Конспект урока запись вспомогательных алгоритмов на языке паскаль 9 класс босова

Обновлено: 03.07.2024

Предмет Информатика. Класс 9. Автор УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю.Базовый уровень. Тема урока Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Количество часов на тему 1(8) . Урок1.

Обучить учащихся записи вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

Познакомить учащихся с понятиями вспомогательный алгоритм, подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция.

познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде процедуры;

познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде функции;

Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе

Воспитывать представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Предметные: Дать учащимся представление о подпрограммах и возможностях их использования. Показать на примерах механизм реализации подпрограмм с помощью процедур, формирование представления об основных изучаемых понятиях.

Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

умение планировать свою деятельность. определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану ,выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели

анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии по созданию программ на языке программирования Паскаль, поиск наиболее эффективного способа решения задачи.

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция.

1. Компьютеры 2. Язык программирования Паскаль ABC. 2. Экран, мультимедийный проектор, 3.Локальная сеть

Использование ИКТ на разных этапах урока

Результат использования технологии

- Повышение мотивации к учению, интереса к предмету,

- повышение эффективности обучения, рациональной организации и оптимизации познавательной деятельности в ходе учебного процесса,

- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, умение применять ИТ в своей учебной деятельности,

- формирование творческих исследовательских качеств,

- успешная самореализация выпускников.

- Интеграция школы в мировое образовательное пространство;

- Разностороннее развитие обучаемого;

I этап. Для организационного начала урока и на этапе активизации знаний: организация различных опросов, тестов, что способствует привлечению внимания учащихся к теме урока.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.

II этап. На этапе приобретения новых знаний компьютер может выступать в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

III этап. На этапе закрепления материала лабораторно-практическая работа даёт возможность самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать

необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль (9 класс, урок 48, учебник Босова Л.Л.). На уроке происходит знакомство с процедурами и функциями.

Планируемые образовательные результаты: — предметные – представления о способах записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль; — метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; — личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

ЗАПИСЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ НА ЯЗЫКЕ Паскаль НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ЗАПИСЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ НА ЯЗЫКЕ Паскаль

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Ключевые слова подпрограмма процедура функция рекурсивная функция

Ключевые слова

Подпрограммы

Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм .

Структура описания подпрограммы аналогична структуре главной программы. Описание подпрограммы начинается с заголовка и заканчивается оператором end.

Подпрограмма

Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.

Выходные параметры

Для вызова процедуры достаточно указать её имя со списком фактических параметров.


b then a:=a-b else b:=b-a; c:=a end; " width="640"

Алгоритм Евклида

Алгоритм Евклида

Процедура для нахождения НОД

procedure nod (a, b: integer; var c: integer);

if ab then a:=a-b else b:=b-a;

Варианты вызова процедуры в качестве параметров-значений использованы константы nod (36, 15, z) nod ( x , y , z) в качестве параметров-значений использованы имена переменных nod ( x + y , 15, z) в качестве параметров-значений использованы выражение и константа ! Между фактическими и формальными параметрами должно быть полное соответствие по количеству, порядку следования и типу.

Варианты вызова процедуры

в качестве параметров-значений

в качестве параметров-значений

использованы имена переменных

nod ( x + y , 15, z)

в качестве параметров-значений

использованы выражение и константа

Между фактическими и формальными параметрами должно быть полное соответствие по количеству, порядку следования и типу.


b then a:=a-b else b:=b-a; c:=a end; begin x:=m[1]; for i:= 2 to 6 do begin y:=c[i]; nod (x, y, z); x:=z end ; writeln ( 'НОД=', nod ) end . Заголовок главной программы Описание констант Раздел описания переменных Раздел описания подпрограммы Раздел описания операторов главной программы " width="640"

Программа с процедурой

program n_20;

const m: array [1..6] of integer =(16, 32,

var i: integer;

procedure nod (a, b: integer;

if ab then a:=a-b else b:=b-a;

for i:= 2 to 6 do

writeln ( 'НОД=', nod )

Заголовок главной программы

Описание констант

Раздел описания переменных

Раздел описания

подпрограммы

Раздел описания операторов

главной программы

Функции Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции. Перечень формальных параметров и их типов function (): ; begin ; := end; Тип результата В блоке функции обязательно должен присутствовать оператор :=. ! Для вызова функции её имя со списком параметров можно в любом выражении, в условиях, в операторе write главной программы.

Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

Перечень формальных параметров и их типов

Тип результата

В блоке функции обязательно должен присутствовать оператор :=.

Для вызова функции её имя со списком параметров можно в любом выражении, в условиях, в операторе write главной программы.


y then max:=x else max:=y; end; begin readln (a, b, c, d); f:= max(max(a, b), max(c, d)); writeln ('f=', f); end. Заголовок главной программы Описание переменных Раздел описания подпрограммы Раздел операторов главной программы " width="640"

Функция поиска максимального из 2-х

program n_20;

var a, b, c, d, f: integer;

function max (x, y: integer): integer;

if xy then max:=x else max:=y;

f:= max(max(a, b), max(c, d));

Заголовок главной программы

Описание переменных

подпрограммы

Раздел операторов

Последовательность Фибоначчи В январе Саше подарили пару новорождённых кроликов. Через два месяца они дали первый приплод - новую пару кроликов, а затем давали приплод по паре кроликов каждый месяц. Каждая новая пара также даёт первый приплод (пару кроликов) через два месяца, а затем - по паре кроликов каждый месяц. Сколько пар кроликов будет у Саши в декабре? Числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, … образуют так называемую последовательность Фибоначчи , названную в честь итальянского математика, впервые решившего соответствующую задачу ещё в начале XIII века.

Последовательность Фибоначчи

В январе Саше подарили пару новорождённых кроликов. Через два месяца они дали первый приплод - новую пару кроликов, а затем давали приплод по паре кроликов каждый месяц.

Каждая новая пара также даёт первый приплод (пару кроликов) через два месяца, а затем - по паре кроликов каждый месяц. Сколько пар кроликов будет у Саши в декабре?

Числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, … образуют так называемую последовательность Фибоначчи , названную в честь итальянского математика, впервые решившего соответствующую задачу ещё в начале XIII века.


= 3 . " width="640"

Математическая модель

Пусть f(n) количество пар кроликов в месяце с номером n .

По условию задачи:

f (1) = 1,

f (2) = 1,

f (3) = 2 .

Из двух пар, имеющихся в марте, дать приплод в апреле сможет только одна: f (4) = 3 .

Из пар, имеющихся в апреле, дать приплод в мае смогут только пары, родившиеся в марте и ранее:

f (5) = f (4) + f (3) = 3 + 2 = 5 .

f(n)= f(n –1)+ f(n – 2), n = 3 .

Функция function f (n: integer): integer; begin if (n=1) or (n=2) then f:=1 else f:=f(n-1)+f(n-2) end; Полученная функция рекурсивная - в ней реализован способ вычисления очередного значения функции через вычисление её предшествующих значений.

function f (n: integer): integer;

if (n=1) or (n=2) then f:=1

else f:=f(n-1)+f(n-2)

Полученная функция рекурсивная - в ней реализован способ вычисления очередного значения функции через вычисление её предшествующих значений.

Самое главное Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм . В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных. Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

Самое главное

Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм . В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции.

Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.

Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

Вопросы и задания

Напишите программу перестановки значений переменных a, b, с в порядке возрастания, т. е. так, чтобы a . Используйте процедуру swap .

procedure swap (var x, y: integer);

var m: integer;

b egin

Исходные данные вводятся с клавиатуры.

Для чего используются подпрограммы?

В чём основное различие процедур и функций?

Напишите программу вычисления наименьшего общего кратного следующих четырёх чисел: 36, 54, 18 и 15.

Используйте процедуру вычисления наибольшего общего делителя двух чисел.

Напишите функцию, вычисляющую площадь треугольника по целочисленным координатам его вершин.

С помощью этой функции вычислите площадь четырёхугольника по координатам его вершин.

Видоизмените программу сортировки массива выбором так, чтобы в ней использовалась процедура выбора наибольшего элемента массива.

Напишите программу поиска наибольшего из четырёх чисел с использованием подпрограммы поиска наибольшего из трёх чисел.

Напишите функцию, вычисляющую длину отрезка по координатам его концов. С помощью этой функции напишите программу, вычисляющую периметр треугольника по координатам его вершин.

Напишите программу вычисления выражения:

Используйте функцию вычисления факториала.

Напишите программу вычисления выражения:

s = x 3 + x 5 + x n ,

где x и n вводятся с клавиатуры.

Используйте функцию вычисления степени.

Пример входных данных

Пример выходных данных

Опорный конспект Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм . Подпрограмма Функция Процедура Подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции. Подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.

Опорный конспект

Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм .

Подпрограмма

Подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика 9 класс

Учитель: Тимофеева И.В., МБОУ СОШ №2 г. Лобня

Тема урока: Реализация алгоритмов ветвления на языке Паскаль.

Обучающая: закрепление умения составлять программы с использованием структуры условного оператора, выявить пробелы в знаниях учащихся и способствовать их устранению, стимулировать интерес учащихся к программированию.

Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти, познавательных интересов, навыков работы за компьютером.

Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на этом уроке.

Пусть девизом нашего урока будут слова: Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость,

А умело применять – великое искусство.

Определение темы и целей урока.

Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю разгадать два ребуса. (Программирование, условие).

Какова же тема урока? (Ответы учащихся)

Какие цели перед собой поставим? (ответы учащихся)

Актуализация опорных знаний.

Скажите, пожалуйста, что необходимо знать для написания программы на языке программирования? (Структуру программы, основные операторы).

Давайте вспомним, какие служебные слова необходимы для создания программы? Работа в парах: разгадать кроссворд.

Для решения задач сегодня нам потребуются так же знание и математических функций. Давайте их вспомним. ( C ам. работа с взаимопроверкой)


В данном видеоуроке рассматривается запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль с помощью процедур, а также применение процедур при решении задач.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры"

· Какие существуют инструменты для записи вспомогательных алгоритмов в языке паскаль?

· Что такое процедуры, и как они записываются?

· Применение процедур при решении задач.

Ранее мы изучили метод последовательного конструирования алгоритмов, при котором алгоритм последовательно разбивается на отдельные подзадачи, пока они не станут понятны исполнителю. А также мы узнали, что решение отдельных подзадач бывает удобно оформить в виде вспомогательных алгоритмов. Вспомним, что вспомогательным называется алгоритм, который целиком использован в составе другого алгоритма. Сегодня мы начнём применять эти знания при написании программ на языке Pascal.

Какие же инструменты есть в языке Pascal для записи вспомогательных алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы в языке Pascal записываются с помощью подпрограмм. Подпрограмма – это именованная последовательность команд. Подпрограммы записываются между разделом описания переменных и телом основной программы в любом удобном порядке. Подпрограммы имеют схожую с основной программой структуру.

В языке Pascal есть два вида подпрограмм: процедуры и функции. Сегодня мы узнаем, что такое процедура и как она записывается на языке Паскаль.

Процедурой называется подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров. То есть такая подпрограмма может принять на ввод одну или несколько переменных, и по выполнении команд вернуть одну или несколько переменных.

Схема работы процедуры

Процедуры записываются следующим образом… В начале идёт служебное слово Procedure, и через пробел указывается имя процедуры. Имя процедуры не должно совпадать с именем программы или переменных, остальные требования те же, что и к имени программы, то есть оно может содержать от 1 до 255 цифр, букв латинского алфавита и знаков подчёркивания, и должно начинаться с буквы латинского алфавита или знака подчёркивания. После имени процедуры в круглых скобках, как в разделе описания переменных, перечисляются сначала входные параметры с указанием типа, затем после служебного слова var перечисляются выходные параметры с указанием типа. В конце строки ставится точка с запятой. Если необходимы промежуточные переменные, то строкой ниже записывается раздел описания переменных процедуры, который, как и в основной программе, начинается со слова var. Далее, между служебными словами begin и end, следует тело процедуры. В данном случае после служебного слова end ставится точка с запятой.

Схематичная запись процедуры

Для вызова процедуры в основной программе достаточно записать имя процедуры, после которого в круглых скобках перечислить входные и выходные параметры. В качестве входных параметров могут быть заданы как названия переменных, так и константы.

Схематичная запись вызова процедуры

Важно при этом: точно соблюдать порядок записи параметров, он должен быть таким же, как и в заголовке процедуры. А также важно точно соблюдать соответствие типов. То есть если в процедуре вторым параметром указана переменная типа integer, то при вызове вторым параметром также должна быть переменная типа integer, или целочисленная константа в пределах, соответствующих данному типу.

Задача: Три прямых на координатной плоскости заданы коэффициентами своих уравнений вида y = kx + b, при этом они образуют треугольник. Найти координаты вершин данного треугольника.

Построим математическую модель. Очевидно, что три прямые на координатной плоскости образуют треугольник, если никакие две из них не совпадают и не параллельны друг другу. А вершинами данного треугольника будут точки пересечения данных прямых. При этом, если прямые параллельны или совпадают, то коэффициенты k их уравнений будут равны. То есть, чтобы три прямые образовали треугольник, коэффициенты k их уравнений не должны совпадать.

Посмотрим, как же найти точку пересечения двух прямых. Для этого достаточно решить следующую систему уравнений. Где k1 и b1 – соответствующие коэффициенты первого уравнения, а k2 и b2 – второго.

Вычтем из первого уравнения второе и получим уравнение, из которого нам остаётся лишь выразить x, теперь остаётся лишь известную координату x подставить в любое из уравнений, допустим в первое, и получить координату y.

Составим блок-схему алгоритма решения задачи, при этом обозначим через k1, k2, k3 и b1, b2, b3 коэффициенты уравнений соответствующих прямых, а через xa, xb, xc, ya, yb, yc – соответствующие координаты вершин A, B и C. В качестве вспомогательного алгоритма оформим нахождение координат точки пересечения двух прямых.

Блок-схема алгоритма решения задачи


Исходный код основной программы

Между служебными словами begin и end запишем тело процедуры. Оно будет содержать всего две команды – расчёты координат точек по формулам, которые мы вывели в математической модели.

Исходный код процедуры нахождения координат точки пересечения прямых

Придумаем несколько тестов для программы. Для примера возьмём уравнения прямых и сразу же построим их графики. y = 4x, y= –3x + 7, и y=x/2. Построив данные прямые на координатной плоскости, мы можем определить, что вершинами треугольника, который образуют прямые, являются точки с координатами 0;0, 1;4 и 2;1.


Придумаем ещё один тест при котором прямые не образуют треугольник. Для этого зададим две параллельные прямые с уравнениями: y = 4x и y = 4x – 10, и ещё одну прямую с уравнением y = x.

Введём данные из первого теста в программу… Координаты точек, которые вывела программа, совпадают с координатами, полученными на графике.


Результат работы программы по первому тесту

Результат работы программы по второму тесту

Важно запомнить:

· Вспомогательные алгоритмы на языке Pascal записываются в виде подпрограмм.

· Подпрограмма – это именованная последовательность команд.

· Подпрограммы в языке Pascal делятся на процедуры и функции.

· Процедура – это подпрограмма, которая имеет произвольное количество входных и выходных параметров.

Мы научились оформлять вспомогательные алгоритмы в виде процедур и использовать их при решении задач.

метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) напомнить сущность понятия вспомогательного алгоритма, ввести понятие подпрограммы;

2) познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде процедуры;

3) познакомить с правилами оформления подпрограммы в виде функции;

4) познакомить с примером рекурсивной функции.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль”.

Особенности изложения содержания темы урока

Данная тема имеет повышенный уровень сложности. Ее рассмотрение может быть проведено в ознакомительном порядке или вообще отложено для дальнейшего изучения в 10-11 классах. Наиболее подготовленным ученикам можно предложить самостоятельно разобраться в готовых текстах программ.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в тексте параграфа

1. Задание в конце пункта 2.4.1 (с. 91).

а) Результат работы программы НОД = 3.



б) Десять целых двузначных чисел задаются случайным образом.


2. Первое задание в пункте 2.4.2 (с. 92).




3. Второе задание в пункте 2.4.2 (с. 93). Программа, вычисляющая и выводящая на экран 10 первых членов последовательности Фибоначчи.


Задания в учебнике (после параграфа)

№ 4. Наименьшее общее кратное (НОК) двух целых чисел m и n есть наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка.

НОД(m, n) и НОК(m, n) связаны соотношением:

НОД(m, n) ∙ НОК(m, n) = m ∙ n.




№ 6. Возможный вариант решения задачи.




№ 8. Здесь нет явных ограничений на х и n. В связи с этим может возникнуть потребность в типе longint.

Читайте также: