Конспект психопрофилактического занятия для подростков

Обновлено: 06.07.2024

Ход коррекционного занятия

- прослушивание музыки;
- физические упражнения (или прогулка);
- просмотр телевизора;
- чего-нибудь съесть;
- позвонить или поговорить с кем-нибудь;
- побыть одному;
- избегать человека или то, что портит ваше настроение;
- использовать юмор;
- забыться в любимом деле (хобби);
- попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
Итак, как же корректировать негативные эмоции?
Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
- Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции — высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
- Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции — снизить уровень энергии.
- Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
- Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
- Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
- Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
Вопросы для обсуждения:
- почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
- давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
- назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное развитие человека может быть признано ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, часто более существенным, чем интеллект. В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми и на другие жизненные сферы.

Условия и особенности проведения занятия: занятие проводится в учебной аудитории

Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

• повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;

• обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;

• развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;

• воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.

• изменение отношения детей к вредным привычкам;

• формирование мотивации к сохранению здоровья.

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: несовершеннолетние, стоящие на обслуживании Центра.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, мяч, карточки с буквами на каждого участника, карточки с полезными и вредными привычками на каждого участника, чистые листы, карандаши, видео-ролики, план избавления от вредной привычки на каждого участника.

Ход ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Игра-разминка на знакомство

Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.

Упражнение 2. Выявление уровня работоспособности группы

Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т. д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах.

Упражнение 3. Развитие внимания, памяти, мышления

Упражнение 4. Беседа

«Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).

Привычка – это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.

- Т. е. привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?

- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

- Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.

- Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (Полезные). Чем они помогают нашему организму?

А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).

Упражнение 5. Работа на карточках

Класть вещи на место

Мыть после себя посуду

Делать ежедневную зарядку

Упражнение 6. Физическая минутка

Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.

Задание: встать в шеренгу:

- по возрасту от самого старшего,

- по первой букве в имени, фамилии.

Упражнение 7. Беседа

«Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.

Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

- Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?

- Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).

Шпаргалка. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память, меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.

Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.

«От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).

Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители, от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).

Задание: Определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни", посредством мозгового штурма.

Ответ: в понятие "здоровый образ жизни" входят:

• отказ от разрушающих вредных привычек,

• активный двигательный режим,

«Как вы считаете, с каким человеком приятнее общаться : с тем, который имеет вредные или полезные привычки?

- Какие привычки и поступки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?

- Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?

- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?

Давайте попробуем составить "План избавления от вредной привычки". Сначала нужно подумать, какая ваша вредная привычка опасна для вашего здоровья (каждый ученик получает бланк задания "План избавления от вредной привычки").

Мой план избавления от вредной привычки.

1. Вредная привычка, от которой я хочу избавиться

2. Время для работы над собой ___

3. Мне понадобится помощь ___

4. Я должен (должна) сделать ___

5. Избавившись от этой привычки, я ___

Учащиеся объясняют, что они хотели изобразить, доказывают свои предложения о влиянии привычек на внешний облик человека.

Подведение итогов занятия.

Профилактика вредных привычек у подростков Среди основных вредных привычек выделяют: Алкоголизм, табакокурение, токсикомания и наркомания. Но так же имеются и другие вредные привычки.

Музыкальные инструменты и их влияние на человека Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента,.

Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ Шевченко Регина Дмитриевна Студентка 4 курса 541 группы.

обучение младших подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

  • познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • содействовать осознанию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию навыков конструктивного общения в среде сверстников;
  • научить детей договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Форма проведения:

игровое занятие с элементами тренинга; дети работают в кругу.

Возраст учащихся:

5 класс – 7 класс (11-14 лет)

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • текст для разыгрывания ситуации;
  • воздушные шары;
  • сосуд (ваза);
  • цветные декоративные камешки;
  • листы (бумажные полотенце);
  • цветные кружочки;
  • пазлы – разрезные картинки;
  • ножницы;
  • клубок нити.
  • Iэтап. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята . Рада снова с вами встретиться. Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего общения, оцените свое настроение. Обратите внимание, наше помещение украшено воздушными шарами. Кто пришел сегодня

Ритуал-приветствие.

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

- Молодцы, ребята! По вашему эмоциональному состоянию видно, что вы зарядились позитивной энергией!

Правило общения.

- Вспомним правило общения в группе.

II этап. Целевая установка и определение темы.

- Предлагается тренировочная игра на построение фигуры.

- Нельзя: разговаривать, договариваться, касаться руками друг друга, использовать какие-либо средства общения.

Вопросы для обсуждения:

- Ваши впечатления от игры?

- Что было легко, а что было трудно в этой игре?

- Чему эта игра может научить?

- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?

Дети садятся в круг.

- Вывод: Всегда есть то, что объединяет людей, и то, что приводит к разногласиям. Вы правильно сказали – разговор пойдет о конфликтах и о том, как их нужно правильно разрешать, как научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

- На протяжении всего занятия, мы с вами будем заполнять волшебный сосуд выхода из конфликтных ситуаций разноцветными декоративными камешками.

(Один из участников наполняет волшебный сосуд красными камешками).

(Возможные ответы: спор, обида, страх, потеря, боль, драка).

III этап. Ознакомление со стратегиями поведения в конфликтной ситуации

СЛАЙД 4

  1. Возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Предположительные ответы детей: потому что мы все разные…)

- Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим , мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В жизни существуют различные способы выхода из конфликтной ситуации , стратегии поведения: с самыми актуальными я вас познакомлю:

Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При компромиссе партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. При этом человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта. При соперничестве человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

- Теперь мы знаем, существует несколько путей выхода из конфликта.

(Участник наполняет волшебный сосуд зелеными камешками).

Психолог: ( мягко и спокойно)

- Что бы вы ответили червяку? .

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

(Участник наполняет волшебный сосуд желтыми камешками).

- Каждый выберет один из трех цветов кружок. Затем объединитесь по цветовому признаку на три (пять, в зависимости от количества участников) группы для работы с разрезными ситуативными картинками конфликтных ситуаций. Задача: определить ситуацию и способ решения конфликта. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

- Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?

(не разрезную аналогичную картинку на магнитную доску)

- Сложно ли было выполнять это упражнение вместе? Почему? Что мешало?
- Что помогало выполнению задания?
- Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия?
(терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться) .

(Участник наполняет волшебный сосуд синими камешками).

Правовая информация.

Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здо­ровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо­ровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

- Безобидная, на ваш взгляд, драка при конф­ликтной ситуации, которую вы сейчас разыграли, может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы за­щищали себя. Лучше

(Участник наполняет волшебный сосуд белыми камешками).

IV этап. Закрепление полученных знаний.

- Принимают участие двое. Предлагается прочитать задание на карточке, проанализировать конфликтную ситуацию, определить причины ее возникновения.

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное, чего не смогли сделать мальчики?

Вывод: После совместного разбора ситуации учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать;
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

(Участник наполняет волшебный сосуд розовыми камешками).

- Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом.

- А что значит - уметь общаться?

(Ответы детей: Соблюдать правила доброты, честности и вежливости ).

- Надо вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

V этап. Итог занятия.

Психолог держит в руках клубок ниток и предлагает по очереди передать нить друг другу, при этом говоря:

- Что нового и полезного вы сегодня узнали для себя?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Было ли интересно?
- Чему научились?

- Ребята, я думаю, вы обратили внимание на состояние нашей нити, она свободна, не натянута. Мы еще раз вместе убедились в том, что можно строить свое общение без конфликтов, просто надо находить адекватное решение.

- Давайте, еще раз подойдем к шарам и оценим свое настроение.

- Посмотрите, какой яркий, необычный получился у нас сосуд. В случае малейшего конфликта, вспоминайте его, и знайте - всегда можно найти правильный выход.


Конспект психопрофилактического занятия психолога коррекционной школы для учащихся среднего звена с нарушеними интеллекта. Цель занятия - сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных навыков.

Содержимое разработки

Ильина Ольга Андреевна

Психопрофилактическое занятие для старших школьников

Цель: сплочение классного коллектива.

создание благоприятного психологического климата;

преодоление барьера в межличностных отношениях;

развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: Мяч, листочки с эмоциями, маска для лица

Ход занятия:

Цель: познакомить. Открыть для участников новые грани одноклассников.

Я хочу вам рассказать одну притчу:

Почему сыновья не смогли сломать веник?

Какой совет дал отец?

Как вы думаете, можно ли такое же сказать о классе?

А что мешает быть дружным классом?

Давайте сейчас выясним, что же мешает нам общаться.

Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.

Наше общение состоит из слов, т.е. вербальная часть и движений тела, невербальная часть.

Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.

Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за чувство.

Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто маской. Задача остальных определить чувство.

В рабочей тетради вы видите четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, где нет всех внешних черт. Вам нужно не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание. Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным. То есть эти четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах.

ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни (слайд).

Этап окончания

Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.

Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.

А в заключение, попрошу вас встать в круг, и, передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было приятно с тобой сегодня быть в паре.


-75%

Читайте также: