Конспект урока жемчужина сибири байкал 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.

  • образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
  • развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

2.Учитель, предлагает сформулировать тему и цель урока;

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА

Цель урока: В результате изучения темы “Байкал – жемчужина Сибири”, учащиеся усвоят знания об особенностях природы озера Байкал, научатся их объяснять, выявят экологические проблемы озера, их причины и определят возможные пути решения этих проблем.

  • образовательные: создать условия для успешного усвоения учащимися знаний о природе озера Байкал, экологических проблемах уникального водоёма, их причинах и возможных путях решения этих проблем, понимания мирового значения Байкала и необходимости его сохранения для потомков;
  • развивающие: совершенствовать умения школьников работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • воспитательные: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других), развитию экологического мышления и воспитанию любви к Родине.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, настенная карта, атласы, учебники, справочная и научно-популярная литература.

Структура и ход урока

1. Организационный момент: учитель обеспечивает комфортную психологическую обстановку, настраивает учащихся на продуктивную работу.

2. Актуализация опорных знаний: учащимся предлагается вспомнить о том, что называется озером, по каким признакам озёра различается между собой. Показать озёра России на карте. Акцентируется внимание на различии по происхождению озёрных котловин (демонстрируется ЭОР № 1).

3. Этап мотивации: на фоне слайдов о Байкале в музыкальном сопровождении и ЭОР №2 ученик читает стихотворение “Байкал” Марка Сергеева:

- Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом.
И небо, павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь - до донышка - просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

- учитель предлагает школьникам сформулировать тему и цель урока, при необходимости уточняет предложения учащихся.

4. Изучение нового материала: изучение нового материала проводится в форме групповой работы.Учащиеся разбиваются на группы: группа №1 – геологи, Группа № 2 – гидрологи, группа № 3 – историки, группа № 4 – биологи, группа № 5 – климатологи, группа № 6 – экологи. Каждая группа получает карточки с заданием (вопросами, на которые надо найти ответы). Используя материал учебника и дополнительной литературы учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы:

- геологи отвечают на следующие вопросы: Определить возраст котловины озера Байкал. Какие очертания имеет озеро и почему? Почему озеро является самым глубоким? Каков характер берегов озера? Какими породами сложены берега? Какие острова находятся в озере?

- гидрологи: В чем уникальность воды Байкала? Прозрачность воды. Химический состав воды. Реки, впадающие в озеро. Реки, вытекающие из озера. Ледовый режим, температуры воды Движение воды.

- историки: Как называют Байкал буряты - коренное население побережья озера? Когда впервые на берегах озера появились русские? Что такое “ Житие протопопа Аввакума?” Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов? Кто из ученых занимался изучением Байкала? Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?

- биологи: В чем уникальность фауны озера Байкал? Какую роль играет планктон озера? Чем уникальна рыбка голомянка? Назовите представителей фауны озера? Какие животные имеют промысловое значение? Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала. Каков тип растительности Прибайкалья? В чем значение озера для человека и для природы?

- экологи: Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения? В чем причины изменения природы озера Байкал? Каковы пути решения проблем Байкала? Байкал – объект Всемирного наследия.

- климатологи: Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом. Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие (баргузин, верховик, сарма, култук)?

5. Первичный контроль знаний: используется ЭОР № 3 и видео-викторина – учащиеся отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов, рефлексия: учащиеся делают вывод о том, что нового узнали об озере Байкал, об уникальности озера и важности его сохранения для потомков, пишут синквейны, зачитывают их.

7. Подача домашнего задания: параграф 39, творческие работы (по выбору учащихся)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок формирования знаний

Цель урока : Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока : 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

План – конспект урока

Формулирование целей урока учащимися.

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири - озеро Байкал.

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь-до донышка - просвечен,

И весь – до капельки - родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы – сосны над обрывом,

И дикий ветер баргузин –

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима, Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. А что вы знаете о Байкале? Почему его называют чудом природы, жемчужиной Сибири? Запишите свои сведения в таблицу в колонку “Я знаю”.

Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.
Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?

4.Постановка целей урока учащимися.

А ведь Байкал в 1996 году включен в “Список всемирного наследия” ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. . А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.
Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке

1. Географическое положение

2. История открытия
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы

6. Экологические проблемы.

Дети их называют вразброс, не в такой последовательности.
Вопрос : “Почему я поменяла порядок ваших вопросов?” Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения. Это и есть план сегодняшней работы на уроке.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

Для этого, используя карту атласа стр. _________ и текст учебника стр.217 1 абзац, ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Озеро Байкал располагается на юге Восточной Сибири, омывая берега Иркутской области и республики Бурятия.

Данный водоем представлен формой полумесяца, Байкал вытянулся с юго-запада на северо-восток между 55 о 47 , и 51 0 28 , северной широты и 103 0 43 , и 109 0 58 , восточной долготы. По длине Байкал растянулся на 636 км, его ширина в большей точке достигает 81 км, а в меньшей точке – 27 км.

Байкал изучали: И.Д. Черский, И.И. Гмелин, Л.С. Берг, П.С. Паллас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озере с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок).

Происхождение Байкала

Байкал уникален своей древностью. Ему около 25 миллионов лет. Обычно озеро в 10—20 тыс. лет считается старым, а Байкал молод, и нет никаких признаков того, что начинает стареть и когда-нибудь, в обозримом будущем, исчезнет с лица Земли, как исчезли и исчезают многие озера. Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном.

Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африка и Южная Америка.

Формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов. Из поколения в поколение рассказывают старожилы, как в 1861 году на Байкале, севернее дельты реки Селенги, во время землетрясения силой 11 баллов участок суши в 209 кв. км за сутки опустился под воду на глубину 2 метра. Новый залив назвали Провалом, и глубина его теперь около 11 метров. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т. е. имеет тектоническое происхождение. Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 79 км.

Байкал – самое древнее озеро мира. Наибольшая глубина – 1620 м, средняя – уровень Мирового океана. Площадь водного зеркала 31,5 тыс. км², что больше, чем территория таких, например, государств, как Бельгия или Израиль.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

На Байкале 27 островов. Самый большой – остров Ольхон – (73 км в длину и 11 км в ширину) превосходит площади таких европейских государств, как Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Ватикан вместе взятых. Расположен он почти в центре озера у его северо-западного побережья.

Климат озера Байкал

Далее рассмотрим климатические особенности озера Байкал

(учащиеся отвечают, затем учитель вносит дополнения).

Климат по типу резко континентальный (малоснежные безветренные морозные зимы, жаркое короткое лето), т.е. имеются очень большие годовые и суточные колебания температур воздуха и неравномерное распределение атмосферных осадков по сезонам года. Средняя температура января - 24ºС, июля +15ºС. Зимой регион находится в мощном северо-восточном отроге Сибирского антициклона, летом здесь преобладает полярная воздушная масса. Поэтому в течение года наблюдается большое количество солнечных дней (более 310).

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.

- Откройте учебник: § 39, страница 219. Прочитайте про ветры Байкала. Чем они характеризуются?

(учащиеся отвечают, затем учитель вносит дополнения).

При верховике , так называют северный ветер, дующий из долины реки Верхняя Ангара вдоль озера с севера на юг, стоит солнечная погода, он дует спокойно, без резких порывов, у берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной.

Баргузин - дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Он приносит с собой устойчивую солнечную погоду.

Култук — ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду.

Сарма — самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Он поднимает штормовые волны на Байкале со скоростью до 60 м/с.

Уникальность воды озера.

Воды озера Байкал тоже уникальны.

Задание: Используя текст учебника на стр. 217, определите,что означают данные числа?

336; 1; 40 м; 20%;332.

1.В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки), а вытекает 1 единственная Ангара. И связана с этой рекой красивая легенда:

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках. Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Часто тосковала красавица по воле и свободе. Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила.

Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца? Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Понял, что случилось. Рассвирепел . Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.

Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.

Ответить на вопросы:

2.Итак, сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

Посмотрите на карту и назовите:
Крупнейшую реку, впадающую в Байкал? ( Селенга)

3. Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Важной особенностью, отличающей Байкал от других глубоких озер, является высокая концентрация кислорода в его водах, распространяющаяся до наибольших глубин. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 г солей, т.е. соленость воды равна 0,1 ‰) . В чистоте и прозрачности уникальность воды Байкала!

4. А еще огромным объемом воды. Озеро содержит 20% доступной питьевой воды планеты!

5. Полная смена воды происходит в течение 332 лет.

Итак, запомните что в озеро впадает 336 рек. Самая крупная из них – Селенга.

И лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура -10 - 12 ºС). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июле они тают у берегов. Байкал закован в ледяной панцирь 4-4.5 месяца в году, в северной части - до 6,5 месяцев. Байкальский лед может достигать толщины 2.3 метра.

6. Органический мир озера

- В чем уникальность органического мира озера? (работа с текстом учебника стр.217.)

Древность озера и его длительная изоляция позволили сформироваться уникальному растительному и животному миру Байкала. Общее число эндемичных (нигде, кроме Байкала, не встречающихся) видов животных сейчас приближается уже к 2,5 тысячам.

-Назовите эндемиков озера?

Самый многочисленный обитатель прозрачных байкальских глубин - веслоногий рачок - эпишура . Питаясь мельчайшими планктонными водорослями, бактериями, он является прекрасным фильтром Байкала.

В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр , омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус , около 30 видов бычков - подкаменщиков и др.

Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала — голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 43% жира. Голомянка — единственная в наших широтах живородящая рыба.

Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера,— байкальская нерпа . Она точь - в - точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов.

Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы, красивейшим покровом цветковых растений.

В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурый медведь, лось и другие.

Далее я предлагаю вам немного отдохнуть - угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:

Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

7.Экологические проблемы Байкала и пути их решения.

- С чем связаны экологические проблемы Байкала? (работа с текстом стр. 219)

Человек издавна пользовался природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги – вылавливал рыбу, добывал пушных зверей, вырубал лес, заготавливал кедровый орех, ягоды, лекарственные травы. Поэтому уже в 20 веке уменьшилось количество баргузинского соболя, байкальского осетра, омуля. Тогда люди стали понимать, что даже щедрая байкальская природа не успевает восстанавливаться, если ее нещадно эксплуатировать: взрослых животных и рыб с каждым годом становится меньше из-за перелова, а значит, с каждым годом рождается все меньше молоди.

Интенсивная вырубка лесов в водосборном бассейне Байкала в середине 20 века привела к тому, что реки, несущие воду в Байкал, стали мелеть и засоряться остатками сплавляемого леса, а нерестилища рыб приходить в негодность.

Гораздо более серьезную проблему для байкальских вод и их обитателей представляют населенные пункты на берегу озера – они не имеют очистных сооружений для хозяйственно-бытовых стоков. Прямо на берегу озера располагаются десятки сталелитейных заводов, фармацевтических фабрик, целлюлозно-бумажных заводов.

На реке Ангаре была построена Иркутская ГЭС, тем самым было подпружено озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Продукты топливной переработки и бытовые отходы от водного транспорта, которого с каждым годом становится все больше, ухудшают качество воды. Туристы и отдыхающие, приезжая на Байкал, вытаптывают растительный покров, рубят деревья, оставляют пищевые отходы, стекло, пластик, рубят деревья, выбрасывают в Байкал моющие вещества, мусор и остатки пищи – все это приводит к развитию болезнетворных микроорганизмов в прибрежной воде.

- Ребята, какие бы вы в связи со всем выше сказанным об экологической обстановке Байкала предложили бы природоохранные мероприятия?

Природоохранные мероприятия были уже произведены:

В 20 веке вокруг озера Байкал были созданы заповедники и национальные парки, на территории которых ограничивалась хозяйственная деятельность человека. На самом побережье озера находятся 3 заповедника: Байкало-Ленский, Баргузинский, Байкальский.

Для восстановления количества омуля был введен запрет на его вылов сроком 10 лет – численность популяции восстановилась, и в настоящее время вылов этой рыбы равен 2 – 3 тысячам тонн в год.

3. Из-за почти полного истребления байкальского осетра был введен запрет на его промысел. Поскольку осетр созревает и растет медленно, то запрет этот действует уже более 50 лет, до настоящего времени.

4. Запрещена вырубка леса в прибрежной полосе, прекращен сплав леса по Байкалу и произведена расчистка русел рек и берегов от затонувшей древесины.

Необходимые природоохранные мероприятия:

Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озер и рек, впадающих в Байкал.

Поднять экологическую культуру населения.

Завершить мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб достоянием народа стал

Славное море – священный Байкал?

Итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты?

Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в третьей колонке.

6. Этап закрепления новых знаний.

1. Как буряты называют озеро Байкал? (Байгал – далай)

2. Сколько лет Байкалу? (около 25 млн.)

Объясните огромную глубину озера. (Байкал находится в тектоническом разломе)

Как называется самая крупная река, впадающая в озеро? (Селенга)

Как называется ураганный ветер на Байкале? (Сарма)

Сколько рек вытекает из озера? (одна – Ангара)

Почему летом вода в озере холодная? (на нагрев воды необходимо много энергии (большая глубина и объем воды).

Почему вода в озере прозрачная? (озеро очищают живые организмы – планктон)

Чем уникален Байкал? (самое древнее озеро, самое глубокое, самое прозрачное озеро, уникальный органический мир – 70% обитателей озера - эндемики, содержит 20% питьевой воды планеты)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе озера Байкал.

Оборудование : Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор.

Рабочее место ученика : раздаточный материал в виде таблицы для заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с незавершенным текстом.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами технологии критического мышления.

Форма проведения урока: Путешествие по Байкалу.

Планируемые результаты:

личностные УУД: развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

метапредметные УУД формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; организовывать выполнение задания по предложенному плану;

предметные: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.

План – конспект урока
Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель приглашает детей в путешествие по просторам России, просит вспомнить об изученных природных районах европейской части страны.

2. Постановка цели, задач урока.

Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири.

-Запишите тему урока в тетрадь.

3. Где находится это уникальное озеро? Покажите на карте и определите его географическое положение?

Байкал расположен на юге Восточной Сибири, протягиваясь на сотни километров в форме рождающегося полумесяца. Байкал вытянулся, с юго-запада на северо-восток. Географические координаты 52-56 с.ш, 105-110 в.д. Озеро находится в котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками.

Чтобы лучше вы представили особенность озера, я поделюсь уникальными снимками.

Фоторяд о Байкале. СЛАЙДЫ

1.Что вы до сегодняшнего урока знали о Байкале?
2.Что нового вы хотели бы узнать на уроке? (ученики высказывают свои пожелания).

1. История изучения оз. Байкал.

2. Происхождение и геологическое строение .
3. Климат.
4. Воды.
5. Живые организмы.

6. Охрана оз. Байкал.

— Это и есть план нашего урока.

3. Изучение нового материала.

Организация работы в группах.

— Действительно, сегодня мы с вами узнаем, в чем заключается уникальность озера Байкал. Для этого класс разделен на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем.

1 группа – историки и геологи

2 группа – климатологи и гидрологи

3 группа – зоологи и ботаники.

4 группа – экологи.

— Все группы специалистов получают карточки с инструкцией по программе изучения своей проблемы, Приложение 1 и работаете с материалами учебника, источниками дополнительной информации, Приложение 2, картами в течение 5-7 минут. По окончании работы представитель от группы выступает с отчетом.

Работа в группах (5-7 минут).

Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 5-7 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.

— Слово предоставляется специалистам групп. Остальные учащиеся выполняют краткие записи учебного материала.

1 блок Ответы учащихся 1 группы - историки и геологи

— Послушаем наших историков. История изучения Байкала.

1. Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера?

2.Когда впервые на берегах озера появились русские?

4.Кто из ученых занимался изучением Байкала? (Перечислить фамилии ученых).

— Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала? Приглашаю специалиста от группы геологов.

1.Определите возраст котловины озера Байкал.

2.Какие очертания имеет озеро, почему?

3.Почему озеро является самым глубоким в мире (глубина озера максимальная, средняя)?

4.Каков характер берегов озера?

5.Какими породами сложены берега?

6. Какие острова находятся в озере? (названия)

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тыс. лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое строение. СЛАЙД

— Глубокая котловина Байкала окаймлена живописными горными хребтами: Баргузинский, Хамар-Дабар, Приморский, Байкальский.

2 блок — Ответы учащихся 2 группы – климатологи и гидрологи

— Каков климат на Байкале? На этот вопрос я приглашаю специалиста от группы климатологов.

1.Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

2.Какие местные ветры возникают на озере? (названия, особенности). СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)

Климат на Байкале умеренный резко континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -24С, а на побережье теплее градусов на десять: -14-17С. А лето на берегах озера прохладнее (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода), +15С – средняя температура июля. Таким образом, воды озера заметно смягчают континентальность климата побережья. Самый теплый месяц на берегах озера – август, наиболее холодный – февраль.

Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводят к возникновению сильных ветров. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному: баргузин, или верховик, култук, сарма, ангара

Иногда на Байкале возникают бури, продолжающиеся несколько дней.

Эти ветры и штормы доставляют немало неприятностей судам и рыбакам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

— Погода на Байкале меняется не только в течение сезона, суток, но даже за час.

— Настало время физкультминутки. Выполняем упражнения со мной.

На Байкале красота …………(руки вперед)

Посмотри туда……………… (руки к плечам, поворот влево — вправо)

Наклонились вниз к ногам… (руки на пояс, наклоны вперед)

Потянулись к небесам……… (руки вверх, вращение кистей рук)

Над Байкалом чайки кружат,
Полетим за ними дружно…… (руки на пояс)
Брызги пены, шум прибоя….. (ходьба на месте)
Над Байкалом — мы с тобою!

Тихо сели на песок………….. (сели за парту)

И продолжили урок

— Об уникальности воды озера Байкал, мы послушаем специалиста от группы гидрологов.

В чем уникальность воды Байкала?

Прозрачность воды (сколько метров?)

Химический состав воды (сколько содержится солей).

Реки, впадающие в озеро (указать количество рек, назвать самые крупные).

Река, вытекающая из озера (сколько их, название).

Воды озера имеют сине-зеленый цвет и чрезвычайно прозрачны: в тихую погоду можно видеть лежащие на его глубине 10-15 м камни и заросли водорослей, а опущенный в воду белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров Всем понятно, если вода прозрачная, значит – чистая! (Приложение 4).

Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей, что может использоваться вместо дистиллированной. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой “ледяной” воде растворенных солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая соленость делает воду лечебной.

Так почему же вода в озере такая чистая и такая мягкая? В первую очередь потому, что Байкал собирает свои воды с большой, почти незагрязненной территории, покрытой густыми лесами. Кроме того, здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение и большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод. Озерные берега сложены твердыми кристаллическими породами, при выветривании образующими песок и почти не дающими примесей в воду.

Специалисты утверждают, что своей исключительной чистотой Байкал обязан главным образом микроскопическим растениям, которые выделяют в воду Байкала более 10 млн. тонн кислорода и создают за год около 4 млн. тонн органических веществ. Все это является основой питания мельчайших животных – зоопланктона.

К тому же у Байкала оказались свои “санитары” — рачки Эпишура, которые больше нигде в мире не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими “цветение” воды.

3 блок –Ответы учащихся 3 группы — зоологи и ботаники.

— О фауне и флоре озера Байкал нам расскажет специалист группы зоологов и ботаников.

СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)

1. В чем состоит уникальность органического мира Байкала? В чем уникальность фауны озера Байкал?

2.Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

3.Чем уникальна рыба голомянка?

4.Каков тип растительности Прибайкалья?

Свыше 2500 видов животных, из них 82 % — эндемики.

По сравнению с другими водоёмами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причём очень многих из них можно встретить только здесь. Байкал замечателен также своей уникальной флорой и фауной. Более 1300 видов различных животных и почти 600 видов водных растений обитают в его водах. Подобного разнообразия нет ни в каком другом озере. 82 % видов животных, обитающих в открытых водах озера, эндемичны, т.е. нигде кроме Байкала, не встречаются. Для озера особенно характерны байкальская нерпа, омуль, бычки-подкаменщики, глубинная живородящая рыбка голомянка; здесь насчитывается 300 видов инфузорий, 240 видов небольших рачков-бокоплавов, 84 вида различных моллюсков, 52 вида рыб – сиговых, лососевых, частиковых.

4 блок – Ответы учащихся 4 группы — экологов. СЛАЙД (по ходу рассказа ученика)

1.В чем значение озера Байкал для человека и для природы? (Ресурсы Байкала)

2.Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

3.Каковы пути решения проблем Байкала? (Ваши предложения по охране, бережному отношению к природе Байкала).

4. Какой статус имеет озеро в настоящее время?

Уникальное по своей природе озеро Байкал имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая, прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.

В 1996 году Байкал был объявлен территорией Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкальском регионе 5 заповедников, 3 национальных парка, 25 заказников, более 200 памятников природы и других уникальных объектов.

4. Заключительная часть урока

Решаемая учебная задача: найти в тексте несоответствия

В озеро впадает 336 рек, а вытекает только две – Ангара и Лена. Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно исчезнувших времен.1/2 организмов озера эндемичны, то есть не встречаются больше нигде. Наиболее интересные эндемики Байкала – ехидна, утконос, байкальский тюлень и голомянка.

Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 12 веке. Изучением Байкала занимались многие крупные ученые И. Д. Черский, И. Г. Гмелин, Паллас П. С., В. А. Обручев, Л. С. Берг. Но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала.

Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен в штормах. Особенно свиреп ветер сарма. Он налетает с юго-востока со скоростью более 30 км/ч и сметает все на своем пути. К местным ветрам относятся также баргузин, верховик, култук.

Старейшим заповедником Байкала является Байкальский, созданный в 1916 году. Однако понятно, что Байкал – природная святыня России – это не только уникальное природное явление мирового масштаба, но и мощный хозяйственный комплекс. Сооружение Иркутской ГЭС, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, различных промышленных предприятий в Улан – Удэ и Иркутске положительно влияет на природу Байкала.

5. 1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью, каких источников информации вы достигли поставленных целей?

1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
2. На воде Байкала все люди Земли могут прожить 40-50 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.

В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды.


Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека.

Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров.

Цвет воды зависит от присутствия взвешенных частиц, от глубины, состояния неба, облачности, высоты солнца и т.д.. В открытом Байкале вода синего цвета, вблизи берегов – голубовато- серая или зеленоватая.

В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки), а вытекает одна единственная Ангара.

Уникален и неповторим органический мир Байкала. Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину (продух) для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час.

Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов.

На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят - хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895-1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.

Конспект урока географии в 8 классе

Цель урока: ученики смогут объяснить причины, по которым озеро Байкал относят к уникальным объектам природы

узнают о геологических, климатических условиях Байкала

выявят взаимосвязь между особенностью геологического строения и уникальностью воды озера, его флорой и фауной

опишут экологическую ситуацию на Байкале, выявят причины её ухудшения, предложат свои способы улучшения ситуации

Средства обучения: физическая карта России, атласы, м/ медийная презентация, информационные материалы для учащихся, маршрутный лист урока, рабочий лист урока

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология урока: проблемное обучение

Методы урока: проблемный диалог, частично-поисковый метод

Организация деятельности учащихся; работа в парах, работа в группах

Организационный момент, мотивация учащихся

Мы продолжаем знакомство с крупнейшим регионом России – Восточной Сибирью, а вот о чём будем говорить на сегодняшнем уроке узнаем, если ответим на вопросы:

-коренные народы, живущие на берегах водоема, считают его священным обряды поклонения его духам проводят при помощи шаманского бубна

- священную воду этого водоема можно пить без очистки, в нем заключено 90 0/0 всей пресной воды России


А что вы хотите узнать о Байкале?

-происхождение озера план урока

-особенности климата на доске (по ходу

-мировое значение озера, экологическая ситуация на Байкале

Говоря о вышеобозначенном, какую цель мы будем преследовать на уроке? (понять, почему Байкал называют жемчужиной Сибири).

А для того, чтобы это понять, нам надо ответить на вопрос: в чем заключается уникальность Байкала?

Искать ответ будем, используя все информационные материалы, которые у вас на партах, двигаясь по маршрутному листу и заполняя рабочий лист урока.

Видеосюжет дал нам несколько подсказок, чтобы ответить на главный вопрос урока, но начнем мы с …… определения географического положения Байкала.

маршрутный лист пункт 1

4 минуты- подготовка, обсуждение

Проблема максимальная глубина озера в 2008 году составляла 1680 метров, сейчас- 1637, почему произошли изменения?

Логичен вопрос, а каково происхождение озера? (маршрутный лист пункт 2)

4 минуты- подготовка, обсуждение

Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться.

Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Я живу у Байкала ,

Может быть, потому

Гимн байкальским ветрам , восхищаясь, пою.

Всемогущим дыханьем из тёмных глубин

Волны вновь поднимает седой баргузин.

Баргузин – что это? Мы ответим на этот вопрос, когда выясним климатические особенности Байкала

маршрутный лист пункт 3

Огромная водная масса озера медленно нагревается летом и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает. В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 — 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.

Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название. Почему же ветра все столь разные?

Они возникают в результате резких различий в температурах воздуха над озером и окружающими прибрежными районами, часто возникают перепады атмосферного давления, сопровождаемые сильными ветрами то с озера на берег, то с берега на озеро.

Все ветры вызывают сильные горизонтальные течения, способствуя сильному перемешиванию вод, обогащая кислородом. Это создает благоприятные условия для жизни организмов.

С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.

В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды.

Проблема в чем уникальность байкальской воды?

маршрутный лист пункт 4

Что означает слово ЭНДЕМИК? Подберите к нему синоним (уникальный)

маршрутный лист пункт 5

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа .

Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем . Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет.

Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление - массовый выход на берега бурых медведей , целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник.

Попробуем ответить на главный вопрос нашего урока? Итак, в чем же заключается уникальность озера Байкал?

Почему же Байкал называют жемчужиной Сибири?

Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Это озеро - неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России.

Вокруг Байкала расположено три заповедника, два национальных парка, создан лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук России. Значит ли это,что у озера и его окрестностей нет экологических проблем?

Какие экологические проблемы существуют у Байкала? Как их решить? Обсудите в группе и предложите свой вариант улучшения экологии Байкала

маршрутный лист пункт 6

ДОПОЛНИТЕЛЬНО Работая в группах, отгадайте кроссворд. Та группа, которая первой и правильно отгадает кроссворд – победит.

Читайте также: