиной.

Василиса грустна, как говорят, оттого, что в доме живёт призрак.

У нас здесь многовато запятых. И неудивительно. Вводные слова или словосочетания тоже обязательно выделяются запятыми.

И союз, как мы видим, расчленяется во всех предложениях.

Иногда указательное слово может стать основой для ряда однородных конструкций. Тогда союз тоже расчленяется.

Я помог тебе потому, что ты мой друг, а ещё потому, что мне хотелось кому-то помочь. Здесь у нас две одинаковые подчинительные конструкции связаны сочинительным союзом. То есть, это предложение с разными видами связи.

Но есть случаи, в которых союз может и не расчленяться.

Например, если придаточная часть стоит перед главной, мы обычно не разделяем союз.

Потому что ты мой друг, я помог тебе.

С тех пор как мы встретились, я всё время думаю о тебе.

После того как мы написали диктант, весь класс очень устал.

Здесь запятая ставится только между придаточной и главной частями. Нет смысла ставить ее ещё и в начале произведения.

Некоторые союзы вообще никогда не расчленяются. Это союзы тогда как, в то время как, между тем как, словно как. И союзы вместе с частицами: чуть только, лишь когда, даже если и так далее.

Запятая ставится только перед этими конструкциями. Например:

Пловцы взяли золотую медаль, тогда как лыжники – только серебряную.

Он не сдастся, даже если сражаться придётся против всех.

Итак, некоторые союзы могут разделяться запятой на две части. Расчленяться могут такие союзы:

для того чтобы

после того как

с тех пор как

ввиду того что

благодаря тому что

Никогда не разделяются такие союзы:

в то время как

между тем как

чуть только

Союзы обычно расчленяются, когда перед ними стоит частица не. Или частицы только, как раз, именно и так далее. Или вводные слова.

Союзы обычно не расчленяются, если придаточное предложение стоит перед главным.

Читайте также: